Социальная политика короля Фейсала (Саудовская Аравия)
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.08.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОРОЛЯ ФЕЙСАЛА 4
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САУДОВСКОЙ АРАВИИ. КОНЕЦ XIX- НАЧАЛО XX ВЕКА 7
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФОРМ КОРОЛЯ ФЕЙСАЛА 10
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 16
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16
ПЛАНЫ 17
ДОСТИЖЕНИЯ 24
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САУДОВСКОЙ АРАВИИ К КОНЦУ XX ВЕКА 27
ВЫВОДЫ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Прошло 20 лет, и, сообразно критерию общественно-финансового становления державы, возникает проблема развития ранее малоразвитых участков. Политика «финансового районирования» целенаправленно проводится государством.Новейшие индустриальные участка формируются в зонах Джидды, Медины, Хаиля, эль-Харджа, Джизана, Даммама, а еще 9 промышленных зон в западной, центральной и северо-западной частях страны. Наибольшим из них, вероятно, будет Макроэкономический город короля Абдаллы, строящийся вместо мелкого города Рабиг в западном побережье государства. В частности, планируется, что новоиспеченный морской порт войдет в 10-ку наикрупнейших портов света. В индустриальной районе Медины планируется при содействии профессионалов из Малайзии организовать наукоемкие, сверхтехнологичные производства, и образовательный центр при участии профессионалов с университета Тайбея. Нужно заметить аргументированность требований саудовцев для устройства постиндустриального сектора индустрии: ранее в 2009 г. габариты капитализации рынка информационных технологий в государстве оценивались в 135 миллиардов риалов, что становило эту область государственной экономики на третье место после финансовой и нефтяной. Примечателен стремительный подъем пользователей Интернета в государстве: 2008 г. - 7831,4 тыс. человек (34% народонаселения), 2009 г. - 10 033,7 тыс. (34,7%).Невзирая в стремительный подъем количества народонаселения с 22,5 миллионов человек в 2004 г. до 25,4 миллионов в 2009 г., объем ВВП на душу народонаселения неукоснительно подрастал, составив соответственно 41 668 и 55 535 риалов. Средняя продолжительность жизни поднялась с 54 лет в 1975 г. до 72,7 лет в 2007 г., что выше, чем в основной массе аравийских и развивающихся государств. Степень младенческой смертности (на 1 тыс. детей) понизился с 185 в 1970 г. до 26 в 2005 г. Основная часть народонаселения живет в городках: 1975 г. - 58,3%, 2010 г. - 82,1%. Мегаполиса в королевстве множатся семимильными шагами: в 1950 г. 15% саудовцев населяли города, в 2010 г. - 80%. Количество народонаселения главного города составляло в 1968 г. 350 тыс. человек, в 1992 г. - 2,8 миллионов, в 2008 г. -4,6 миллионов, а к 2020 г. предвидится 11 миллионов человек. Город вырастает горизонтально, 99% жилых помещений составляют личные виллы. Ставится цель внести многоэтажное строительство. Сейчас только в середине столицы высятся башни Фейсалийя и Королевская башня (300 м). Правительство собирается совокупно с частным капиталом реализовать вложения в формирование инфраструктуры (развертывание дорог, свободного метрополитена) и энергетических мощностей. Дискуссируются проекты произведения 2-ух мегаполисов-спутников с населением по 15 миллионов человек. Приватные банки готовы выказать экономическое содействие правительству в осуществлении этого плана, однако. разумеется, что основную значимость в их реализации опять станет играться правительство.В 2009 г. обнародовались данные о готовности 2-ух муниципальных инвестиционных фондов (Саудовский актив индустриального развития и Фонд общественных вложений) оказывающих поддержку организации 2-ух крупных нефтехимических заводов на побережье Красного моря в зоне г. Джизан12. Это станет 1 из 9 новейших финансовых зон (финансовых мегаполисов), устройство каковых намеревается Генеральное вкладывательное управлением Саудовской Аравии. Устройство этих индустриальных зон, в соответствии с намерениям правительства, разрешает 2 стратегические проблемы: расширение партнерства страны и частного сектора, а равным образом и устройство новейших рабочих районов ради быстро увеличивающегося количественно саудовского молодого поколения.