Гендерные особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 01.10.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 1
1. Теоретический аспект проблемы криминогенного поведения подростков. 2
1.1. Понятие девиантного поведения: определение, характеристики, специфика 2
1.2. Криминогенное поведение учащихся старших классов: специфика, формы, противодействие 8
1.3. Гендерные особенности криминального и антикриминального поведения. 20
2. Практическая часть. Особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов в гендерном аспекте. 24
Заключение 33
Список литературы 34
Наиболее значимые различия были получены между показателями терминальных ценностей: здоровье, любовь, продуктивная жизнь, свобода, творчество, продуктивная жизнь. Подростки, склонные к девиантному поведению позиционировали ценности по значимости через: развлечения, свободу, уверенность в себе и т.д. имеющие явную гедонистическую направленность. Подростки не склонные к девиантному поведению, напротив,ориентируются на: здоровье, красоту природы и искусства, продуктивную жизнь, развлечения, творчество и т.д.Мы видим, насколько очевидны различия в ценностном плане между обычными подростками, и теми, кто имеет склонность к криминальному поведению: среди девиантных подростков очень популярны материальные, преходяще ценности, развлечения, самоутверждение в глазах сверстников, и т. п. Поэтому, эти различия позволяют говорить, в свою очередь, о выраженных различиях, существующих на уровне терминальных ценностей подростков. Инструментальные ценности в данном случае имеют различия по характеристикам: воспитанность, высокие запросы, исполнительность, независимость и чуткость. Итак, исследования выявили следующие особенности проявления девиантного поведения, а также ценностную направленность обычных подростков, и детей из групп риска. Так подростки склонные к девиантному поведению позиционируют себя как ориентированных на высокие запросы, исполнительных, склонных к самоконтролю, твердой воле и т.д. подростки с нормативным поведением напротив ориентируются на: независимость, твердую волю, чуткость, аккуратность в делах и т.д. Методика ценностных ориентаций М.Рокича позволяет выделить статистически значимые различия по характеристикам: здоровье, любовь, продуктивная жизнь, свобода, счастливая, семейная жизнь, творчество, уверенность в себе.Относительно инструментальных ценностей подростки с девиантным поведением ориентированы на: высокие запросы, исполнительность, самоконтроль и т.д.; подростки с нормативным поведением на независимость, твердую волю, чуткость. Также такие подростки ориентируются на (терминальные ценности): развлечения, свободу, уверенность в себе и т.д.; подростки с нормативным поведением на: здоровье, красоту природы и искусства, продуктивную жизнь и т.д.Кроме того, исследования показали, что девушки менее склонны к девиантным реакциям, т. к. система их ценностей включает, в основном, ориентацию на здоровье, семейные ценности и самореализацию.Можно сказать, что девушки менее спонтанны, более рефлексивны, Юноши более склонны к криминальному поведению, т. к. уровень рефлексивности у юношей ниже, чем у девушек, а ценностные ориентиры смещены в сторону самоутверждения в глазах сверстников, престижа и независимости. Данные, которые были получены, в дальнейшем были подтверждены на высоком уровне статистической значимости.Следовательно, у подростков, склонных к различным девиациям, показатели маскулинности/феминности ниже чем у их сверстников, которые были выделены в контрольную группу. Такие подростки менее активно позиционируют себя относительно характеристик, типичных для определенного пола, так называемых гендерных характеристик.Подростковый возраст, как уже неоднократно писалось выше, представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, имеют место внутренние трудности переходного возраста, такие, как психогормональные процессы, и перестройка Я-концепции в целом. Во-вторых, юношество характеризуется пограничностью и неопределенностью социального положении.В-третьих, имеют место также противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Анализ теоретического материала, а также практические исследования, дают повод предполагать, что девиантное, а также криминальное поведение понятие социально-психологическое. Ведь отклонения имеют в своей основе не только первичную (биологическую) основу, но и базируются, в первую очередь, на условиях социальной среды, и психологических особенностях, которые отчасти вытекают из социальных условий формирования, а отчасти – выступают в комплексе с ними.Практическая часть. Особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов в гендерном аспекте.