Политическое учение Т.Гоббса как социальная утопия.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История нового времени
  • 15 15 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.06.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение 3
Основная часть 6
Заключение 14
Список используемой литературы: 16

Фрагмент для ознакомления

Поэтому, хотя Гоббс и использует терминологию договорной теории, он сформулировал ее новую модификацию. Основным вкладом Гоббса в долгосрочной перспективе признается, исходя из этого, не разработка теории общественного договора, а четкое изложение принципов суверенитета и отношений между суверенной властью и правом. В отличие от так называемых общественных животных (муравьев, пчел и т.д.), которым присуще согласование стремлений, Гоббс, человеческое общество характеризует единством воли. Это единство позволяет говорить о гражданском обществе или государстве как одной личности, в которой воплощается общая воля. На основании согласия многих людей, которые действуют под влиянием страха, эта общая воля предстает как воля всех. Таким образом, Гоббс видит в общей воли некую абстрактную конструкцию, что отличается от простой совокупности индивидуальных воль и этим представляется формой социальной утопии.
При этом, такой акцент может привести к полному отождествлению идеи государственности с идеей неоправданного насилия, к обесцениванию преимуществ правового вида регуляции общественных отношений и апологетизации безгосударственного общественного строя, что также является очевидной социальной утопией.
Таким образом, Т. Гоббс является продолжателем идей государства «всеобщего блага» английских утопических движений XVII века, поскольку его государство «всеобщего блага» направлено прежде всего на решение проблемы социального равенства и справедливости.
В своем учении Гоббс нередко обращается к принципу справедливости, - это понятие, которое должно быть неотъемлемым от человеческих прав. Понятие справедливости тождественно с сущностью человека, и идеальные построения английского философа часто обращают внимание читателя к морально-этическим категориям. Понятие социальной справедливости имеет социально-политическое значение в теории Гоббса. Часто оно граничит с категорией блага, но не совпадает с этой категорией. Так, например, Томас Гоббс считал, что его государство (Левиафан) должно воплощать собой принципы безопасности и справедливости. Все рядовые граждане, так сказать, должны испытывать на себе необходимо справедливое влияние государства. Справедливость характеризует совокупность и соотношение явлений, с точки зрения распределения благ любого сущностного порядка между людьми как членами общества.
Гоббс предоставлял понятию справедливости статус социально-политического принципа, и считал, что только монархическая форма правления может быть действительно справедливой и совершенной для граждан. Гоббс считал принцип справедливости социально-детерминированным явлением, главным фактором которого были законы и ограничения, которые давало государство. Томас Гоббс рассматривал функцию справедливости не только в ее отрицательном значении - как наказание за совершенное преступление, наказание вследствие нарушения социальной нормы, традиции, требований, но и понимал как правильное распределение государством социальных благ между людьми, что естественно является недостижимым идеалом общественного устройства и самым ярким доказательством того что политическое учение Т.Гоббса является социальной утопией.
Список используемой литературы:
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С.93 – 94, 95, 99,129-131,133.
Гоббс Т. О гражданине / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 1. – М., Мысль, 1989.С.333 - 348
Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально-типическом изображении / Ю.Н. Давыдов // Полис. 1993. № 6. С. 110–125.
Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия/ Ю.Н. Давыдов // Полис. 1994. № 2. С. 143–155; № 3. С. 135–147.
История этических учений / Под ред. А.А. Гуссейнова. – М.: Гардарики, 2003.С.57.
Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 1995. 227 с.
Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011. Электронно-библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html
Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII—XIX вв.) / Под общ. ред. А.А. Кара-Мурзы // Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., — 2004. — 226 с.
Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса: смысл и фиаско одного политического символа/ К. Шмит: Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, — 2006. — 300 с.
Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011. Электронно-библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html
Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 1995. 227 с.
История этических учений / Под ред. А.А. Гуссейнова. – М.: Гардарики, 2003.С.57.
Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально-типическом изображении / Ю.Н. Давыдов // Полис. 1993. № 6. С. 110–125.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С.93 – 94.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С. 94.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С. 99.
Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия/ Ю.Н. Давыдов // Полис. 1994. № 2. С. 143–155; № 3. С. 135–147.
Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII—XIX вв.) / Под общ. ред. А.А. Кара-Мурзы // Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., — 2004. — 226 с.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С. 95.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С. 129-130.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С. 130-131.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С. 130-131.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С. 133.
Гоббс Т. О гражданине / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 1. – М., Мысль, 1989.С.333 - 348
Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса: смысл и фиаско одного политического символа/ К. Шмит: Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, — 2006. — 300 с.
Гоббс Т. О гражданине / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 1. – М., Мысль, 1989.С.338 – 339.