Естественной до некоторой степени социально-экономического формирования представляет собой устройство прогрессивной инфраструктуры. За годы основного восьмого пятилетнего проекта было с нуля построено политическое устройство передовых автомобильных дорог, модернизированы или снова возведены большие морские торговые и пассажирские порты и аэропорты. Эти объекты гарантируют обстановку для эффективного функционирования внутреннего рынка и экспортно-импортных сделок. При организации инфраструктурных объектов страна всегда осуществляла ставку на действенность частного капитала, и не ошиблась. Буквально этим же способом правительство начало функционировать в области энергетики, однако вслед за тем раз за разом появлялись разные трудности - т. е. недостаток действенности частных фирм и дефицит вложений с целью формирования сектора экономики. Существенно заметить, что правительство не осознается как самодостаточное в развитии социально-экономическое формирование. Еще в 1962 г. преобразователь Фейсал назвал 7ым пунктом в собственной программе реформ (известные «10 пунктов») надежность принципа частного имущества. Несколько позже, в 1966 г., в одном из интервью монарх-реформист Фейсал произнес: «Мы собираемся развиваться благодаря широкому планированию в соответствии нашим исламистским законами. Мы выбрали финансовый порядок, основанный на независимом предпринимательстве, таким образом, я уверен, что такая политика полностью подходит к нашим исламистским законам и отвечает договорам нашей державы, предоставляя вероятность народам, владеющим инициативой, и любым группам действовать ради всеобщего блага. Это отнюдь не отмечает их немедленного подъема, тем не менее, мы станем вторгаться, когда власть посчитает это нужным, но без нанесения вреда главному принципу...».В настоящее время правительство дает возможность частному сектору влиять на область распространения имущества, находившегося раньше только в его владении. Податливость государственной политики заметна в том, что частному состоянию предлагаются две формы приватизации: совершенное обращение предприятия в личное владение и неполный, с сохранением муниципальной роли (не меньше 40%). В 1980-х годов частная собственность получила 30% акций главной индустриальной фирмы державы САБИК. В 1997 г. стартовал ход неполной приватизации государственных телефонных сетей (для увеличения эффективности работы и понижения цен сделок). Несколько частных фирм в совместной работе с национальной Почтовой службой активизировали реализацию ускоренной доставки почты и посылок. По степени значимости и трудности на 1-ое место в течении приватизации подобает внести государственную авиакомпанию «Саудия». Она остается монополистом на внутренних и иностранных авиалиниях, принося внушительные ущербы государству. Разнообразные попытки в 1980-1990-е годы рационализировать регулирование и понизить затраты не преуспели. Путем ее приватизации власть питала надежду повысить сервис пассажиров, поднять рентабельность фирмы, рационализировать затраты, диверсифицировать источники заработка фирмы. Принципиальным шагом к достижению данной миссии стало устройство по решению Совета министров в октябре 1998 г. частной акционерной Национальной компании авиаперевозок, соучастником которой стала и «Саудия».Из значительных планов приватизации допускается указать и Морские порты, отрасли коммунального хозяйства. В июле 2007 г. заключением короля Абдаллы на правах председателя Высшего экономического совета реестр предметов с целью приватизации обогатился. В него вступили: Компания по опреснению морской воды (предлагается не меньше 60%-ное отношение частного капитала в отдельных мероприятиях компании), Саудовская электроэнергетическая компания (специальный капитал важен для осуществлении планов по энергогенерированию мощностей), Саудовская железнодорожная организация (капитал нужен с целью возведения новейших узлов дороги и 35 переходов для автомобилей и верблюдов для наличествующего пути Эр-Рияд-Даммам), подобные необходимые общественные предметы, как биржи труда, а в сельскохозяйственном секторе - ветеринарные пункты и сети водоснабжения.