Этика самурайского сословия в Японии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Зарубежная
  • 25 25 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 29.06.2014
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Бусидо - кодекс самураев. 4
1.1. Роль бусидо в жизни самурая. 4
1.2. Письменные источники кодекса самураев. 5
1.3. Основные требования бусидо. 6
1.4. Истоки кодекса самураев. 7
1.5.Основные принципы бусидо. 8
1.6. Второстепенные принципы самурайской этики. 10
1.7. Обратная сторона принципов бусидо 14
1.8. Роль личности в системе моральных приорий и её философские основы. 15
2. Харакири 17
3. Религиозные воззрения самураев 20
Заключение. 24
Список используемой литературы 25


Фрагмент для ознакомления

Однако, 2несмотря на воспитание в духе2дзэн и умение владеть собой, самурай2мог подсознательно потерять2контроль над своими2действиями вследствие2ужасной боли и умереть2некрасиво: с выражением страдания, упав2навзничь, с криком и2т. д., опозорив тем самым свое2имя. В связи с этим и2был введен институт кайсякунин, 2суть которого заключалась2в помощи2ассистента осужденному на2харакири. В обязанность2первого входило прекращение2мучения самурая, вскрывшего2живот, посредством отделения2головы от туловища.Было2официально подтверждено и2четко определено, что смерть2через харакири является2почетной смертью привилегированных сословий, 2но никоим образом не2низших слоев общества2Японии.3. Религиозные воззрения самураевОдновременно2с расцветом японского феодализма и2выделением сословия2самураев в Японии начало2распространяться учение одной2из наиболее2влиятельных и популярных2впоследствии сект буддизма -2«дзэн». В переводе2с японского «дзэн» означает2«погружение в молчаливое созерцание», 2овладение внешними и духовными2силами для достижения «просветления».Принятие2дзэн сословием воинов было2закономерным. До становления2системы сёгуната воины практиковали2поклонение будде Амида. 2Идея амидаизма была крайне2проста. Суть ее заключалась2в постоянном повторении2имени Амида.Любому2человеку для «спасения» 2(для «будущего рождения») достаточно2было только без конца2повторять эту молитву. Однако2с превращением2самурайства в политическую силу2в период Камакура и началом2его развития как сословия феодального2общества простое взывание к2будде Амида, не2развивавшее в воине ничего, 2кроме безволия и пассивности, 2стало недостаточным. Самурай должен был2настойчиво воспитывать2волю, акцентировать внимание на2самообладании и хладнокровии.Вот2в это время и вышли на сцену2проповедники дзэн, которые доказывали, 2что постоянная работа над2собой, умение выделить суть2любой проблемы и2сосредоточиться на ней, невзирая ни2на что идти к цели2имеют большое практическое значение2не только в монашеской, но и в мирской2жизни. С этого времени2дзэн-буддизм стал духовной2основой сословия воинов.Одной2из основных причин, привлекавших2самураев к учению дзэн, была его2простота. Самураю совершенно не2требовалось отягощать свой ум изучением2религиозной литературы. Дзэн-буддизм2импонировал самураям выработкой2у них самообладания, хладнокровия, 2воли - качеств, столь необходимых2для воина- профессионала.В2сочетании и связи с самодисциплиной2находилось и другое качество,2прививаемое воинам дзэн, —2беспрекословное повиновение господину и2военачальнику. Очень велико было также2значение дзэн в военно-спортивной2подготовке самураев. Решающая роль2при фехтовании, стрельбе из2лука, борьбе без оружия,2плавании и т. д. отводилась2японцами не физическому,2а духовному состоянию человека.2Психическая уравновешенность2и самообладание, выработанные2дзэн, являлись2здесь превалирующими.Основным2методом (путем к познанию2истины) в обучении по системе2дзэн была медитация - созерцание2в положении сидя, в2совершенно спокойной позе2со скрещенными ногами, без каких-либо2мыслей. В XIV—XVI2вв. дзэн достигла наивысшего2расцвета и стала наиболее2влиятельной буддийской2сектой, поддерживаемой правительством2сёгунов. В то время дзэн-буддизм2оказал значительное воздействие2на развитие всех областей культуры2Японии. Само собой разумеется,2что в первую очередь2эту культуру2воспринял сам господствующий2класс средневековой Японии,2в том числе и2сословие самураев, которое пользовалось2культурными ценностями,2создаваемыми в стране. Однако,2в связи с развитием2дзэн, самурайство2несколько изменило свои воззрения2на жизнь и смерть, культуру и2ее восприятие.Тем2не менее классические положения дзэн2идеалистического плана все больше2расходились с мировоззрением, выработанным2самураями на основе2дзэновских «искусств». Развитие науки2и связанной с ней военной техники,2металлургии, горного дела2и т. п. расширило круг2интересов самурайства.Новинки2вооружения и военного искусства2показывали, что одной воли2для сражения недостаточно, необходимы2знания, основанные на книгах,2логическое мышление, которое не может2рассматриваться как продукт2созерцания по системе дзэн,2достаточное для своего времени2и сословия2образование. Все это в2какой-то мере меняло догмы дзэн2в соответствии с2духом эпохи.После2окончания периода междоусобных2войн противоречия2между дзэн и2воспитанием воина по системе2дзэн стали еще заметнее.2Самураи, переставшие2участвовать в военных действиях,2получили больше времени для2образования вообще. Многие буси2в силу различных обстоятельств оставляли2свою профессию и становились2учителями, художниками, поэтами.Несмотря2на то что подавляющее большинство самураев2были преемниками идей2дзэнсю, имелись и такие представители2сословия воинов, которые2следовали учениям других сект буддизма.2Прежде всего это нужно сказать2о секте «нитирэн», возникшей в2середине XIII в. и проповедовавшей положение2о непременном превращении2через определенный срок2всех существ и2вещей вБудду, так как он2заключен во всем, будь то2человек, животное2или какой- либо неодушевленный2предмет. Многие самураи, будучи2сторонниками догм секты2«нитирэн», являлись ее членами,2однако большинство2приверженцев «нитирэн» составляли все2же деклассированное самурайство —2ронины, крестьянство и2другие эксплуатируемые слои общества.