Собственность на природные ресурсы РФ : проблемы и перспективы
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 01.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ТЭК РФ: проблемы собственности и государственного регулирования
1.1.Состояние топливно - энергетического комплекса
1.2.Реформирование топливно-энергетического комплекса
Глава 2. Проблемы собственности: регулирование отношений недропользования
2.1.Мировая практика недропользования
2.2.Спецификация прав собственности в нефтяном секторе экономики
2.3. Особенности государственного регулирования ТЭК и предложения по его совершенствованию
Заключение
Приложения
1.Краткая характеристика компаний
ОАО «Лукойл»
ОАО «Сургутнефтегаз»
2.Динамика развития компаний
Список литературы
В России в целом платежи за пользование недрами, по некоторым оценкам, составляют в среднем 8,2% стоимости добытой нефти, что в 1,5-2,5 раза ниже мирового уровня. На природную ренту приходится около 70% национального дохода России. В федеральном бюджете доля платежей за пользование природными ресурсами составила: в 2002г.- до 8,6% доходов бюджета, в 2003г.- 7,6%, в 2004г.- 10,2%, в 2005 г. – 9,5%, в 2008 г. – уже 12,1%, в 2009 г. – 11,1%.Цель государства - разработать такую систему, позволяющую получить максимальный доход с компаний, осваивающих месторождения, сохраняя при этом их инвестиционную привлекательность. Предприятия ТЭК, помимо общих налогов и сборов, платят и специальные налоги, взимаемые с недропользователей - акцизы на отдельные виды минерального сырья и налог на добычу полезных ископаемых. По каждому их виду предусматривается единая ставка налога, в то время как до 2002г. ставки дифференцировались в зависимости от горно-геологических и экономико-географических показателей месторождения и устанавливались в лицензии.Следует также обратить внимание на природную ренту и ее использование государством. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, следует определить что кроется под определением ренты. Рента - это добавочная прибыль, или так называемая сверхприбыль.Возникает она благодаря функционирующему капиталу, использующему выгодные природные ресурсы. И, в конце концов, эта добавочная прибыль выплачивается собственнику ресурсу (государству) как арендная плата, или рента. Государство неэффективно использует рентные платежи, чрезмерно уступая право на природную ренту частным компаниям. Роль рентных платежей выполняют налоги, рассчитываемые на основе результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Существует необходимость совершенствования механизмов установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Налогооблагаемой базой может служить не только стоимость или количество добытого сырья, но и изменение стоимости месторождения на начало разработки и в конце эксплуатации месторождения. Следует производить переоценку стоимости месторождения, тогда в случае применения неэффективных технологий добычи природных ресурсов и истощения месторождения его стоимость значительно снизится по сравнению с первоначальной, и добывающие компании вынуждены будут платить налог не только за количество добытого сырья, но и за нанесенный месторождению ущерб. Если при эксплуатации месторождения удастся выявить дополнительные ископаемые ресурсы, стоимость его возрастет, что будет стимулировать добывающие предприятия расширять геологоразведочные работы на выделенном для разработки участке. Для уменьшения влияния добывающих компаний оценка стоимости месторождений должна быть независимой и квалифицированной.Рассматривая действующее законодательство о ТЭКе, следует отметить, что наиболее важными законами, регулирующими поведение предприятий отрасли, являются закон «О недрах» и «Соглашение о разделе продукции». Но именно эти законы более целесообразно изучать с позиции рассмотрения собственности недр, и связанные с ними проблемы собственности комплекса в целом.ЗаключениеКак известно, топливно-энергетический комплекс в качестве объекта реформирования не обделен вниманием. До сих пор реформенные преобразования в этом комплексе вызывают особый интерес. Именно в связи с этим я попыталась выявить проблемы, связанные с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, и возможные пути их решения. Таким образом, в России пока еще не создана единая правовая система, регулирующая деятельность ТЭК в целом, отдельных его отраслей и естественно предприятий, входящих в этот сектор экономики.Для того, чтобы этот комплекс приблизился к уровню мировых стандартов, необходимо разработать еще не один закон для создания мощной опоры функционирования ТЭК России. Если в электроэнергетике уже действует ряд законов, создающих условия для развития конкурентных рынков, то в нефтяной, газовой отраслях ощущается недостаток регламентирующих норм.Приложения1.Краткая характеристика компанийПеред нами стоит задача проанализировать деятельность крупнейших компаний нефтяной отрасли, которая в свою очередь играет очень важную роль во всем топливно-энергетическом комплексе России в целом. Рассмотрев множество компаний, входящих в нефтяной сектор, для сравнения я выбрала две крупнейшие вертикально интегрированные компании нефтяной отрасли России: ОАО «Лукойл» и ОАО «Сургутнефтегаз». Для подтверждения значимости этих компаний я сочла целесообразным привести краткую их характеристику.ОАО «Лукойл»ЛУКОЙЛ – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США. ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти. По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти Компании составляли 13 696 млн барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд фут3, что в совокупности составляет 17 504 млн барр. н.э. В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке. В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения Компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты – Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане. ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ – в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 45,1 млн т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45%-я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). Совокупная мощность зарубежных НПЗ Компании составляет 26,4 млн т/год нефти. В 2009 году на НПЗ Компании (с учетом долей в переработке на комплексах ISAB и TRN) было переработано 62,70 млн т нефти, в том числе на российских – 44,46 млн т. В 2008 году в рамках реализации Программы стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «ЛУКОЙЛ» был создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанций на месторождениях в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и Украине. Общая выработка электрической энергии организациями сектора в 2009 году составила около 14,7 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии – 16,9 млн Гкал. В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста денежных потоков и акционерной стоимости Компании. По состоянию на начало 2010 года сбытовая сеть Компании охватывала 26 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывала 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн м3 и 6 620 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).ОАО «Сургутнефтегаз»Нефтегазодобывающая компания «Сургутнефтегаз» - одно из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России. На его долю приходится около 13% объемов добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями России.На протяжении многих лет предприятие является лидером отрасли по разведочному, эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию новых добывающих скважин.На предприятии создан первый в России полный цикл производства, переработки газа, выработки на его основе собственной электроэнергии, получения готового продукта и сырья для нефтехимии. 59 структурных подразделений предприятия осуществляют весь комплекс работ по разведке и разработке месторождений, по строительству производственных объектов и трубопроводов, по обеспечению экологической безопасности производства и по автоматизации производственных процессов. Одним из значимых конкурентных преимуществ предприятия является наличие в его составе мощных сервисных подразделений, которые обеспечивают высокую эффективность внедрения передовых технологий нефтегазодобычи. Нефть поставляется как на российские нефтеперерабатывающие заводы, так и за рубеж - в страны СНГ и Западной Европы2.Динамика развития компанийДобыча нефти группой «ЛУКОЙЛ» (с учетом доли в добыче, осуществляемой зависимыми организациями) в 2009 году составила 97 615 тыс. т (1 972 тыс. барр./сут). Среднесуточная добыча нефти выросла на 2,7% по сравнению с уровнем 2008 года. Рост добычи был достигнут за счет Южно-Хыльчуюского месторождения, введенного в эксплуатацию в середине 2008 года, а также за счет роста по международным проектам. Негативно на темпе прироста сказалось снижение добычи нефти на месторождениях Западной Сибири, связанное в первую очередь с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов. Компания планирует ослабить их негативное влияние на процесс добычи за счет применения новейших технологий повышения нефтеотдачи пластов. Добыча группой «ЛУКОЙЛ» на территории России в 2009 году составила 91 868 тыс. т нефти, в том числе дочерними обществами было добыто 91 560 тыс. т. По сравнению с 2008 годом добыча на территории России выросла на 2,1%.В 2009 году добыча углеводородов дочерними и зависимыми обществами ОАО «ЛУКОЙЛ» на территории России осуществлялась на 348 месторождениях. Эксплуатационное бурение составило 2 385 тыс. м, что на 20,0% меньше по сравнению с 2008 годом. Эксплуатационный фонд скважин на конец 2009 года составлял 28,24 тыс. скважин, в том числе 24,04 тыс. дающих продукцию. В 2009 году были введены 854 новые скважины.Таблица 1. Таблица 2. Основные показатели ОАО «Сургутнефтегаз»ПоказателиЕд. изм.20032004200520062007200820091Добыча нефти млн. тонн 5459,663,965,664,561,759,632Производство газамлрд. куб. м.13,914,314,414,614,114,113,63Первичная переработка углеводородного сырьямлн. тонн15,216,018,520,219,920,620,44Объем капитальных вложений нефтедобычанефтепереработкасбытмлн. руб.41 32944 70055 39967 14595 026104 286124 4955Среднедействующий фонд добывающих скважинскв.15 38715 32515 34015 81316 30816 72717 2626Среднесписочная численность персоналачел.95 88593 08492 86796 558101 835104 043106 1977Выручка от продажи продукции, работ, услугмлн. руб.213 335288 064428 741500 510595 882546 695551 779Список литературыБинатов Ю.Г., Пельменева А.А., Ушвицкий Л.И. Формирование и развитие локального рынка нефти и нефтепродуктов. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 182 с. Бобылев Ю. О перспективной динамике мировых цен на нефть // Институт Экономики Переходного Период, 25.06.2007. Гаврилов В.П. Чёрное золото планеты. М.: Недра, 2006. 160 с. Гурвич Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса // Вопросы экономики, №10, 2007. с.4. Кириллов В.И., Туманова Е.В. Финансово-рыночные аспекты поведения нефтяных цен // Мировой рынок нефти и газа. 2007. 34 с. Кокурин Д. Участники мирового рынка нефти // Вопросы экономики, №9, 2006. Новаяэнергетическая стратегия РФ на период до 2020гПетров В.В., Артюшкин В.Ф. Поведение цен на мировом рынке нефти. М.: Фазис, 2004. Петров В.В., Поляков Г.А., Полякова Т.В., Сергеев В.М. Долгосрочные перспективы российской нефти. М.: Фазис, 2003. Пухов С. Мировой рынок нефти тенденции и перспективы // Эксперт, 2007. № 8. Россия на мировом рынке нефти // Экономика России: ХХI век, 2007. 7. 24 с. Щелкачев В.Н. Сравнительный анализ нефтедобычи по странам и разработки нефтяных месторождений отечественных и зарубежных. М.: Нефть и газ, 2006
2.Бобылев Ю. О перспективной динамике мировых цен на нефть // Институт Экономики Переходного Период, 25.06.2007.
