Влияние соревновательных нагрузок на характер регулирования сердечного ритма

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 27 27 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 25.07.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы 5
1.1 Морфо-функциональная характеристика сердечно-сосудистой системы 5
1.2. Строение кровеносных сосудов 11
Глава 2. Исследование влияния соревновательных нагрузок на характер регуляции сердечного ритма 15
2.1. Методы и организации исследований 15
2.2. Результаты исследований и их обсуждение 16
2.3. Результаты повторного исследования 22
Выводы 24
Список использованных источников 26
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, спортсмены в сравнении с контрольной группой имеют большую ВСР, что определяется волнами различной периодики.При этом, у студенспортсменовтов с направленностью на выносливость в большей степени активирована как симпатическое, так и парасимпатическое звенья ВНС.Выяснено, что феномен ДСА более выражен у студентов-спортсменов как в состоянии покоя, так и при дозированных нагрузках Исключение составляет только физическая нагрузка, при которой наблюдаются различия по этому показателю между студентами-спортсменами.Относительно студентов-спортсменов развивающих выносливость такие выводы вполне логичны и подтверждаются многими исследователями [Дембо А.Г., Земцовский Э.В., 1989].А вот высокий уровень ДСА студентов с силовой направленностью тренировочных нагрузок в состоянии покоя, при регламентированном дыхании, ортопробе и умственной нагрузке обусловливается несколько другими механизмами, чем у студентов с аэробной направленностью тренировочного процесса.Выявлено, что у студентов II-й группы по сравнению с лицами других групп в состоянии покоя происходит более значительное ускорение ЧСС на вдохе.Вполне возможно, это обуславливается спецификой их спортивной деятельности, в которой нагрузки при выполнении силовых упражнений создают существенные препятствия для кровотока в малом круге, что требует быстрого включения компенсаторных механизмов.Таким образом, уровень дыхательной синусовой аритмии у студентов-спортсменов независимо от специализации в покое лежа, при регламентированном дыхании с частотой 6 циклов в минуту и ортопроба выше, чем в неспортсменов.Высокие уровни респираторных колебаний продолжительности интервала RR у них достигаются в основном за счет большего его уменьшения на вдохе.Исходя из того, что ВСС и дыхание взаимосвязаны, мы также исследовали уровень СДС.Установлено, что в состоянии покоя у спортсменов значение разницы между частотами доминирующей продолжительности дыхательных циклов и максимальной амплитуды дыхательных волн была меньше, чем у студентов контрольной группы и составил у лиц I группы - 0,01 (0,01; 0,03) Гц, у лиц II группы - 0,01 (0,01; 0,03) Гц и лиц III группы - 0,02 (0,01; 0,06) Гц.Это, в свою очередь, свидетельствует об оптимальной регуляции сердечной деятельности у них, когда отмечается минимальное участие высших уровней управления [Баевский Р.М., 2002], а также о скоординированной и согласованной работе обоих вегетативных центров [Михайлов В.Н., 2002 , Судаков К.В.и др.., 1995].При ортопробе наряду с усилением десинхронизации в деятельности сосудодвигательного и дыхательного центров у обследуемых, различия между студентами на выносливость и студентами III группы сохраняются, а между спортсменами силовых видов и студентами III группы исчезают.При выполнении умственных и физического нагрузок межгрупповых различий по значению разницы между частотами не обнаружено, хотя существует тенденция к несколько более высокому уровню СДС у лиц I группы.Последнее может иметь достаточно логичное объяснение, ведь у спортсменов с направленностью тренировочного процесса на развитие выносливости результативность выполнения физической работы определяется, прежде всего, функциональными возможностями кислородно-транспортной системы.Поэтому, наверное, для этой группы обследованных характерно наличие совершенных связей между дыхательным и сосудодвигательный центры не только в покое, но и при нагрузках.Выполнение обследуемыми длительной умственной нагрузки привело к вполне закономерным изменениям в регуляции ССС: снижению парасимпатического тонуса и повышению активности симпатического звена ВНС.При этом во второй половине выполнения нагрузки с 20-22 минуты студентов-спортсменов наблюдается значительное повышение мощности колебаний сердечного ритма в низкочастотном диапазоне, а у студентов контрольной группы, наоборот - ее снижение.Выяснено, что под влиянием длительной умственной нагрузки студенты с направленностью на выносливость по сравнению со студентами III группы имели меньше напряжения регуляторных механизмов, ЧСС и большую ВСС, мощность колебаний сердечного ритма в низком и сверхнизкому диапазонах.Первые также имели большее значение мощности медленной составляющей сердечного ритма, чем студенты, занимающиеся пауэрлифтингом.Вместе с этим между последними и студентами контрольной группы различий по исследуемым показателям не выявлено.Это позволяет нам говорить о том, что систематические тренировки выносливости отражаются на ВСС и под влиянием длительной умственной нагрузки, а силовое тренировки не приводят к заметным изменениям в регуляции ССС при этом.Физическая нагрузка обследуемыми выполнялось с растущей мощностью до уровня ПАНО.Анализ ВСР проводился после семиминутного отдыха.По его окончании у студентов с направленностью тренировочных нагрузок на выносливость по сравнению со студентами силовых видов отмечается достоверное увеличение мощности колебаний сердечного ритма в низком диапазоне, что свидетельствует о большей активности симпатического звена ВНС у первых.По мощности волн в высокочастотном диапазоне различий между исследуемыми группами не выявлено.Таким образом, под влиянием длительных нагрузок у студентов I группы наблюдается большая активность симпатоадреналовой системы, чем у лиц других групп.2.3. Результаты повторного исследованияУчитывая тот факт, что большинство исследуемых показателей характеризуются существенной вариативностью, необходимо было установить насколько эти показатели воспроизводятся через длительный промежуток времени.Для выполнения этого нами были проведены повторные обследования в среднем через 246 ± 48 дней (табл.2).