Важное2место в религиозном2мировоззрении самураев занимал древний2культ синто, который мирно2сосуществовал с буддизмом. Основной2чертой этой религии японцев было2почитание сил природы, местных2божеств, предков. В качестве одной2из трех главных синтоистских святынь2японцами рассматривался священный2меч - символ самурайства2и душа японского2воина.Синто2требовало от самураев обязательного2почитания умерших предков и2поклонения душам убитых в2бою воинов, военачальников, обожествленных2героев и императоров. Самураи2верили в божественную предопределенность и2ставили свою волю в полную зависимость2от воли богов. Синто,2являясь исконной религией2японцев, однако, редко присутствовал2в чистом виде в религиозной2жизни самураев.Буддизм,2проникший в середине VI2в. в Японию, был более2развитой (при этом—мировой) религией,2нежели примитивный синтоизм.2Поэтому он был сразу2же принят правящими кругами2страны и использован в2их интересах. Тем2не менее синтоистские священнослужители2не желали отказываться2от своих привилегий и2опирались на народные2массы, продолжавшие2исповедовать традиционную2религию. Это заставило буддийское2духовенство и правителей древней2Японии идти по пути сотрудничества2двух религий, что со временем2привело практически к синкретизму2синтоизма и буддизма.Слияние2синто и буддизма отразилось2на духовной жизни самурайства.2Нередко японские воины2перед военными походами2или решающей битвой2одновременно поклонялись духам2синто и божествам буддизма. В результате2подобного сосуществования многие2боги синто стали наделяться2особенностями буддийских бодхисаттв,2в то время как пантеон2буддизма пополнялся принятыми2в него божествами синтоизма.Из2догм конфуцианства самураи почерпнули2принципы почитания старших, уважения2господина и верности ему.2Но верность господину могла2выражаться не только в постоянном2служении ему, готовности в любой2момент пасть за него. Таким2образом, религиозное мировоззрение2самураев слагалось2из догм буддизма и2конфуцианства, привнесенных в2Японию из Китая, и элементов2верований и обычаев местной,2национальной религии — синто, которая2вошла с ними в тесное2соприкосновение. Со временем2элементы этих трех2религий переплелись и составили2как бы единое целое. Другие большие2религии и религиозные течения2оказали на сословие воинов2менее существенное влияние.Заключение.Единственной2же неизменной вещью на2протяжении существования человеческого2общества остается его психология: 2моральные нормы, этические2принципы в отношениях2между людьми. Одним из2следствий образования2сословия воинов было2оформление специфического мировоззрения2самураев - бусидо -2неписаного кодекса поведения2самурая в обществе, 2представлявшего собой свод2правил и норм "истинного", "идеального"2воина. Бусидо является2основным стержнем2мировоззрения самурайства.Самурайская2мораль сформировалась в2общих чертах одновременно с системой2сёгуната, однако основы её существовали2задолго до этого времени.Нитобэ2Инадзо выделял в качестве2основных источников бусидо буддизм2и синто, а также учения2Конфуция и Мэн-цзы. 2И действительно, буддизм2и конфуцианство, пришедшие2в Японию из Китая вместе с2его культурой, имели2большой успех у аристократии и2быстро распространились среди2самурайства.То, чего2не доставало самураям в канонах буддизма2и конфуцианства, в изобилии2давало воинам синто. При этом2популярнейшей сектой буддизма была2"дзен", монахи которой внесли2значительный вклад в дело2развития бусидо.Таким2образом, на формирование идеологии2самурайства, очень большое2воздействие оказали их2религиозные взгляды. В числе2главных принципов2самурайской морали2выделялись: верность господину; вежливость; 2мужество; правдивость; 2простоту и воздержанность; презрение2к личной выгоде и деньгам.Но2все эти принципы втекали из2основной идеи – идеи отношения2к смерти.«Если2у тебя есть два пути, то2выбирай тот, который ведет2к смерти» – гласит кодекс2самураев. Идеология самурайства2прочно легла на менталитет2нации и остается актуальной до2сих пор.Список используемой литературы1. Арутюнов С. А. и Светлов Г. Е. Старые новые боги Японии. - М.: Наука,1968. – 200 с. 2. Арутюнов С. А. Айны – Народы Восточной Азии. - М.,1965. – 250 с. 3. Беднякова О. Япония сегодня. - М., 1998. – 50 с. 4. Бедняк И. Я. Япония в период перехода к империализму. - М.: Восточная литература, 1962. – 157 с. 5. Большой японско-русский словарь. Т. 2. - М., 1970. – 800 с. 6. Воробьев М. В. Япония в 3-7 вв.: Этнос, общество, культура и окружающиймир. - М.: Наука, 1980. – 350 с. 7. Горегляд В. Н. Философия Дзэн-буддизма. – ААС, 1976, № 10. – 60 с. 8. Гальперин А. Л. Некоторые вопросы объединения и изоляции Японии припервых Токугава. - М.: Восточная литература, 1960. – 200 с. 9. ГороХани. История японского народа. - М., 1957. – 216 с. 10. Жуков Е. М. Японский милитаризм (Военно-историческое исследование). - М.:Наука, 1972. – 376 с. 11. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. - М.: Наука,1987. – 317 с. 12. ИэнагаСабуро. История японской литературы. - М., 1972. – 340 с. 13. Конрад Н. И. Япония в период развитых феодальных отношений (10-15 вв.).//История стран Азии и Африки в средние века. - М., 1968. – 300 с.14. Конрад Н. И. Японский феодальный эпос 12-14 вв.//Японская литература.От «Кодзики» до Токутоми. - М., 1974. – 340 с. 15. Кожевников В. В. Очерки древней истории Японии. - Владивосток:Дальневосточный университет, 1998. – 204 с. 16. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины,политика. - М.: Наука, 1990. – 206 с.

