Освещение конфликтных ситуаций:этический аспект.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 10.06.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..с.3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА……………………………..………..………......с.6
1.1.Понятие и типология конфликтов…………………………...………...……….............….с.6
1.2.Профессиональная этика журналиста в условиях
конфликтных ситуаций……………………….…………………...…………….....с.10
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ ОСВЕЩЕНИЯ В СМИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ…………………………….………………...………...………….с.15
2.1. Освещение в СМИ террористических актов на примере взрыва в аэропорту Домодедово………………...………….............с.15
2.2. Освещение в СМИ личной трагедии на примере Виталия Калоева………………………………………………...…………..…с.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....с.24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…..с.28
Убийца описан следующим образом «неизвестный мужчина в черном пальто и черных брюках». В то же время сам Виталий Калоев описывается как сторона пострадавшая, цитируются его записи о своей семье, высказывания его близких о том, какой трагедией стала для Виталия гибель жены и детей. Издание склонно оправдать поступок гражданина России, в материале прослеживается эмоциональная причастность к случившимся событиям и одностороннее изложение информации.
Осужден Виталий был в 2005 году, а в 2007-м досрочно был выпущен на свободу и вернулся в Россию. Российские СМИ подготовились к встрече гражданина Северной Осетии большим количеством публикаций хотя и без того последние месяцы вся страна следила за судьбой Калоева. «Известия» - старейшие уважаемые издание выпустило статью «Виталию Калоеву осталось сидеть 5 дней» - словно обратный отсчет до самого ожидаемого события. И во всем материале симпатия к Виталию Калоеву, как к человеку «он по натуре очень стойкий и сдержанный человек. Слезы в голосе появляются только когда речь заходит о погибших жене и детях». Составлен портрет человека положительного во всех отношениях, несмотря на то, что был осужден за убийство: «у кровати - фотографии погибших родных», «Работает в тюремной мастерской», «пользуется уважением». В целом «Известия» сделали акцент на жертвенном положении осужденного и досрочно освобожденного «у него очень тяжелая гипертония, давление сейчас 180 на 100».
Фото расплакавшегося в зале суда Виталия Калоева и в газете «Коммерсант», а также кадры правозащитников, требовавших свободу осужденного. Отмена первого решения о досрочном освобождении, которое постановил суд крайне возмутил российскую общественность и немалую роль в «подогревании» настроений в обществе сыграли публикации, выходящие в те дни. «Решать, достаточно ли Виталий Калоев страдал, опять же будет федеральный суд Швейцарии в Лозанее. Он потерял жену и двоих детей в катастрофе» Интернет ресурс «Национальная информационная группа» внесли немало эмоциональной составляющей в новостное сообщение «Когда Виталий Калоев увидел диспетчера, дежурившего в ту ночь, он сдержаться не смог. Убийство, совершенное Калоевым, изменило его и так разрушенную жизнь ... убийство - единственное в цепочке трагедий, за которое хоть кто-то понес наказание. Над виновными в гибели 73 человека в воздухе пока только идет неспешный швейцарский суд». Причем в другом своем информационном сообщении это же СМИ называет цифру погибших уже «71 человек»
СМИ нарушило главные журналистские правила – не давать оценок и не занимать позицию ни одной из сторон. Во время суда и при обсуждении досрочного освобождения Виталия Каловеа в печатной прессе выходило много информационных заметок и печатных материалов. Однако лидером по охвату аудитории остается телевидение и для характеристики СМИ необходимо эту категорию также принять во внимание. На телеканале «НТВ» один из выпусков программы «Главный герой» был посвящен персоне Виталия Калоева, человеку, который перестал быть просто международным преступником, а стал целым символом. «На малой родине, в Северной Осетии, давно возник целый культ Калоева. Человека, потерявшего все и свершившего правосудие по закону гор, почитают и приводят в пример детям». В сюжете не ставилась задача донести какую-то новую информацию, сообщить важные сведения. Информационным поводом стало возвращение на родину из швейцарской тюрьмы, а целью – нарисовать психологический портрет. Кто он, пострадавший от несправедливой судьбы отец семьи, помешанный на почве собственного горя, герой, выступивший от лица всех пострадавших? Телеканал не дает ответа и оставляет выбор за зрителем. Этот достаточно эмоциональный материал при этом можно назвать одним из самых удачных способов освещения межличностного конфликта. Представлены две стороны – пострадавшая семья Калоева и не менее пострадавшая семья убитого Петера Нельсона, показано мнение как стороны поддерживающей его поступок, так и иные позиции.