Государственное производство и его новейшие движущие машины обретают инновационные реалистичные контуры и выявляющиеся «рыночные силы» отнюдь не в состоянии гарантировать удачное дальнейшее развитие королевства. В государстве некогда сложилось государственно-монополистический устройство наравне с частным капиталистическим укладом, и их связь правомочно осуществить только правительством. Имеет смысл заметить, что, невзирая на явную «нефтяную» и «аравийскую» специфику, вышеназванная «двуслойность» саудовской экономики полностью нормальна для Запада. Ф. Бродель распознал «империализм в различных его конфигурациях» и «рыночную экономику» или же «два этажа» западной экономики: «сектор монополистский и сектор конкурентоспособности», видя в том «жизненную диалектику капитализма». Своеобразие саудовской экономики состоит в том, что могущество никак не разделено с имуществом, и управляющая семья Саудидов в таком случае заведует конгломератом разных индустриальных и денежных компаний. Настоящее дает возможность ей посредством внешних и неофициальных аппаратов координировать финансовое формирование на уровне государственно-монополистического уклада, так в невысокой степени. Развитие государственной экономики и круг интересов страны сходятся в главном, и резонно требовать с последнего содействия вырабатыванию капиталистической (и может быть, при нынешнем положении - посткапиталистической) экономики. Базой социального становления королевства работает нефтегазовый сектор. По мнению некоторых западных экспертов, привычное определение Саудовской Аравии как "нефтяного королевства" с наступлением нового века уже не в полной мере передает качественное состояние национальной экономики. В вышедшей в 2007 г. книге Мэтью Р. Симмонса "Закат арабской нефти. Будущее мировой экономики" известный аналитик нефтяной проблематики и член Национального совета США по нефти ставит под сомнение официальные данные об объеме нефтяных запасов королевства и возможности нефтяных компаний по их эффективной эксплуатации в ближайшем будущем. Он утверждает, что "объем производства нефти в этой стране находится на максимальном уровне", поскольку интенсивная добыча на пяти главных месторождениях почти истощила их, и поэтому уровень добычи "в обозримом будущем должен будет, судя по всему, начать снижаться. Вероятность того, что Саудовская Аравия выполнит объемы поставок нефти, запланированные во всех крупных мировых прогнозах добычи и потребления нефти, весьма мала".Официальные саудовские данные на 2008 г., напротив, оптимистичны. Разведанные запасы нефти остаются на уровне 2007 г. и составляют 264, 2 млрд. барр., а средний уровень добычи в 2007 г. составил 8, 82 млн. барр. в день (для сравнения, в 2005 г. - 9, 4 млн. барр.). Стало быть, нефти хватит надолго. Правда, при этом умалчивается, каков объем запасов, готовых к добыче, какая их часть требует проведения дополнительных работ на нефтяных скважинах, а какой объем извлекаем лишь теоретически.Как бы то ни было, по всем прогнозам, при существующей модели развития спрос на нефть и ее производные не уменьшится. За последнюю четверть века - с 1980 г. по 2007 г. - доля угля в структуре мирового энергопотребления оставалась на уровне 28-29%, доля атомной энергии выросла с 2, 5 до 5, 6%, газа - с 18, 9 до 23, 8%, а доля нефти хоть и сократилась с 43, 4 до 35, 6%, но этот энергетический ресурс занимает и в обозримом будущем будет занимать ведущее место.Саудовская Аравия, наряду с другими нефтяными монархиями Аравии, прикладывает большие усилия для диверсификации своей экономики, для развития нефтепереработки и нефтехимии.В 2007 г. саудовцы поставили на экспорт 2541, 2 млн. барр. сырой нефти и 415, 7 млн. барр. нефтепродуктов. Из общего объема экспорта нефтепродуктов в 2007 г. более половины - 60, 06% пришлось на страны Южной Азии и Дальнего Востока, 14, 69% - страны Ближнего Востока, 10, 9% - страны Африки, 8, 73% - страны Западной Европы, 2, 66% - США и Канаду и др.