Архитектура кон.19-20 в стиле модерн в Екатерибурге
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 30.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
стр.
Введение 3
ГЛАВА 1. Характеристика понятия «стиль модерн» 5
1.1. Понятие «модерна» 5
1.2. История развития архитектуры модерна 7
1.3. Архитектура модерна: черты и направления 11
1. 4. Модерн в России 13
ГЛАВА 2. Модерн в Екатеринбурге 18
2.1. Развитие городов 18
2.2. Екатеринбург – культурный центр Урала 28
2.3. Деревянная архитектура Екатеринбурга 33
Заключение 39
Список литературы 40
Увеличение размера сделало театр наиболее сомасштабным современному градостроительному окружению. При этом внешний вид части строения, включающей в себя фойе, вестибюль, кассовый зал, при реконструкции был сохранен, изменена отчасти только внутренняя планировка.
В основу большой композиции положена симметричная методика с подковообразным зрительным залом, вписанным в размер внешних стенок. Форма зрительного зала образована чертами ярусов, он окружен кольцевыми кулуарами для созерцателей.
Стена строения разборчиво изломана и расчленена выступами. На фоне большой рустовки выделяются бессчетные декоративные акценты. Главный северный фасад театра, выходящий на проспект с центральным выступом, акцентирующим вход, пышно декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями, аттиком, завершенным в центре скульптурной группой из 3-х муз.
Лепные подробности декорируют все фасадные плоскости, акцентируют непростой ритм стенок. Это бессчетные розетки, растительные узоры, скульптурные барельефы. Венчающая доля строения украшена балюстрадами с изящными башенками.
В отделке интерьеров строения отразились те же тенденции эклектизма в сочетании с некими композиционными приемами модерна, что выразилось в плавных очертаниях ярусов зрительного зала, в рисунке неких элементов декора, решеток перил внутренних лестниц.
В процессе реставрационных работ аккуратно восстановлены и покрыты позолотой лепные декорации интерьеров - плафон на потолке, обрамление портала сцены, оформление ярусов. Восстановлены люстры, светильники, сделана новая мебель.
Интерьеры являют сейчас всю роскошь декоративного убранства театрального строения начала века.
Здание театра - одно из самых значимых сооружений, отразившее эстетические идеалы и передовую конструктивную мысль накала сегодняшнего века.[10]
2.2. Екатеринбург – культурный центр Урала
Во 2-ой половине 19 - начале 20 века Екатеринбург все более уверенно говорил о себе как о культурном центре Урала, в этом также было отражено повеление времени, новые требования общества.
В 1861 г открылась мужская классическая гимназия. Она расположилась в здании горного училища, сначала заняв первый этаж, а потом и все сооружение. Училище же было переведено в примыкающий к Главному горному правлению дом..
В 60-е годы в городе открылась и женская гимназия, которая стала вырастать достаточно скоро и в 1874 г. насчитывала 265 воспитанниц.
Имелись кроме горного епархиальное и реальное училища, а в начале 20 века открылась 2-ая женская гимназия.
Для новейших учебных заведений строились приличные строения, которые выделялись рядовой застройки Екатеринбурга.
Возводились они, как правило, в так называемом «кирпичном» стиле, который стал как символом практических устремлений века, но и стилем массового дешевого строительства. Он был очень распространен в России того времени, в особенности в строительстве казенных зданий - больниц, школ, народных домов, театров, торговых палат, казарм и т.д.
Рис. 3. Первая женская гимназия
Для первой женской гимназии было построено специальное сооружение на Вознесенском проспекте ( ул. Карла Либкнехта, 9). Строение кирпичное, двухэтажное. Композиция главного фасада симметрична, по центральной оси располагается основной вход, назначенный широким, выступающим вперед крыльцом.
Ритмично чередуются высочайшие арочные окна и простенки, образно декорированные кирпичом. На фоне кирпичной пластики фасадов выделяются белоснежные наличники окон. Богато декорирована венчающая часть карниза с резными узорами, башенками, рельефными пилястрами. Подобное сооружение типично для «кирпичной» архитектуры.
В таком же духе была выстроена и 2-ая женская гимназия (сооружение Свердловского горного института на ул. Куйбышева). Это кирпичное неоштукатуренное сооружение, имеющее симметричную композицию и трехчастное разделение.
