Психоанализ Адлера
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 19.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Жизнь и творчество Адлера 3
Глава 2. Критика Адлером психоанализа Фрейда 8
Глава 3. Основные положения теории Адлера 14
Заключение 18
Список использованной литературы: 20
Источником психических отклонений служит не столько внешняя причина, сколько неадаптированность человека к обществу и, вследствие этого, использование им неподходящих путей общения с другими, а часто – вообще отсутствие каких - либо технологий, другим словом, недостаток коммуникативной культуры.Глава 3. Основные положения теории АдлераОсновными принципами врача-психиатра Альфреда Адлера являются:холизм (целостность);единство индивидуального стиля жизни;социальный интерес или общественное чувство; направленность поведения на достижение цели. По убеждению Адлера, цели и ожидания человека в гораздо большей степени оказывают влияние на поведение человека, нежели его прошлый опыт, и действиями каждого, прежде всего, управляют стремление к превосходству и овладению средой.Адлером был введен термин «комплекс неполноценности». Он считал, что все дети склонны испытывать чувство неполноценности, которое является следствием ощущения недостатка возможностей и сил.В понимании Адлера, само понятие личности предполагает наличие некоторого чувства неполноценности, компенсируемое стремлением человека к совершенству, а так же к превосходству и власти. Присущее ребенку от рождения чувство неполноценности, связанное с физической незрелостью, неуверенностью в себе, несамостоятельностью, подчиненным положением среди других (родителей, братьев, сестер и других окружающих ребенка людей), может перерасти в комплекс неполноценности, который характеризуется чрезмерной чувствительностью к обидам, глубоким переживанием поражений и стремлению к личному превосходству. Психологической предрасположенностью личности к образованию неврозов становится глубокое чувство неполноценности, которое компенсируется "мужским протестом", являющимся предковой формой психического тщеславия, определяющего ход мыслей и действия человека. Для пониманияпричин того или иного поступка человека, недостаточно исходить из причинно - следственных связей. Необходимым условием является определение главной жизненнойцели человека, выступающей,в первую очередь, в качестве достижения превосходства, которое привносит в поведение людей враждебность. Этим определяется, согласно Адлеру, направление, которому должно следовать лечения. Сначала необходимо определить цель превосходства, затем разъяснить состояние человека, находящегося в борьбе и только после этого выявляются истоки заболевания.Согласно Адлеру, невроз является ошибочной попыткой личности, предпринимаемой с целью избавления от комплекса неполноценности, и обретения чувства превосходства. Невроз не приводит человека к социальной активности и не способствует разрешению жизненных проблем. Невротик, будучи оторванным от реальности, постоянно пребывает в мире фантазий, используя различные уловки для того, чтобы избежать ответственности. Излечение неврозов требует профессионального психологического воздействия на личность человека, корректирования его заблуждений. Исцеление невротика должно основываться на осознанном развитии у человека социального чувства и социального интереса, усиления ощущения реальности и ответственности за свое поведение, замене враждебного к другим людям доброжелательным отношением.Это чувство неполноценности вызывает у человека стремление к превосходству, которое управляетего помыслами и действиями. Адлер особенно подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако, понятие агрессии трактовалось им не в качестве стремления к уничтожению, а в качественаличия сильной инициативыв преодолении препятствий. Позднее Адлер рассматривал такие термины, как агрессия и воля к власти как проявление более общего мотива - стремления к превосходству и самосовершенствованию. Таким образом, он придавал этим понятиям положительную окраску, понимая их как побуждения к улучшению себя, развитию своих способностей и своего потенциала.Стремление к превосходству может содержать в себе как позитивную, так и негативную направленность. Если человекам движут цели, предполагающие заинтересованность в благополучии других, имеющие общественную направленность, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии личности. Наличие положительной направленности целей выражается в стремлении к росту, развитию способностей и умений, в работе ради более совершенной жизни. Однако, для некоторых людей стремление к превосходству принимает форму желания господствовать над другими людьми, унижать их, а не становиться полезными для общества. Согласно Адлеру,стремление к личному превосходству–это форма невротического извращения, которая является результатом глубокого чувства неполноценности при отсутствии социального интереса.