курсовая работа по практике №2

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 45 45 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 26.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Дезонтогенез 6
Глава 2. Особенности дошкольников с задержкой психического развития 11
Глава 3. Исследование эмоционального компонента нравственной сферы дошкольников с задержкой психического развития 14
3.1. Описание объекта исследования 14
3.2. Описание группы 15
3.3. Методы исследования 17
3.3.1.Методика «Сюжетные картинки 17
3.3.2. Методика «Незаконченные предложения» 21
3.3.3. Методика «Подели игрушки» 26
Выводы по работе: 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Приложения 36

Фрагмент для ознакомления

Реже, чем дети с ЗПР дошкольники с нормальным психическим развитием выбирают для своей игры две игрушки (24 %). В основном в этот процент входят девочки, уступившие красивое платье подруге. Однако в два раза чаще детей с ЗПР, дети с нормальным психическим развитием забирают себе три игрушки и по одной раздают партнерам. Например, Инна Л., «Я себе возьму вот это майку, платье и бриджи, а им только штаны и кофточка».

Выводы по работе:
Вывод 1:
Таким образом, нравственная сфера личности ребенка является сложным разноуровневом психическим образованием, имеющим определенные взаимообусловленные компоненты. Первый из компонентов – эмоциональный. Он является базовым и заключается в способности детей отражать эмоциональное отношение к добру и злу, к добрым и злым людям, их добрым и злым поступкам, т. е. откликаться на нравственное (хорошее, положительное) и отвергать безнравственное (плохое, отрицательное). Накапливаемый опыт эмоциональных реакций постепенно приводит к проявлению когнитивного компонента в виде формирования нравственного сознания, представлений о добре и зле. Это в свою очередь приводит к осознанию ребенком того, «что такое хорошо» и «что такое плохо». «Интеллектуализированные чувства», как определял осознанные эмоции Л.С. Выготский, влекут за собой потребность их реализации в поведении.
Вывод 2:
В ходе всего исследования эмоциональное отношение к добрым и злым поступкам большинство дошкольников с ЗПР выражали неопределенно. Дети редко проявляли эмоциональное отношение к ситуациям. В основном они одинаково реагировали на содержание сюжетных картинок, незаконченных предложений с положительными (добрыми) и отрицательными (злыми) поступками сверстников, тем самым, проявляя индифферентность и равнодушие. Некоторые дети проявляли неадекватные ситуации эмоции. Около трети дошкольников с ЗПР все же обнаруживали эмоциональные реакции, соответствующие изображенным на картинке обстоятельствам, но эти реакции были слабо выражены. Чаще дети обнаруживали сочувствие, которое отражалось в интонации и мимике, а также в слабо заметных жестах. И лишь у некоторых дошкольников с ЗПР эмоциональные проявления были адекватными, яркими и активно проявлялись в их мимике и интонационной окраске высказываний. Например, выписка из протоколов Вики М., 6 лет 8 мес.: «мальчик наступил коту на хвост. Он нехороший, коту плохо, потому что ему больно» (мимическая реакция огорчения на лице); Димы А., 6 лет 7 мес.: «плохо, потому что мальчик занял место, а бабушкам нужно уступать место, потому что они старенькие» (интонационное выделение слов, сопровождаемое движением руки).
Вывод 3:
Анализ результатов предполагал качественный анализ: если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно; если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им верно.
Таким образом, из наблюдений за поведением дошкольников в ситуации нравственного выбора, можно сделать вывод о том, что соблюдение нравственных норм зависит от ряда неконтролируемых сознанием факторов.
