По результатам корреляционного анализа установлено, что подавляющее большинство указанных показателей характеризуется воспроизводимостью через длительный промежуток времени.Таблица 2Коэффициенты корреляции между исследуемыми показателями при первом и повторном измеренияхПоказателиЛежаСтояУмственная нагрузка.Физическая нагрузкаСИ0,37 *0,60 **0,50 *0,53 *ОПСС0,36 *0,66 **0,52 *0,71 *SDNN0,67 ***0,64 ***0,78 ***0,54 *LF0,72 ***0,58 **0,75 **0,67 **HF0,64 ***0,81 ***0,80 ***0,38Примечание: значимость коэффициента корреляции Спирмена (p)* - Р <0,05;** - Р <0,01;*** - Р <0,001Исключением среди показателей центральной гемодинамики является ударный индекс и АД, которые при нагрузках не всегда имели достоверные коэффициенты корреляции.Это свидетельствует о том, что данные показатели достаточно стабильны, но их реактивность при нагрузках в значительной степени может зависеть от текущего функционального состояния организма человека.Ежедневные измерения ВСР у одних и тех же лиц (3 студентов) указывают на то, что величины исследуемых нами показателей колеблются в довольно широких пределах в течение всего периода измерения.Вместе с этим сравнительный анализ общих коэффициентов вариации с их индивидуальными значениями подтверждают, что эта вариативность индивидуальная.ВыводыУ спортсменов с аэробной направленностью нагрузок в покое лежа, при ортопробе, дозированной физической нагрузке наблюдается относительно низкий уровень сердечного выброса, повышенный общее периферическое сопротивление сосудов и за счет этого увеличение по сравнению с неспортсменами среднего артериального давления.Спортсмены с силовой направленностью нагрузок в этих условиях также имеют повышенный уровень среднего давления за счет увеличения сердечного выброса вследствие значительного уровня кровенаполнения органов грудной клетки.Изменения фазы напряжения систолы желудочков сердца и продолжительности комплекса QRS электрокардиограммы при ортопробе указывают на функциональную гиподинамию миокарда у студентов силовой направленности тренировки и, в большей степени - аэробной направленности.Подобная тенденция наблюдается и при дозированных умственной и физической нагрузках.В покое лежа у спортсменов с различной направленностью тренировочных нагрузок обнаружена большая амплитуда колебаний продолжительности интервала RR и их составляющих, чем у студентов контрольной группы.При ортопробестудентов-спортсменов происходит увеличение мощности спектра этого показателя в диапазоне 0,04-0,15 Гц, что свидетельствует о большей активации барорефлекторного механизмов регуляции сердечного ритма при этом, чем у лиц контрольной группы.Наибольший уровень симпатической активации сердечной деятельности наблюдается при дозированной умственной работе студентов контрольной группы, а при дозированной физической работе - у студентов с аэробной направленностью тренировочных нагрузок.Уровень дыхательной синусовойартимии студентов-спортсменов независимо от специализации в покое лежа, при регламентированном дыхании с частотой 6 циклов в минуту и ортопробе выше, чем у лиц, что не тренируются.При дозированной умственной нагрузке у студентов силовых видов уровень дыхательной синусовой аритмии выше чем в других группах, а физической - ниже.Высокие уровни респираторных колебаний продолжительности интервала RR в них достигаются в основном за счет большего его уменьшения на вдохе.Уровень сердечно-дыхательного синхронизма в покое лежа у студентов-спортсменов выше, чемунеспортсменов, а при ортопроба - выше только у представителей видов с аэробной направленностью нагрузок.В период наибольших изменений сердечного ритма при длительной умственной нагрузке высокий уровень симпатической активации сердечной деятельности наблюдается у студентов-спортсменов видов аэробной направленности.При выполнении физической работы на уровне порога аэробного обмена снижение колебаний длительностей интервала RR происходит в этой группе измеряемых, а в период восстановления после нагрузки, выполняемой к порогу анаэробного обмена - у студентов силовых видов.По результатам повторных и длительных повторных измерений показатели вариабельности сердечного ритма наряду с показателями центральной гемодинамики можно считать устойчивыми, достаточно консервативными индивидуальными характеристиками сердечно-сосудистой системы спортсмена, по которым можно оценивать и прогнозировать динамику функционального состояния организма.Список использованных источниковАмосов Н.М. Раздумья о здоровье. - К.: Здоровье, 1990.Анатомия человека. / Под ред. Сапин М.Р. - М.: Медицина, 1993.Анатомия, физиология, психология человека / Под ред. Батуева А.С. СПб.: Лань, 1998.Батуев А. С. Введение в физиологии сенсорных систем. - М.: Наука, 1988. - 247 с.Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.Вайзер С.Р. Это помогает обучению. / / Физическая культура в школе, - 1975. - № 7. - С. 27-28.Вишневая Л.В. Обучение должно быть развивающим. / / Физическая культура в школе. - 1981. - № 1. - С. 15.Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителей. - М., 1988. - 360 с.Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Высшая школа, 1970 - 656 с.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - В 3 т. - М.: мир, 1990.Гуминский А.А. и др. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.Дудель И., Рюэгг И., Шмидт Р. Физиология человека: 3 т. / Под ред. Шмидта Р. и Тевса Г. - М.: Мир, 1996. - 323 с.Завацкий В.И. Курс лекций по физиологии: В 2-х частях: Учебное пособие. - М.: НПФ "Волынские обереги", 2002.Козетов И. Методика использования нестандартного оборудования на уроках физкультуры / / Физическое воспитание в школе. - 1999. - № 4. - С. 37-39.Комплексное тестирование двигательных способностей человека. Под ред. Сергиенко Л.П.- Саратов: МТУ, 2001.Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии. - М.: Медицина, 1988.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Агаджанян Н.А. - М.: Высшая школа, 1983. - 328 с.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие, - М.: изд. Центр "Академия", 2000. - 400 с.Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1977.Физиология человека (Под ред. Кучерова И. С. и др.).. - М.: Высшая школа, 1981.Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. - М.: Мед.информационное агентство, 2002. - 958 с.Хоменко Б.Г. Анатомия человека. - М.: Высшая школа, 1991.Яновский И.И., Ужако П.В. Физиология человека и животных. Практикум. - М.: Высшая школа, 1991. - 175 с.