Итак, в нашем опросе принимали участие учащиеся 10 классов:Класс гуманитарного направления («А») Анкеты заполнили 11 девушек и 5 юношей.Класс технического направления («Б») Анкеты заполнили 10 девушек и 10 юношей.Данные анкетирования будут представлены как с позиции разделения по классам, так и с позиции гендерной идентичности.С целью получения максимально полной информации были выбраны методики, связанных с различными компонентами мировоззрения.Содержательный компонент: самооценка уровня знаний законов.Аффективный компонент: методика по Изарду (шкала эмоций).Регулятивный компонент: локус контроля Роттера и методика изучения автономности-зависимости Прыгина.Рефлексивный компонент: самооценка уровня онтогенетический рефлексии (по Фетискину). Анализ результатов: Содержательный компонент: самооценка уровня знаний законов. 10 А, юноши:Ямогувоспроизвестиформулировкузакона 3Яобращаюсьзапомощьюкюристу 2Яобращаюськбывалымлюдям -Янезнаю, ккомуобратиться -10 А, девушки:Ямогувоспроизвестиформулировкузакона 4Яобращаюсьзапомощьюкюристу 1Яобращаюськбывалымлюдям 3Янезнаю, ккомуобратиться 310 Б, юноши: Ямогувоспроизвестиформулировкузакона 3Яобращаюсьзапомощьюкюристу 4Яобращаюськбывалымлюдям 3Янезнаю, ккомуобратиться - 10 Б, девушки:Ямогувоспроизвестиформулировкузакона -Яобращаюсьзапомощьюкюристу 3Яобращаюськбывалымлюдям 4Янезнаю, ккомуобратиться 3Итак, мы видим, что уровень знания закона и у юношей, и у девушек и экспериментальной, и контрольной групп, примерно одинаков. Тем не менее, следует работать на повышение юридической компетентности школьников, объяснять им законы, и основные принципы формирования уголовной и иной ответственности в современном обществе. Шкала эмоций по Изарду. 10 А, юноши10 А, девушки:10 Б, девушки:10 Б, юноши:Мы видим, что у девушек как в экспериментальной, так и в контрольной группе, преобладают положительные эмоции в отношении закона, и отрицательные – в отношении криминала. У юношей мы видим другую картину: и закон, и криминал вызывают у них скорее любопытство, также имеет место чередование положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Это означает, что юноши менее устойчивы к воздействию криминальной среды, чем девушки. Регулятивный компонент: локус контроля Роттера. 10 А, юноши:Экстернальность: 1Интернальность: 410 А, девушки: Экстернальность: 4Интернальность: 710 Б, юноши:Экстернальность: 5Интернальность: 510 Б, девушки: Экстернальность: 4Интернальность: 6Опираясь на эти результаты, мы можем сказать, что у девушек преобладает интернальный (внутренний) локус контроля, в то время как у юношей – экстернальный, т. е. внешний. Это означает, что девушки более склонны брать на себя ответственность за свои поступки, в то время как юноши привыкли видеть причину их бед в ситуации, условиях и окружении. Эти результаты, опять-таки, свидетельствуют о том, что девушки менее склонны к девиантному и криминальному поведению, чем юноши: внутренний локус контроля говорит о том, что человек менее склонен к криминальному поведению и проступкам.Резулятивный компонент: методика изучения автономности-зависимости Прыгина10 А, юноши:Автономный: 2Зависимый: 1Неопределенный:210 А, девушки: Автономный: 3Зависимый: 2Неопределенный: 610 Б, юноши:Автономный: 6Зависимый: 3Неопределенный: 110 Б, девушки:Автономный: 3Зависимый: 5 Неопределенный: 2Данные результаты говорят о том, что юноши, как правило, более независимы, чем девушки. Это может свидетельствовать о том, что девушки более зависимы от норм, и ориентированы на них, в то время как юноши бравируют своей независимостью, и именно поэтому часто попадают в криминальные группировки. Рефлексивный компонент: самооценка уровня онтогенетический рефлексии (по Фетискину).10 А, юноши: Отсутствие рефлексии: -Отрицательная рефлексия: 5Положительная рефлексия: -10 А, девушки:Отсутствие рефлексии: - Отрицательная рефлексия: 8Положительная рефлексия: 310 Б, юноши:Отсутствие рефлексии: -Отрицательная рефлексия: 10Положительная рефлексия: -10 Б, девушки: Отсутствие рефлексии: 1Отрицательная рефлексия: 8Положительная рефлексия: 3Итак, в данном исследовании мы видим, что у юношей встречается скорее отрицательная рефлексия, т. е. внимательность к своим ошибкам, и негативным аспектам своих поступков, излишняя самокритичность. Этот фактор также обуславливает некоторую склонность к криминальному и девиантному поведению. У девушек, напротив, преобладает положительная рефлексия, т. е. способность извлекать положительный опыт из предыдущих ошибок, видеть объективно свои положительные и отрицательные черты, размышлять над своими поступками и поведением. ЗаключениеКак мы видим, уровень правосознания и антикриминального мировоззрения выше и имеет более выраженную положительную окраску в