профессиональная этика библиотекаря

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 31 31 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.09.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. О понятии «профессиональная этика» 4
Глава 2. Особенности профессиональной этики библиотекаря 8
Глава 3. Мораль и этикет в работе библиотекаря 19
Заключение 29
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Из интереса к человеку, неравнодушия вытекает и желание понять его, поэтому высокий профессионализм требует еще и знания психологии, умения разбираться в людях, адекватно откликаться на их поведение и состояние. Способ общения максимально должен соответствовать индивидуальным особенностям обратившегося человека. Но это не значит, что читателем навязывается форма общения. Наоборот, неоднократно замечалось, например, как читатель-студент, начинающий разговор игривым, развязным, иногда даже вульгарным тоном, моментально перестраивается, если встречает подчеркнуто вежливое, спокойное и уважительное обращение. И в любом случае главный моральный запрет – нельзя не унижать личность. Презрение, высокомерие, насмешка, чувство собственного превосходства по отношению к читателю свидетельствуют о низком нравственном уровне библиотекаря. Собеседнику надо внушить сознание его значимости, проявить уважение к его мнению. Общение должно носить равноправный характер. Назидательность в тоне, стремление поучать, подчеркивать слабые стороны – все это является недопустимым. Библиотечные сообщества за рубежом раньше, чем в нашей стране, начали составлять этические кодексы библиотекаря. «Кодекс в данном случае – это совокупность этических норм, сформулированных профессиональным объединением (сообществом) библиотекарей и призванных регулировать их деятельность» (Г. Алтухова). Вот основные положения существующих ныне профессиональных кодексов, разработанных в ведущих странах Европы и мира. • Обеспечение работниками библиотек самого высокого уровня обслуживания читателей. Читателям должен быть предоставлен максимально свободный доступ к информации. • Недопустимость цензуры в библиотеке, отказ приобретать какие-либо издания или не выдавать их читателю по цензурным соображениям является нарушением первого пункта этического кодекса библиотеки (а у нас в России и закона РФ «О библиотечном деле»). Разумеется, речь не идет о закрытости информации, регулируемой государством. Вопрос о цензуре самый сложный. В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» (ст. 12) прямо указывается: «Не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам». Закон дает все права библиотекарю противостоять цензуре. Какмы видим, моральное предписание в данном случае в нашей стране закреплено и юридически. • Обеспечение конфиденциальности чтения, то есть неразглашение информации о читателе и личной тайны чтения. В зарубежных библиотеках разрабатывается политика конфиденциальности, в каждой отдельной библиотеке принимают свои правила. • Установление порядка и принципа равенства возможностей во взаимных отношениях сотрудников библиотеки, препятствование невыполнению этических норм по отношению к своей профессии. • Четкое разграничение в своей деятельности личных интересов и интересов организации, коллектива. Необходимо избегать ситуаций, когда личные интересы могли бы осуществляться или личные финансовые выгоды получаться за счет пользователей, коллег или организации.Особо стоит вопрос о приоритетном обслуживании. Допустимо ли привилегированное обслуживание, может ли оно зависеть от социального положения, возраста, должности? Г.А. Алтухова отвечает на этот вопрос однозначно. Бесспорно, на отношение профессионала к читателю не повлияет ни его внешний вид, ни национальная принадлежность, ни социальный статус. Мы рассмотрели общие, теоретические аспекты нравственных требований к библиотечной профессии. Но еще существуют нормативно закрепленные, предписанные правила поведения человека, основанные на этих требованиях. Этика выражает нравственную сторону поступка. Его внешнее проявление диктуется этикетом. Этикет – «совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Помимо знания и соблюдения определенных правил этикетная мера межчеловеческого общения определяется также любезностью, которая является важной нравственной добродетелью, показателем моральной цивилизованности человека. Соблюдение норм этикета, следование им считается само собой разумеющимся. «Зачем нужны эти церемонии», – считают некоторые. Особенно пагубными для нашего общества оказались последствия сознательного, целенаправленного разрушения именно этикетных норм как буржуазных предрассудков. Нормы и правила являются неотъемлемой частьюсовместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным. Следовательно, и профессиональное взаимодействие людей должно носить нормативный характер. Сегодня появилось немало книг, предлагающих этикетные правила на все случаи жизни. Нам необходимо выделить круг основных правил, соблюдение которых диктуется библиотечной профессией».В первую очередь мы отмечаем те, которые связаны с существованием в профессиональной среде, то, что мы называем созданием образа библиотекаря. Своим внешним видом и манерами человек заявляет, на какое отношение к себе со стороны окружающих он претендует. В первую очередь, одежда должна быть повседневной и уместной. Следует отказаться от прозрачных блузок, ярких и кричащих тонов, слишком коротких юбок, резких запахов парфюмерии. Ушли в прошлое времена, когда библиотекари работали в халатах (синих или черных), каждый может проявлять и подчеркивать в одежде свою индивидуальность, соблюдая при этом чувство меры. Сама атмосфера библиотечной среды исключает громкие разговоры, экспрессивность движений, несдержанность, излишнюю раскованность. Совершенно неуместными в библиотеке являются громкий смех, громкая речь, обсуждение посторонних тем в присутствии читателей. Необходимо стремиться в общении с читателем отказаться от лишних разговоров. Недопустимыми являются разного рода грубые внешние эффекты, манерность. Образ библиотекаря должен складываться из приветливости, доброжелательности, такта, естественности.