Самосовершенствование невозможно при отсутствии конкретных жизненных целей. Процесс их формирования начинается с детства, как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, согласно теории Адлера, многие врачи избрали данную профессию в детстве в качестве средства справиться с ощущением небезопасности и страха смерти.У невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными и бессознательными, играющими роль защиты, целями, которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.Каждый человек сам избирает свой стиль жизни, то есть свой индивидуальный способ следования своей жизненной цели. При кажущейся независимости друг от друга, привычки и особенности поведения приобретают единство в контексте жизни и жизненных целей индивида. Поэтому психологические и эмоциональные проблемы личности нецелесообразно рассматривать изолированно друг от друга, они включены в общий стиль жизни.Альфред Адлер подчеркивает активный творческий характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.Одним из главных аспектов общественного чувства являетсяразвитие кооперативного поведения. Адлер считал, что лишь посредствам сотрудничества с другими людьми мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству совмещенное с сильным общественным чувством составляет основные черты здорового индивида.ЗаключениеВ заключение сделаем выводы. Несмотря на склонность Адлера к упрощению проблемы, недостаточное внимание с его стороны к научным методам и горячее желание проповедовать каждому, кто только согласится слушать, нельзя не признать положительных моментов адлеровского движения, которые проявляются в утверждении активности, суверенности разума, чувстве ответственности, внимании к вопросам социальной инженерии, организации разумного, эффективного общения людей разных социальных групп и поколений, демократизации образования. Адлер имел искреннее желание быть полезным людям. Его тория привлекала на свою сторону многочисленных поклонников, однако уже в 40-е – 50-е годы утратила свою популярность. Дж. Брауну писал об Адлере следующее: «Великолепная интуиция Альфреда Адлера иссякла вследствие посредственности его последователей, поскольку он распространял свои воззрения слишком широко и упрощал проблемы, приобретшие вид, который стал непригодным для научного обсуждения». Тем не менее, многие психоаналитики приняли идеи Адлера и прониклись ими, в том числе, и его общую трактовку соотношения чувства неполноценности состремлением к превосходству. Развитие психоанализа, во многом благодаря именно Адлеру, изменило свою ориентацию с естественнонаучной, биологической на гуманитарную и социокультурную. Однако, мечты Адлера об активной массовой психотерапии так и остались утопией.Нужно отметить и безусловную заслугу Адлера в развитии психотерапевтической практики, поскольку он был одним из первых психоаналитиков, исследовавших роль игровой деятельности в преодолении неврозов и комплексов. По его мнению, именно игровая деятельность содержит в себе возможности для преодоления детьми чувства неполноценности, испытываемое ими в мире взрослых. При этом, спонтанная игровая деятельность детей уже сама по себе является отличнымпсихотерапевтическим средством. В том же случае, если необходимо решение более серьезных проблем и преодоление глубинных комплексов, процесс игры должен осуществляться и направляться взрослыми.«Индивидуальная психология» Адлера – это абсолютно новое направление психоанализа, в котором сексуальная проблематика стоит далеко не на первом месте. Идеи Адлера, отражающие важность ощущения безопасности в развитии ребенка стала одной из основных идей современной психотерапевтической практики, которая базируется на основах психоанализа и гуманистической психологии. Идеи Адлера стали, в некотором роде, противопоставлением концепции Фрейда. Они оказали огромное влияние на развитие гуманистической психологии, психотерапии и психологии личности.Список использованной литературы:А. Адлер нервическом характере. М.: АСТ, 1997г.Т. Д. Марцинковская История психологии. М.: Академия, 2004г.А. В. Морозов История психологии. М.: Академический Проект, 2003г.Е. В. Сидоренко Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний А. Адлера. СПб.: СПГУ, 1993г.Э. В. Соколов Введение в психоанализ. СПб.:Лань, 2002г.
2) Т. Д. Марцинковская История психологии. М.: Академия, 2004г.
3) А. В. Морозов История психологии. М.: Академический Проект, 2003г.
4) Е. В. Сидоренко Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний А. Адлера. СПб.: СПГУ, 1993г.
5) Э. В. Соколов Введение в психоанализ. СПб.: Лань, 2002г.
