Отражение основных теорий и школ управления и менеджмента в теории и практике государственного управления в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 20.06.2014
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Обзор основных теорий и школ управления и менеджмента 5
1.1. Классическая школа или школа научного менеджмента Ф.Тейлора 6
1.2. Школа административного управления А. Файоля 9
1.3. Доктрина человеческих отношений Э.Майо 11
1.4. Концепция организационного поведения и теория социальных систем 14
1.5. Концепция ситуационного управления 17
2. Отражение основных теорий и школ управления и менеджмента в теории и практике государственного управления в России 19
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.
Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.
В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.
Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.
Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем.
Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.
Основные свойства системы: стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации - законе самосохранения); потребность в управлении; наличие сложной зависимости от свойств, входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов).
Каждая система имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.
Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями.

1.5. Концепция ситуационного управления
Не существует какого-либо универсального подхода к управлению. Разные проблемные ситуации требуют различных подходов к их разрешению, а результаты одних и тех же управленческих решений могут существенно отличаться друг от друга. Существует более одного пути достижения цели. Управление — это, прежде всего искусство менеджера правильно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные для нее методы управления. Ситуационные факторы учитываются в стратегиях, структурах и процессах, благодаря чему достигается эффективное принятие решений.
Многообразие различных концепций ситуационного управления следует рассматривать не просто как обзор, а как структурирование некоторого многообразия, позволяющее выявить основной стержень, на который можно нанизать взаимодополняющие положения.
Ситуационные теории, не отрицая правильности концепций предыдущих школ и подходов и во многом опираясь на их достижения, пытаются интегрировать различные частные подходы к управлению.
Ситуационные теории управления дают рекомендации о том, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом процесс управления должен состоять из следующих обязательных шагов, которые должны быть осуществлены менеджером для достижения эффективного управления в каждой конкретной ситуации:
• получение руководителем необходимых знаний;
• идентификация и анализ ситуации;
• выбор подхода и методов управления в сложившейся ситуации;
• оценка вероятных последствий ситуационного управления;
• создание необходимых условий для проведения изменений;
• проведение изменений.
Центральным моментом и объектом ситуационного управления является управленческая ситуация.
Резюмируя вышесказанное и учитывая эволюцию развития методологии ситуационного управления, управленческую ситуацию можно определить как субъективную оценку конкретных характеристик предприятия и внешней среды (ситуационных переменных) и связей между ними, имеющих место в настоящее время, но зависящих от произошедших событий и развивающихся во времени и пространстве.
Управление по ситуации основывается на учете и анализе множества факторов, так или иначе влияющих на организацию. Сложность ее внутренней и тем более внешней среды требует от руководства не только знания теории управления, но и наилучшего применения на практике собственного и прошлого опыта.

2. Отражение основных теорий и школ управления и менеджмента в теории и практике государственного управления в России
Поскольку школы управления стали появляться и развиваться менее 200 лет назад, ограничим рассмотрение их влияния на государственное управление России периодом с начала прошлого века по наше время.
К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.
При такой структуре, очевидно, сложно обозначить приверженность к какой-то школе, однако я попробую проанализировать ситуацию творчески. На мой взгляд, позиции материального стимулирования или организационного поведения места в то время точно не было; предположу, что здесь скорее проявляется ситуационный менеджмент. Это можно подтвердить историческими источниками – решения принимались без четко выраженного стратегического планирования, в рамках сложившейся ситуации.
Создание первого народного представительства положило начало сотрудничеству власти и общественности. На мой взгляд, на данном историческом этапе к упомянутому выше ситуационному менеджменту добавляется некий прототип из теории социальных групп.
После падения самодержавия и, как мне кажется, практически до 90-х, в нашей стране наблюдалось влияние как теории социальных групп, так и ситуационное управление, были веяния и организационного поведения.
С 1990-е до начала следующего тысячелетия, как мне кажется, преобладали позиции материальных интересов, которые, кстати, не утратили актуальности и по сей день. Однако к настоящему времени на первый план стал выходить человек как личность, а не только как объект покупки-подажи его труда.



Заключение
По результатам исследования можно сделать вывод, что на протяжении полутора веков России, возможно, неосознанно, но использовала в практике государственного управления элементы практически всех основных течений и крупнейших школ.

Список использованной литературы
Большаков А. «Менеджмент»: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2000.
Вершигова Е.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2005.
Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник - М.: Гардарика, 1999.
Вачугов Д.Д., «Основы менеджмента»: Учебник для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003.
Глызина М.П. «Современный менеджмент»: - М.: Феникс, 2009
Шилкина А. «Постоянно улучшение деятельности компании. Проблемы теории и практики управления» - № 8. - 2007
Семенова И.И. «История менеджмента». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

















2

1. Большаков А. «Менеджмент»: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2000.
2. Вершигова Е.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2005.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник - М.: Гардарика, 1999.
4. Вачугов Д.Д., «Основы менеджмента»: Учебник для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003.
5. Глызина М.П. «Современный менеджмент»: - М.: Феникс, 2009
6. Шилкина А. «Постоянно улучшение деятельности компании. Проблемы теории и практики управления» - № 8. - 2007
7. Семенова И.И. «История менеджмента». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

Вопрос-ответ:

Какие основные теории и школы управления отражены в теории государственного управления в России?

