Принципы конструктивного разрешения конфликта
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 04.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Представление оп путях регулирования конфликтов 5
Основные факторы влияющие на конструктивное разрешение конфликтов. 10
Основные возможные способы конструктивного разрешения конфликтов 15
Заключение 19
Литература 21
"Что такое выигрыш? Что выигрывается? Выиграть означает взять верх в результате игры. Но значение этого ставшего очевидным превосходства имеет тенденцию разрастаться в иллюзию превосходства вообще. А с этим значение выигрыша выходит за рамки данной игры". Хотя Й. Хейзинга имеет в виду игру, сказанное, на наш взгляд, бесспорно относится и к конфликту.Ориентация на свою победу является основным стимулом к использованию "борьбы", "силовых" методов для достижения своих целей. Разрушительные последствия "борьбы" на протяжении всей истории человечества заставляют искать способы ее ограничения. В XX веке были сформулированы идеи особого вида борьбы - ненасильственного сопротивления. Считается, что идеал ненасилия сформулирован в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Ненасилие связывается с борьбой за справедливость - не подчиняться насилию, сопротивляться, не прибегать к насилию: развитие идей ненасильственной борьбы и возникновения ее практики олицетворяется именами М.Ганди, Л.Толстого, М.Кинга Г. По мнению специалистов, сегодня интерес больше проявляется к практике этого типа общественных отношений, чем к теоретическому обоснованию ее идей.Другое движение, имеющее своей целью каким-то образом ограничить деструктивные тенденции борьбы и насилия, приобретших опасный характер к концу XX века, нарастает в сфере образования и воспитания. Именно здесь, по мнению многих исследователей, противореча самому себе в исповедуемым идеях всеобщей солидарности, общество насаждает довольно жесткие и агрессивные способы разрешения возникающих противоречий. Обратимся, в частности, к статье Б.Брок-Утне, посвященной роли образования в формировании морально-этических норм. Она считает, что сама система образования учит соперничеству и что человеку с самого детства внушают, что "важно опередить другого, быть сильнее, смелее, быстрее, а для того, чтобы оказаться впереди, нужно теснить других", чем фактически насаждается концепция силы в человеческих отношениях. Учебники истории, в свою очередь, отражают результаты, достигнутые с применением силы, поскольку главное внимание уделяют войнам, даже и неуспешным, чем результатам применения ненасильственных средств, увенчавшихся успехом. Более того, по мнению автора, "если при урегулировании конфликта используются как насильственные, так и ненасильственные средства, то обычно упоминается лишь о первых. Если применение насилия не дало желаемых результатов, то причины неудачи почему-то не ищут в самом факте применения силы. Какие обстоятельства благоприятствовали победителю и в чем была ошибка побежденной стороны? Никогда даже не выдвигается предположение, что корень зла может заключаться в самом применении силы. Зато, если не-насильственные средства не приносят успеха, мгновенно делается вывод о бесполезности любой формы ненасильственных действий". На основании своего анализа Б.Брок-Утне приходит к выводу: "Способностьлюдей разрешать конфликты понижается".К.Ситарам и Г.Когделл в работе, посвященной межкультурной коммуникации, относят агрессивность к числу первичных ценностей западных культур и черных культур Америки. "Хотя в западных культурах и существуют правила, определяющие границы агрессивности, успех, достигнутый за счет нарушения некоторых из этих правил, часто прощается. Некоторые виды усиленной агрессивности являются результатом обучения и подготовки большинства западных детей на раннем периоде их развития. Они тренируются быть настойчивыми. Их учат не сдаваться перед ошибками и препятствиями. Их учат "использовать" других для достижения своих целей. ... Агрессивность - базовая ценность западного образа жизни...".Таким образом, как замечает К.Бютнер, "даже при самом альтруистическом семейном воспитании трудно не учитывать того факта, что неудача чужого ребенка приносит успех собственному".Возможно, осознание этой проблемы и потребности в ее решении потребует фундаментальной перестройки системы образования и воспитания. ЗаключениеВ последнее десятилетие в области управления конфликтами утвердилось представление о возможностях как конструктивного, так и деструктивного развития конфликтов. Деструктивное развитие конфликта подразумевает его эскалацию (расширение) и агрессивное выражение противоречий, существующих между сторонами. Выделены факторы, способствующие или затрудняющие конструктивное развитие конфликта. Особенное значение придается используемым способам урегулирования конфликта, которые имеют особое влияние на характер развития конфликта и его соответствующий - конструктивный или деструктивный - исход.