Возбраняется ли жевательная резинка на рабочем месте? Многие авторы, пишущие о служебном этикете, советуют оставить это удовольствие для дома. Профессия библиотекаря связана с постоянным общением, по этой причине важны правила этикета, которые выстраивают профессиональное общение. Например, следует обязательно отвечать на приветствие. Есть также и невербальные средства общения. Важна роль мимики, выражения лица, жестов. Нельзя быть перед читателем хмурым, сердитым, недовольным, раздраженным. Приветливый взгляд, выражение внимания, учтивость - это то,что должно сразу расположить к библиотекарю, вызвать желание общения. Недопустимо обращениена «ты».Главное - общение вербальное, поэтому так важна роль речевой культуры библиотекаря. Владение речью, всем ее богатством является показателем и общей культуры, и профессионализма, и знания правил этикета. Если библиотекарем допускаются грубые речевые ошибки, у читателей формируется о нем определенное и чаще всего негативное представление. Повышение речевой культуры – это значимая часть профессионального роста библиотекаря. «Извиняюсь», «ложить», «позвонит» (с ударением на втором слоге), «каталог» (с ударением на втором слоге), «что хотели?» - это самые яркие примеры речевых погрешностей. Следует обращать внимание и на тон речи, допустимо излишне эмоционально разговаривать, использовать неуместные интонации. Речь библиотекаря должна быть литературной, из нее исключаются просторечия, вульгаризмы или жаргонные слова. Есть речевые стандарты, облегчающие любое общение. Их набор должен быть в арсенале профессионала и умело им использоваться. Они дают возможность выстраивать отношения и с читателями, и с коллегами. Как справедливо отмечает Л.И. Коробейникова, «есть мелочи, на которые не все обращают внимание, но в служебных отношениях они чрезвычайно важны. Извиниться, доставив неудобство, назвать по имени и отчеству, здороваясь, встать, когда с вами заговорил человек старше вас по возрасту и должности, пропустить его первым, поблагодарить за услугу - такие элементарные, казалось бы, правила этикета начинают сегодня забываться. Поведение молодых - тому свидетельство». Нормы этикета, создавая деловую атмосферу, помогают повышать профессиональную культуру библиотекарей, тем самым и статус библиотеки, и престиж библиотечной профессии в целом.В 2011 году был принят новый Кодекс библиотечной этики. В нем закреплены основные положения профессиональной этики библиотекаря, его задачи, функции, нормы поведения. В нем отмечено, что:Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:– библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в целом;– распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;– библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;– гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;– общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.ЗаключениеТаким образом, в деятельности библиотекаря профессиональная этика играет очень важную роль. В своей деятельности библиотекарям следует помнить о собственной высокой миссии, поскольку библиотека является культурным образовательным учреждением.Профессиональная деятельность библиотекаря связана с обязательным следованием принципам делового общения. Деловое общение характеризуется наличием определенных целей и задач. Основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, выполнение запросов читателей. Чтобы общение было успешным, библиотекарю необходимо владеть искусством общения с людьми. Для этого необходимы следующие составляющие: собственная манера поведения, спокойная речь, владение эмоциями, умение слушать и слышать своего партнера. Конечно, важно учитывать психологические особенности своих партнеров, чтобы выстроить конструктивный диалог.Наконец, большую роль играют этика поведения и имидж. Вежливость и корректность, опрятность во внешнем облике и делах являются основой этичного делового поведения любого человека. Кстати, не только делового поведения, но также и поведения вне рабочей среды. Этичное деловое поведение, внешний облик, созданный человеком со вкусом, с учётом обстановки, способствуют созданию хорошей репутации.По тому, как человек ведёт себя на работе, как выстраивает взаимоотношения с коллегами, посетителями библиотеки, как одевается и следит за собой, можно судить в целом о культуре этого сотрудника, его профессионализме и уважении к окружающим. Неряшливый внешний вид и неэтичное деловое поведение, наоборот, свидетельствуют о неспособности сотрудника представлять организацию, достигать высот в профессиональной сфере. Список литературыАвдеева И.А. Профессиональная этика в системе этического знания./И.А. Авдеева.// Проблемы этики: Философско-этический альманах: Вып. I. – М., 2008.Алтухова Г.А. Почему не работает кодекс этики? / Г.А. Алтухова // Библиотека. – 2003. - № 8.Алтухова Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. – М., 2000.Библиотечная этика в странах мира. [Сборник кодексов] / сост. В. Р. Фирсов, И. А. Трушина. - СПб.: Изд-во Росс.нац. б-ки, 2002. – 156 с.Вихрева Г.М. Аксиологические основы библиотечной этики в свете реалий XXI в. // Информационный бюллетень РБА. — 2009. — № 53. — С. 71.—73.//http://www.rba.ru/publ/ib53/rba53.pdfГуща Ю.Ю. Секреты успешного диалога [Текст]: учимся слушать и слышать / Ю. Гуща // Библиотечное дело. - 2009. – N 12. - С. 18-19.Езова С.А. О профессиональной этике и библиотечной коммуникации // Библиотека. — 2011. — № 4.Езова С. А. Искусство библиотечного общения [Текст] / С. А. Езова // Библиотека. – 2005. - № 3. – С. 70 -71.Иванова Л.П. Этика и психология современного библиотечного обслуживания, взаимоотношения библиотекаря и читателя. [Ресурс локального доступа]Кодекс этики российского библиотекаря.// http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.phpКоробейникова Л.И. Профессиональная этика библиотекаря.//Библиотека вузов Урала. № 1, 2002.Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005.Тихомирова И. В поисках истины: к вопросу о взаимодействии библиотекаря и читателя / И. Тихомирова// Библиотечное дело. - 2010. - № 20. - С. 9 - 11.Трушина И.А. Наши профессиональные ценности // Библиотечное дело. — 2011. — № 1. — С. 36—38.Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О библиотечном деле".// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148591/