Самой распространенной ошибкой в освещении случившейся трагедии со стороны СМИ – стал перевод конфликта межличностного в категорию конфликта межнационального. В судебном процессе были и без этого задействованы две страны и представитель России в Швейцарии. И обвинять швейцарцев или кавказцев в случившемся неверно. По этому поводу высказался обозревать радио «Маяк» Дмитрий Шушарин «Конечно, Калоев – жертва. Но и преступник … сугубо частная человеческая трагедия. Но почему же тогда нужно было организовывать встречу Калоева в аэропорту так, как встречают ну, скажем, спортсменов-чемпионов?»
Вследствие не совсем объективного освещения трагедии Виталия Калоева и эмоционального отношения к одной из сторон конфликта, СМИ предали конфликту излишнюю значимость и не совсем объективное восприятие ситуации в обществе. Это грубое нарушение норм журналисткой этики повлекло за собой большие последствия.
Заключение
С целью регламентации деятельности журналистов и этической стороны их работы, было принято множество актов и соглашений, которые требуют от журналистов правдиво отражать информацию и полностью удовлетворять потребность аудитории в информации, не нарушая при этом принятых норм и правил. Для творческой, на первый взгляд, работы журналиста созданы рамки, за которые он не имеет права заходить. Это касается и отношения к аудитории и к источникам информации, к своим героям и их близким, а также к своим коллегам и власти.
Однако, все ли «работники пера» помнят об общепринятых понятиях этики и установленных правилах? Как часто мы сталкиваемся с тем, что в борьбе за рейтинги, читателей и внимание широкой аудитории телеканалы и редакции газет допускают и неверное изложение фактов, и создают сенсацию из искаженной информации. И рассмотренные в данной работе примеры освещения в СМИ разного рода конфликтов это подтверждают. В периоды обострения конфликтных ситуаций, когда в каком-то городе или в целой стране происходят беспорядки, когда речь идет о судьбе и безопасности целого народа, значимость медиа, как единственного источника связи с внешним миром, сильно вырастает. В то время как сами сотрудники этих средств массовой информации и коммуникации, относятся ко всему как способу поднять рейтинги издания и себя лично. Политики видят в телевидении и других источниках средства давления на умы масс.
«Условиями своего труда журналист поставлен в положение, когда чуть ли не на каждом шагу он должен, хочет того или нет, делать выбор, в том числе и моральный.». В работе постарались рассмотреть именно этот выбор, который делали журналисты в двух с виду абсолютно разных, но по сути совершенно одинаковых конфликтных ситуациях. Что руководило их действиями и их словами – личные эмоции или все-таки желание показать объективную картину. В большинстве случаев, как можно было проследить, журналист делал выбор в пользу рейтинга. Наглядно можно было проследить нарушения принятых правил – объективной подачи информации.
Наглядные примеры показали, что иногда журналисту сложно отличить значимое от второстепенного. Между тем, умение сохранять объективность и трезвость взгляда – одно из важных для профессионального журналиста качеств, тем более, когда речь идет об освещении конфликта двух сторон. Несмотря ни на что, журналист должен занимать нейтральную позицию – только тогда он будет считаться профессионалом. В случае освещения теракта в Домодедово и в случае трагедии Виталия Калоева очень многие СМИ не сдерживали эмоционального отношения по отношению к пострадавшим. Особенно сложно определить пострадавшую сторону в случае конфликта Калоева. А некоторые издания наоборот вводили в материал излишние эмоциональные приемы, чтобы таким образом повлиять на чувства аудитории.
В своем исследовании, преимущественно в первой главе, посвященной теоретическим понятиям, использовались источники, посвященные тем базисам, на которых строится вся работа журналиста, её основам. А также более детально была рассмотрена журналистская этика: её происхождение и закрепление в официальных документах, принятых в разные годы. Особенно важно было расставить четкие границы в понятии конфликта – все это позволило произвести анализ освещения конфликтов в СМИ. Типология и главные отличия между разными видами конфликтов – это принципиальные базисы на которых строится поведение журналистов в том или ином случае. Так в частности в межличностном конфликте Виталия Калоева ошибкой было со стороны журналистов попытаться привлечь к ответственности целые государства и национальности. Столкновение произошло между двумя людьми и затронуло законодательство двух стран, но подобный случай никак не мог и не должен был затрагивать отношения между Россией и Швейцарией или Северной Осетией. Безусловно, масштаб и характер конфликта влияет на специфику его освещения в СМИ. Однако общие положения этических норм журналистики остаются неизменны в любом случае – это базис работы журналиста и без него считать то или иное СМИ объективным и профессиональным нельзя.
