Рококо в России: варианты трансформации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Елизаветинское рококо в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве 5
Глава 2. Взаимодействие барокко и рококо 11
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Ордерная система, декорировавшая стену, была уже не барельефом с плоскими пилястрами, а сочным горельефом с трехчетвертными колоннами. Контрастные цветовые решения (белые элементы ордера на цветном фоне стены) подчеркивали праздничную декоративность архитектуры.
Особая изощренность и богатство декорировки характерны для стиля рококо в решении интерьеров. Чрезвычайное богатство декорировки интерьеров русских рокайльных сооружений имеет корни как в западном рококо, так и в русских традициях московского барокко,— вспомним насыщенные декором интерьеры древнерусских палат, теремов, храмов, иконостасы с ажурной золоченой резьбой.
Самым ярким и плодовитым представителем из плеяды русских зодчих, работавших в стиле высокого барокко или рококо, был Б. Ф. Растрелли (1700—1771). Собственно, он и стал предвестником этого стиля в России. И здесь, на своей второй родине, благодаря богатству и красочности своих барочных архитектурных композиций, он стяжал мировую известность.
В начале 1750-х годов в Петербурге Растрелли осуществил строительство двух больших дворцов для крупнейших сановников елизаветинского времени — С. Г. Строганова и М. И. Воронцова.
Строгановский дворец имел необычное архитектурно-планировочное решение, так как выходил фасадом на Невский проспект и на набережную Мойки и располагался на их «красных линиях», а не в глубине участка, как традиционно строились дворцы усадебного типа в те времена.
Одновременно неутомимый Растрелли работал в 1748—1754 годах над Смольным монастырем (ул. Смольного, 1). Проект переделывался. По повелению Елизаветы собор должен был стать пятиглавым, как требует русская традиция. Проектом предусматривалось строительство колокольни, самого высокого по тем временам сооружения (140 м). Оно не было осуществлено, но это не нарушило цельности и гармоничности общей композиции монастыря с собором и кельями. Дальше последовали Екатерининский дворец в Царском Селе (1752— 1758), Зимний дворец (1754—1762). Это уникальные по своей архитектурной и исторической значимости и сложности сооружения.
Относительно каждой из грандиозных построек Растрелли хочется сказать, что это апофеоз творчества великого зодчего. Невиданные масштабы, богатство архитектурных форм, сложные ритмы колонн и пилястр любимого композитного ордера, изысканно и сочно прорисованные барочные детали, сложная и многообразная декорировка, всегда логично связанная с архитектурными формами,— все это обусловливает эстетику и гармоничность растреллиевских дворцов и храмов. В небольших по размеру сооружениях Растрелли также проявлял чувство меры и гармонии в соответствии с понятиями и канонами пышной нарядной барочной елизаветинской эпохи. Таков Путевой дворец на Средней Рогатке, построенный Растрелли в 1751 году и снесенный в 1968 году.
Наряду с Б. Ф. Растрелли в стиле рококо работал замечательный зодчий С. И. Чевакинский, ученик И. К. Коробова, работавший под его руководством над проектированием зданий, относившихся к Морскому ведомству. Чевакинский стал после Коробова главным архитектором Адмиралтейств-коллегий. Одновременно он был и главным архитектором Царского Села.
Его шедевром является Николо-Богоявленский Морской собор (Никольская пл.), построенный в 1753—1762 годах, не уступающий по архитектурной выразительности, декоративности, мастерству прорисовки и исполнения деталей, гармоничности сооружениям Б. Ф. Растрелли.
Рококо — это стиль, тяготевший к торжественности, пышности, величавости. Естественно, он не оставил заметного следа в ординарной массовой городской застройке Санкт-Петербурга. Число архитектурных памятников в стиле барокко в городе невелико. Тем не менее, роль его в формировании лица города значительна.
Заключение

В конце XIX века, прежде чем слово «барокко» стало обозначением определенного периода в искусстве, оно широко использовалось в таких значениях, как нелепое, причудливое, напыщенное, искусственное и показное. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы.
На становление и формирование нового искусства оказали влияние многие экономические и общественно-политические факторы. Наиболее непосредственную роль в этом процессе сыграли, во-первых, заграничные путешествия самого Петра и пребывание в Европе многих посланных для обучения разным искусствам и ремеслам молодых людей, которые впервые так широко знакомились с европейской культурой; во-вторых, приобретения Петром I, его агентами и русскими вельможами произведений западного искусства, которые и вошли в обиход русского общества.
Наконец, в-третьих, определенную роль в этом процессе играли иностранные мастера, приглашенные из-за границы. Искусство стремится отразить многообразие бытия, и в этом плане оно смыкается с наукой, литературой, просвещением. Для многих произведений характерны некоторое преувеличение, приподнятость, аллегоричность.
В период так называемого высокого барокко можно говорить о его переходе в рококо – стилевое направление родственное барочному, но значительно более пышное и декоративное. Влияние рококо прослеживается и в оформлении фасадов, и – в основном – в декоре интерьеров того времени.
Список литературы

