Взаимосвязь эмпатии и типа организационной культуры на предприятии
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 10.10.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы эмпатии, организационной культуры и их взаимосвязи через отношения между руководством и подчиненными
1.1 Понятие эмпатии в психологии управления
1.2 Организационная культура и ее типология
1.3 Эмпатия и организационное поведение
Глава 2. Анализ уровня эмпатии у руководства компании ООО «Люкс-софт»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Люкс-софт»
2.2 Уровень эмпатии руководства в ООО «Люкс-софт»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Менеджеры трех групп (взрослые менеджеры, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства/лидерства. Каждый из стилей имеет две характеристики - формальную (Ф), в которую входят приемы и способы руководства, и содержательную (С), которая определяет решения, предлагаемые группе.
1) директивный (авторитарный) - Ф: деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы. С: дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя решающий.
2) коллегиальный (демократический) - Ф: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы. С: мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.
3) попустительский (разрешительный, либеральный) - Ф: отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера - незаметно в стороне от группы. С: дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний; работа складывается из отдельных интересов участников группы.
Левин в своих исследованиях утверждал, что именно коллегиальный стиль - это наиболее эффективный стиль руководства. Данную позицию разделяли многие специалисты по психологии управления, и задачей руководителя считалось "совершенствование индивидуального стиля руководства в сторону его коллегиальности".
Метод статистической обработки: U - критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий двух выборок по уровню какого-то признака, количественно измеренного. Он дает возможность выявлять разность между малыми выборками, когда п1, п2 ≥ 3или п1=2, п2≥5, и является лучшим, чем критерий Розенбаума.
На первом этапе изучался стиль руководства менеджеров и эмпатические качества по методике «Ваши способности к эмпатии» и Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. В исследовании участвовали менеджеры фирмы из разных филиалов: 32 чел. (22 – мужчины, 10 – женщины). Тесты давались участникам с целью того, чтобы проследить, при каком руководстве эмпатические качества выражены мощнее.
После исследования полученные данные обработаны и внесены в таблицу результатов (см. Приложение 3, 4).
По результатам сделаны такие выводы (см. табл. 2.2):
Таблица 2.2
№ п/п Стиль руководства трудовым коллективом К-во Уровень эмпатии очень высокий высокая эмпатийность нормальный уровень эмпатийности низкий уровень эмпатийности 1 Директивный 16 8 8 2 Попустительский 0 3 Коллегиальный 16 1 12 3
Из таблицы 2.2 ясно, что в исследовании участвовало 32 человека, из них 16 человек относят к директивному стилю и 16 к коллегиальному стилю руководства. Однако, из 16 человек, которые относятся к директивному стилю высокой эмпатийностью не обладает ни один менеджер, а нормальным и низким уровнем обладает равное число человек - 8. У остальных 16 менеджеров, которые имеют коллегиальный стиль руководства высокую эмпатийность проявил 1 человек, низкую – 3 человека и нормальную – 12 человек.
Итак, мы видим, что у менеджеров, имеющих коллегиальный стиль руководства нормальный уровень эмпатии, характерный подавляющему большинству людей. Таких людей не относят к особо чувствительным лицам. В межличностных отношениях о других судят по их поступкам, нежели доверяют личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, однако в большинстве они находятся под самоконтролем. В общении они внимательны, стараются понять больше, нежели сказано словами, однако при излишнем воздействии чувств собеседника теряют терпение. Желают не высказывать точку зрения, не будучи уверенным в том, что она будет принята. У них нет раскованности чувств, что мешает их восприятию людей. Такой менеджер вырабатывает директивы, команды и распоряжения на базе предложений, которые вырабатываются общим собранием работников либо кругом уполномоченных лиц.
На втором этапе мы провели сравнительный анализ работы менеджеров.
Сводную таблицу сравнения привели в Приложении 5.
Сравнительный анализ деятельности менеджеров позволил сделать вывод о том, что нормальная степень эмпатии у менеджеров опосредована коллегиальным стилем.
Таким образом, исследование говорит о том, что уровень эмпатии у менеджеров зависит от их стиля руководства.