3.Гаврилов В.П. Чёрное золото планеты. М.: Недра, 2006. 160 с.
4.Гурвич Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса // Вопросы экономики, №10, 2007. с.4.
Кириллов В.И., Туманова Е.В. Финансово-рыночные аспекты поведения нефтяных цен // Мировой рынок нефти и газа. 2007. 34 с.
5.Кокурин Д. Участники мирового рынка нефти // Вопросы экономики, №9, 2006.
6.Новая энергетическая стратегия РФ на период до 2020г
7.Петров В.В., Артюшкин В.Ф. Поведение цен на мировом рынке нефти. М.: Фазис, 2004.
8.Петров В.В., Поляков Г.А., Полякова Т.В., Сергеев В.М. Долгосрочные перспективы российской нефти. М.: Фазис, 2003.
9.Пухов С. Мировой рынок нефти тенденции и перспективы // Эксперт, 2007. № 8.
10.Россия на мировом рынке нефти // Экономика России: ХХI век, 2007. 7. 24 с.
11.Щелкачев В.Н. Сравнительный анализ нефтедобычи по странам и разработки нефтяных месторождений отечественных и зарубежных. М.: Нефть и газ, 2006
Вопрос-ответ:
Какие проблемы с собственностью на природные ресурсы существуют в России?
В России существует несколько проблем с собственностью на природные ресурсы. Одна из них связана с неэффективным использованием данных ресурсов из-за сложной системы собственности и недостатка инвестиций в развитие отрасли. Также проблемой является недостаток прозрачности и оценки эффективности использования природных ресурсов, что приводит к возможным коррупционным схемам и недобросовестному использованию.
Какие перспективы развития собственности на природные ресурсы в России?
В перспективе развития собственности на природные ресурсы в России может быть достигнуто более эффективное использование данных ресурсов и повышение прозрачности в их распределении. Также возможны инвестиции в развитие отрасли и привлечение новых технологий для более эффективной эксплуатации природных ресурсов. Кроме того, важно проводить реформы в сфере государственного регулирования, чтобы создать более благоприятные условия для развития собственности на природные ресурсы.
В чем состояние топливно-энергетического комплекса России?
Состояние топливно-энергетического комплекса России можно охарактеризовать как сложное. Отрасль испытывает проблемы с неэффективным использованием природных ресурсов, недостатком инноваций и ограниченным доступом к финансированию проектов. Кроме того, государственное регулирование в отрасли также является проблемой, что приводит к неопределенным условиям для бизнеса и недостатку инвестиций. Однако, отрасль имеет потенциал для развития и модернизации, что может быть реализовано с помощью проведения реформ и привлечения инвестиций.
Какие проблемы собственности и государственного регулирования недропользования существуют?
Проблемы собственности и государственного регулирования недропользования включают в себя сложности в определении прав собственности на недра, недостаток прозрачности в процессе их распределения и неэффективное использование данных ресурсов. Также проблемой может являться недостаток инвестиций и ограниченный доступ к финансированию проектов. Государственное регулирование в данной сфере также может быть несовершенным, что приводит к неопределенности и необоснованным решениям.
Какие проблемы связаны с собственностью на природные ресурсы в России?
Проблемы связаны с недостаточно четко определенными правами собственности, недостаточным государственным регулированием и недропользованием, а также с закрытым доступом к информации о природных ресурсах.
В чем заключается специфика прав собственности в нефтяном секторе экономики России?
Специфика заключается в особом статусе нефтяных месторождений, которые считаются государственной собственностью. В реальности, контроль за ними осуществляют правительство и государственные компании, что создает проблемы в сфере собственности и регулирования.
Как мировая практика регулирования недропользования может помочь в решении проблем собственности на природные ресурсы России?
Мировая практика показывает, что прозрачность и открытость в отношении природных ресурсов, а также четко определенные права собственности и регулирование недропользования, способствуют более эффективной эксплуатации и использованию ресурсов. Россия может взять на вооружение эти принципы для решения своих проблем.
Какие предложения по совершенствованию государственного регулирования в ТЭК в России?
Предложения включают в себя улучшение законодательной базы, увеличение прозрачности и открытости системы прав собственности, создание эффективных механизмов контроля за недропользованием и природными ресурсами, а также стимулирование инвестиций и развитие конкуренции в отрасли ТЭК.