Современная административная наука в Японии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История современная
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 04.11.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое устройство Японии 4
1.1. Кабинет министров 4
1.2. Структура управления 13
Глава 2. Административное право в Японии 17
2.1. Процесс принятия правовых реформ 17
2.2. Реализация законодательства 24
Заключение 30
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Также, помимо них устанавливается круг всех хотя бы в малейшей степени заинтересованных в деле секций. Но из них вовлекаются в обсуждение только те, кто имеет серьёзные интересы в деле. В указанном узком составе партнёры для обсуждения первичного проекта собираются на совещание. На совещании объясняется суть дела и первичного проекта решения, профильная секция даёт ответы на возникшие вопросы.После обсуждения каждый его участник возвращается с отчётом в свою секцию, изучение вопроса продолжается внутри секций. Вновь возникшие в секциях вопросы и сомнения по первичному проекту снова передаются в профильную секцию. Профильная секция отвечает на поступившие вопросы и замечания и готовит вторичный проект, для обсуждения которого вновь созывается совещание. В процессе обсуждения стороны иногда обмениваются письменными меморандумами, которые позволяют зафиксировать промежуточные договорённости сторон. И таким образом, обсуждение проекта продолжается до достижения полного согласия сторон.Во всём механизме оборота документов важную роль играет система секретариатов, её сравнивают со «скелетом» административной организации. Это — секция общих дел (сому-ка) внутри бюро, секретариат министра (дайдзин-камбо), секретариат кабинета министров (найкаку-камбо). Сеть секретариатов исполняет основную координирующую роль, она обеспечивает координацию внутри министерства, а также связь с отделами правящей партии или партийной коалиции, с парламентскими комитетами. Секретариаты помогают интегрировать административную (дзиму) и политическую работу (сэйму).Межминистерские согласования вовлекают ещё более широкий круг участников и отличаются большой сложностью: по степени сложности и напряжённости отношения японских министерств сравнивают с межгосударственными отношениями.Когда достижение согласия становится затруднительным, роль арбитра в межминистерских отношениях берёт на себя правящая партия ЛДП.Особо важное значение имеют согласования с министерством финансов. Законопроекты и иные решения, поскольку речь идёт об их финансовом обеспечении, подразделяются на две группы. Одни требуют масштабного, специального финансирования из бюджета, другие вполне покрываются за счёт собственных средств министерства, выделенных на решение его задач и которыми министерство может маневрировать между своими субсчетами.2.2. Реализация законодательстваВ современных условиях административно-управленческая деятельность характеризуется постоянным расширением сфер компетенции, растущей специализацией по видам деятельности, сферам, регионам. Правовые акты парламента - законы - не могут, не успевают учесть и предрешить многие управленческие проблемы и решения. Поэтому в Японии широко развито так наз. «административное нормоустановление» (гёсэй-риппо), представляющее собой делегированное законотворчество, или подзаконное нормотворчество.Статья 73 Конституции Японии допускает помимо законов, издаваемых парламентом, «издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов».Виднейший японский учёный-административистСионо Хироси76 предлагает следующую классификацию форм административно-правового регулирования процесса ГАУ. Это административное нормоустановление, административные акты, административные договоры, «административное руководство», административные планы.а) Административное нормоустановлениеВ порядке административного нормоустановления органы исполнительной власти могут издавать «нормоустановительные предписания» (хоки-мэйрэй.) и «административные правила» (гёсэй-кисоку).Нормоустановительные предписания обладают внешними последствиями, они определяют отношения между субъектом административной власти и гражданским обществом, вносят самостоятельное содержание в права и обязанности граждан (помимо установленного законом), могут быть объектом рассмотрения и обжалования в суде.«Административные правила» (гёсэй-кисоку) существенно отличаются от нормоустановительных предписаний. Они не имеют внешних последствий, не затрагивают непосредственно права и обязанности частных лиц, а предназначены регулировать внутренние нормы учреждения и функционирования административных субъектов. Они не имеют характера закона, и потому могут издаваться административными субъектами относительно свободно. Споры, связанные с административными правилами, обычно не подлежат судебному разбирательству.Административными правилами охватываются вопросы регулирования деятельности любых административных органов, должностных лиц и учащихся, отдельных организаций.