Заключение.
Единственной2же неизменной вещью на2протяжении существования человеческого2общества остается его психология: 2моральные нормы, этические2принципы в отношениях2между людьми. Одним из2следствий образования2сословия воинов было2оформление специфического мировоззрения2самураев - бусидо -2неписаного кодекса поведения2самурая в обществе, 2представлявшего собой свод2правил и норм "истинного", "идеального"2воина. Бусидо является2основным стержнем2мировоззрения самурайства.
Самурайская2мораль сформировалась в2общих чертах одновременно с системой2сёгуната, однако основы её существовали2задолго до этого времени.
Нитобэ2Инадзо выделял в качестве2основных источников бусидо буддизм2и синто, а также учения2Конфуция и Мэн-цзы. 2И действительно, буддизм2и конфуцианство, пришедшие2в Японию из Китая вместе с2его культурой, имели2большой успех у аристократии и2быстро распространились среди2самурайства.
То, чего2не доставало самураям в канонах буддизма2и конфуцианства, в изобилии2давало воинам синто. При этом2популярнейшей сектой буддизма была2"дзен", монахи которой внесли2значительный вклад в дело2развития бусидо.
Таким2образом, на формирование идеологии2самурайства, очень большое2воздействие оказали их2религиозные взгляды. В числе2главных принципов2самурайской морали2выделялись: верность господину; вежливость; 2мужество; правдивость; 2простоту и воздержанность; презрение2к личной выгоде и деньгам.
Но2все эти принципы втекали из2основной идеи – идеи отношения2к смерти. «Если2у тебя есть два пути, то2выбирай тот, который ведет2к смерти» – гласит кодекс2самураев. Идеология самурайства2прочно легла на менталитет2нации и остается актуальной до2сих пор. 

