Финансовое оздоровление банка: Зарубежный и отечественный опыт
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 14.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Финансовая несостоятельность банка
1.1 Анализ банкротства банка Москвы
1.2 Судебный процесс банкротства банка
Глава 2. Финансовое оздоровление банка
2.1 Методы выхода банка из кризиса
2.2 Меры по улучшению финансового состояния банков России и за рубежом
Заключение
Список использованных источников
Это отражается в том, что банки имеют низкую долю собственного капитала при весьма значительном удельном весе капитала привлеченного. Кроме того, что особенно важно, банк почти всегда является в значительной степени неликвидным, то есть он, не в состоянии в любой момент погасить все свои обязательства перед вкладчиками [6, c.25].Утрата доверия к банку снижает его рыночную стоимость, поскольку он в значительной мере утрачивает возможность проведения прибыльных активных и пассивных операций.Органы власти проявляют повышенное внимание к устойчивости банковской системы, но сталкиваются с тремя основными вопросами: как избежать спонтанной «цепной реакции» рынка; как обеспечить оздоровление балансов и деятельности кредитных учреждений; и наконец, как избежать повторения кризисных явлений в банковской сфере.Для преодоления спонтанной реакции рынка исключительно большое значение имеет своевременное распознание возникающих проблем и быстрые, решительные действия. Этотребует наличия соответствующей системы информации и необходимых финансовых средств.Зарубежная практика знает немало случаев чисто «административного» вмешательства в деятельность банков при угрозе их банкротства. В кризисных ситуациях применялись такие, например, меры, как закрытие банков на определенный срок, назначение надзорным органом «кризисного управляющего». Вмешательство в деятельность банков требует, как правило, соответствующих финансовых средств, одним из источников которых являются системы депозитного страхования (СДС), создаваемые самими банками. Системы существуют сейчас практически во всех развитых странах мира, однако при возникновении острых проблем средства таких фондов могут оказаться недостаточными. В последнее время в США, Норвегии, Финляндии, Швеции возникла потребность в государственной финансовой поддержке банковской системы.Выделяют три стратегии воздействия на банки, находящиеся в критической ситуации: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса.Стратегия выжидания действует, если есть основания полагать, что затруднения банка носят временный характер и он сам в состоянии преодолеть их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении ряда крупных банков США после обострения долгового кризиса развивающихся стран в 80-е годы и в ряде случаев сопровождалась предоставлением надзорными органами некоторых льгот банкам (например, изменение в их пользу предписаний по учету убытков).Ликвидация (продажа кредитного учреждения по частям) применяется сравнительно редко, так как разделение банка приводит к разрушению сложившихся отношений с клиентурой и потому связано со значительными потерями. Поскольку значение этого фактора возрастает с ростом размеров банка, данная мера обычно применяется в отношении небольших кредитных институтов. В Японии и Скандинавских странах она использовалась почти исключительно по отношению к небанковским финансовым компаниям, в США – к сберегательным кассам. Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное увеличение капитала. В Германии и Швейцарии существует практика, когда надзорный орган путем ужесточения контроля, а также мер «морального воздействия» побуждает акционеров и собственников к предоставлению дополнительного капитала. Президент Банка Франции может предложить акционерам банка, попавшего в затруднительное положение, продолжать выполнение своих обязанностей (что также обычно предполагает увеличение капитала, замену руководства.) или прибегнуть к поддержке других банков, что может, в конечном счете, означать слияние и поглощение. В Скандинавских странах в увеличении капитала традиционно значительную роль играет государство – либо в форме прямых «инъекций», либо в форме предоставления гарантий.Важнейшую роль в организации процедуры воздействия на «проблемные» банки за рубежом играют системы депозитного страхования (СДС). Функциями этих систем являются: обеспечение стабильности и укрепление доверия к банковской и финансовой системе, защита интересов мелких вкладчиков, минимизация издержек страхования. Выполнение этих функций предполагает активное участие СДС в «спасении» испытывающих платежные затруднения кредитных учреждений, если это обходится дешевле, чем открытое банкротство и возврат вкладов.К числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям в случае возможных или действительных платежных затруднений и в особенности при угрозе приостановки платежейВ США в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. Здесь возможны три способа: помощь непосредственно кредитному учреждению, испытывающему платежные затруднения; содействие в слиянии этого учреждения с другим устойчивым банком; оказание помощи компании, которая уже контролирует или будет контролировать неплатежеспособный банк.