По содержанию они обычно предназначены для установления правил особого порядка (бубунтэки-тицудзё), например, правил функционирования учреждения; критериев комментирования (кайсяку-кидзюн), призванных обеспечить единообразное управление; критериев дискреции (сайрё-кидзюн), показывающих в каких случаях какие именно законы должны применяться; правил выплат (юофу-кидзюн), поскольку закон не устанавливает, кому и какие суммы надлежит выплачивать; руководящих программ (сидо-ёко), призванных направлять «административное руководство» государственными и региональными программами.По форме административные правила оформляются как инструкции (кунрэй), циркуляры (цутацу), программы (ёко). Изредка административные правила оформляются в виде извещения (кокудзи) (но извещения чаще обладают характером нормоустановительного предписания).б) Административные актыАдминистративное правоприменительное действие, которое образует непосредственный эффект в конкретном случае, называется «административный акт» (гёсэй-кои). Административный акт является реализацией власти административного субъекта, он имеет конкретный, индивидуальный характер и предназначен дляизменения прав и обязанностей сторон.ОгаваМасатоси приводит такие примеры административного акта: запрещение (киндзи), разрешение (кёка), освобождение (от налога и т.п.) (мэндзё), предоставление привилегии (токкё), санкция (нинка), подтверждение (какунин), нотариальное засвидетельствование (косё), уведомление (цути), принятие на рассмотрение (дзюри) и др.Административное действие, будучи, с одной стороны, конкретизацией норм закона и подзаконных административных предписаний и правил, с другой стороны, всегда предполагает возможность некоторой самостоятельности исполнителя: исполнитель объективно вынужден принимать самостоятельные решения в своей правоприменительной деятельности. Поэтому административное действие характеризуется той или иной степенью дикретности.В современной Японии предпринимаются меры по сокращению общего объёма регулирования (лицензирования и проч.), следовательно, должно сокращаться и применение административных актов, их дискреция.в) Административные договорыВ Японии, как и других странах мира, всё более широкое, растущее применение в административном процессе приобретают административные договоры (гёсэй-кэйяку).Административный договор представляет собой форму административного действия, соглашение двух и более правовых субъектов, основанное на нормах права. Это может быть соглашение административных субъектов между собой, а также, соглашение административного субъекта с гражданскими субъектами. Обязательно одной из его сторон всегда является субъект публичного права.Административная инстанция, как правило, устанавливает, изменяет и прекращает свои отношения прав и обязанностей с частными лицами в одностороннем, властном порядке. Однако, в послевоенный период в связи с общей либеральной эволюцией норм государственной деятельности получили распространение нормы и практика достижения административных целей на основе не одностороннего, властного подхода, а на основе добровольных соглашений, заключаемых как с субъектами гражданского права, так и между субъектами публичной власти.Например, если для строительства дороги, дамбы, парка требуется земля, то власти приобретают землю не путём принудительного отчуждения, а путём свободной покупки в соответствие с нормами гражданского права.Административные договоры применяются в различных специальных сферах административного управления. Договоры широко распространены в сфере так наз. «подготовительного администрирования» (дзюмби-гёсэй), под которым имеются ввиду приобретение земель и материальных ценностей для административной деятельности, управление государственным и муниципальным имуществом. В подготовительном администрировании применяемые административные правила обычно регулируют внутри-административные отношения, а отношения с «внешним», гражданским обществом регулируются на основе договоров. Административные договоры применяются и в «платном администрировании» (кюфу-гёсэй), «регулирующем администрировании» (кисэй-гёсэй).Договоры применяются и между административными субъектами.Теория административных договоров в Японии считается мало разработанной, тем не менее, количество административных соглашений в практике растёт. Это означает тенденцию к ограничению административно-командного регулирования и расширение сферы действия либеральных принципов гражданского общества.г) Административные планыОдним из инструментов управления Японии является «административное планирование» (гёсэй-кэйкаку). Административным планированием называется форма административного действия, заключающаяся в установлении административными органами тех или иных целей, имеющих публичное значение, и в определении административных средств и способов для их достижения.Основными видами принудительного исполнения административных обязанностей в Японии считаются «замещающее исполнение», «непосредственное принуждение», «исполнительский штраф», «принудительное взимание/конфискация», а также, ряд менее значительных методов.