Список использованных источников

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - К.: Здоровье, 1990.
2. Анатомия человека. / Под ред. Сапин М.Р. - М.: Медицина, 1993.
3. Анатомия, физиология, психология человека / Под ред. Батуева А.С. СПб.: Лань, 1998.
4. Батуев А. С. Введение в физиологии сенсорных систем. - М.: Наука, 1988. - 247 с.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.
6. Вайзер С.Р. Это помогает обучению. / / Физическая культура в школе, - 1975. - № 7. - С. 27-28.
7. Вишневая Л.В. Обучение должно быть развивающим. / / Физическая культура в школе. - 1981. - № 1. - С. 15.
8. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителей. - М., 1988. - 360 с.
9. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Высшая школа, 1970 - 656 с.
10. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - В 3 т. - М.: мир, 1990.
11. Гуминский А.А. и др. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
12. Дудель И., Рюэгг И., Шмидт Р. Физиология человека: 3 т. / Под ред. Шмидта Р. и Тевса Г. - М.: Мир, 1996. - 323 с.
13. Завацкий В.И. Курс лекций по физиологии: В 2-х частях: Учебное пособие. - М.: НПФ "Волынские обереги", 2002.
14. Козетов И. Методика использования нестандартного оборудования на уроках физкультуры / / Физическое воспитание в школе. - 1999. - № 4. - С. 37-39.
15. Комплексное тестирование двигательных способностей человека. Под ред. Сергиенко Л.П.- Саратов: МТУ, 2001.
16. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии. - М.: Медицина, 1988.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
18. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Агаджанян Н.А. - М.: Высшая школа, 1983. - 328 с.
19. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие, - М.: изд. Центр "Академия", 2000. - 400 с.
20. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1977.
21. Физиология человека (Под ред. Кучерова И. С. и др.).. - М.: Высшая школа, 1981.
22. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. - М.: Мед. информационное агентство, 2002. - 958 с.
23. Хоменко Б.Г. Анатомия человека. - М.: Высшая школа, 1991.
24. Яновский И.И., Ужако П.В. Физиология человека и животных. Практикум. - М.: Высшая школа, 1991. - 175 с.