Власов В.А. Стили в изобразительном искусстве. Иллюстрированный словарь. М., 2003.
Глинка Н.И. «Красуйся град Петров…»: Золотой век архитектуры Санкт-Петербурга. СПб, 1996.
Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начала ХХ века. СПб, 1998.
Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
Кузнецова Л. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый…- М.: Центрполиграф, 2009.
Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.
Сарабьянов Д. В. Русское искусство XVIII века и Запад.— В кн.: Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1974.
Славина Т.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. СПб, 1994.
Ткачев В.Н. История архитектуры. М.: Артос, 2007.

Культура и искусство России XVIII века: новые материалы и исследования : сб. ст./ Гос. ордена Ленина Эрмитаж ; [науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. - Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние,1981.
Сарабьянов Д. В. Русское искусство XVIII века и Запад.— В кн.: Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1974.
Сарабьянов Д. В. Русское искусство XVIII века и Запад.— В кн.: Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1974.
Кузнецова Л. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый…- М.: Центрполиграф, 2009.
Там же.
Кузнецова Л. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый…- М.: Центрполиграф, 2009.
Кузнецова Л. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый…- М.: Центрполиграф, 2009.
Власов В.А. Стили в изобразительном искусстве. Иллюстрированный словарь. М., 2003.
Там же.
Власов В.А. Стили в изобразительном искусстве. Иллюстрированный словарь. М., 2003. С. 113.
Буганов В. Петр Первый и его время СПб: Наука,1996. С. 34.












22

1. Власов В.А. Стили в изобразительном искусстве. Иллюстрированный словарь. М., 2003.
2. Глинка Н.И. «Красуйся град Петров…»: Золотой век архитектуры Санкт-Петербурга. СПб, 1996.
3. Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начала ХХ века. СПб, 1998.
4. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
5. Кузнецова Л. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый…- М.: Центрполиграф, 2009.
6. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.
7. Сарабьянов Д. В. Русское искусство XVIII века и Запад.— В кн.: Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1974.
8. Славина Т.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. СПб, 1994.
9. Ткачев В.Н. История архитектуры. М.: Артос, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие были варианты трансформации рококо в России?

В России варианты трансформации рококо включали елизаветинское рококо в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

В чем заключалось взаимодействие барокко и рококо?

Взаимодействие барокко и рококо проявлялось в архитектуре и декоративных элементах. Одной из особенностей была контрастность цветовых решений, например, белые элементы ордера на цветном фоне стены.

Как ордерная система декорировала стену в рококо?

В рококо ордерная система декорировала стену с помощью горельефа с трехчетвертными колоннами, что придавало особую изощренность и богатство декорированию.

Какие элементы подчеркивали праздничную декоративность архитектуры в рококо?

Белые элементы ордера на цветном фоне стены подчеркивали праздничную декоративность архитектуры в рококо.

Какие главы описывают рококо в России?

Описываются главы 1 ("Елизаветинское рококо в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве") и 2 ("Взаимодействие барокко и рококо") в книге.

Какие примеры трансформации рококо в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Елизаветинской эпохи в России?

Елизаветинское рококо в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России проявлялось через использование контрастных цветовых решений, таких как белые элементы ордера на цветном фоне стены, что подчеркивало праздничную декоративность архитектуры. Также были применены более сложные формы ордерной системы, такие как горельефы с трехчетвертными колоннами.

Какое взаимодействие присутствовало между барокко и рококо в России?

В России барокко и рококо взаимодействовали друг с другом, приводя к уникальному стилю. Например, ордерная система декорировавшая стену уже не была простым барельефом с плоскими пилястрами, а сочным горельефом с трехчетвертными колоннами. Такое сочетание элементов барокко и рококо придавало декору особую изысканность и богатство.

Какие примеры упоминаются в статье относительно рококо в России?

Необходимо обратить внимание на Елизаветинское рококо в России, которое проявлялось в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. В частности, было использовано контрастное сочетание цветов, и ордерная система декорации стены значительно эволюционировала и стала более сложной и изысканной.

Какие особенности декоративности архитектуры Елизаветинского рококо отмечаются в статье?

В статье упоминается, что белые элементы ордера на цветном фоне стены подчеркивали праздничную декоративность архитектуры Елизаветинского рококо. Это создавало контрастные цветовые решения и придавало декору особую изысканность. Также отмечается особая изощренность и богатство декорации.