Поступление доходов от нефти напрямую зависит от конъюнктуры на мировом рынке. Резкие взлет и падение цен на нефть во второй половине 2008 г. со 140 долл. за баррель до примерно 40 долл. оказали огромное воздействие на объем таких доходов.Очевидно, что ранее рост цен был вызван не столько издержками на транспортировку и сбыт, сколько повышением спроса на рынке на этот продукт.Цена на нефть чрезвычайно важна для королевства, так как с ней напрямую связаны уровень экономической активности и реализация масштабных социальных и экономических проектов. В 2007 г. государство получило за нефть 562, 2 млрд. риалов*, (1 долл. приблизительно равен 3, 75 сауд. риала.) что составило 87, 5% доходов. Падение цен в нынешнем году и последующее предполагаемое незначительное повышение их уровня даже до 50-60 долл. за баррель приведут к пересмотру и корректировке многих проектов.Однако саудовская экономика сейчас уже не сводится исключительно к нефти. Существующий в стране более десяти лет Высший экономический совет последовательно в пятилетних планах развития ставил целью сокращение зависимости от нефтяного сектора.Десятилетия модернизации принесли свои плоды: созданы новые отрасли промышленности, развивается сельское хозяйство, ускоренно растет сфера услуг. Численность населения выросла в 1975-2008 гг. с 7, 3 до 28 млн. человек, доля городского населения увеличилась с 58, 3% до 81%, продолжительность жизни возросла с 54 до 72 лет. ВВП на душу населения в 2006 г. по паритету покупательной способности составил 22 тыс. долл. Не менее показательна и структура ВВП. В 2007 г. первое место по-прежнему принадлежало нефте- и газодобыче, однако второе-третье место делили уже не строительство (как это было раньше), а финансы, страхование, бизнес-услуги и обрабатывающая промышленность. Это очевидный показатель успеха политики диверсификации саудовской экономики.В последние годы большое внимание уделяется развитию ранее отсталых регионов - на севере и на юго-западе страны. Там создаются новые промышленные зоны. В 2007 г. заявлено о строительстве нового города (названного в честь короля Абдаллы) на специально созданном острове возле г. Джидды, который является крупнейшим промышленным центром страны.В новый век страна вступила не только с достижениями. Инерция успеха породила в обществе душок самодовольства, некоторую расслабленность.Возник дефицит бюджета. Появились трудности с обеспечением электроэнергией и пресной водой. В сельском хозяйстве уменьшаются посевные площади и сокращается объем производимой продукции, так как у государства уже нет средств для закупки зерна у национального производителя, себестоимость которого в 5-7 раз выше уровня мировых цен. Из-за вялости частных инвесторов медленно реализуется план по приватизации отдельных промышленных предприятий и организаций.Однако правительство прикладывает большие усилия для привлечения частного капитала в добывающую отрасль, не связанную с нефтью. Разрабатываются месторождения золота, серебра, меди, цинка и других полезных ископаемых.Все больше внимания власти уделяют развитию паломничества, а также созданию индустрии туризма, оказавшейся столь прибыльной отраслью экономики в ряде арабских стран. В 2007 г. создана Верховная комиссия по туризму. Определено 12 тыс. мест, заслуживающих внимания с природной, исторической или культурной точки зрения. Доходы от этой отрасли (преимущественно от паломничества и бизнестуризма) в 2005 г. составили более 5 млрд. долл., в то время как в Египте превысили 7 млрд. Правительство намерено таким образом усилить "диверсификацию и рост национальной экономической базы. Это также увеличит занятость и инвестиционные возможности для подданных, будет способствовать сбалансированному региональному развитию", - говорится в официальном отчете одного из саудовских финансовых ведомств.Можно отметить стремительный рост рынка связи и коммуникаций: число мобильных телефонов выросло с 2, 5 млн. в 2001 г. до 28, 4 млн. в 2007 г., число пользователей Интернета - с 1 млн. до 6, 4 млн. человек, что составляет более четверти населения.