Сравнительный анализ степени эмпатии у менеджеров, которые обладают коллегиальным стилем руководства, уровень эмпатии нормальный, чем у менеджеров, которые обладают иными стилями руководства, так например, у менеджеров, обладающих директивным стилем руководства низкий уровень эмпатийности. Данные показатели мы можем увидеть в Табл.2.2
Таблица 2.2
Стили руководства Директивный Попустительский Коллегиальный Всего Нормальный уровень эмпатийности 8 0 12 20
В таблице видно, что 20 человек из 32, что составляет 62.5%, имеют нормальный уровень эмпатии, менеджеры, которые обладают коллегиальным стилем руководства.
В Таблице 2.4 даны индивидуальные значения эмпатийности в выборках «коллегиальных менеджеров» (п1=16) и «директивных менеджеров» (п2=16)
Таблица 2.4
«Коллегиальные менеджеры» «Директивные менеджеры» Код испытуемого Уровень эмпатийности Код испытуемого Уровень эмпатийности 1 63 1 57 2 62 2 50 3 60 3 49 4 58 4 48 5 58 5 41 6 57 6 40 7 49 7 39 8 46 8 39 9 42 9 36 10 41 10 21 11 39 11 20 12 39 12 16 13 38 13 16 14 36 14 15 15 21 15 15 16 20 16 13
Мы упорядочили значения в двух выборках, и теперь сформулируем такие гипотезы:
Н0: «Коллегиальные менеджеры» не превосходят «директивных менеджеров» по уровню эмпатийности.
Н1: «Коллегиальные менеджеры» превосходят «директивных менеджеров» по уровню эмпатийности.
Таблица 2.5 Упорядоченные по убыванию эмпатийности ряды индивидуальных значений в двух выборках
1 ряд – «коллегиальные менеджеры» 2 ряд – «директивные менеджеры» 1 63 2 62 3 60 4 58 5 58 6 57 1 57 2 50 7 49 3 49 4 48 8 46 9 42 10 41 5 41 11 40 6 40 12 39 7 39 13 39 8 39 14 35 15 33 9 33 16 21 10 21 11 20 12 16 13 16 14 15 15 15 16 13
Как заметно из таблицы 2.3, мы верно обозначили ряды: первый - «выше» - «коллегиальные менеджеры», а второй - «ниже» - «директивные менеджеры».
По таблице 2.3 определяем число значений первого ряда, которые больше максимального показателя второго ряда: S1 =5
Теперь определим число значений второго ряда, которые меньше минимального показателя первого ряда: S2 =6.
Вычисляем Q эмп. по формуле:
Q эмп = S1 + S2=5+6=11
Теперь определяем критические значения Q для п1=16, п2=16:
Q кр. = 6 (р≤0.05)
9 (р≥0.01)
Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Q. Н0 отклоняется при Qэмп.≥Qкр, Qэмп. Построим «ось значимости»
Q0.05 Q0.01 Qэмп. 6 9 11
Qэмп. > Qкр. (р≤0.01)
Ответ: Н0 отклоняется.
Принимается Н1. «Коллегиальные менеджеры» превосходят «директивных менеджеров» по уровню эмпатийности (р<0.01).
Таким образом, уровень эмпатии у менеджеров опосредована их стилем руководства. Иначе говоря, коллегиальные менеджеры, по большинству своему обладают нормальной степенью эмпатийности, в то время как директивных менеджеров относят к людям с низкой степенью эмпатийности.
Заключение
Исследование, предпринятое в курсовой работе, показало, что работа обладает особой актуальностью в данный конкретный момент, поскольку сейчас особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненных.
Менеджеры должны большее внимание уделять человеческим качествам подчиненных, их способностям решать проблемы. Высокая скорость морального старения и постоянные реформы, вынуждают менеджеров постоянно оставаться готовыми к введению технических и организационных новинок, а так же к смене стиля руководства.
В практической деятельности руководитель должен более гибко относиться к подчиненным, проявлять сочувствие и понимание, а такое понимание, как нами было выяснено, опосредуется стилем руководства. Менеджер должен быть эмпатийным, но в меру, чтобы работники «не сели на шею» ему либо чтобы работники не опасались проявлять инициативы. Он должен непрерывно корректироваться согласно изменяющимся как внутренним, так и внешним условиям.