Заключение
Обращение при рассмотрении проблемы нравственного сознания и поведения к дошкольному возрасту является оправданным, поскольку именно дошкольное детство является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность, формируется нормативное поведение, отвечающее правилам, принятым в обществе. Кроме того, в связи с все большей демократизацией общества, с увеличением свободы личности возрастает роль морального выбора человека, саморегуляции его поведения, деятельности и отношений. Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня развития нравственной сферы каждого человека, которые закладываются в детстве.
Было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ «Детский сад комбинированного вида № 675»
В экспериментальном исследовании были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста. 10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным умственным развитием (контрольная группа).
В ходе всего исследования эмоциональное отношение к добрым и злым поступкам большинство дошкольников с ЗПР выражали неопределенно. Дети редко проявляли эмоциональное отношение к ситуациям. В основном они одинаково реагировали на содержание сюжетных картинок, незаконченных предложений с положительными (добрыми) и отрицательными (злыми) поступками сверстников, тем самым, проявляя индифферентность и равнодушие. Некоторые дети проявляли неадекватные ситуации эмоции. Около трети дошкольников с ЗПР все же обнаруживали эмоциональные реакции, соответствующие изображенным на картинке обстоятельствам, но эти реакции были слабо выражены. Чаще дети обнаруживали сочувствие, которое отражалось в интонации и мимике, а также в слабо заметных жестах. И лишь у некоторых дошкольников с ЗПР эмоциональные проявления были адекватными, яркими и активно проявлялись в их мимике и интонационной окраске высказываний. Например, выписка из протоколов Вики М., 6 лет 8 мес.: «мальчик наступил коту на хвост. Он нехороший, коту плохо, потому что ему больно» (мимическая реакция огорчения на лице); Димы А., 6 лет 7 мес.: «плохо, потому что мальчик занял место, а бабушкам нужно уступать место, потому что они старенькие» (интонационное выделение слов, сопровождаемое движением руки).
Анализ результатов эксперимента показал, что большинство дошкольников с ЗПР имеют низкий уровень нравственного развития. Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у детей нравственного сознания и поведения.
Таким, образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась. Дошкольники с задержкой психического развития имеют своеобразие нравственного сознания и нравственного поведения, которые проявляются в специфике их отношения к доброму и злому, находит отражение в содержании их представлений о добре и зле, а также накладывает отпечаток на поведение ребенка в ситуации нравственного выбора.






Список используемой литературы
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2013. 398 с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 175 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2013. 160 с.
Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2013. №4. С. 92–94.
Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2013. №6. С. 61–71.
Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. №1. С. 3–9.
Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103
Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб. : Речь, 2008. 704 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск : Народная Асвета, 1989. 64 с.
Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 464 с.
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. №5. С. 35–43.
Шипицына Л.М. Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с отклонениями в развитии // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурии. М., 1997.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.



























Приложения
Приложение 1

Стимульный материал к методике «Сюжетные картинки»













№ 1 № 2












№3 № 4












№ 5 № 6





















№ 7 № 8












№ 9 № 10












№ 11 № 12












№ 13 № 14












№ 15 № 16












№ 17 № 18












№ 19 № 20











Приложение 2
Протокол исследования к методике «Сюжетные картинки»

Фамилия, имя ребенка____________________________________
Возраст______________
Содержание сюжетной картинки
Баллы Эмоциональные реакции
ребенка
Объяснения ребенка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.





















Приложение 3

Протокол исследования к методике «Незаконченные предложения»

Фамилия, имя ребенка____________________________________
Возраст__________________

Если Петя угощает друзей конфетой, он поступает…________________________
__________________________________________________________________________

Если Ваня не слушается воспитателя, он поступает…_______________________
_________________________________________________________________________

Если Катя убирает игрушки, она поступает…______________________________
_________________________________________________________________________

Если Лена мешает детям играть, она поступает…___________________________
__________________________________________________________________________

Саша всегда делит игрушки поровну со своим другом. Он поступает…
__________________________________________________________________________

Катя рассказала маме о том, что она плохо вела себя в садике.
Она поступила….______________________________________________________
__________________________________________________________________________

Сережа сломал дедушкины очки и никому не сказал об этом.
Он поступил…________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Костя не завтракал дома, но сказал воспитателю, что позавтракал.
Он поступил…________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Коля случайно уронил книжку со стола, он поднял книжку и извинился.
Он поступил…________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Вова взял из детского сада игрушку, чтобы поиграть с ней дома и обратно
не принес. Он поступил…__________________________________________________
_________________________________________________________________________