«Замещающее исполнение» (дайсикко) возникает, когда обязанное исполнять административные обязанности лицо не исполняет свой долг, и тогда административный орган сам берёт на себя исполнение обязательств, либо поручает их исполнение третьему лицу, а средства, необходимые для исполнения долга, взыскиваются с лица, которое должно было исполнять административные обязанности.«Непосредственное принуждение» (тёкусэцу-кёсэй) возникает, когда административная цель не достижима посредством замещающего исполнения или в чрезвычайной ситуации, оно представляет собой непосредственное применение силы к личности и имуществу гражданских лиц, которые должны исполнять административные обязанности.«Исполнительский штраф» (сикко-бацу) является способом косвенного принуждения, которое применяется, чтобы принудить лицо к исполнению административного долга; его следует отличать от «административного наказания».ЗаключениеПодводя итог данной работе, отметим, что специфика административного управления очень своеобразна. Прежде всего, потому, что она регламентируется не только Конституцией, принятой в стране не так давно, но и традицией. Вообще традиция играет в Японии огромную роль. Деятельность государственно-административного управления носит многогранный характер и нуждается в различных формах обеспечения - право, финансы, информация. В этой деятельности исполнительная власть выступает и как объект политического управления, и сама выступает как активный субъект правового, финансового, информационного обеспечения деятельности административного управления.Первым по важности управленческим процессом является правовое обеспечение административного управления. К нему относятся и нормоустановительная, и регулирующая деятельность исполнительной власти, методы и процедуры правоприменительной деятельности.Правовая система Японии в целом принадлежит к «континентальной системе»: базовые нормы учреждения, организации и функционирования исполнительной власти страны определяются на основе Конституции 1947 г. и принимаемых парламентом законов (хорицу). В Японии определённое значение имеют и судебные прецеденты, их значение существенно в определении методов и процедур управления.Список литературыЛатышевИ.А. Государственный строй Японии. М., Госюриздат, 1956.- 94 с.31 Латышев И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии. М., Изд-во восточной литературы, 1959. - 230 с.ЛатышевИ.А. Японская бюрократия. М.,Наука, 1968,- 111 с.МакаринA.B. Бюрократия в системе политической власти. Спб., изд- во Спб ун-та, 2000. - 153с.Макаров A.A. Политическая власть в Японии. Механизм функционирования на современном этапе. М., Наука, 1988. - 200с.МильнерБ.З., Олейник И.С., Рогинко С.А. Японский парадокс. М., Мысль, 1985.-264 с.МуракаваИтиро.Сэйсакукэттэйкатэй (Процесс принятия решений в политике) -Токио, 1979. - С. 132.НорманГ. Возникновение современного государства в Японии (пер. с англ.). М., Изд-во восточной литературы , 1961,- 296 с.Оболонский A.B. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы. М., Дело, 2002. - 167 с.Оболонский A.B. Бюрократия и государство. Очерки. М., Ин-т государства и права РАН, 1996. - 67 с.ПановА.Н. Японская дипломатическая служба. М., Международные отношения, 1988. - 184 с.Политическоеуправление. Курс лекций (Анохин М.Г., Гаман О.В., Горохов В.М. и др.) М., РАГС, 1996. - 310 с.Политическоеуправление. Курс лекций (под ред. Комаровского B.C., Рогачева C.B.). М., РАГС, 1998. - 78 с.Политическоеуправление: сборник научных трудов (под ред. Кули- ниченко В.А.) М., РАГС, 1998. - 368 с.ПоповГ.Х. Блеск и нищета Административной Системы. М., ПИК, 1993.-240 с.Правящие круги Японии: механизм господства. М., Наука, 1984. - 291 с.Проблемытеории государства и права Учебное пособие под ред. проф. М.Н.Марченко. М., Проспект, 1999. - 502 с.ПрохожевA.A. Организация управления экономикой и государство в Японии. М., Наука, 1987. - 187 сПронниковВ.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., ВиМ, 1996. - 400с.Найкаку-хо (Закон о кабинете министров), № 5, 1947 г., № 88, ревиз. 1999 г. // Ропподзэнсб (Полный свод законов). - Токио, 2000. - T.l, С.233-235.СенаторовА.И. Политические партии Японии. 1945 - 1992. - М., Восточная литература, 1995. - 352 сСингёсэйходзитэн. (Новый толковый словарь административного права). - Токио, 2001. - С.197.СморгуновЛ.В. Сравнительная политология. Теория и методология измерения демократии. Спб, изд-во Спб ун-та, 1999. - 375 сСовременнаяЯпония. Справочник. М., Институт Дальнего Востока, 1997.-218 сС 1-го апреля 2003 г. Управление почтовых дел упразднено, на его основе образована публичная корпорация «Японская почта» (Нихонюсэй кося, JapanPost)Технологиивласти и управления в современном государстве (под ред. А.В.Сурина и др.) М., Университетский гуманитарный лицей, 1999. - 249 с.Цветова И. А. Эволюция современной партийно-политической системы Японии. М., Институт Дальнего Востока РАН, 2002.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристь, 1997.-567 с.Graham J.L., Sano Y. Smart bargaining. Doing business with the Japanese.- Harper Business, 1989. - P.25.HayaoK. The Japanese prime minister and public policy. - Pittsburgh and London, 1993. P. 181.

