PR –технологии в современном восприятии эпохи «большого скачка» в социализм конца 1920 – 1930-х гг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политическая история России
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 03.07.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Коллективизация, индустриализация и культурная революция как составные части «большого скачка» в социализм 1920 – 1930-х годов. 6
1.1 Коллективизация в СССР в 20-х 30-х годах двадцатого века. 6
1.2 Индустриализация в СССР в 20-х 30-х годах двадцатого века. 9
1.3 Культурная революция в СССР в 20-х 30-х годах двадцатого века. 11
2. Партийно-политическая пропаганда, проводимая Советским правительством в период 20-30х годов двадцатого века 13
3. Методы и приемы воздействия на массовое сознание периода «большого скачка» в социализм. Оценка их эффективности и степень соответствия современным представлениям о PR –технологиях. 17
3.1 Работа с рядовыми членами коммунистической партии, общественными движениями и различными ассоциациями 17
3.2. Продвижение партийных интересов в органах государственного управления и элементы имиджмейкерской деятельности 19
3.3. Политическое просвещение населения страны 22
Заключение 25
Список литературы: 26

Фрагмент для ознакомления

В начале данного процесса под обязательное членство в партии не попадали технические специалисты, которых катастрофически не хватало в стране. Но в процессе подготовки молодых специалистов инженерных специальностей в ВУЗах страны процесс замены руководящих технической интеллигенции на «политически надёжных» представителей партии был усилен.
Реализация данных процессов позволили руководству компартии взять народное хозяйство под тотальный контроль. Так как тотальный контроль предполагает не только полную власть, но и полную ответственность за проводимую деятельность, огромное влияние было уделено имиджу партийных лидеров.
Вопросы работы компартии над имиджем своих лидеров уже был частично рассмотрен во второй главе настоящей работы.
Для неграмотного в своём большинстве народа создавался величайший Авторитет — лучезарный культ Сталина, заменяющего и царя и Бога в одном лице. Эту хитроумную задумку профессиональные большевистские пропагандисты и политтехнологи начали спешно осуществлять с декабря 1929 года – с организации роскошного, шикарного Дня Рождения Сталина, это был старт кампании по созданию культа Сталина. Как показали, последующие события: с этого момента подчиненные (как видимо с согласия Сталина) стали формировать культ его лчности — как продуманный политтехнологический ход. «Величайший из гениев!» — восторженно во время жесточайшего периода проведения коллективизации писал Ю. Тынянов; «Зодчий социалистического общества» — озаглавил книгу Карл Радек. «Я говорю — Сталин, а думаю, что это Солнце» писал поэт Ицик Фефер.
Все стратегические ошибки и просчёты списывались на нерадивых исполнителей или происки внешних и внутренних врагов.
В статье Сталина «Головокружение от успехов» (ранее рассмотренной в настоящей работе) нет даже намёка на самокритику ошибок и просчётов проводимого курса коллективизации. Виновными «стрелочниками» были назначены исполнители на местах.
Исключение Троцкого, Каменева и Зиновьева из партии на XV съезде ВКП(б) дало начало волне репрессий в партии. На июльском пленуме ЦК ВКП(б) 1928 г. Сталин выдвинул тезис о том, что «по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться». В том же году началась кампания против вредительства. «Вредителей» обвиняли в провалах усилий по достижению показателей плана. Первым громким процессом по делу «вредителей» стало Шахтинское дело, после которого обвинения в саботаже могли последовать за невыполнение предприятием плана.
Создание (усиление) образа внешнего и внутреннего врага приняло огромные масштабы. Данный приём политттехнологии и на сегодняшний день является весьма эффективным.
Широкое рекламирование репрессий было обусловлено проведением идеологической работы, направленной на объединение народа перед общей угрозой и объяснение допущенных ошибок, или по крайней мере отвлечение внимания от них.
Образ бестолкового чиновника, саботажника, вредителя и врага народа стал очень широко использоваться в искусстве. В юмористических произведениях (рассказы и повести Зощенко, Ильфа и Петрова, кинофильмы того периода («Волга-Волга» и др.)) создавался образ мелкого, малозначительного чиновника, не способного понять и выполнить те грандиозные задачи, которые стоят перед страной. Параллельно создавались образы чиновников - мелких жуликов. Все эти образы были жалки и смешны и в конечном итоге во всех этих произведениях были наказаны.
В более серьёзных произведениях искусства того времени выводился образ саботажника и вредителя - врага народа. Эти персонажи изображались алчными, продажными, лицемерными, опасными и жестокими, люто ненавидящими Советскую власть и презирающими весь советский народ.
Все эти методы пропаганды позволяли не только объяснять существующие проблемы, но и ужесточить личную ответственность работников всех уровней.
Начиная с 1930 г. свободное передвижение рабочей силы было запрещено, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины и халатность. С 1931 г. рабочие стали нести ответственность за ущерб, нанесённый оборудованию. В 1932 г. стал возможным принудительный перевод рабочей силы между предприятиями, за кражу госимущества была введена смертная казнь. 27 декабря 1932 г. был восстановлен внутренний паспорт, который Ленин в своё время осуждал как «царистскую отсталость и деспотизм».
3.3. Политическое просвещение населения страны
Методы политического просвещения населения частично уже были рассмотрены во второй главе настоящей работы.
Проводимые в стране мероприятия в рамках «большого скачка в социализм», и в первую очередь культурная революция, были направлены на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры. Первоочередной задачей ставилась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Это достигалось также через полное и глобальное сокращение любого идеологического влияния, которое не поддерживало коммунистическую идеологию. В первую очередь это касалось религиозного влияния на население. Все религиозные течения подверглись жестоким и массовым гонениям, церковь была отлучена от государства, храмы закрывались, священников физически уничтожали.
Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства.
Виды искусства, способные «жить» на улицах, в 20-30х годы играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства. Так же это было одно из успешнейших решений (в разрезе применения политических технологий) в стране с высоким процентом неграмотного населения. К концу периода «большого скачка в социализм» значение плаката как инструмента идеологического воздействия стало ослабевать в связи с ликвидацией неграмотности.
Ликвидация неграмотности, проводимая в рамках Культурной революции, во многом была направлена на формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции». Растущая экономика страны испытывала жесточайший голод в «узких специалистах». Но более важной задачей было идеологическое перевоспитание населения. Ликвидация безграмотности была направлена в первую очередь на создание возможности влиять на мысли населения посредством печатных изданий (газет, журналов, книг).
Так же всеобъемлющая политическая реклама проводилась посредством создания целого ряда произведений кинематографии, музыки, архитектуры, изобразительного искусства.
В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и прочих слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.




















