Психолого-педагогическая помощь ребенку с аутизмом
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 06.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Общие сведения об аутизме 3
Глава 2. Виды коррекционной работы 5
2.1. Удерживающая терапия (холдинг-терапия) 7
2.2. Бихевиористский подход 8
2.3. Групповая терапия 9
2.4. Метод выбора 10
2.5. Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия 12
Заключение 14
Список литературы 15
Можно и предложить ребенку какую-то свою деятельность, но взрослый должен всегда быть готов к отказу. Абсолютный энтузиазм взрослых по поводу того, что делает ребенок, должен быть ярко выраженным до степени крайнего преувеличения, тогда у ребенка не закрадется и тени сомнения в том, что он любим.Важнейшим в этом методе является то, что гиперчувствительный ребенок должен быть изолирован от всех, кто не следует методу выбора. Для этого ребенку организуется собственное жизненное пространство - это одна комната или комната, соединенная с ванной и туалетом, желательно с односторонним зеркалом для наблюдения. Ребенок проводит все свое время, иногда несколько лет жизни в этой комнате. Даже если окно пропускает свет, но не открывает ему обзора в окружающий мир. Изоляция обеспечивает выполнение условия абсолютно позитивного отношения к нему со стороны мира. Этот метод можно критиковать как спорный с позиции этики и здоровья, однако автор считает, что это единственный путь предоставить ребенку возможность абсолютного самоконтроля в течение всего времени. Необходимость замкнутости, безусловно, затрудняет использование данного метода в школьных условиях.Экспертиза результатов применения метода выбора показала положительные изменения в состоянии родителей, которые полностью смогли изменить свое отношение к сложной ситуации, связанной с аутичным ребенком. При этом они чувствуют больший резерв терпения к своим детям. 2.5. Подкрепленная музыкой коммуникативная терапияЭтот метод основывается на положении, что нормально развивающиеся младенцы чрезвычайно предприимчивы в своих социальных взаимоотношениях. Развитие образцов нормального общения происходит через процесс осуществления ребенком взаимодействий со своим окружением. Сложность отношений, в которых младенец принимает активное участие с первых месяцев своей жизни, постепенно увеличивается. Таким образом, ребенок и реагирует на взрослого, и предлагает взрослому, довольно своеобразными способами, откликнуться на его призывы[Никольская 1995]. Нормально развитые младенцы социально адаптированы, у них складываетсяэмпатия, которая предполагает функциональное использование контакта глаз и коммуникативное использование любого типа невербального общения. Социальная адаптация и социальная эмпатияу детей с отклонениями находятся в состоянии дефицита. В случае речевых нарушений процесс понимания и выработки навыков в этом направлении осложняется еще больше.Тогда выход можно найти в музыке. В построении программы обучения музыкальной коммуникативной терапии аутичному ребенку даются определенные рамки, в которых он мог бы реализовать свои возможности в общении и создать свой паттерн диалогического общения для дальнейшего речевого развития. Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом. Большая часть обмена информацией при этой терапии осуществляется через язык телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, контакт глаз и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.Данный вид терапии отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и родителем или курирующим терапевтом. Для детей, проводящих в школе полный учебный день, лучше всего, чтобы им стал их учитель и было бы неплохо, если бы у него была возможность хотя бы один час работать с ребенком наедине, а не только фронтально.Совместные занятия ребенка с учителем и терапевтом позволяют формировать навыки общения альтернативными путями. Музыка может стать помощником в этом процессе, потому что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями. Лингвистические навыки устной или жестовой речи накладываются на те рамки, которые созданы этой предварительной работой и, как оказалось, обучение речи идет с большей гибкостью и социальным отзвуком, чем когда работают только по пути коррекции поведения. Звуковое повторение дается аутичным детям достаточно легко, и они могут осуществлять перенос сформированных навыков более свободно.Музыкотерапия может быть частью учебного плана, так как она «проторяет путь» для обучения по другим дисциплинам, что, в свою очередь, формирует целостную систему школьной интеграции.Рассмотренные нами здесь коррекционные методики имеют как общие, так и отличительные черты, но ни одна из них не является панацеей во всех случаях при обучении и коррекции детей с аутизмом.