Конечно, мировой экономический кризис начинает сказываться на национальном хозяйстве. Появились признаки обострения проблемы рабочей силы.По причине функциональной политики страны развиваются новые общественные силы: буржуазия, пролетариат, интеллигенция, чиновничество. Формирование порядка образования имелось и остается в единственном числе из главных ценностей саудовского государства. Кончилась эра «нефтяного опьянения», когда казалось, что всегда можно будет покупать что угодно за нефтедоллары. Пока все больше проблем вращается вокруг формирование социального устройства. В 1998 г. усилия властей в области ликвидации неграмотности в королевстве были отмечены особой премией ЮНЕСКО. В последнем десятке, вопреки экономическим проблемам, издержки страны в области «формирования человеческих ресурсов» остаются в бюджете одними с наиболее крупных (находясь непременно в другой зоне после затрат на оборону): 2008 г. - 104,6 миллиардов риалов (25,5%), 2010 г. - 137,4 миллиардов (25,5%).ВЫВОДЫВ рассматириваемом периоде времени саудовское общество сумело совершить качественный рывок в своем культурном развитии, самым ярким проявлением чего стало развитие образования. Структуируем основные выводы: 1. В период донефтяного развития в 20-50-е годы Саудовская Аравия переживала период внутренней трансформации общества, решались задачи преодоления застоя и отсталости. Объективные условия крайне затрудняли возможности для социального и культурного развития. Тем не менее, несмотря на появление больших нефтяных доходов, в 50-60-е годы в обществе не было заметно ощутимых сдвигов в культурном развитии, процесс во многом шел стихийно. 2. Экономический прогресс благодаря нефтяному фактору стал сильнейшим двигателем устойчивого и широкого развития культуры. 3. В нефтяной период социально-экономическое развитие основывается на плановых началах. За три десятилетия расширяется число и площадь промышленных зон, что вызвало к жизни появление современного типа общественной жизни в городских условиях и использованием коммунальных удобств. Изменение структуры потребления и рациона питания саудовцев, повсеместное и масштабное развитие сети медиционских учреждений и расширение сети просвещения и профессионального обучения, качественное повышение уровня образования населения, в том числе высшего образования, привели к формированию общества с новыми чертами и характеристиками. В ходе ускоренного социального развития начиная с 1970 г., в саудовском обществе начинает формироваться новая культурная среда, сочетающая традиционные основы (традиционные ценности, идеалы, нормы поведения и морали) с заимствованными на Западе иными базовыми ценностями. Основой саудовского общества было и остается верность исламу К негативным явлениям в психологии саудовцев в нефтяной период можно отнести, в частности, следующие: неприятие к физическому труду, падение интереса к труду и возможности утверждения личности с помощью трудовой деятельности, нарушение восприятия связи между трудом и доходом, падение чувства социальной удовлетворенности среди молодежи, усвоение частью населения склонности к роскоши, предпочтение работы в государственном секторе. 4. В центре внимания культурной политики саудовского государства находится саудовец, развитие способностей которого и возможностей для реализации знаний и талантов является важнейшей целью. Все большее значение в культурном процессе стало приобретать обеспечение общества разнообразными товарами и услугами, а также возможностями для проведения досуга. 5. В ходе социального развития саудовского общества произошли серьезные изменения и в политической культуре. 6. В нефтяной период государственная политика по развитию культуры и образования определялась прежде всего учением ислама и насущными интересами общества. Необходимость преодоления застоя и отсталости, закрепление высоких рубежей в социально-экономическом развитии требовали принятия комплексных мер по развитию культуры. В основу развития культуры был положен принцип ее равнодоступности для каждого саудовца. 