СЕМЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 13.09.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния семьи на успешность обучения младших школьников 5
1.1 Психологические особенности развития младших школьников 5
1.2 Функции семьи в процессе формирования и развития детей младшего школьного возраста 10
1.3 Типы семейных взаимоотношений и их влияние на успешность обучения младших школьников 13
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальное изучение вопроса влияния семьи на успешность обучения младших школьников 23
2.1 Диагностическое исследование влияния семьи на успешность образовательного процесса 23
2.2 Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников 31
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41
Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Шкала "Кооперация" Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. Шкала "Симбиоз" Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Шкала "Контроль" (Авторитарная гиперсоциализация )Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. Шкала "Отношение к неудачам ребенка" (Маленький неудачник)Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.Приложение 3Результаты исследования детско-родительских отношений среди родителей учащихся 4 класса (методика А.Я Варга, В. В. Столина)Родители принятиекооперациясимбиозконтрольОтношение к неудачам1мать72226отец662272мать727673мать266676отец3077764мать3077675мать276677отец2866766мать307666отец2976677мать867768мать292226отец2967679мать30777710мать67226отец29667711мать26677612мать82727отец26666713мать297677отец26767614мать306666отец29676715мать307777отец26667616мать26666617мать72267отец30666718мать257666отец26777619мать29677620мать86227
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. – М., 2010. – 107с..
2. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений / Дис. канд. псих. наук., - М., 2010 – 413с.
3. Бабурова И. Предъявление образца отношения как метод воспитания ценностных отношений личности // Воспитательная работа в школе. – 2012. - № 2. – С.21-33.
4. Балясная Л. К. Педагог и воспитательный процесс в школе: Теория воспитания // Классный руководитель. – 2000. - № 6. – С.3-24.
5. Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – М.: НПО «МОДЭК», 2010. – 575с.
6. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2005.
7. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2013. – 178с.
8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс 2000. – 345 с.
9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собрание сочинений. Т. 6. – М.: Педагогика, 1998. – 270 с.
10. Губанова Т. М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие / Т. М. Губанова. – М.: Институт учебника Пайдейя, 2008. – 296с.
11. Дневник классного руководителя средней школы // Воспитательная работа в средней школе. – Новосибирск: Издательство «ВАКО», 2010. – С. 123-124.
12. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2010. – 588 с.
13. Жельвис Р. Воспитание и образование в XXI веке: Образовательная политика // Перемена, 2009. - № 1. – С.36-41.
14. Качество образования: технологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012. – 256с.
15. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. – Ярославль, 2011. –180с.
16. Князева М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника // Начальная школа. – 2012. - № 3.
17. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. – М., 2008. – 241с.
18. Новосельцева М.М. Проблемы воспитания на рубеже двух веков / Классный руководитель. – М., 2001. - № 4. – С.95.
19. Подласый П.И. Педагогика / П.И. Подласый. – М., 2001. – 437с.
20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
21. Психология развития. Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
22. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996 – 440 с.
23. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
24. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Лодред В.В.Рубцова,М.2010
25. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991, с.86
26. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. – 264 с.
27. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан.- СПб, 2010. – 263с.
28. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 224 с.
29. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: в 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Ч. 2. – 256с.
30.УрбанскаяО.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Издательство «Просвещение»,2006.- 130с.
31. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей./ В.Я. Пилиповский. –М., 2009 – 524с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – С. 5-7.
33. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова. – М., 2011. – 329с.
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности развития младших школьников рассматриваются в главе?
В главе рассматриваются психологические особенности развития младших школьников, такие как формирование самооценки, развитие когнитивных способностей, эмоциональная сфера и социализация.
Какую роль играет семья в формировании и развитии детей младшего школьного возраста?
Семья играет значительную роль в процессе формирования и развитии детей младшего школьного возраста. Она обеспечивает эмоциональную поддержку, создает благоприятную атмосферу для обучения, влияет на формирование ценностей и мотивации ребенка.
Какие типы семейных взаимоотношений рассматриваются и какое влияние они оказывают на успешность обучения младших школьников?
В главе рассматриваются такие типы семейных взаимоотношений, как авторитарный, авторитетный и партнерский стиль воспитания. Авторитарный стиль может ограничивать развитие ребенка, авторитетный стиль способствует его успехам, а партнерский стиль создает благоприятную среду для обучения.
Какие выводы можно сделать по главе?
По главе можно сделать выводы о том, что семья имеет значительное влияние на успешность обучения младших школьников. Психологические особенности развития, функции семьи, а также типы семейных взаимоотношений играют важную роль в формировании образовательного процесса.
Какое место занимает экспериментальное изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников в главе?
Глава описывает экспериментальное изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников во второй главе. Проведенные исследования позволяют получить конкретные результаты и определить важные аспекты влияния семьи на образовательный процесс.
Какие психологические особенности развития младших школьников?
Психологические особенности развития младших школьников включают формирование элементарных умений, познания и эмоциональное развитие. На этом этапе дети начинают развивать свои интеллектуальные способности, осваивать основы чтения, письма и математики. Также младшие школьники проходят через период смены зубов и активного физического развития.
Какие функции выполняет семья в процессе формирования и развития детей младшего школьного возраста?
Семья выполняет ряд важных функций в формировании и развитии детей младшего школьного возраста. Одна из основных функций семьи - это функция социализации. Семья передает детям нормы, ценности, традиции и правила поведения в обществе. Также семья обеспечивает эмоциональную поддержку и заботу о детях, что способствует их психологическому и эмоциональному развитию. Семья также играет роль в развитии речи, образовательном процессе и формировании самооценки у детей.
Какие типы семейных взаимоотношений влияют на успешность обучения младших школьников?
Типы семейных взаимоотношений, которые могут повлиять на успешность обучения младших школьников, включают семьи с хорошей коммуникацией и поддержкой, где родители активно участвуют в жизни ребенка и мотивируют его к учебе. Также влиятельными являются семьи, где наблюдается высокий уровень семейной гармонии и стабильности, а также семьи, где есть доступность ресурсов, таких как книги, компьютеры и образовательные игры.
Какое влияние семья оказывает на успешность обучения младших школьников?
Семья оказывает значительное влияние на успешность обучения младших школьников. Семейная поддержка и мотивация ребенка, активное участие родителей в образовательном процессе, создание условий для развития и постановка целей - все это способствует успешному обучению ребенка. Кроме того, семья может оказывать позитивное или негативное влияние на психологическое состояние ребенка, что также может повлиять на его успех в учебе.
Какие психологические особенности развития младших школьников влияют на обучение?
Психологические особенности развития младших школьников, такие как формирование самосознания, развитие памяти и внимания, эмоциональная сфера и интеллектуальное развитие, имеют прямое влияние на обучение. Например, формирование самосознания позволяет ребенку осознавать свои способности и потребности, что помогает ему эффективнее учиться. Развитие памяти и внимания позволяет успешно запоминать и усваивать новую информацию. Интеллектуальное развитие, в свою очередь, способствует аналитическому мышлению и самостоятельному решению задач.
Какие функции семьи влияют на формирование и развитие младших школьников?
Семья выполняет несколько функций, которые влияют на формирование и развитие младших школьников. Одна из основных функций - социализационная, когда семья передает ребенку основные нормы, ценности и социальные роли. Семья также выполняет функцию материально-экономической поддержки, обеспечивая ребенка всем необходимым для его развития. Отношения внутри семьи формируют эмоциональную сферу ребенка, его самооценку и уверенность. Кроме того, семья предоставляет ребенку ощущение безопасности и поддержки, что важно для успешного обучения в школе.