Список литературы



1. Авдеева И.А. Профессиональная этика в системе этического знания./И.А. Авдеева.// Проблемы этики: Философско-этический альманах: Вып. I. – М., 2008.
2. Алтухова Г.А. Почему не работает кодекс этики? / Г.А. Алтухова // Библиотека. – 2003. - № 8.
3. Алтухова Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. – М., 2000.
4. Библиотечная этика в странах мира. [Сборник кодексов] / сост. В. Р. Фирсов, И. А. Трушина. - СПб.: Изд-во Росс. нац. б-ки, 2002. – 156 с.
5. Вихрева Г.М. Аксиологические основы библиотечной этики в свете реалий XXI в. // Информационный бюллетень РБА. — 2009. — № 53. — С. 71.—73.//http://www.rba.ru/publ/ib53/rba53.pdf
6. Гуща Ю.Ю. Секреты успешного диалога [Текст]: учимся слушать и слышать / Ю. Гуща // Библиотечное дело. - 2009. – N 12. - С. 18-19.
7. Езова С.А. О профессиональной этике и библиотечной коммуникации // Библиотека. — 2011. — № 4.
8. Езова С. А. Искусство библиотечного общения [Текст] / С. А. Езова // Библиотека. – 2005. - № 3. – С. 70 -71.
9. Иванова Л.П. Этика и психология современного библиотечного обслуживания, взаимоотношения библиотекаря и читателя. [Ресурс локального доступа]
10. Кодекс этики российского библиотекаря.// http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php
11. Коробейникова Л.И. Профессиональная этика библиотекаря.//Библиотека вузов Урала. № 1, 2002.
12. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005.
13. Тихомирова И. В поисках истины: к вопросу о взаимодействии библиотекаря и читателя / И. Тихомирова// Библиотечное дело. - 2010. - № 20. - С. 9 - 11.
14. Трушина И.А. Наши профессиональные ценности // Библиотечное дело. — 2011. — № 1. — С. 36—38.
15. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О библиотечном деле".// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148591/

Профессиональная этика библиотекаря: современные требования

Федерального государственного образовательного учреждениевысшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ИНСТИТУТ заочное обучение

Кафедра








РАБОТА

на тему: «Профессиональная этика библиотекаря: современные требования»









ЧЕЛЯБИНСК 2015

Введение

Цель данной работы - изучение профессиональной этики библиотекаря и рассмотрение основных современных требований.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:

изучение и анализ литературы по теме диссертации;

рассмотрение библиотечной профессии и профессиональных требований в настоящее время,;

анализ этических проблем обслуживания современного пользователя.

Объектом исследования являются библиотеки изображений, предметом исследования являются особенности профессии и требования к библиотекарю.

Актуальность исследований в области библиотечной этики, связанные с тем, что в современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к правам, приоритеты нравственных отношений между людьми. Радикальные изменения, происходящие в нашем обществе, по существу, и направлены на утверждение этого размера человека и заставить внимательно принимайте в системе общечеловеческих ценностей, идеалов и моральных принципов. Проблемы этики, сегодня, неизбежно возникают во всех сферах общественной жизни: политика, культура, экономика, образование. До тех пор, пока не будет считаться первостепенной важности культуры и образования и продуцируемых ими этических норм поведения и деятельности, общество не сможет стать ни цивилизованным, ни демократическим. Духовному оздоровлению людей во многом способствует библиотеки, работа которых основана на нравственных установок, сформированных в профессии библиотекаря моральных принципах.

1. Основные понятия этики

.1 Кодекс этики библиотекаря