7. Государство определило обеспечение саудовцев образованием в качестве своей обязанности. Этим вызвано неуклонное наращивание ассигнований на цели образования во всех бюджетах, несмотря на возникшие в 90-е годы финансовые проблемы. Особенное внимание было обращено на развитие высшего образования на базе существующих и новых университетов, ставших не только учебными, но и научными центрами. Государство держит в своих руках руководство образовательным процессом на всех его уровнях -начального, среднего и высшего, во всех формах -общеобразовательного, специального и религиозного. Руководство осуществляется через соответствующие правительственные ведомства, которые отвечают за планирование, контроль и совершенствование образования в соответствии с уровнем мирового развития. Государство направляло развитие образования в соответствии с ходом социально-экономического развития страны, с возникавшими переменами в системе управления или в хозяйственной жизни. Постоянное внимание государство уделяло развитию женского образования, которое является одной из основ подъема нации и общества. 8. Важную роль в образовательном процессе имеют учебные программы. Предлагаемые юному и взрослому контингенту учебные планы, программы и методы обучения не всегда способствовали всестороннему развитию учащегося и достижению тех целей, которые ставило государство перед образовательными учреждениями. 9.Важным средством развития культуры является подготовка национальных педагогических кадров.. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫСаудовская Аравия. Справочник. М., 1980.Современная Саудовская Аравия. Справочник. М.,1998.Arab World. Political and diplomatic history of the Arab World. 1900-1967. A Chronological study. 1-7 vol. Wash., 1972.Employment and Manpower Problems and Policy Issues in Arab Countries: Proposals for the Future. ILO. Geneva, 1984.Facts about saudi Arabia. 1953-1958. The Directorate General of Broadcasting, Press and Publications. Б.м.Fourth Development Plan. 1985-1990. Kingdom of Saudi Arabia. Ministry of Planning. Jeddah, 1985.Labour Law and Practice in the Kingdom of Saudi Arabia. U.S. Department of labour. Wash., 1972.Middle East Financial Directory 1980. L., 1980.The Middle East and North Africa. L., 1965-1994.OPEC Annual Bulletine. Vienna, 1990.Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.,1981.Андреасян Р.Н. Эльянов А.Я. Ближний Восток: нефть и независимость. М., 1961.Байба О.И. Эволюция социально-политических структур Саудовской Аравии в XX веке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996. Васильев А. М. Король Фейсал. Личность, эпоха, вера. /А.М. Васильев М. : Рос. центр стратег. и междунар. исслед., 2001Жантиев Д.Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: реформы в сирийских провинциях Османской империи (конец XVIII начало XX в.). М.,1998.Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века. М., 1998. Яковлев А.И. Фейсал: король-реформатор / А.И. Яковлев М. : Рос. центр стратег. и междунар. исслед., 1999 Мировая экономика и международные отношения". "Общественные науки". "Отечественная история". "Полис".Аль-Джазира." Эр-Рияд. "ArabNews". Riyad. "The Financial Times". "International Labour Review". Jeneva. "Middle East".Эволюция банковской системы Саудовской Аравии//Азия Африка сегодня.- 26.07.2007 .-Режим доступа: http://aafnet.integrum.ru(Полнотекстовая БД)Сауд Хусейн Саид Захрани. Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/68-XОСМАН БЕН ОСМАН. Социокультурные предпосылки возникновения высшего педагогического образования в Королевстве Саудовская Аравия// Знание. Понимание. Умение: Московский гуманитарный университет.- 2011. — N4.-С.188-193.Шатта Абу Саад, Роль педагогики и образования в достижении социального роста в свете основной системы в Королевстве. ЭрРияд. -М.,2003.- 210 с.Деловая Саудовская Аравия.- 2008.- ТомV-VI.- Режим доступа: www.polpred.comЛосев Ю.И., Комерова И.В.Процесс изменения социальной структуры в Саудовской Аравии и роль правительства в классообразовательных процессах во второй половине ХХ века//Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.- 2007, № 15. -С. 36-56.
1. Саудовская Аравия. Справочник. М., 1980.
2. Современная Саудовская Аравия. Справочник. М.,1998.