Начавшийся после Второй мировой войны поиск в области выявления средств и способов предотвращения опасных социальных конфликтов к 60-м гг. организационно оформляется в создании исследовательских центров, проведении специальных конференций и симпозиумов, появлении журналов и изданий по проблемам конфликтов. В содержательном плане акценты смещаются от вопросов устранения конфликтов к проблеме управления ими. Понятие управления конфликтами обобщает широкий диапазон различных возможностей управления, из которых наиболее эффективной считается разрешение конфликта. В общественной практике (и зарубежной, и отечественной) управления конфликтами основные усилия концентрируются вокруг формирования соответствующих институциональных механизмов и распространения идей общественного согласия и социального партнерства. В теоретическом и практическом плане основной интерес связан с факторами "управляемости" конфликтов, из которых наибольшее внимание уделяется характеру проблем, затронутых конфликтом, характеристикам конфликтующих сторон, стратегиям поведения в конфликте и т.д. Среди выбираемых сторонами стратегий взаимодействия в конфликте наибольшее внимание уделено дихотомии "борьба" - переговоры. Силовые методы, объединяемые собирательным понятием "борьбы", имеют свою историю и культурные детерминанты. Их признанной альтернативой являются переговоры (в основном описанные в двух вариантах - "модель взаимных выгод" и "модель уступок-сближения"), на которых в настоящее время и сосредоточены надежды и теоретические и практические интересы специалистов, работающих над разрешением конфликтов.ЛитератураБоглинд А. Структурализм и функционализм. // П.Монсон, Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб: Изд-во "Нотабене", 1993. С.31-70.Брок-Утне Б. Роль образования в формировании морально-этических норм, связанных с войной и окружающей средой. // Морально-этические нормы, война, окружающая среда. / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Мир, 1989. С. 123-142Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. -141 с.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. / Ред. В.М.Леонтьев. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта. Автореф. дисс. ...доктор. психол. наук. М,РГБ, 2002Дейч М.. Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М.: ИСАИ, 1991. С. 70-74.Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика. // Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994. С. 15-23.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс,1995. - 317 с.Козер Л. Завершение конфликта. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М.: ИСАИ, 1991. С. 27-35.Монсон П. Юрген Хабермас и современность. // П.Монсон, Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб: Изд-во "Нотабене", 1992. С. 307-344.Нечипоренко Л.А. Буржуазная "социология конфликта". М.: Политиздат, 1982. - 144 с.Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации. // Человек, 1992, 2 - 5.Социальные конфликты в современном обществе. / Под ред. СВ. Пронина и др. М.: Наука, 1993. - 155 с.Указ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов). // Правительственный вестник, 1991, 48. С. 4.Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
1. Боглинд А. Структурализм и функционализм. // П.Монсон, Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб: Изд-во "Нотабене", 1993. С.31-70.
2. Брок-Утне Б. Роль образования в формировании морально-этических норм, связанных с войной и окружающей средой. // Морально-этические нормы, война, окружающая среда. / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Мир, 1989. С. 123-142
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. -141 с.
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. / Ред. В.М.Леонтьев. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.
5. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта. Автореф. дисс. ...доктор. психол. наук. М,РГБ, 2002
6. Дейч М.. Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М.: ИСАИ, 1991. С. 70-74.
7. Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика. // Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994. С. 15-23.
8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс,1995. - 317 с.
9. Козер Л. Завершение конфликта. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М.: ИСАИ, 1991. С. 27-35.