Центр выделен как дополнительным этажом, но и значимым выступом вперед по отношению к линии главного фасада, а также ступенчатым аттиком. Контраст с красно-кирпичными стенками строения составила простая ажурная решетка металлической ограды, окружающей сооружение.
В «кирпичном» стиле, имитирующем готические мотивы, выстроено сооружение реального училища на Главном проспекте ( сейчас музыкальная школа, пр. Ленина, 13). В отличие от 2-ух прошлых зданий, композиция его асимметрична, что обусловлено угловым расположением дома и его Г-образным планом.
Вход выделен смещенным с центральной оси ризалитом. Левая часть фасада несколько понижена по отношению к правой и разбита ритмическим вблизи прямоугольных оконных проемов. Правая часть декорирована наиболее пышно, окна на ней имеют полуциркульное окончание, а также снабжены круглыми проемами над ними. Сложная конфигурация окон, пилястры необыкновенной вытянутой формы, видный карниз - все это придает зданию схожесть со средневековым замком.
«Романскими» мотивами стилизаторского стиля отмечено сооружение епархиального училища ( Университетский переулок, 9). Это приличное трехэтажное сооружение с полуподвальным этажом. Объем его П-образный в плане, в некой мере близится к композиции учебных зданий русского периода.
Для архитектуры Екатеринбурга начала века это было достаточно большое здание. Епархиальное училище имело свою церковь, прежде распогложенную в левом крыле.
Училище строилось в 1913-1917 гг. по проекту екатеринбургского конструктора К. А. Подкова, выполненное в духе эклектичной архитектуры того времени, сооружение тент не менее отмечено хорошим вкусом, что выразилось в масштабе, композиции, в тщательной проработке пластических акцентов. Особую четкость основному фасаду придает ряд оконных проемов, отмеченных неплохими пропорциями и продуманной декорировкой.
Нижний ярус строения - высочайший цокольный этаж - облицован гранитом, первый этаж отделан большим рустом и отделен от другого горизонтальной тягой. Вся верхняя часть стены оставлена в кирпиче и контрастирует с грубой отделкой нижнего яруса, подчерк кивая его стабильность и постаментную роль. Это одно из интереснейших казенных зданий Екатеринбурга периода капитализма. [9]
В сохранившейся застройке улицы Розы Люксембург в особенности примечателен дом № 56.
Рис. 4. Дом А. А. Железнова
Это в прошлом дом Железновых, построенный в конце 19 века архитектором Ю. И. Дютелем. Здание сделано в псевдорусском стиле. Кирпичная укладка служит как конструктивным, так и декоративным материалом. Из фигурного кирпича выложены декоративные подробности строения, имитирующие местами даже деревянную резьбу. Дом напоминает древнерусские хоромы.
Образу строения соответствует и его большая композиция. Единый размер имитирует за счет разных башенок и надстроек живописную попалатную сортировку масс, характерную хоромному строительству.
Впечатление сочетания различных размеров увеличивается силуэтом строения, отдельные части которого перекрыты по-разному: наравне с обыкновенными скатными кровлями использованы крыши-палатки, крыши-шатры.
Центральный вход выделен массивной, пышно декорированной башней, украшенной граненым конусообразным шатром. Высокое каменное входное крыльцо заглублено внутрь вышки, перекрыто фигурной аркой и декорировано резными гранитными столбами.
В духе архитектуры строения изготовлена и защита - отчасти глухая, выложенная из кирпича, отчасти - с кирпичными устоями и ажурной сеткой между ними. Ограда окружает дом и маленький сад за ним. В доме отчасти сохранилась внутренняя обработка - фигурные печи, богатая Лепнина на потолке и стенках залов, даже стародавние зеркала и мебель.
Дом Железнова, непременно, самый-самый броский образец псевдорусской кирпичной архитектуры в Екатеринбурге конца прошедшего века. [10]
Интересную интерпретацию объемно-планировочной схемы классицистического наугольного дома круговой ротондой представляет собой дом Севастьянова на углу Главного проспекта и Тарасовской улицы ( пр. Ленина и ул. Горького).
Дом, построенный по проекту екатеринбургского конструктора А. И. Падучева, - один из самых ярчайших образцов архитектуры 2-ой половины 19 века в Екатеринбурге.