3. Arab World. Political and diplomatic history of the Arab World. 1900-1967. A Chronological study. 1-7 vol. Wash., 1972.
4. Employment and Manpower Problems and Policy Issues in Arab Countries: Proposals for the Future. ILO. Geneva, 1984.
5. Facts about saudi Arabia. 1953-1958. The Directorate General of Broadcasting, Press and Publications. Б.м.
6. Fourth Development Plan. 1985-1990. Kingdom of Saudi Arabia. Ministry of Planning. Jeddah, 1985.
7. Labour Law and Practice in the Kingdom of Saudi Arabia. U.S. Department of labour. Wash., 1972.
8. Middle East Financial Directory 1980. L., 1980.
9. The Middle East and North Africa. L., 1965-1994.
10. OPEC Annual Bulletine. Vienna, 1990.
11. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.,1981.
12. Андреасян Р.Н. Эльянов А.Я. Ближний Восток: нефть и независимость. М., 1961.
13. Байба О.И. Эволюция социально-политических структур Саудовской Аравии в XX веке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996.
14. Васильев А. М. Король Фейсал. Личность, эпоха, вера. /А.М. Васильев М. : Рос. центр стратег. и междунар. исслед., 2001
15. Жантиев Д.Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: реформы в сирийских провинциях Османской империи (конец XVIII начало XX в.). М.,1998.
16. Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века. М., 1998.
17. Яковлев А.И. Фейсал: король-реформатор / А.И. Яковлев М. : Рос. центр стратег. и междунар. исслед., 1999
18. Мировая экономика и международные отношения". "Общественные науки". "Отечественная история". "Полис".
19. Аль-Джазира." Эр-Рияд. "Arab News". Riyad. "The Financial Times". "International Labour Review". Jeneva. "Middle East".
20. Эволюция банковской системы Саудовской Аравии//Азия Африка сегодня.- 26.07.2007 .-Режим доступа: http://aafnet.integrum.ru(Полнотекстовая БД)
21. Сауд Хусейн Саид Захрани. Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/68-X
22. ОСМАН БЕН ОСМАН. Социокультурные предпосылки возникновения высшего педагогического образования в Королевстве Саудовская Аравия// Знание. Понимание. Умение: Московский гуманитарный университет.- 2011. — N4.-С.188-193.
23. Шатта Абу Саад, Роль педагогики и образования в достижении социального роста в свете основной системы в Королевстве. ЭрРияд. -М.,2003.- 210 с.
24. Деловая Саудовская Аравия.- 2008.- ТомV-VI.- Режим доступа: www.polpred.com
25. Лосев Ю.И., Комерова И.В.Процесс изменения социальной структуры в Саудовской Аравии и роль правительства в классообразовательных процессах во второй половине ХХ века//Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.- 2007, № 15. -С. 36-56.
Вопрос-ответ:
Какую социальную политику осуществлял король Фейсал Саудовская Аравия?
Король Фейсал Саудовская Аравия осуществлял социальную политику, направленную на развитие и совершенствование образования, здравоохранения, транспортной системы, а также на улучшение условий жизни граждан.
Какие были основные характеристики реформ, которые провел король Фейсал?
Основные характеристики реформ, проведенных королем Фейсалом, включали модернизацию образовательной системы, расширение доступа к здравоохранению, строительство инфраструктуры, повышение уровня жизни и благосостояния населения, а также содействие развитию экономики и привлечению иностранных инвестиций.
Какие достижения были получены в результате социальной политики короля Фейсала?
Благодаря социальной политике короля Фейсала были достигнуты значительные результаты, включая повышение уровня образования, снижение показателей детской и материнской смертности, развитие городской и региональной инфраструктуры, расширение доступа к социальным услугам для граждан. Кроме того, социальная политика способствовала сокращению доли населения, живущего в нищете, и повышению уровня жизни многих семей.
Какие планы были у короля Фейсала в социальной политике?