Санация банковских учреждений, как и других предприятий, рассматривается за рубежом лишь в качестве средства, позволяющего повысить эффективность использования финансовых и других ресурсов, и потому обычно сопровождается реструктуризацией. Она, как правило, предусматривает совершенствование организационной структуры; упорядочение филиальной сети; концентрацию на тех сферах деятельности, которые приносят наибольшую прибыль, и отказ от других; высвобождение работников. Вопросы замены руководства решаются при этом в разных странах неодинаково. В США, например, смена руководства банка, является нормой. В Швеции и Финляндии данная мера осуществлялась реже, что отчасти объясняется тем, что одновременное возникновение проблем у многих кредитных учреждений рассматривается там, в качестве аргумента в пользу «невиновности» руководства отдельных банков, а отчасти тем, что в небольших странах ощущается дефицит высококвалифицированных руководящих банковских работников.Основная нагрузка по решению организационных вопросов, касающихся банкротства кредитных учреждений, ложится на СДС. Так, в США после объявления банка банкротом ФКСВ, как правило, назначается управляющим его имуществом. Она действует при этом как доверительный собственник в отношении затронутого банкротством имущества в пользу кредиторов. ФКСВ проводит оценку имущества, реализует активы обанкротившегося банка, удовлетворяет требования кредиторов и ликвидирует банк. При этом преимущественное право на удовлетворение своих требований имеют массовые вкладчики. Возврат вкладов осуществляется в течение трех-пяти рабочих дней после закрытия банка. Выплаты производятся наличными или переводом вклада в другой банк. При выборе второго варианта стремятся продать за определенное вознаграждение застрахованные вклады ликвидируемого банка другому устойчивому в финансовом отношении учреждению, которое действовало по их выплате [2, c.56].Мотивом для покупки вкладов неплатежеспособного банка является возможное приобретение новых клиентов.«Кризисное управление» при возникновении у банков финансовых затруднений должно дополняться мерами по предотвращению кризисных явлений в перспективе. Зарубежные исследователи выделяют два основных направления таких мер: сбалансированная макроэкономическая политика и совершенствование банковского надзора.На макроэкономическом уровне политика должна направляться в первую очередь на борьбу с инфляцией, которая создает предпосылки общей нестабильности на финансовых рынках, способствует росту процентных ставок, что, в свою очередь, может провоцировать банкротства заемщиков. Чрезмерно «мягкий» кредитно-денежный курс создает условия для массовой спекуляции (спекуляции с недвижимостью), которая может серьезно дестабилизировать финансовую сферу. Макроэкономическая политика должна действовать и против спада производства, который неизбежно связан с банкротствами.Совершенствование банковского надзора призвано создать механизм, обеспечивающий соблюдение финансовой дисциплины. Все страны, сталкивавшиеся в последние годы с проблемами в банковском секторе, предприняли шаги и в этом направлении, включающие, например, увеличение минимальных размеров собственного капитала банков, усиление контроля за небанковскими финансовыми учреждениями.Системы депозитного страхования, играющие ведущую роль в осуществлении процедур санации и банкротства кредитных учреждений, могут успешно функционировать лишь в условиях относительной стабильности финансовой и кредитной сфер. В странах Восточной Европы, для которых свойственен глубокий кризис банковской системы, размеры финансовой поддержки банков нередко выходят за рамки возможностей СДС и бюджета; при этом массовое банкротство кредитных учреждений чревато дальнейшим обострением кризиса финансовой системы. В странах Восточной Европы наряду с разработкой законодательства о банкротстве и СДС обычно стремились осуществить меры по оздоровлению финансовой системы в целом.К числу проблем банковской сферы постсоциалистических стран относятся, как правило, недостаточный размер собственного капитала, слабый банковский надзор, чрезмерная зависимость от ограниченного числа клиентов и учредителей, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие конкуренции, коррупция. Однако наиболее острой проблемой, типичной для постсоциалистических стран, является рост взаимных неплатежей предприятий, а соответственно недействующих кредитов и убытков в банковских балансах. Поскольку обе эти проблемы взаимосвязаны, в Восточной Европе широкое распространение получило мнение, что оздоровление кредитной сферы должно осуществляться одновременно с финансовым оздоровлением и реструктуризацией небанковского сектора экономики.Существуют три возможности решения проблемы сомнительных долгов.Списание возможно, когда доля недействующих кредитов в активах банков относительно невелика и их списание не приведет к массовым банкротствам. Другая возможность состоит в принудительном банкротстве заемщиков, что в условиях, сложившихся в странах Восточной Европы, привело бы к тяжелым экономическим, социальным и политическим последствиям. Третья возможность заключается в подключении государства к процессу финансового оздоровления путем дополнительного бюджетного финансирования в рамках тщательно разработанной программы реструктуризации.Третий путь ввиду остроты и масштабности проблемы неплатежей является в настоящее время наиболее приемлемым или даже единственно возможным. Участие государства в финансовом оздоровлении, в свою очередь, может осуществляться разными способами. Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. К преимуществам относят заинтересованность банков в возврате долгов, а следовательно, в разработке схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных государственных средств; наличие у банков более полной и достоверной информации о положении на предприятиях.