Вопрос-ответ:
Что такое психоанализ Адлера?
Психоанализ Адлера - это теория и метод психотерапии, разработанные Альфредом Адлером. Она основана на предположении, что психические проблемы и отклонения возникают из-за неадаптированности человека к обществу и его неправильного общения с другими. Адлер придавал большое значение пониманию личных целей и стремлений человека, а также его социальной среды.
Какие основные положения теории Адлера?
Основные положения теории Адлера включают предположение о том, что психические проблемы возникают из-за неадаптированности человека к обществу и его способов общения с другими. Адлер считал, что личные цели и стремления играют важную роль в формировании личности и поведения человека. Он также подчеркивал значимость социальной среды и взаимоотношений между людьми.
Как критиковал Адлер психоанализ Фрейда?
Адлер критиковал психоанализ Фрейда, особенно его упор на сексуальность и бессознательное. Адлер считал, что важнее понимать личные цели и стремления человека, а также его социальную среду и взаимодействие с другими. Он полагал, что психические проблемы не всегда имеют сексуальную природу, и уделял больше внимания социальным и культурным аспектам.
Почему Адлер считал, что источником психических отклонений является неадаптированность человека к обществу?
Адлер полагал, что источником психических отклонений является неадаптированность человека к обществу, потому что неправильное общение с другими и отсутствие навыков эффективного взаимодействия могут привести к конфликтам, низкой самооценке и другим психологическим проблемам. Адлер подчеркивал важность коммуникативной культуры и развития навыков взаимодействия в обществе для достижения психического здоровья.
Какие основные положения теории Адлера?
Основные положения теории Адлера включают идею о влиянии социального окружения и недостатка коммуникативной культуры на психические отклонения. Адлер считает, что источником этих отклонений является не только внешняя причина, но и неспособность человека адаптироваться к обществу и установить правильное общение с другими.
Какую критику Адлер высказывает в адрес психоанализа Фрейда?
Адлер критикует психоанализ Фрейда, особенно его упор на сексуальную сферу и детскую сексуальность. Он считает, что психические отклонения не связаны только с сексуальными факторами, а зависят от более широких социокультурных условий и отношений.
Что такое психоанализ Адлера?
Психоанализ Адлера - это психотерапевтический подход, развитый Альфредом Адлером. Он основан на идее, что психические отклонения и проблемы в поведении человека связаны с его неспособностью адаптироваться к обществу из-за недостатка коммуникативной культуры.
Какое место занимает жизнь и творчество Адлера в его психоанализе?
Жизнь и творчество Адлера занимают важное место в его психоанализе. Он использовал свой личный опыт и наблюдения за пациентами для разработки своей теории. Его биография и профессиональный путь влияют на его понимание психических проблем и на его подход к лечению.
Чем отличается психоанализ Адлера от психоанализа Фрейда?
Основное отличие психоанализа Адлера от психоанализа Фрейда заключается в подходе к пониманию психических отклонений. Адлер считает, что проблемы человека не связаны только с сексуальной сферой и детской сексуальностью, а зависят от социокультурных условий и отношений. Фрейд же уделял большее внимание сексуальным факторам и бессознательному.
Какие были основные идеи Альфреда Адлера в психоанализе?
Основные идеи Альфреда Адлера в психоанализе заключаются в том, что источником психических отклонений является не столько внешняя причина, сколько неподходящее общение социально неадаптированных людей. Адлер считал, что люди отклоняются от общественных норм и ценностей из-за недостатка коммуникативной культуры, и что использование неподходящих путей общения приводит к психическим отклонениям. Он также подчеркивал важность сознания и целенаправленного поведения в жизни человека.
Каким образом Адлер критиковал психоанализ Фрейда?
Адлер критиковал психоанализ Фрейда во многих аспектах. Он не соглашался с теорией о роли сексуальности в формировании личности и утверждал, что важнее социальные и культурные факторы. Адлер также высказывался против идеи о бессознательных желаниях и подсознательных побуждениях, а также против применения свободных ассоциаций и интерпретации снов в психоанализе. Он предлагал активную методику лечения психических расстройств, сосредоточенную на сознании и исправлении неправильных убеждений и поведения.