Основные теории и школы управления, отраженные в теории государственного управления в России, включают классическую школу или школу научного менеджмента Ф. Тейлора, школу административного управления А. Файоля, доктрину человеческих отношений Э. Майо, концепцию организационного поведения и теорию социальных систем, а также концепцию ситуационного управления.

Что представляет собой классическая школа или школа научного менеджмента Ф. Тейлора?

Классическая школа или школа научного менеджмента Ф. Тейлора представляют собой теорию, сформулированную Фредериком Тейлором в начале 20 века. Согласно этой школе, управление должно основываться на научном подходе, при котором каждая задача разбивается на отдельные операции, которые затем стандартизируются и оптимизируются. Такой подход позволяет достичь наибольшей эффективности и производительности организации.

Что представляет собой школа административного управления А. Файоля?

Школа административного управления А. Файоля представляет собой теорию, разработанную Адольфом Файолем в начале 20 века. Согласно этой школе, управление должно быть централизованным и иерархически организованным. Руководители имеют власть и контролируют деятельность подчиненных, а всю ответственность за результаты работы несут вышестоящие руководители.

Что представляет собой доктрина человеческих отношений Э. Майо?

Доктрина человеческих отношений Э. Майо представляет собой теорию, разработанную Эльтоном Майо в середине 20 века. Согласно этой доктрине, работники являются социальными существами, и их эмоциональное и психологическое благополучие оказывает влияние на производительность труда. Управление должно уделять внимание человеческим отношениям, создавая благоприятную рабочую среду и участвуя в решении проблем работников.

Какие основные теории и школы управления и менеджмента отражены в теории и практике государственного управления в России?

Основные теории и школы управления и менеджмента, отраженные в теории и практике государственного управления в России, включают классическую школу или школу научного менеджмента Ф. Тейлора, школу административного управления А. Файоля, доктрину человеческих отношений Э. Майо, концепцию организационного поведения и теорию социальных систем, а также концепцию ситуационного управления.

Какая школа управления считается классической и основателем этой школы?

Классической школой управления считается школа научного менеджмента, основанная Ф. Тейлором. Именно он является основателем этой школы.

В чем суть школы административного управления А. Файоля?

Школа административного управления А. Файоля основывается на иерархической организации и рациональном подходе к управлению. Суть этой школы заключается в принципах планирования, организации, командования, координации и контроля, которые должны быть применены в организации для эффективного управления.

Какая теория управления связана с доктриной человеческих отношений Э. Майо?

Доктрина человеческих отношений Э. Майо связана с теорией управления, которая признает важность учета и удовлетворения сотрудников в процессе управления. Главное в этой теории - это создание благоприятной рабочей среды, где сотрудники чувствуют себя ценными и мотивированными для достижения высокой производительности.

Что представляют собой концепция организационного поведения и теория социальных систем в контексте управления и менеджмента?

Концепция организационного поведения и теория социальных систем представляют собой направление в управлении, которое подчеркивает важность взаимодействия и влияния социальных факторов на организацию. Эти теории уделяют особое внимание изучению поведения людей в организации, обеспечивая более гибкое и адаптивное управление в сложных ситуациях.

Какие теории и школы управления основываются на взглядах Фредерика Тейлора?

Фредерик Тейлор в своих исследованиях предложил концепцию классической школы управления или школы научного менеджмента. Он считал, что эффективное управление возможно только на основе научных методов анализа и определения стандартов работы. В его теории основное внимание уделяется рационализации труда и повышению производительности через оптимизацию рабочих процессов и определение единого стандарта работы для каждой задачи.

Какие принципы административного управления разработал Адольф Файоль?

Адольф Файоль предложил концепцию школы административного управления. Он выделил 14 принципов, которые должны быть применены в эффективном управлении организацией. Среди этих принципов - единство направления, подчинение интересов организации общим интересам, централизация власти, служебная дисциплина и т.д. Файоль считал, что эти принципы должны быть применены в каждой организации, чтобы обеспечить ее эффективное функционирование и достижение поставленных целей.

Какие идеи в области организационного поведения внес Эльтон Майо?

Эльтон Майо предложил доктрину человеческих отношений, которая утверждает, что для эффективного управления необходимо учитывать социальные и психологические факторы. Он провел ряд известных экспериментов (например, в Хоусонской фабрике Вестерн Электрик, 1927-1933 гг.), в результате которых пришел к выводу, что рабочая продуктивность зависит не только от физических условий труда, но и от межличностных отношений между работниками и их участию в принятии управленческих решений. Он также подчеркивал важность коммуникации и поддержки в организации.