В рамках своей социальной политики король Фейсал ставил перед собой задачу развития образования, улучшения системы здравоохранения, модернизации инфраструктуры, повышения уровня жизни граждан, содействия развитию малого и среднего бизнеса, а также привлечения иностранных инвестиций для развития экономики страны.
Каким был уровень социального развития Саудовской Аравии к концу XX века?
К концу XX века Саудовская Аравия достигла высокого уровня социального развития. В стране была создана современная система образования и здравоохранения, развита городская и региональная инфраструктура, что существенно улучшило условия жизни граждан. Кроме того, Саудовская Аравия стала одной из ведущих экономических держав в регионе, благодаря развитию нефтяной промышленности и привлечению иностранных инвестиций.
Какими были основные черты социальной политики короля Фейсала Саудовской Аравии?
Основные черты социальной политики короля Фейсала включали определение приоритетных направлений развития страны, планирование и реализацию социальных программ, а также достижение высокого уровня социального развития. Он также сосредоточился на создании равных возможностей для всех граждан, развитии образования и здравоохранения, а также оказании поддержки малоимущим слоям населения.
Какая роль короля Фейсала сыграла в социально-экономическом развитии Саудовской Аравии в конце XIX - начале XX века?
Король Фейсал внес значительный вклад в социально-экономическое развитие Саудовской Аравии в конце XIX - начале XX века. Он провел реформы, направленные на развитие образования и здравоохранения, модернизацию инфраструктуры, а также создание условий для инвестиций и промышленного развития. Благодаря его усилиям, страна смогла существенно повысить свой уровень развития и улучшить жизнь своих граждан.
Какие были основные задачи, определенные королем Фейсалом в своей социальной политике?
Основные задачи, определенные королем Фейсалом в своей социальной политике, включали: улучшение качества жизни граждан, создание равных возможностей для всех слоев населения, сокращение неравенства, развитие образования и здравоохранения, а также обеспечение социальной защиты для малоимущих граждан. Он также стремился развивать науку и культуру в стране, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие и процветание.
Какие достижения были связаны с социальной политикой короля Фейсала?
Социальная политика короля Фейсала привела к значительным достижениям в различных сферах. Он смог повысить уровень образования и здравоохранения, обеспечивая доступ к образованию и медицинским услугам для всех граждан. Он также создал программы социальной помощи и поддержки для малоимущих слоев населения, сократил неравенство и обеспечил равные возможности для всех. Его усилия по модернизации инфраструктуры также привели к развитию промышленности и экономики страны.
Какой был уровень социально-экономического развития Саудовской Аравии в конце XIX - начале XX века?
Уровень социально-экономического развития Саудовской Аравии в конце XIX - начале XX века был достаточно низким. В это время большинство населения занималось сельским хозяйством, преимущественно скотоводством и оазисным земледелием. Существовали традиционные структуры власти, основанные на религиозных принципах, а также племенные обычаи и торговые связи с Ираком и Персией.
Какие реформы были проведены королем Фейсалом в Саудовской Аравии?
Король Фейсал провел ряд реформ, направленных на модернизацию и развитие Саудовской Аравии. Он осуществил промышленную диверсификацию экономики, развивал нефтяную и газовую отрасли, строил дороги, школы, больницы и другую социальную инфраструктуру. Фейсал также заботился о социальном благополучии населения, введя программы по улучшению жилищных условий, образованию и здравоохранению. Он также провел ряд политических и административных реформ, направленных на укрепление государственного аппарата и правопорядка.
Какие достижения были достигнуты благодаря социальной политике короля Фейсала?
Благодаря социальной политике короля Фейсала в Саудовской Аравии были достигнуты значительные результаты. В стране была создана развитая социальная инфраструктура, включающая школы, больницы, дороги и другие объекты. Король Фейсал уделял особое внимание образованию и здравоохранению, что позволило значительно повысить уровень образования и медицинского обслуживания населения. Также были проведены программы по улучшению жилищных условий и созданию рабочих мест. В результате социальной политики Фейсала, жизненный уровень населения в Саудовской Аравии существенно улучшился.