Заключение
По результатам исторических событий, рассмотренных в настоящей работе можно сделать следующие выводы.
Эпоха «большого скачка в социализм», проведённая в СССР в 20-х и 30-х годах двадцатого столетия, не смотря на неоднозначность её оценки и спорность многих достигнутых результатов, была эпохой грандиозных экономических и идеологических преобразований. Произошла кардинальная ломка экономики и идеологии.
Данный период внёс огромный вклад в историческое развитие политической науки и развитие политических технологий в общемировом масштабе.
Советский Союз стал огромным «испытательным полигоном», на котором зарождались и отрабатывались многие современные политические технологии, методы и приёмы воздействия на сознание населения.
Успех в изменении идеологии населения (достигнутый Советского правительством за очень короткий срок) был обусловлен за счёт беспощадного уничтожения любого инакомыслия и создания жёсткой командно-административной системы управления, взявшей все сферы жизнедеятельности населения и страны под тотальный контроль. Данный факт является историческим предупреждением об опасности применения политических технологий не ограниченных системой сдержек и противовесов, принятых в демократических государствах.





Список литературы:
1. «Головокружение от успехов» http://www.hrono.info/libris/stalin/12-2.php обращение 26.05.2014 г.
2. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ обращение 26.05.2014 г.
3. Сталин И. В. О задачах хозяйственников. Речь на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. 1931-02-04.
4. Сталин И. В. [Отчётый доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б), 26 января 1934 гhttp://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_46.htm]. В кн.: Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1951. С. 282
5. Культурная революция // Большая Российская энциклопедия Т. 16. М., 2010 г.
6. В. И. Ленин. О кооперации. Полное Собрание Сочинений. Т. 45, с. 372.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993; URL: www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html
7. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам.  Архивировано из первоисточника 2 июня 2013г. http://www.webcitation.org/6H4UByvjb обращение 23.05.2014 г.
8. Чухин И. И. Каналоармейцы: История строительства Беломорканала в документах, цифрах, фактах, свидетельствах участников и очевидцев. — Петрозаводск: Карелия, 1990. С. 18.
9. Роговин В. Власть и оппозиции. Гл. 3. Первый тур расправы с левой оппозицией http://trst.narod.ru/rogovin/t2/iii.htm обращение 26.05.2014 г.
10. Иголкин А. Нефтяники-«вредители» // Нефть России. № 3, 2005.
11. Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек. 2006. № 2.
12. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979.
«Головокружение от успехов» http://www.hrono.info/libris/stalin/12-2.php обращение 26.05.2014 г.
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ обращение 26.05.2014 г.
Сталин И. В. О задачах хозяйственников. Речь на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. 1931-02-04.
Сталин И. В. [Отчётый доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б), 26 января 1934 гhttp://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_46.htm]. В кн.: Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1951. С. 282.
Культурная революция // Большая Российская энциклопедия Т. 16. М., 2010 г.
В. И. Ленин. О кооперации. Полное Собрание Сочинений. Т. 45, с. 372.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993; URL: www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html
  http://www.webcitation.org/6H4UByvjb . Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам.  Архивировано из первоисточника 2 июня 2013г. обращение 23.05.2014 г.
Чухин И. И. Каналоармейцы: История строительства Беломорканала в документах, цифрах, фактах, свидетельствах участников и очевидцев. — Петрозаводск: Карелия, 1990. С. 18.
Роговин В. Власть и оппозиции. Гл. 3. Первый тур расправы с левой оппозицией http://trst.narod.ru/rogovin/t2/iii.htm обращение 26.05.2014 г.
Иголкин А. Нефтяники-«вредители» // Нефть России. № 3, 2005.
История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979.