Начало формыЗаключениеПри составлении данного реферата нами были выполнены все поставленные задачи. Мы описали основные симптомы аутизма, по которым можно достаточно рано выявить случаи данного заболевания у детей. Затем мы перешли к описанию существующих распространенных методик коррекции данного заболевания. Нам бы хотелось сказать, что, несмотря на достаточно развернутое описание данного заболевания в психологической литературе, аутизм не всегда подвергается верной коррекции в реальной практике. Анализ существующих методик позволяет выявить наиболее эффективные элементы различных подходов и комбинировать их в реальной практике. Все описанные нами методики имеют позитивные и негативные стороны, следовательно, при разумном использовании они могут использоваться в процессе коррекции.Оказание психолого-педагогической помощи детям-аутистам может вернуть этих детей в русло общественной жизни, однако, для этого нужно последовательно развертывать этапы этой работы при соблюдении основных условий организации их жизни и обучения. Таким детям важно иметь строгую регламентацию в распорядке дня, а также логичную организацию рабочего и жизненного пространства.Современная система психолого-педагогической помощи аутичным детям нуждается в дальнейшей доработке. Данная тема исследования сохраняет свою актуальность, несмотря на большое количество существующих теоретических и практических разработок. Список литературыАппиФ. Введение в психологическую теорию аутизма – М.: Терефин, 2006.Детский аутизм: хрестоматия/ сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995. - №1. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб: Ин-ут спец, педагогики и психологии, 1999.Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Ч. 2: Психотерапия детского аутизма. - М.: Наука, 2002.
1. Аппи Ф. Введение в психологическую теорию аутизма – М.: Терефин, 2006.
2. Детский аутизм: хрестоматия/ сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.
3. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995. - №1.
4. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб: Ин-ут спец, педагогики и психологии, 1999.
5. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Ч. 2: Психотерапия детского аутизма. - М.: Наука, 2002.
Вопрос-ответ:
Что такое аутизм?
Аутизм - это разнообразное неврологическое расстройство, которое проявляется в нарушении социальной взаимодействии, коммуникации и ограниченных, повторяющихся интересах и активностях.
Какие методы коррекции используются для помощи детям с аутизмом?
Для помощи детям с аутизмом используются различные методы коррекции, такие как удерживающая терапия, бихевиористский подход, групповая терапия, метод выбора и подкрепленная музыкой коммуникативная терапия.
В чем заключается удерживающая терапия?
Удерживающая терапия, или холдинг терапия, заключается в физическом контакте с ребенком с аутизмом, который помогает ему чувствовать себя защищенным и безопасным.
Как работает бихевиористский подход в коррекции аутизма?
Бихевиористский подход в коррекции аутизма основан на принципе поощрения желаемых поведенческих реакций и игнорирования нежелательных. Через систему поощрений и наказаний ребенок с аутизмом учится адаптироваться к социальным ситуациям и развивать навыки коммуникации.
Что такое подкрепленная музыкой коммуникативная терапия?
Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия - это метод, в котором используется музыка для стимулирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Музыка помогает установить эмоциональную связь, развить речь и социальные навыки.
Какие сведения можно получить из главы 1 "Общие сведения об аутизме"?
В главе 1 представлена информация об аутизме, его основных признаках и проявлениях, а также о других диагностических критериях.
Какими методами можно проводить коррекционную работу с детьми с аутизмом?
В главе 2 "Виды коррекционной работы" описаны различные методы коррекционной работы, включая удерживающую терапию, бихевиористский подход, групповую терапию, метод выбора и подкрепленную музыкой коммуникативную терапию.
Какими характеристиками обладает удерживающая терапия?
Удерживающая терапия, или холдинг терапия, представляет собой метод, при котором взрослый физически поддерживает ребенка, создавая таким образом ощущение безопасности и защищенности.
В чем состоит подкрепленная музыкой коммуникативная терапия?
Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия является методом, при котором использование музыки стимулирует коммуникативные навыки у детей с аутизмом и помогает им взаимодействовать с окружающим миром.