В практической части, которой была посвящена вся вторая глава, были проанализированы различные СМИ: телевидение, радио, интернет и печатная пресса. Источники, которые так или иначе участвовали в освещении и обсуждении террористического акта, а также конфликта между двумя людьми, разжегшего национальный скандал. Несмотря на разный характер и разное количество участников конфликтов у них есть общий момент – и ту и другую историю подробно и долго обсуждали в СМИ. Были отмечены явные ошибки журналистов и найден один из вариантов «золотой середины» освещения проблемы, когда соблюдены все этические нормы и передана максимально объективная картина. То есть, идеальный вариант объективного освещения материала возможен, но он полностью противоречит понятиям о высоком рейтинге. Современные СМИ руководствуются финансовой выгодой каждого выпуска и публикации, отсюда стремление к кричащим заголовкам, смелым заявлениям и в некоторых случаях односторонней подачей информации. В самые сложные периоды обострения конфликтных ситуаций, когда правоохранительные органы не дают комментариев, а информация становится очень важной, все внимание обращается к СМИ. Коммерческие медиа, как можно было видеть, используют такие «звездные часы» и чувства людей исключительно в целых повышения рейтингов. Для этих представителей «четвертой власти» к сожалению, как на войне – все средства хороши.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лазутина Г.В.Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004
Лазутина, Г.Л. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2000.
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов Конфликтология. Учебник, М., 2001 г., Издательство: Юнити;
Мельников М., Григорян М. Прикладная конфликтология для журналистов - М.: Права человека, 2006
Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. Учебное пособие. 2002
Аврамов Д .С . Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие – М., 2003 – С. 73
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: МГУ, 2003 – С 94
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003.
Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: Журналист. М., Аспект Пресс, 2008.
Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. (Опыт этического кодекса). М., 1994.
Саморегулирование журналистского сообщества: Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм. 1999.
Этика СМИ. М., 2003.
Кодекс профессиональной этики журналиста (1991).
Хартия телерадиовещателей (1999).
Антитеррористическая конвенция СМИ (2003).
Twitter.com http://twitter.com/KatrineBelyaeva/status/29629506956300288#
Утро.ру http://www.utro.ru/articles/2011/01/24/951156.shtml
Вести. Ру http://www.vesti.ru/doc.html?id=422882
Lenta.ru http://lenta.ru/news/2011/01/25/one/
Российская служба новостей http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/01/110124_domodedovo_blast_live.shtml
KM.ru Новости http://www.km.ru/news/view.asp?id=CB3818B8E3D04F2185DB125335F3EB1D
REGIONS.RU – новости Федерации http://www.regions.ru/news/2093313/
Комсомольская правда http://kp.ru/daily/23225/26932/
NEWSinfo http://www.newsinfo.ru/news/2007-08-24/item/700593/
Главный герой http://geroy.ntv.ru/subject.jsp?sid=5520
Радио «Маяк» http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=46734&cid=
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов Конфликтология. Учебник, М., 2001 г., Издательство: Юнити; С 127
Мельников М., Григорян М. Прикладная конфликтология для журналистов - М.: Права человека, 2006 С 27
Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. Учебное пособие. 2002
Аврамов Д . С . Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие – М., 2003 – С. 73
Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие / Г.Л. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 155-160.
Кодекс профессиональной этики журналиста 1991 г.
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: МГУ, 2003 – С 94
Там же. – С. 104
http://twitter.com/KatrineBelyaeva/status/29629506956300288#
http://www.utro.ru/articles/2011/01/24/951156.shtml
http://www.vesti.ru/doc.html?id=422882
http://www.vesti.ru/doc.html?id=423019
http://lenta.ru/news/2011/01/25/one/
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/01/110124_domodedovo_blast_live.shtml
http://www.km.ru/news/view.asp?id=CB3818B8E3D04F2185DB125335F3EB1D
http://www.regions.ru/news/2093313/
http://kp.ru/daily/23225/26932/
http://www.newsinfo.ru/news/2007-08-24/item/700593/
http://geroy.ntv.ru/subject.jsp?sid=5520
http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=46734&cid=
Лазутина Г.В.Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004
26
1.Лазутина Г.В.Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004
2.Лазутина, Г.Л. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2000.
3.А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов Конфликтология. Учебник, М., 2001 г., Издательство: Юнити;
4.Мельников М., Григорян М. Прикладная конфликтология для журналистов - М.: Права человека, 2006
5.Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. Учебное пособие. 2002
6.Аврамов Д .С . Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие – М., 2003 – С. 73
7.Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: МГУ, 2003 – С 94
8.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003.
9.Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: Журналист. М., Аспект Пресс, 2008.
10.Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. (Опыт этического кодекса). М., 1994.