классе гуманитарного профиля. Вместе с тем, наблюдается преобладание положительного правосознания со стороны девушек (что можно увязать с психофизиологическими различиями в развитии девушек и юношей одного возраста). В целом, результаты удовлетворительные, однако же анкетирование вывело некоторые моменты, на которые стоило бы обратить внимание:Самооценка уровня знаний законов: необходимо объяснять подросткам важность знания законодательства и преимущество обращения за помощью к квалифицированному юристу. Аффективный компонент: рекомендуется проведение работы в направлении формирования у подростков положительных эмоциональных связей в области законопослушного поведения. Регулятивный компонент, локус контроля: указывает на преобладание экстернальности у юношей, а значит, склонности обвинять внешние обстоятельства в своих ошибках. Стоит работать на повышение внутреннего локуса контроля как у юношей, так и у девушек.Регулятивный компонент, автономность-зависимость: мы видим, что многие молодые люди очень независимы, в том числе и от законов. Следует работать над повышением ответственности и внимательность к социальным требованиям и нормам. Рефлексивный компонент: стоит заметить, что у подростков (особенно у юношей) преобладает отрицательная рефлексия, которая может привести к девиациям. Стоит обратить внимание подростков на возможность развивать положительную рефлексию. Список литературы1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии /Светлана АфанасьеваБеличева. – М.: «Социальное здоровье России», 2004. – 221 с.2. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков / Психологический журнал. –2008. - Т.12, № 4. – С.87-93.3. Бадмаев О.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.– М.; Изд-во "Манифест", 2007.– 364с.4. Белкин, А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. – В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму.– М., 2005.– 830с.5. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 96 с.6. Буторина Н.Е., Масагутов Р.М., Красильникова М.Н., Юлдашев В.Л., Певцов Г.В. Особенности агрессии у девочек-подростков с делинквентным поведением / Российский психиатрический журнал. – 2008. – № 2. – С.18-23.7. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: Изд-во Моск. ун-та,2009. – 136 с.8.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р. Берне. – М.: Прогресс, 2007.–379с.9. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ Михаил Иванович Буянов. – М., 1988. –380 с.10. Васильева Ю. А., Леонтьев Д. А. Этогенический подход к изучению социальных отклонений / Иностранная психология. – 2004. – Т. 2. – № 2 (4). – С. 83 – 86.11. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками / Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2007. – 121 с. 12. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения / Дефектология. – 2005. – № 3.13. Гилинский Я.А. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Яков Афанасьевич Григоренко - Учебное пособие. СПб.,2006.–265с.14. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. Ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 2008. – 258с.15. Зверева, Н.ВКлиническая психология детей и подростков: учебник [Текст]/Наталья Владимировна Зверева, Т.Г Горячева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.16. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие [Текст]/Елена Валерьевна Змановская. – Изд. 4-е, испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с. 17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М", 2007. – 160 с.18. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие [Текст]/Марина Александровна Ковальчук, И.Ю.Тарханова.– М.: ВЛАДОС, 2010. – 286 с.19. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение: учебное пособие [Текст]/Галина Ивановна Колесников, Е.А. Байер. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218с. 20. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологический и психиатрический аспекты /Валентин Тимофеевич Кондрашенко. –Минск, 2008. –184 с.21. Королев, В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей: монография [Текст]/В.В. Королев. – М.: медицина, 1992. – 208с.
1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии /Светлана АфанасьеваБеличева. – М.: «Социальное здоровье России», 2004. – 221 с.
2. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков / Психологический журнал. –2008. - Т.12, № 4. – С.87-93.
3. Бадмаев О.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.– М.; Изд-во "Манифест", 2007.– 364с.
4. Белкин, А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. – В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму.– М., 2005.– 830с.
5. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 96 с.