10. Монсон П. Юрген Хабермас и современность. // П.Монсон, Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб: Изд-во "Нотабене", 1992. С. 307-344.
11. Нечипоренко Л.А. Буржуазная "социология конфликта". М.: Политиздат, 1982. - 144 с.
12. Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации. // Человек, 1992, 2 - 5.
13. Социальные конфликты в современном обществе. / Под ред. СВ. Пронина и др. М.: Наука, 1993. - 155 с.
14. Указ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов). // Правительственный вестник, 1991, 48. С. 4.
15. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
Вопрос-ответ:
Что такое конструктивное разрешение конфликта?
Конструктивное разрешение конфликта - это процесс поиска и применения таких методов и подходов, которые способствуют сотрудничеству и совместному решению проблемы, а не разделению и столкновению сторон.
Какие пути регулирования конфликтов существуют?
Существует несколько путей регулирования конфликтов: аккомодация (признание и удовлетворение интересов другой стороны), компромисс (поиск среднего решения, уступки со стороны обеих сторон), консенсус (достижение общего согласия путем обсуждения и выработки компромиссного решения).
Какие факторы влияют на конструктивное разрешение конфликтов?
Основными факторами, влияющими на конструктивное разрешение конфликтов, являются: эмоциональная интеллектуальность (умение контролировать эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей), коммуникационные навыки (умение выражать свои мысли и прислушиваться к мнению других), эмпатия (способность поставить себя на место другого человека) и умение находить компромисс.
Какими способами можно конструктивно разрешать конфликты?
Основные возможные способы конструктивного разрешения конфликтов включают: общение и диалог между сторонами, поиск компромиссных решений, использование третьей нейтральной стороны в качестве посредника, обучение навыкам управления конфликтами и развитию эмоционального интеллекта.
Какое значение имеет выигрыш при конструктивном разрешении конфликта?
Выигрыш при конструктивном разрешении конфликта означает достижение справедливого и взаимовыгодного результата для всех сторон. Однако, важно помнить, что значение выигрыша не должно перерастать в иллюзию превосходства, а должно способствовать сотрудничеству и удовлетворению интересов всех сторон.
Какие принципы используются при конструктивном разрешении конфликта?
При конструктивном разрешении конфликта используются такие принципы, как осознание проблемы, поиск возможных решений, обсуждение и принятие взаимовыгодного решения, а также поддержание сотрудничества и взаимоуважения между сторонами конфликта.
Какие пути регулирования конфликтов существуют?
Существуют различные пути регулирования конфликтов, включая компромисс, сотрудничество, конфронтация, уклонение и снятие конфликта.
Какие факторы влияют на конструктивное разрешение конфликтов?
Основные факторы, влияющие на конструктивное разрешение конфликтов, это готовность сторон искать решения, открытость к диалогу и выработке компромиссов, а также наличие у них навыков эффективного общения и управления эмоциями.
Какие способы существуют для конструктивного разрешения конфликтов?
Основные возможные способы конструктивного разрешения конфликтов включают активное слушание и понимание позиции другой стороны, выработку альтернативных решений, поиск компромиссов, использование средств медиации или арбитража, а также обучение и тренировка навыкам управления конфликтами.
Что такое "выигрыш" в контексте конфликта?
В контексте конфликта "выигрыш" означает взятие верха над другой стороной и достижение своих интересов и целей. Однако, это может привести к иллюзии превосходства и быть вредным на долгосрочной основе.
Какие принципы конструктивного разрешения конфликта описываются в статье?
В статье описываются принципы конструктивного разрешения конфликта, такие как учет интересов сторон, поиск взаимовыгодных решений, установление взаимосвязи между потребностями и целями конфликтующих сторон.
Какие основные факторы влияют на конструктивное разрешение конфликтов?
Основные факторы, влияющие на конструктивное разрешение конфликтов, включают в себя осознание сторонами конфликта необходимости разрешения, готовность к диалогу и компромиссам, умение находить общие интересы и отделять их от личных обид и подозрений.