Рис.5. Дом Севастьянова
Модерн как новый стиль 20 века отыскал отображение только в отдельных постройках Екатеринбурга, не получив огромного распространения в архитектуре уральского города.
В жилых домах отдельные приемы этого стиля, как правило, соединялись с эклектичным смешением остальных стилей - это было изображение стилизаторского модерна.
Отдельные черты его прозвучали в виде строения аптеки на улице Пушкинской, дома на улице Карла Либкнехта, 3 и остальных зданий.[9]
2.3. Деревянная архитектура Екатеринбурга
В Екатеринбурге проявился также и так называемый «деревянный» модерн, объединивший формальные находки, соответствующие для каменных сооружений, с традициями патриархальной деревянной резьбы и плотницкого ремесла.
«Сложный сплав данных различных тенденций содействовал формированию тех типичных образов провинциального модерна, какие поражают конкретно и смелостью модификации соответствующих для «нового стиля».
В архитектуре деревянных домов, построенных в стиле модерн, наблюдается притяжение к декоративности внешних форм. Для всех них свойственны искривленные картинки деревянных окон и рам.
Некоторые деревянные дома имеют ассиметричное решение фасадов, вычурные округлые окна с трудными переплетами (к примеру, ул. Февральской революции, 9). Для него типично использование в виде строения окружностей со смещенными центрами (к примеру, окружность окна и кокошника над ним), смакование каждой архитектурной детали.
Аналогичными чертами обладает и деревянный дом, стоящий на углу улиц Февральской революции и Боевых дружин, хотя может быть, слишком вычурных форм окон тут нет, но ассиметричное решение фасадов на лицо.
Черты модерна прослеживаются и в украшавшем строения того времени чугунном художественном литье. Так и решетка палисадника этого дома повторяет необычные очертания оконных проемов.
Это сооружение было выстроено в начале 20 века как дом, в данный момент это административное сооружение.
Рис. 6. Деревянный дом в стиле модерн на углу ул. Боевых Дружин и Февральской революции
К стилю модерн также принадлежит и дом торговца Агафурова ( ул. Сакко и Ванцетти, 24), построенный в последней четверти 19 века. Несохранившиеся имена его создателей уральских резчиков, кузнецов, местных архитекторов, позаботившихся об неповторимом украшении дома, - «читаются и сейчас в кованых коньках, необычной кровле и деревянной резьбе». Дом был реставрирован в 1988 г.
Рис. 7а. - усадьба Агафуровых в Екатеринбурге, ул. Сакко и Ванцетти, 28
Рис. 7б. - усадьба Агафуровых в Екатеринбурге, ул. Сакко и Ванцетти, 28
Завершая отображение деревянных коттеджей, построенных в манере стиле модерн, следует отметить, что образцы и каменного, и деревянного модерна со своей точки зрения необыкновенны и оригинальны. Они составляют свою страницу в истории постройки города, и это просит бережного отношения к ним при ее современной реконструкции. Многие из таких зданий в данный момент реставрируются, но, к огорчению, их интерьеры в большинстве собственном утрачены безвозвратно. [9]
В стиле модерн основывались и важные общественные строения города. Так сооружение нового вокзала в то время было выстроено в стиле модерн, но в данный момент не осталось даже отдаленного напоминания о том, как тогда смотрелся вокзал, после его бессчетных достроек, реконструкций и различных декорировок.
Интересно сложилась и судьба оперного театра, построенного в 1810-12 гг. В 1910-11гг. на конкурсе проектов новейшего театра одолел проект А. В Семенова, выполненного в стиле модерн, но он не сумел собственно заниматься строительством, так как жил в ином городе и приехать не мог.
Поэтому здание этого строения по его проекту доверили юному и подающему веру конструктору К. П. Бабыкину, который свои первые строения сооружал в стиле модерн ( ул. Вайнера, 11).
Но к этому времени он уже начал отступать от «чистого» модерна и стал все чаще обращаться к классике. Поэтому он ввел рабочее конструирование и исполнял проект, но в детализации строения проявилась классика. Имеются различные представления об архитектурно-стилевой принадлежности этого строения, но наиболее безошибочным было бы отнести его к эклектическому стилю, так как тут проявились и черты модерна, и классические черты.