Приложение 4
Протокол наблюдения к методике «Подели игрушки»

Фамилия, имя ребенка____________________________________
Возраст____________________


Количество предметов у каждого партнера по игре
Комментарии ребенка
Ребенок

Партнер 1
Партнер 2


























Приложение 5
Представления дошкольников о добре и зле в разных сферах общения
№ Смысловой конструкт Доля ответов от общего количества ответов в группе, % Дети с задержкой психического развития Дети с нормальным психическим развитием В ситуации взаимодействия «ребенок-ребенок» Ребенок в ситуации личной ответственности В ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый» В ситуации взаимодействия «ребенок-ребенок» Ребенок в ситуации личной ответственности В ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый» 1 Оценка поступка без объяснений 41 10 30 4 4 10 2 Усвоенная нравственная норма 38 46 36 34 53 65 3 Мотив получения выгоды 9 - - 2 - - 4 Нравственные качества 5 - - 10 - - 5 Забота о близких людях 3 7 0 24 18 6 6 Страх перед наказанием 3 3 - 7 25 - 7 Возможные варианты решения проблемы 1 - 3 19 - 11 8 Непонимание ситуации - 34 23 - 0 0 9 Отказ от выполнения задания - - 8 - - 8

















Приложение 6

Количество игрушек выбранных ребенком для себя

№ Количество игрушек выбранных для себя Доля ответов от общего количества ответов в группе, % Задержка психического развития Нормальное психическое развитие 1 Одна игрушка 50 60 2 Две игрушки 42 24 3 Три игрушки 8 16

№ Ф. И. ребенка Диагноз Семья Полная Неполная 1 Люба П. ЗПР, неврологическая симптоматика остаточного характера + 2 Антон И. ЗПР, зафиксировано снижение слуха + 3 Дима А. ЗПР, нарушения зрения + 4 Вика М. ЗПР, СДВГ + 5 Катя М. ЗПР, СДВГ + 6 Кирилл А. ЗПР, неврологическая симптоматика остаточного характера + 7 Никита С. ЗПР, СДВГ, аллергия на молочные продукты + 8 Максим Ю. ЗПР, зафиксировано снижение слуха + 9 Алеша И. ЗПР, ОНР, неврологическая симптоматика остаточного характера + 10 Даня П. ЗПР, СДВГ, ОНР + 11 Саша К. ЗПР, СДВГ, неврологическая симптоматика остаточного характера + 12 Ярослав Т. ЗПР, аллергия на цитрусовые + 13 Дима А. ЗПР, ОНР + 13 Алеша Д. ЗПР, СДВГ + 14 Рома Ж. ЗПР, ОНР + 15 Костя В. ЗПР, СДВГ, нарушения зрения +


























Индивидуальная карта ребенка

Алексей Иванов, 6 лет 11 месяцев
Семья неполная, неблагополучная. Атмосфера в семье неблагоприятная. Мать воспитывает ребенка одна. Со слов воспитателей, мать выглядит неопрятно. Ребенок часто приходит в детский сад в грязной одежде. В семье есть бабушка, которая иногда приходит за ребенком.
Дома Алеша предпочитает рисовать, играть в машинки. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Однако, самостоятельно складывает игрушки по местам отказывается. В детском саду предпочитает настольно-печатные игры, напольный конструктор, машинки. 
Группа здоровья – вторая. Стабильно посещает детский сад, болеет редко.
Сопутствующие диагнозы - неврологическая симптоматика остаточного характера, общее недоразвитие речи II уровень.
Наблюдения за поведением Алеши показали, что он достаточно агрессивный, может не за что ударить сверстника. Замечания не воспринимает, грубит взрослым.
Ребенок отличается низким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Плохо развито наглядно-образное и элементы логического мышления (по данным дефектолога). На занятиях не усидчив, выполняет работу небрежно.
Наблюдается низкий уровень эмоционально-волевого развития. От поручений воспитателя уклоняется, избегает любой просьбы о помощи.
Несмотря на все вышесказанное Алексей имеет предпосылки к творческой деятельности. Он достаточно хорошо рисует для своего возраста.
По результатам обследования, нуждается в развивающей работе по формированию нравственной сферы.


Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2013. 160 с.
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. №5. С. 35–43.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2013. 398 с.
Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. №1. С. 3–9.
Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2013. №6. С. 61–71.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 175 с.
Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.












2

Список используемой литературы
1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во Университет Российской академии образования, 1999. 148 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2013. 398 с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 175 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 220 с.
5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. : Педагогика, 1984. 256 с.
6. Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР // Дефектология, 1988. №1. С. 32–38.
7. Долгополов В. В. К вопросу о роли матери в механизме возникновения эмоциональной неустойчивости детей и подростков // Записки торжских психологов. Тверь, 1998. С. 275.
8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2013. 160 с.
9. Кольцова В.А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2013. №4. С. 92–94.
10. Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятие неопределенности // Вопросы психологии. 2013. №6. С. 61–71.
11. Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. 1989. №1. С. 3–9.
12. Леонтьев А.Н. Психические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009. 423 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2002. 431 с.
14. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.103
15. Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
16. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб. : Речь, 2008. 704 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер КОМ, 1999. 720 с.
18. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Московского государственного университета, 1981.184 с.
19. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск : Народная Асвета, 1989. 64 с.
20. Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 464 с.
21. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. : МОДЭК, 2009. 640 с.
22. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192с.
23. Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. №5. С. 35–43.
24. Шипицына Л.М. Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с отклонениями в развитии // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурии. М., 1997.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М. : Педагогика, 1989. 554 с.

Опубликовано

32

работа

Роль медицинской сестры с высшим образованием в деятельности врача

универсалы

Саяногорск

Содержание

Введение

Глава I. Обзор литературы. Здоровья семьи и его влияние на демографическую политику

1.1 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию семей и их обучение

1.2 Классификация семей

1.3 Состояние здоровья взрослых членов семьи и факторы, которые обусловливают

1.4 Состояние здоровья детей в семьях и факторы, которые обусловливают

1.5 Становление семейной медицины в РОССИИ,

1.6 Принципы семейной медицины

Глава II. Объект и методы исследования

Демографическая 2.1 характеристика обследуемого района

2.2 структура Семьи, Саяногорска

2.3 Характеристика объектов и методов исследования

2.4 Предмет исследования

2.4.1 Структура изученных типов семей

2.4.2 Возрастных особенностей семей

2.4.3 Состав семьи

2.4.4 Число детей, живущих в семьях

2.4.5 Сравнительная характеристика по уровню образования главы семьи

2.4.6 Сравнительная характеристика по степени занятости

2.4.7 Сравнительная характеристика семьи, по уровню обеспеченности

2.4.8 Сравнительная характеристика семьи, степени занятости членов семьи в работу

Глава III. Состояние здоровья семей и уровень полученных ими медицинской помощи

3.1 Оценка состояния здоровья

3.1.1 На вопрос как вы оцениваете состояние здоровья

3.1.2 На вопрос как вы оцениваете состояние здоровья членов их семьи,

3.2 Оценка медицинской услуги

3.2.1 На вопрос как вы оцениваете оказанную медицинскую помощь для вас и вашей семьи

3.2.2 На вопрос вас устраивает график работы вашего врача

3.3 Лечение семей в медицинской помощи

3.3.1 На вопрос о том, куда обращаться в болезни, ночью, в выходные и праздничные дни,

3.3.2 На вопрос о том, куда обращаться в болезни детей

3.3.3 На вопрос, куда обращаться при заболеваниях взрослых членов семьи

3.4 Причины движения в течение календарного года, в районной больнице

3.5 Мнение респондентов о том, кто должен соблюдать их семей

3.6 Что необходимо для улучшения медицинского обслуживания себя и членов своей семьи (по мнению респондентов)