6. Буторина Н.Е., Масагутов Р.М., Красильникова М.Н., Юлдашев В.Л., Певцов Г.В. Особенности агрессии у девочек-подростков с делинквентным поведением / Российский психиатрический журнал. – 2008. – № 2. – С.18-23.
7. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: Изд-во Моск. ун-та,2009. – 136 с.
8.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р. Берне. – М.: Прогресс, 2007.–379с.
9. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ Михаил Иванович Буянов. – М., 1988. –380 с.
10. Васильева Ю. А., Леонтьев Д. А. Этогенический подход к изучению социальных отклонений / Иностранная психология. – 2004. – Т. 2. – № 2 (4). – С. 83 – 86.
11. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками / Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2007. – 121 с.
12. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения / Дефектология. – 2005. – № 3.
13. Гилинский Я.А. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Яков Афанасьевич Григоренко - Учебное пособие. СПб.,2006.–265с.
14. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы
социальной защиты/ Под общ. Ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 2008. – 258с.
15. Зверева, Н.ВКлиническая психология детей и подростков: учебник [Текст]/Наталья Владимировна Зверева, Т.Г Горячева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
16. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие [Текст]/Елена Валерьевна Змановская. – Изд. 4-е, испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М", 2007. – 160 с.
18. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие [Текст]/Марина Александровна Ковальчук, И.Ю.Тарханова.– М.: ВЛАДОС, 2010. – 286 с.
19. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение: учебное пособие [Текст]/Галина Ивановна Колесников, Е.А. Байер. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218с.
20. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологический и психиатрический аспекты /Валентин Тимофеевич Кондрашенко. –Минск, 2008. –184 с.
21. Королев, В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей: монография [Текст]/В.В. Королев. – М.: медицина, 1992. – 208с.
Вопрос-ответ:
Какие есть основные теоретические аспекты проблемы криминогенного поведения подростков?
Одним из основных аспектов проблемы криминогенного поведения подростков является понятие девиантного поведения. Девиантное поведение - это такое поведение, которое отклоняется от принятых социальных норм и правил. Кроме того, важным аспектом является специфика криминогенного поведения учащихся старших классов и формы противодействия такому поведению.
Как можно определить девиантное поведение и каковы его характеристики?
Девиантное поведение можно определить как поведение, которое отличается от принятых социальных норм и правил. Характеристики девиантного поведения могут включать агрессивность, нарушение правил, зависимость от вредных привычек, безответственность, рецидивизм и другие.
Какое криминогенное поведение характерно для учащихся старших классов и каким образом можно ему противодействовать?
Учащиеся старших классов могут проявлять криминогенное поведение, такое как употребление наркотиков, участие в групповой агрессии, противоправные действия и др. Противодействие такому поведению можно осуществлять через профилактические программы, социальную поддержку, работы с родителями и другие методы.
Какие гендерные особенности могут влиять на криминальное и антикриминальное поведение учащихся?
Гендерные особенности могут влиять на криминальное и антикриминальное поведение учащихся. Например, исследования показывают, что мальчики чаще проявляют агрессивное поведение, а девочки более склонны к несовершенному поведению. Кроме того, гендерные стереотипы и роли могут также влиять на выбор путей антикриминального поведения учащихся.
Каковы особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов?
Особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов могут включать понимание важности соблюдения правил и норм общества, осознание негативных последствий криминального поведения, развитие навыков конструктивного конфликтного разрешения и толерантности, стремление к самосовершенствованию и социальной ответственности.
Какие основные криминальные поведения присущи подросткам?
Основные криминальные поведения, присущие подросткам, включают в себя воровство, хулиганство, наркоманию, уличные драки и групповую делинквентность.
Какие формы противодействия криминогенному поведению старшеклассников существуют?
Существует несколько форм противодействия криминогенному поведению старшеклассников, включая информационно-просветительскую работу, организацию клубов и секций, проведение профилактических мероприятий, создание альтернативных путей достижения успеха.
Какие гендерные особенности влияют на криминальное поведение подростков?
Гендерные особенности, такие как социализация, стереотипы и субкультуры, влияют на криминальное поведение подростков. Например, мужчины чаще склонны к физической агрессии, в то время как женщины могут быть более склонны к кражам или мошенничеству.
Какие особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов?
Особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов могут включать осознание негативных последствий криминального поведения, активное участие в профилактической работе, развитие навыков альтернативного решения конфликтов и отказ от насилия.