11.Саморегулирование журналистского сообщества: Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
12.Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм. 1999.
13.Этика СМИ. М., 2003.
14.Кодекс профессиональной этики журналиста (1991).
15.Хартия телерадиовещателей (1999).
16.Антитеррористическая конвенция СМИ (2003).
17.Twitter.com http://twitter.com/KatrineBelyaeva/status/29629506956300288#
18.Утро.ру http://www.utro.ru/articles/2011/01/24/951156.shtml
19.Вести. Ру http://www.vesti.ru/doc.html?id=422882
20.Lenta.ru http://lenta.ru/news/2011/01/25/one/
21.Российская служба новостей http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/01/110124_domodedovo_blast_live.shtml
22.KM.ru Новости http://www.km.ru/news/view.asp?id=CB3818B8E3D04F2185DB125335F3EB1D
23.REGIONS.RU – новости Федерации http://www.regions.ru/news/2093313/
24.Комсомольская правда http://kp.ru/daily/23225/26932/
25.NEWSinfo http://www.newsinfo.ru/news/2007-08-24/item/700593/
26.Главный герой http://geroy.ntv.ru/subject.jsp?sid=5520
27.Радио «Маяк» http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=46734&cid=
Вопрос-ответ:
Какие вопросы возникают при освещении конфликтных ситуаций в СМИ?
Вопросы, возникающие при освещении конфликтных ситуаций в СМИ, могут быть разными в зависимости от конкретной ситуации. Например, журналисты могут задаваться вопросами о том, как собрать достоверную информацию о конфликте, какие источники можно доверять, как не нарушить этические принципы при освещении событий, как избежать искажения фактов и предвзятость в своих материалах и так далее.
Какие типы конфликтов могут возникать в профессиональной деятельности журналистов?
Существует несколько типов конфликтов, которые могут возникать в профессиональной деятельности журналистов. Например, это конфликты интересов, связанные с доступом к информации или с ограничениями на освещение определенных событий. Также возможны конфликты с представителями власти, когда журналисты вынуждены балансировать между обязательствами перед обществом и ограничениями, навязываемыми со стороны властей.
Как профессиональная этика журналиста помогает в конфликтных ситуациях?
Профессиональная этика журналиста играет важную роль в конфликтных ситуациях. Она помогает установить правила и принципы, которые регулируют поведение журналистов и ориентируют их в сложных ситуациях. Профессиональная этика помогает журналистам принимать взвешенные решения, основанные на уважении к публике, достоверности информации и соблюдении прав и свобод граждан.
Как освещаются конфликтные ситуации в СМИ?
Освещение конфликтных ситуаций в СМИ может быть разным, и оно зависит от многих факторов, включая характер конфликта и политическую ситуацию в стране. Некоторые СМИ могут выбирать угол зрения и акцентировать внимание на определенных аспектах, другие же могут стремиться предоставить максимально объективную информацию и показать разные точки зрения на конфликт. Важно, чтобы освещение конфликтных ситуаций в СМИ было непредвзятым, достоверным и информативным.
Какое значение имеет профессиональная этика журналиста в ситуациях конфликта?
Профессиональная этика журналиста играет важную роль в конфликтных ситуациях, так как она помогает журналисту определиться с тем, каким образом осветить конфликт и какие принципы следовать в процессе работы.
Какие типы конфликтов существуют и как они связаны с профессиональной этикой журналиста?
Существует несколько типов конфликтов: межличностные, межгрупповые и межкультурные. Все эти типы конфликтов требуют от журналиста соблюдения определенных этических принципов в процессе освещения их. Например, в случае межличностного конфликта журналисту важно проявить стремление к объективности и справедливости при написании материала.
Какие принципы профессиональной этики журналиста необходимо соблюдать в конфликтных ситуациях?
В конфликтных ситуациях журналист должен придерживаться таких принципов этики, как объективность, справедливость, достоверность и защита интересов общества. Важно, чтобы информация, предоставляемая журналистом, была точной и неискаженной.
Каким образом освещаются террористические акты в СМИ и какие этические аспекты тут могут возникнуть?
Террористические акты обычно освещаются СМИ с целью информирования общества и поддержания общественной безопасности. Однако, в процессе освещения таких событий возникают этические вопросы, связанные, например, с уважением к чувствам жертв и справедливым представлением информации без создания паники.
Какие примеры освещения конфликтных ситуаций в СМИ можно назвать?
В СМИ часто освещаются конфликты, связанные с политикой, экономикой, религией и межнациональными вопросами. Примерами освещения таких ситуаций могут быть публикации, интервью, репортажи, аналитические статьи и т.д.