Банкам было предоставлено право выделить «проблемные» кредиты и передать их под надзор специально образуемых для этого подразделений тех же банков. К числу основных задач таких подразделений относятся: изучение состояния дел на предприятиях-должниках; выявление предприятий, которые могут быть реструктуризованы, и предприятий, «реабилитация» которых не имеет смысла; организация «согласительных» процедур с целью разработки программ оздоровления реструктуризации; оценка таких программ. Если программа принимается банком, долг предприятия может быть реструктуризован, а часть его списана.Таким образом, были рассмотрены основные моменты выхода из кризиса кредитных организаций.ЗаключениеИсточниками информации для оценки реальности планов санации являются: отчетность, экономические нормативы, отчеты и справки. Основная цель - установить реальность восстановления ликвидности и платежеспособности банка и определить перспективы дальнейшего развития. При оценке реальности финансового положения банка необходимо оценить реальную величину активов банка, то есть скорректировать каждую статью активов исходя из реальной денежной стоимости, а также наличия убытков и сомнительных долгов. После корректировки статей баланса определяется реальный недостаток собственного капитала, который может отличаться от данных в первоначальной отчетности. Если в процессе оценки статей баланса будет выявлено, что сумма статей актива меньше их балансовой стоимости, то это разность уменьшает балансовую прибыль. Корректируются не только активы, но и пассивы. Следующий этап оценки - оценка достоверности данных об оказаниифинансовой помощи банку со стороны учредителей, кредиторов, третьих лиц. В процессе анализа мы должны выяснить реальные возможностиэтих лиц внести данную сумму. Анализируется финансоваяотчетность этих лиц. Этап - оценка реальности сокращения административно-управленческих расходов на основе той информации, которая предоставлена банком, но должен существовать реальныйплан мероприятий, к примеру, сокращение численности работников, нужно оценить , возможна ли будет деятельность банка при сокращении;может быть проведена структурная перестройка, обратить внимание, непредусматривает ли план сокращение должностей контролирующихработников. Необходимо проанализировать динамику расходов за длительный период и сравнить их с планируемой суммой(сниженной). Планом может быть предусмотрено повышение доходностибанка как источника оздоровления. Для оценки реальностианализируется средняя доходность и сравнивается с планируемойдоходностью по плану санации. Запрашиваются и анализируются отдельные проекты банка по повышению доходности. При оценкереальности продажи и реализации имущества банка оцениваетсявозможность реализации данного актива вообще. У банка источникомфинансового оздоровления становится реальное взыскание дебиторскойзадолженности, анализ производится по конкретным дебиторам, к этойсправке должны быть приложены конкретные документы, подтверждающие возможность получения дебиторской задолженности. Список использованных источников. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 450 c.Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие - М.: Дашков и К, 2013. - 200 c. Беляев, А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 201 c. Блинов, А.О. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 300 c.Захаров, В.М. Антикризисное управление: Терминологический словарь - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 300 c. Згонник, Л.В. Антикризисное управление: Учебник - М.: Дашков и К, 2013. - 180 c. Зуб, А.Т. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. –190 c.Ивасенко, А.Г. Антикризисное управление: Учебное пособие - М.: КноРус, 2013. - 504 c.Круглова, Н.Ю. Антикризисное управление: Учебное пособие - М.: КноРус, 2013. - 400 c.Кузнецов, С.Ю. Антикризисное управление. Курс лекций: Учебно-методическое пособие - М.: ФиС, 2013. - 176 c.Мурычев, А.В. Антикризисное управление кредитными организациями: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 c.Орехов, В.И. Антикризисное управление: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 268 c.Распопов, В.М. Превентивное антикризисное управление: Учебное пособие - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 432 c.Шепеленко, Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие - Рн/Д: Феникс, ИКЦ МарТ, 2010. - 256 c.Яременко Ю.В. Причины и последствия экономического кризиса — Проблемы прогнозирования, № 4, 2013. – 300 с.
1. . Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 450 c.
2. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие - М.: Дашков и К, 2013. - 200 c.
3. Беляев, А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 201 c.
4. Блинов, А.О. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 300 c.
5. Захаров, В.М. Антикризисное управление: Терминологический словарь - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 300 c.
6. Згонник, Л.В. Антикризисное управление: Учебник - М.: Дашков и К, 2013. - 180 c.
7. Зуб, А.Т. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 190 c.
8. Ивасенко, А.Г. Антикризисное управление: Учебное пособие - М.: КноРус, 2013. - 504 c.
9. Круглова, Н.Ю. Антикризисное управление: Учебное пособие - М.: КноРус, 2013. - 400 c.
10. Кузнецов, С.Ю. Антикризисное управление. Курс лекций: Учебно-методическое пособие - М.: ФиС, 2013. - 176 c.