К. Т. Бабыкиным при участии архитекторов Г. П. Валеннова и Е. Н. Кроткова было выстроено еще одно сооружение, которое соединяло в себе черты различных строительных стилей. Это сооружение делового клуба (сейчас филармония) было начато еще до революции, а окончено в 1927 году. В этом здании уже проявилось конструктивистское направление, но можно отметить и черты, соответствующие для модерна его внешние пластические формы носят очевидно мнимый характер.
Таким образом, мы удостоверились, что модерн в Екатеринбурге довольно многообразно представлен, но более типичным для Екатеринбурга является «деревянный модерн».
В качестве главных особенностей Екатеринбургского модерна можно назвать независимость каждого строения относительно окружающих зданий и неимение импозантного декора.
В заключении, хотелось бы привести слова Шарля Блана, которые выражают суть модерна: «Архитектура... - это не здание, которое скрашивают, а украшение, которое сооружают». [1]
Заключение
Для стиля модерн основным принципом является стилизация, но не в значении интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период историзма 2-ой половины 19 в., а в значении тенденции подчинения всех частей композиции какому-либо одному, формообразующему началу.
Таким началом могло служить все, что угодно: национальные и исторические стили, элементы примитивного и народного искусства, геометрический мотив, природные формы, новые свойства и конструкции новых материалов - бетона, стекла, стали. В каждом случае архитекторы модерна находили единства, органичности, гармонии ансамблевых решений - плоскости и изображения, отсюда декоративность росписей и рельефов, как бы вырастающих из поверхности стенок зданий; узора и конструктивных частей - железных каркасов, стальных решеток, формы и места, экстерьера и интерьера.
Отличительными чертами стиля модерн являются: отказ от прямых углов и линий в выгоду наиболее натуральных, «естественных» линий, интерес к новым технологиям ( в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился соединить утилитарные и художественные функции создаваемых творений, ввергнуть в сферу красивого все сферы деятельности человека.
Среди главных направлений модерна традиционно выделяют: «ар-нуво» во Франции, «югендштиль» в Германии, сецессион в Австрии, «модерн стайл» в Англии, либерти в Италии, каталонский модерн в Испании.
Список литературы
1. пБорисова пЕ. пА., пСтернин пГ. пЮ. пРусский пмодерн. пАльбом. п— пМ.: пСоветский пхудожник, п2010. п— п360 пс. п— пISBN п5-269-00028-8
2. п пБхаскаран пЛ пДизайн пи пвремя. пСтили пи пнаправления пв псовременном пискусстве пи пархитектуре. пАрт-Родник, п2012 пг. п136-142 пстр.
3. пГорюнов пВ., пТубли пМ. пАрхитектура пэпохи пмодерна. пСПб.: пСтройиздат, п2012. п- п п9 п- п25 пстр.
4. пЗвагельская пВ.Е. пАрхитектура пи пградостроительство пУрала. п- пСвердловск, п2011. п56- п62 пстр
5. п пИонина пН.А. п100 пвеликих пчудес псвета. п пМ.: п пВече, п1998. п- п469-473 пстр.
6. пЛукьянин пВ., пНикулина пМ. пПрогулки ппо пЕкатеринбургу. п- пЕкатеринбург, п2012.
7. п пПеткова пС.М. пСправочник ппо пмировой пкультуре пи пискусству. п- пИзд. п4-е. п- пРостов пна пДону: пФеникс, п2011. п- п п п411-418 пстр.
8. пСтернин пГ. пЮ. пРусская пхудожественная пкультура п2-й пполовины п19- пначала пXX пвека. пМ.,2010.
9. п пhttp://old.arch66.ru/articles/3/254/ п п пДеревянная пархитектура пЕкатеринбурга п п15.01.2011
10. пhttp://www.uraledu.ru/node/12754 п пРазработка ппознавательной пэкскурсии п«Архитектурный поблик пЕкатеринбурга прубежа пXIX п- пXX пвеков»
2
1. пБорисова пЕ. пА., пСтернин пГ. пЮ. пРусский пмодерн. пАльбом. п— пМ.: пСоветский пхудожник, п2010. п— п360 пс. п— пISBN п5-269-00028-8
2. п пБхаскаран пЛ пДизайн пи пвремя. пСтили пи пнаправления пв псовременном пискусстве пи пархитектуре. пАрт-Родник, п2012 пг. п136-142 пстр.