Вопрос-ответ:

Какие принципы включает в себя кодекс самураев - бусидо?

Кодекс самураев, или бусидо, включает в себя такие принципы, как преданность, честь, верность, мужество, дисциплина, уважение к старшим, сострадание и благородство.

Откуда пошли истоки кодекса самураев?

Истоками кодекса самураев стали японские боевые традиции и философия, такие как конфуцианство, буддизм и шинтоизм.

Какую роль играет бусидо в жизни самурая?

Бусидо играет важную роль в жизни самурая, определяя его поведение и моральные принципы. Он помогает самураю быть преданным, честным, справедливым и благородным в своих действиях.

Что такое харакири?

Харакири - это форма самоубийства, которую самураи применяли, чтобы сохранить свою честь и избежать позора. Это было особенно распространено в период феодальной Японии.

Какие религиозные воззрения были у самураев?

Самураи исповедовали несколько религий одновременно - буддизм, шинтоизм и конфуцианство. Верования этих религий влияли на их мировоззрение и поведение.

Что такое Бусидо?

Бусидо - это кодекс самураев, этические принципы и нормы поведения, которые регулировали жизнь японских воинов.

Какой была роль Бусидо в жизни самурая?

Бусидо играло важную роль в жизни самурая, определяя их моральные принципы, отношения с другими людьми и подход к сражению. Он придавал им чувство долга и преданности, формировал их характер и поведение.

Из каких письменных источников можно узнать о кодексе самураев?

О кодексе самураев можно узнать из различных источников, включая документы, мемуары и литературные произведения, написанные самураями или о самураях. К примеру, важными источниками являются "Кодекс самураев" и "Путь самурая".

Какие основные требования предъявлялись к самураям в рамках Бусидо?

Основные требования Бусидо включали преданность государю, верность слову, честность и справедливость, уважение к старшим и защиту слабых. Самураи также должны были быть мастерами военного искусства и готовыми пожертвовать своей жизнью ради чести и долга.

Какие основные принципы Бусидо?

Основными принципами Бусидо являются верность (по отношению к государю и друзьям), честь (поддержание собственного достоинства и доброго имени), мужество (готовность сражаться и пожертвовать собой), чистота (соблюдение моральных и этических норм) и благородство (поступки, основанные на благих намерениях и добрых нравах).

Какую роль играл кодекс бусидо в жизни самурая?

Кодекс бусидо, или путь самурая, играл важную роль в жизни самурая, определяя его поведение, моральные принципы и обязанности. Он служил руководством самурая во всем, начиная от боевых навыков и заканчивая этикетом и манерами поведения.

Какие основные принципы были включены в бусидо?

В бусидо были включены такие основные принципы, как преданность государю, честь, мужество, честность, справедливость и почитание традиций. Эти принципы были неразрывно связаны с идеалами самурая и помогали ему действовать в соответствии с высокой моралью и этикой.