11. Мурычев, А.В. Антикризисное управление кредитными организациями: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 c.
12. Орехов, В.И. Антикризисное управление: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 268 c.
13. Распопов, В.М. Превентивное антикризисное управление: Учебное пособие - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 432 c.
14. Шепеленко, Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие - Рн/Д: Феникс, ИКЦ МарТ, 2010. - 256 c.
15. Яременко Ю.В. Причины и последствия экономического кризиса — Проблемы прогнозирования, № 4, 2013. – 300 с.
Вопрос-ответ:
Как проводится анализ банкротства банка?
Анализ банкротства банка проводится на основе изучения его финансового состояния, активов, пассивов, капитала, доходности, ликвидности и других показателей. Также анализируется управление банком, его стратегия, политика и внешние факторы, которые могут повлиять на его финансовую устойчивость.
Какой процесс проходит банкротство банка через судебный процесс?
Судебный процесс банкротства банка включает в себя несколько этапов. В начале процедуры выносится решение о признании банка несостоятельным и открытии процедуры банкротства. Затем назначается временный управляющий, который оценивает активы и пассивы банка, осуществляет продажу активов и погашение обязательств. В конечном итоге, после завершения процесса банкротства, проводится расчет между кредиторами и акционерами банка.
Какие методы выхода из кризиса банка существуют?
Существует несколько методов выхода банка из кризиса. Одним из них является реструктуризация, которая включает в себя изменение стратегии, модернизацию бизнес-процессов, снижение затрат. Другим методом является привлечение дополнительного капитала, через выпуск новых акций или привлечение займов. Также возможен продажа банка или его частей другому финансовому институту. Все эти методы могут применяться как отдельно, так и в комбинации друг с другом.
Какие меры принимаются для улучшения финансового состояния банков?
Для улучшения финансового состояния банков применяются различные меры. Одной из таких мер является повышение качества активов банка, то есть снижение доли проблемных и неликвидных активов. Также проводится капитализация банка путем увеличения доли собственного капитала и привлечения дополнительных средств. Кроме того, осуществляется мониторинг рисков и улучшение управления ими, а также повышение эффективности бизнес-процессов и сокращение издержек.
Какие методы выхода из кризиса может использовать банк?
Банк, находящийся в кризисе, может использовать различные методы для выхода из него. Например, одним из таких методов является реструктуризация долгового портфеля банка, которая предполагает изменение сроков и условий кредитов. Также банк может привлечь дополнительные инвестиции в капитал, чтобы улучшить свое финансовое положение. Кроме того, банк может провести слияние или поглощение с другим финансовым учреждением, что поможет укрепить его позиции на рынке.
Какие меры могут быть приняты для улучшения финансового состояния банков?
Для улучшения финансового состояния банков могут быть приняты различные меры. Например, одной из таких мер является увеличение собственного капитала банка. Это может быть осуществлено за счет привлечения дополнительных инвестиций или реализации акций. Кроме того, банк может сократить расходы, оптимизировав свою деятельность. Также банк может улучшить качество своих активов, проведя необходимые меры по восстановлению просроченной задолженности и снизив риск кредитного портфеля.
Какие методы анализа банкротства банка существуют?
Для анализа банкротства банка существует несколько методов. Один из них - метод абсолютных показателей, который основан на сравнении абсолютных значений финансовых показателей банка за определенный период времени. Еще один метод - метод показателей сравнительного анализа, который предполагает сравнение финансовых показателей банка с показателями других банков или с отраслевыми средними значениями. Также используется метод дискриминантного анализа, который позволяет определить вероятность банкротства на основе статистической модели.
Как проходит судебный процесс банкротства банка?
Судебный процесс банкротства банка включает несколько этапов. Сначала должник (банк) подает заявление в арбитражный суд о признании его банкротом. Затем суд проводит рассмотрение заявления и принимает решение о признании банка банкротом. После этого начинается процесс управления имуществом банка, в том числе оценка и продажа его активов для погашения задолженностей перед кредиторами. В конце процесса банкротства проводится распределение средств между кредиторами согласно их правам.
Как можно проанализировать банкротство банка Москвы?
Анализ банкротства банка Москвы может проводиться путем изучения его финансовых показателей, таких как активы, пассивы, прибыль и убытки, показатели рентабельности и ликвидности. Также можно провести анализ управления рисками и эффективности работы банка. Информация о банкротстве банка Москвы может быть доступна в отчетах и публичной информации.
Какой судебный процесс сопровождает банкротство банка?
Судебный процесс банкротства банка включает в себя рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде, принятие решения о признании банкарской организации банкротом, назначение временного управляющего или конкурсного управляющего, оценку активов и пассивов банка, разработку и утверждение плана финансового оздоровления или ликвидации банка. Этот процесс проводится в соответствии с законодательством о банкротстве и с участием заинтересованных сторон.