Взаимосвязь уровня речевого развития и уровня интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 52 52 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 25.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование уровня речевого и интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха 5
1.1. Проблема нарушения слуха 5
1.2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 12
1.3. Особенности речевого и интеллектуального развития дошкольников с нарушениями слуха 17
Глава II. Эмпирическое исследование уровня речевого развития и уровня интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 28
Выводы 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 46
Фрагмент для ознакомления
Список литературы
1. Балышева, Е. Н. Проблемы современной интеграции неслышащих де-тей в детские дошкольные учреждения общего типа / Е. Н. Балышева // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 42-45.
2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб.: Питер, 2010. – 317с.
3. Богданова, Т.Г. Динамика интеллектуального развития детей с наруше-ниями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 46-55.
4. Божович, Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Институт практической психологии, 1995, с. 193 – 224.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь., 2008. – 704с.
7. Извольская А.А. Развитие самовосприятия детей с нарушениями слуха в разных условиях школьного образования // Психологическая наука и образование, 2010, № 2. – С. 91 – 98.
8. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 283 с.
9. Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. – СПб: Каро, 2011. – 240 с.
10. Кулакова Е.В., Любимов М.Л. Методические рекомендации по вклю-чению детей с нарушениями слуха в дошкольное образовательное уч-реждение. – М., 2013. – 50с.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
12. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания дошкольников – СПб., 2003. – 110 с.
13. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 2005.
14. Огирева Л. В. Из опыта работы: «Сюжетно – ролевая и дидактическая игра ведущее средство развития речи дошкольников имеющих наруше-ние слуха» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 9. –
15. Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н. М., Ду-ванова С. П., Трофимова Н. Б. и др. – М., 2005. – 304с.
16. Программа эксперимента: Использование программы нейропсихологи-ческой коррекции для учащихся младших классов с нарушением слуха на индивидуальных занятиях по развитию остаточного слуха и форми-рованию произносительной стороны устной речи / Электронный ре-сурс, 2013. Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/programma_eksperimenta.doc
17. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е.Мухордовой, Т.В.Шрейбер. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 70с.
18. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2001.
19. Рязанова, Е. Семья как источник развития личности глухого дошколь-ника / Е. Рязанова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.
20. Сурдопедагогика и сурдопсихология. / Под ред. Ждановой П.И. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 520с.
21. Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1991. — 61 с.
22. Шматко, Н. Д. Новое техническое решение в помощь детям с нарушен-ным слухом / Н. Д. Шматко, С. А. Лузгин, Т. Б. Ясинская// Дефектоло-гия. - 2012. - № 3. - С. 90-92.
23. Эриксон Э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е / Пер. с англ. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 416с.

Вопрос-ответ:

Какие связи существуют между уровнем речевого развития и уровнем интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха?

Уровень речевого развития и уровень интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха тесно связаны. Отсутствие слуха или его нарушение оказывает негативное влияние на развитие речи и интеллекта у детей. Однако, не всегда наблюдается прямая пропорциональная связь между этими двумя показателями. У некоторых детей даже при сниженном уровне речевого развития может быть высокий уровень интеллектуального развития, и наоборот. Это связано с тем, что речь и интеллект являются комплексными психологическими процессами, и их развитие зависит от множества факторов.

Какие проблемы с слухом могут влиять на речевое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста?

Существует несколько проблем с слухом, которые могут оказывать негативное влияние на речевое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Одной из основных проблем является полная глухота, при которой ребенок не слышит звуки вообще. Это препятствует развитию речи и ограничивает доступ к информации. Другой проблемой является частичная потеря слуха, когда ребенок слышит звуки, но не всегда может их полностью различить. Это также затрудняет формирование речи и понимание окружающего мира. В обоих случаях дети испытывают трудности в общении и учебе.

Какие особенности речевого и интеллектуального развития можно наблюдать у дошкольников с нарушениями слуха?

У дошкольников с нарушениями слуха можно наблюдать некоторые особенности в речевом и интеллектуальном развитии. Одной из них является отставание в развитии речи. Дети с нарушениями слуха могут начинать говорить позднее, иметь сложности с произношением звуков и формированием предложений. Они также могут испытывать трудности в понимании речи других людей. В интеллектуальном развитии у них часто наблюдаются неравномерности. Некоторые аспекты интеллекта могут развиваться достаточно хорошо, в то время как другие могут быть замедлены или отставать от возрастных норм.

Какая связь существует между уровнем речевого развития и уровнем интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха?

Уровень речевого развития у детей с нарушениями слуха имеет прямую связь с их уровнем интеллектуального развития. Чем выше уровень речевого развития у ребенка, тем выше вероятность, что его интеллектуальное развитие также будет на более высоком уровне.

Какие проблемы связаны с нарушением слуха у детей?

Нарушение слуха у детей может вызывать ряд проблем, включая ограничения в общении и восприятии речи, а также затруднения в обучении и социализации. При отсутствии своевременной поддержки и помощи, эти проблемы могут привести к задержке в речевом и интеллектуальном развитии.

Какие особенности речевого и интеллектуального развития наблюдаются у детей с нарушениями слуха?

Дети с нарушениями слуха могут иметь задержку в развитии речи, затруднения в произношении звуков и сложности в понимании речи других людей. Они также могут испытывать ограничения в умении абстрактно мыслить и решать проблемы, что может отразиться на их интеллектуальном развитии.

Какие психологические характеристики свойственны детям дошкольного возраста с нарушениями слуха?

Дети дошкольного возраста с нарушениями слуха могут испытывать чувство изоляции и неполноценности из-за своих слуховых проблем. Они также могут иметь затруднения в общении, саморегуляции и выражении своих эмоций. Важно предоставить им подходящую поддержку и тренировки для развития их речевых и интеллектуальных навыков.

Какие проблемы с слухом могут возникнуть у детей?

У детей могут возникнуть различные проблемы со слухом, такие как нарушение слуха, потеря слуха, или слуховая алопеция.