3. пГорюнов пВ., пТубли пМ. пАрхитектура пэпохи пмодерна. пСПб.: пСтройиздат, п2012. п- п п9 п- п25 пстр.
4. пЗвагельская пВ.Е. пАрхитектура пи пградостроительство пУрала. п- пСвердловск, п2011. п56- п62 пстр
5. п пИонина пН.А. п100 пвеликих пчудес псвета. п пМ.: п пВече, п1998. п- п469-473 пстр.
6. пЛукьянин пВ., пНикулина пМ. пПрогулки ппо пЕкатеринбургу. п- пЕкатеринбург, п2012.
7. п пПеткова пС.М. пСправочник ппо пмировой пкультуре пи пискусству. п- пИзд. п4-е. п- пРостов пна пДону: пФеникс, п2011. п- п п п411-418 пстр.
8. пСтернин пГ. пЮ. пРусская пхудожественная пкультура п2-й пполовины п19- пначала пXX пвека. пМ.,2010.
9. п пhttp://old.arch66.ru/articles/3/254/ п п пДеревянная пархитектура пЕкатеринбурга п п15.01.2011
10. пhttp://www.uraledu.ru/node/12754 п пРазработка ппознавательной пэкскурсии п«Архитектурный поблик пЕкатеринбурга прубежа пXIX п- пXX пвеков»
Вопрос-ответ:
Какова характеристика понятия стиль модерн?
Стиль модерн в архитектуре конца 19 - начала 20 века характеризуется использованием органических форм, узорных и изящных линий, а также использованием новых материалов, таких как железо и стекло.
Как развивалась архитектура модерна в истории?
Архитектура модерна развивалась вместе социально-экономическими изменениями в обществе. В начале она сосредоточилась на создании уникальных и экспериментальных проектов, а затем стала более практичной и функциональной.
Какие черты и направления присущи архитектуре модерна?
Архитектура модерна отличается использованием органических форм, фигурных линий и кривых поверхностей. Она также стремится к инновациям и использованию новых материалов, таких как железо, стекло и бетон.
Каково значение модерна в России?
Модерн в России имел большое значение для развития архитектуры и культуры в целом. Этот стиль помог внести новые идеи и концепции в русскую архитектуру, а также привлек внимание к русской культуре со стороны западных стран.
Почему Екатеринбург является культурным центром Урала?
Екатеринбург имеет богатую и разнообразную культурную и историческую наследию. Город стал культурным центром Урала благодаря своему развитому театральному и музейному делу, а также наличию множества художественных и культурных мероприятий.
Каково понятие стиля модерн в архитектуре?
Стиль модерн в архитектуре - это художественное направление, которое возникло в конце 19 века и было популярно в начале 20 века. Он характеризуется использованием органических форм, изгибов, декоративных элементов, а также инновационных строительных материалов и технологий.
Как развивалась архитектура модерна?
Архитектура модерна развивалась сначала в Европе, затем распространилась по всему миру. Она начала отделяться от традиционных архитектурных стилей и стала сосредотачиваться на выражении индивидуальности и новаторства. Со временем сформировались различные направления в архитектуре модерна, такие как ар-нуво, модерн-верк и др.
Какие черты характеризуют архитектуру модерна?
Архитектура модерна характеризуется использованием органических и изящных форм, декоративных элементов, асимметрии, обильного использования стекла, железа и других современных материалов. Она также стремится к слиянию искусства и архитектуры, созданию гармоничных пространств и удовлетворению функциональных потребностей.
В чем заключается особенность модерна в России?
Модерн в России имел свои особенности, такие как объединение западных архитектурных традиций с русским национальным стилем, использование традиционных русских орнаментов и мотивов, а также особый акцент на декоративности и роскоши. В России архитектура модерна имела огромное значение и оставила яркий след в истории градостроительства.
Какое место занимает Екатеринбург в развитии модерна?
Екатеринбург играл важную роль в развитии модерна на Урале. Город стал культурным центром региона, привлекая талантливых архитекторов и художников. В Екатеринбурге можно встретить различные проявления архитектуры модерна, включая деревянную архитектуру, здания с роскошным декором и эксперименты с формами и материалами.
Что такое стиль модерн?
Стиль модерн - это художественное направление, которое возникло в конце 19 века и использовало новые материалы и технологии в архитектуре.