Вопрос-ответ:

Какова общая характеристика сердечно-сосудистой системы?

Сердечно-сосудистая система относится к биологической системе организма и состоит из сердца, сосудов и крови. Она отвечает за перенос кислорода, питательных веществ и гормонов, а также удаление отходов метаболизма.

Какова морфо-функциональная характеристика сердечно-сосудистой системы?

Сердечно-сосудистая система имеет такие функции, как транспортировка крови и веществ, регуляция кровяного давления, участие в иммунном ответе, поддержание гомеостаза и трофическое питание всех органов и тканей.

Каково строение кровеносных сосудов в организме?

Кровеносные сосуды включают артерии, вены и капилляры. Артерии переносят кровь от сердца к органам, вены от органов к сердцу, а капилляры являются тонкими просветами между артериями и венами, где происходит обмен веществ.

Как исследуют влияние соревновательных нагрузок на характер регуляции сердечного ритма?

Для исследования влияния соревновательных нагрузок на характер регуляции сердечного ритма чаще всего используются специальные методы и организации исследований, такие как измерение пульса и ЭКГ, анализ изменений сердечного ритма во время физической нагрузки и после неё.

Какие результаты исследований влияния соревновательных нагрузок на регуляцию сердечного ритма?

Исследования показывают, что при соревновательных нагрузках происходят изменения в характере регуляции сердечного ритма. Во время физической активности сердечный ритм становится быстрее, а после тренировки происходит его нормализация. Это связано с увеличением сократимости сердца, улучшением кровообращения и обмена веществ в организме.

Какие регуляторные системы участвуют в контроле сердечного ритма?

Сердечный ритм контролируется центральной нервной системой и автономной нервной системой. Центральная нервная система, включая головной мозг и спинной мозг, отправляет сигналы к сердцу через нервы, регулируя его скорость и силу сокращений. Автономная нервная система состоит из симпатической и парасимпатической ветвей и управляет сердечным ритмом в зависимости от условий внешней и внутренней среды.

Какие факторы могут влиять на регуляцию сердечного ритма?

Регуляция сердечного ритма может быть изменена под влиянием различных факторов. К ним относятся физическая активность, эмоциональное состояние, уровень стресса, окружающая температура, наличие болезней и т.д. Все эти факторы могут вызвать изменение активности нервной системы и влиять на частоту и регулярность сердечных сокращений.

Как соревновательные нагрузки влияют на регуляцию сердечного ритма?

Исследования показывают, что соревновательные нагрузки оказывают значительное влияние на регуляцию сердечного ритма. Во время физической активности и спортивных соревнований увеличивается активность симпатической ветви автономной нервной системы, что приводит к увеличению частоты сердечных сокращений. Этот ответ регулярно обсуждается в исследованиях и имеет большой практический интерес для спортсменов и тренеров.

Какие методы исследования используются для изучения влияния соревновательных нагрузок на регуляцию сердечного ритма?

Для изучения влияния соревновательных нагрузок на регуляцию сердечного ритма используются различные методы исследования. Одним из них является электрокардиография (ЭКГ), которая позволяет записать электрическую активность сердца. Также используются методы анализа вариабельности сердечного ритма, которые позволяют изучать изменения в работе сердца при различных физических нагрузках.

Какие методы использовались для исследования влияния соревновательных нагрузок на характер регуляции сердечного ритма?

Для исследования влияния соревновательных нагрузок на характер регуляции сердечного ритма были использованы различные методы и организации исследований. Подробнее о них можно узнать в главе 2 статьи.