Используя анализируемые в курсовой работе модели, изучаемые разными исследователями, руководитель может в конкретной ситуации рассмотреть, подобрать и оценить итоги от использования определенного стиля руководства. От выбора стиля зависит как авторитет менеджера и эффективность работы, так и атмосфера в коллективе и взаимоотношения подчиненных и руководителей. Когда вся фирма работает очень эффективно и ровно, тогда менеджер обнаруживает что кроме поставленных целей достигнуто и другое, к примеру, взаимопонимание и удовлетворенность своей работой.
Коллектив - это совокупность индивидов, а существенное влияние на создание внутреннего психологического положения в коллективе оказывает формирование личности.
Менеджер не способен не оказывать влияния на психологическую атмосферу группы. Кроме этого, создание позитивного климата в коллективе – это несомненная его непосредственная обязанность.
В своей курсовой работе мы
1) выяснили стили и методы руководства;
2) определили уровень эмпатийности руководителей;
3) проанализировали полученные данные и выявили влияние степени эмпатийности на стиль руководства.
Таким образом, в данной работе был выявлен уровень эмпатийности и сформирован оптимальный стиль руководства, который создает положительный морально-психологический климат коллектива.
Список используемой литературы
Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2012. - 416 с.
Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов. Пер с англ. - М., 2013.
Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. – Киев, 1991.
Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С. 107–114.
Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными/Р.Б. Гительмахер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 290 с.
Гончаров В. В. В поисках совершенства управления/В.В. Гончаров.- М.: Экономика, 2013. – 564 с.
Громова, О.Н. [и др.] Организация управленческого труда/ О.Н. Громова, В.И. Свистунов, В.М. Мишин. – М.: Экономика, 2013. - 542 с.
Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2011.
Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/Е.С. Жариков. – М.: МЦФЭР, 2012. – 512 с.
Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 638 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. /Н.И. Кабушкин. – Мн.: Новое знание, 2013. – 336 с.
Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие/А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2014. – 584 с.
Кови С. Семь навыков лидера. – Мн.: Новое знание, 2011. – 243 с.
Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом/А.И. Кочеткова. – М.: Норма, 2012. - 250 с
Кричевский Р.Л. Руководитель/Р.Л. Кричевский. – М.: Норма, 2013. – 198 с.
Лебедев Д.И. Психология и управление/Д.И. Лебедев. – М.: Экономика, 2010. – 205 с.
Лукичева Л.И. Управление организацией/Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2014. – 360с.
Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2013.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012.
Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова ; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987.
Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера/В.П. Шейнов. – М.: Ассиона, 2011. – 232 с.
Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента/В.И. Шуванов. – М.: Бизнес школа Интел-Синтез, 2012. – 256 с.
Щекин Г.В. Управление Бизнесом /Г.В. Щекин. - М.: МАУП, 2009. – 432с.
Юрченко Е.С. Словарь иностранных слов/ Е.С. Юрченко, М.Ю. Женило. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 800 с.
Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник. // Журнал практического психолога. 2011. №5-6.
Приложение
Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2011.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012.
Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник. // Журнал практического психолога. 2011. №5-6.
Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С. 107–114.
Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2013.
Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие/А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2014.
Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова ; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987.
Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. – Киев, 1991.
Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск : Бестпринт, 2013.
33
2. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов. Пер с англ. - М., 2013.
3. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. – Киев, 1991.
4. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С. 107–114.
5. Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными/Р.Б. Гительмахер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 290 с.
6. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления/В.В. Гончаров.- М.: Экономика, 2013. – 564 с.
7. Громова, О.Н. [и др.] Организация управленческого труда/ О.Н. Громова, В.И. Свистунов, В.М. Мишин. – М.: Экономика, 2013. - 542 с.
8. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2011.
9. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/Е.С. Жариков. – М.: МЦФЭР, 2012. – 512 с.
10. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 638 с.
11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. /Н.И. Кабушкин. – Мн.: Новое знание, 2013. – 336 с.
12. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие/А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2014. – 584 с.
13. Кови С. Семь навыков лидера. – Мн.: Новое знание, 2011. – 243 с.
14. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом/А.И. Кочеткова. – М.: Норма, 2012. - 250 с
15. Кричевский Р.Л. Руководитель/Р.Л. Кричевский. – М.: Норма, 2013. – 198 с.
16. Лебедев Д.И. Психология и управление/Д.И. Лебедев. – М.: Экономика, 2010. – 205 с.
17. Лукичева Л.И. Управление организацией/Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2014. – 360с.
18. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2013.
19. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012.
20. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова ; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987.
21. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера/В.П. Шейнов. – М.: Ассиона, 2011. – 232 с.
22. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента/В.И. Шуванов. – М.: Бизнес школа Интел-Синтез, 2012. – 256 с.
23. Щекин Г.В. Управление Бизнесом /Г.В. Щекин. - М.: МАУП, 2009. – 432с.
24. Юрченко Е.С. Словарь иностранных слов/ Е.С. Юрченко, М.Ю. Женило. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 800 с.
25. Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник. // Журнал практического психолога. 2011. №5-6.
Вопрос-ответ:
Какая взаимосвязь существует между эмпатией и типом организационной культуры на предприятии?
Эмпатия и тип организационной культуры взаимосвязаны через отношения между руководством и подчиненными. Стиль руководства и организационные ценности, отраженные в культуре компании, могут влиять на уровень эмпатии руководства и его способность понять и откликнуться на потребности и эмоции подчиненных.
Какое понятие эмпатии используется в психологии управления?
В психологии управления, эмпатия определяется как способность руководителя понимать и сопереживать эмоции, потребности и взгляды своих подчиненных. Эмпатия помогает установить эффективные отношения между руководством и подчиненными и способствует лучшей коммуникации и сотрудничеству.
Что такое организационная культура и какие типы организационной культуры существуют?
Организационная культура определяется как набор ценностей, верований и норм, которые формируются и поддерживаются внутри компании. Существуют различные типы организационной культуры, такие как "клановая", "иерархическая", "адхократическая" и "рыночная". Каждый тип культуры имеет свои особенности, способы принятия решений и стиль руководства.
Как эмпатия влияет на организационное поведение?
Эмпатия может положительно влиять на организационное поведение, так как позволяет руководителям лучше понимать и откликаться на потребности и эмоции своих подчиненных. Это может создавать более благоприятную рабочую среду, повышать уровень доверия и сотрудничества, а также улучшать коммуникацию и качество взаимодействия внутри компании.
Какой уровень эмпатии присутствует у руководства компании ООО Люкс софт?
Уровень эмпатии руководства в ООО Люкс софт может быть определен путем анализа и измерения нескольких факторов, включая их способность понимать и откликаться на потребности подчиненных, уровень эмоциональной поддержки, проявляемой руководителями, и степень, в которой они проявляют заботу о благополучии своих сотрудников.
Какую роль играет эмпатия в управлении организацией?
Эмпатия играет важную роль в управлении организацией, так как способность руководителей проявлять эмпатию позволяет создавать благоприятную атмосферу в коллективе, устанавливать доверительные отношения с подчиненными и эффективно решать конфликтные ситуации. Эмпатия позволяет лидерам лучше понимать потребности и ожидания своих сотрудников, что способствует повышению их мотивации и преданности работе.
Какие типы организационной культуры существуют?
Существует несколько типов организационной культуры, включая гибкую, инновационную, консервативную и гибридную. Гибкая культура характеризуется высокой степенью адаптивности и способностью к быстрым изменениям. Инновационная культура включает в себя активную поддержку новых идей и создание условий для их реализации. Консервативная культура ориентирована на сохранение статус-кво и исполнение установленных процедур и правил. Гибридная культура объединяет черты различных типов и может быть адаптирована под нужды конкретной организации.
Как связаны эмпатия и организационное поведение?
Связь между эмпатией и организационным поведением заключается в том, что эмпатия руководителя влияет на то, как подчиненные взаимодействуют друг с другом и сами с собой в организации. Руководитель, проявляющий эмпатию, создает благоприятную атмосферу сотрудничества, где люди чувствуют себя понятыми и уважаемыми. Это способствует лучшему сотрудничеству, повышению мотивации и эффективности работы сотрудников.