2

Список используемой литературы:
1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 2. – М., Мысль, 1991. С.93 – 94, 95, 99,129-131,133.
2. Гоббс Т. О гражданине / Томас Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. – Т. 1. – М., Мысль, 1989.С.333 - 348
3. Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально-типическом изображении / Ю.Н. Давыдов // Полис. 1993. № 6. С. 110–125.
4. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия/ Ю.Н. Давыдов // Полис. 1994. № 2. С. 143–155; № 3. С. 135–147.
5. История этических учений / Под ред. А.А. Гуссейнова. – М.: Гардарики, 2003.С.57.
6. Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 1995. 227 с.
7. Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011. Электронно-библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html
8. Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII—XIX вв.) / Под общ. ред. А.А. Кара-Мурзы // Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., — 2004. — 226 с.
9. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса: смысл и фиаско одного политического символа/ К. Шмит: Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, — 2006. — 300 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой политическое учение Т. Гоббса?

Политическое учение Т. Гоббса представляет собой теорию общественного договора и суверенитета, в которой он анализирует состояние человечества в естественном состоянии и предлагает конкретные принципы для создания стабильного общества.

Какие основные принципы политического учения Т. Гоббса?

Основными принципами политического учения Т. Гоббса являются идея общественного договора, на основе которого создается государство, а также принцип суверенитета, который означает безусловное и обладающее полной властью правительство.

Чем отличается политическое учение Т. Гоббса от общественных животных?

Политическое учение Т. Гоббса отличается от представления о общественных животных, таких как муравьи, тем, что он считает, что люди в естественном состоянии живут в постоянной борьбе за выживание и не могут самостоятельно создать стабильность и безопасность. Поэтому он призывает к установлению суверенной власти для поддержания порядка и защиты интересов всех членов общества.

В чем состоит основной вклад Т. Гоббса в политическую теорию?

Основным вкладом Т. Гоббса в политическую теорию является его формулировка принципов суверенитета и отношений между суверенной властью и правом. Он также разработал модификацию договорной теории, основанную на своем анализе состояния человечества в естественном состоянии и необходимости создания стабильного общества.

Какие идеи политического учения Т. Гоббса можно назвать социальной утопией?

Идеи политического учения Т. Гоббса можно назвать социальной утопией, так как его концепция общественного договора и суверенитета основана на идеале создания стабильного и безопасного общества, где правительство обладает полной властью и обеспечивает защиту всех членов общества.

В чем заключается основная идея политического учения Т. Гоббса?

Основная идея политического учения Т. Гоббса заключается в необходимости существования сильной и единообразной власти, которая бы обеспечивала мир и безопасность в обществе.

Какие принципы суверенитета и отношений между суверенной властью и правом формулирует Гоббс?

Гоббс формулирует принципы суверенитета как абсолютной власти, которая не подчиняется никаким другим правилам или законам, и отношений между суверенной властью и правом как взаимопонимание и подчинение гражданами этой власти в обмен на защиту и безопасность.

В чем особенность политического учения Гоббса с точки зрения договорной теории?

Особенность политического учения Гоббса с точки зрения договорной теории заключается в том, что он формулирует новую модификацию этой теории, а именно сильную и абсолютную власть, которая не зависит от договоров или соглашений.

Какова роль суверенной власти в политическом учении Гоббса?

Суверенная власть в политическом учении Гоббса играет ключевую роль и представляет собой абсолютную и непреложную власть, которая обладает всей полнотой прав и властей и имеет право использовать силу и принуждение для поддержания порядка и безопасности в обществе.

В чем отличие политического учения Гоббса от концепции "общественных животных"?

Отличие политического учения Гоббса от концепции "общественных животных" состоит в том, что он не рассматривает общество как некую естественную формула сотрудничества, а принимает идею о необходимости сильной и централизованной власти для предотвращения хаоса и конфликтов в обществе.

Какие основные идеи политического учения Т. Гоббса?

Основными идеями политического учения Т. Гоббса являются принципы суверенитета и отношений между суверенной властью и правом.

Какую новую модификацию договорной теории предложил Т. Гоббс?

Т. Гоббс предложил новую модификацию договорной теории, в которой он сформулировал принципы суверенитета и отношений между суверенной властью и правом.