1

Список литературы:
1. «Головокружение от успехов» http://www.hrono.info/libris/stalin/12-2.php обращение 26.05.2014 г.
2. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ обращение 26.05.2014 г.
3. Сталин И. В. О задачах хозяйственников. Речь на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. 1931-02-04.
4. Сталин И. В. [Отчётый доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б), 26 января 1934 гhttp://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_46.htm]. В кн.: Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1951. С. 282
5. Культурная революция // Большая Российская энциклопедия Т. 16. М., 2010 г.
6. В. И. Ленин. О кооперации. Полное Собрание Сочинений. Т. 45, с. 372.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993; URL: www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html
7. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам. Архивировано из первоисточника 2 июня 2013г. http://www.webcitation.org/6H4UByvjb обращение 23.05.2014 г.
8. Чухин И. И. Каналоармейцы: История строительства Беломорканала в документах, цифрах, фактах, свидетельствах участников и очевидцев. — Петрозаводск: Карелия, 1990. С. 18.
9. Роговин В. Власть и оппозиции. Гл. 3. Первый тур расправы с левой оппозицией http://trst.narod.ru/rogovin/t2/iii.htm обращение 26.05.2014 г.
10. Иголкин А. Нефтяники-«вредители» // Нефть России. № 3, 2005.
11. Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек. 2006. № 2.
12. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979.

Вопрос-ответ:

Какие PR технологии использовались в эпоху большого скачка в социализм конца 1920-1930-х гг.?

В эпоху большого скачка в социализм конца 1920-1930-х гг. были использованы различные PR технологии, такие как массовая агитация и пропаганда, организация массовых мероприятий и кампаний, использование идеологических символов и слоганов.

Какова роль коллективизации в СССР в 1920-1930-х годах?

Коллективизация в СССР в 1920-1930-х годах имела решающее значение для перехода к социализму. Она заключалась в объединении сельского хозяйства в коллективные формы, т.е. колхозы и совхозы. Коллективизация позволила увеличить производительность сельского хозяйства и обеспечить государству нужные продукты для индустриализации.

В чем заключается суть индустриализации в СССР в 1920-1930-х годах?

Индустриализация в СССР в 1920-1930-х годах была направлена на развитие промышленности и строительство мощных промышленных предприятий. Она позволяла создать все необходимые условия для создания мощной экономики и увеличения производительности труда.

Какой вклад внесла культурная революция в СССР в 1920-1930-х годах?

Культурная революция в СССР в 1920-1930-х годах играла огромную роль в формировании новой социалистической культуры и идеологии. Она позволяла изменить менталитет людей, внедрить новые ценности и нормы, а также подчеркнуть важность пролетарской культуры и искусства.

Какая партийно-политическая пропаганда проводилась в СССР в эпоху большого скачка в социализм в 1920-1930-х годах?

В эпоху большого скачка в социализм в 1920-1930-х годах в СССР проводилась массовая партийно-политическая пропаганда. Это включало в себя использование пропагандистских плакатов, лозунгов и речей лидеров, массовые мероприятия и кампании, а также контроль над СМИ для распространения идеологических взглядов партии.

Что такое PR технологии?

PR технологии, или технологии публичных отношений, это совокупность методов и инструментов, которые используются для управления и формирования общественного мнения о каком-либо событии, продукте или организации.

Какие составные части включаются в понятие "большой скачок в социализм" в период 1920-1930-х годов?

Большой скачок в социализм в период 1920-1930-х годов включал такие составные части, как коллективизация, индустриализация и культурная революция.

Что представляла собой коллективизация в СССР в 20-30-х годах?

Коллективизация в СССР в 20-30-х годах была крупномасштабной кампанией по объединению сельских хозяйств в коллективные фермы или совхозы. Целью коллективизации было укрепление контроля государства над земельными ресурсами и повышение производительности сельского хозяйства.

Какие цели преследовала индустриализация в СССР в 20-30-х годах?

Главной целью индустриализации в СССР в 20-30-х годах было создание сильной промышленности, которая способна обеспечить страну экономическим и военным потенциалом. Промышленное развитие было основой для строительства социализма и укрепления власти коммунистической партии.

Что значит выражение "культурная революция" в контексте 20-30-х годов в СССР?

Культурная революция в контексте 20-30-х годов в СССР была кампанией, направленной на преобразование культурной жизни и формирование нового образа мышления советского человека. Она включала в себя пропаганду образцов труда, новых идей и ценностей, а также борьбу с "буржуазными" элементами в искусстве и литературе.