Список литературы

1. Латышев И.А. Государственный строй Японии. М., Госюриздат, 1956.- 94 с.
2. 31 Латышев И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии. М., Изд-во восточной литературы, 1959. - 230 с.
3. Латышев И.А. Японская бюрократия. М.,Наука, 1968,- 111 с.
4. Макарин A.B. Бюрократия в системе политической власти. Спб., изд- во Спб ун-та, 2000. - 153с.
5. Макаров A.A. Политическая власть в Японии. Механизм функциони¬рования на современном этапе. М., Наука, 1988. - 200с.
6. Мильнер Б.З., Олейник И.С., Рогинко С.А. Японский парадокс. М., Мысль, 1985.-264 с.
7. Муракава Итиро. Сэйсаку кэттэй катэй (Процесс принятия решений в политике) -Токио, 1979. - С. 132.
8. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии (пер. с англ.). М., Изд-во восточной литературы , 1961,- 296 с.
9. Оболонский A.B. Бюрократия для XXI века? Модели государствен¬ной службы. М., Дело, 2002. - 167 с.
10. Оболонский A.B. Бюрократия и государство. Очерки. М., Ин-т госу¬дарства и права РАН, 1996. - 67 с.
11. Панов А.Н. Японская дипломатическая служба. М., Международные отношения, 1988. - 184 с.
12. Политическое управление. Курс лекций (Анохин М.Г., Гаман О.В., Горохов В.М. и др.) М., РАГС, 1996. - 310 с.
13. Политическое управление. Курс лекций (под ред. Комаровского B.C., Рогачева C.B.). М., РАГС, 1998. - 78 с.
14. Политическое управление: сборник научных трудов (под ред. Кули- ниченко В.А.) М., РАГС, 1998. - 368 с.
15. Попов Г.Х. Блеск и нищета Административной Системы. М., ПИК, 1993.-240 с.
16. Правящие круги Японии: механизм господства. М., Наука, 1984. - 291 с.
17. Проблемы теории государства и права Учебное пособие под ред. проф. М.Н.Марченко. М., Проспект, 1999. - 502 с.
18. Прохожев A.A. Организация управления экономикой и государство в Японии. М., Наука, 1987. - 187 с
19. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., ВиМ, 1996. - 400с.
20. Найкаку-хо (Закон о кабинете министров), № 5, 1947 г., № 88, ревиз. 1999 г. // Роппо дзэнсб (Полный свод законов). - Токио, 2000. - T.l, С.233-235.
21. Сенаторов А.И. Политические партии Японии. 1945 - 1992. - М., Восточная литература, 1995. - 352 с
22. Син гёсэйхо дзитэн. (Новый толковый словарь административного права). - Токио, 2001. - С.197.
23. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Теория и методология измерения демократии. Спб, изд-во Спб ун-та, 1999. - 375 с
24. Современная Япония. Справочник. М., Институт Дальнего Востока, 1997.-218 с
25. С 1-го апреля 2003 г. Управление почтовых дел упразднено, на его основе образована публичная корпорация «Японская почта» (Нихон юсэй кося, Japan Post)
26. Технологии власти и управления в современном государстве (под ред. А.В.Сурина и др.) М., Университетский гуманитарный лицей, 1999. - 249 с.
27. Цветова И. А. Эволюция современной партийно-политической систе¬мы Японии. М., Институт Дальнего Востока РАН, 2002.
28. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристь, 1997.-567 с.
29. Graham J.L., Sano Y. Smart bargaining. Doing business with the Japanese.- Harper Business, 1989. - P.25.
30. HayaoK. The Japanese prime minister and public policy. - Pittsburgh and London, 1993. P. 181.



Вопрос-ответ:

Какое правовое устройство имеется в Японии?

В Японии существует правовое устройство, которое включает Кабинет министров и структуру управления.

Что включает правовое устройство Японии?

Правовое устройство Японии включает Кабинет министров и структуру управления.

Каков состав Кабинета министров в Японии?

Кабинет министров в Японии состоит из министров, премьер-министра и канцлера.

Какие задачи решает структура управления в Японии?

Структура управления в Японии решает задачи по реализации и применению законодательства, а также осуществляет правовые реформы.

Как происходит процесс принятия правовых реформ в Японии?

Процесс принятия правовых реформ в Японии включает обсуждение законопроекта в узком составе заинтересованных лиц и последующую реализацию законодательства.

Какие структуры включает в себя административная система Японии?

Административная система Японии включает в себя Кабинет министров, который является высшим исполнительным органом, и структуру управления, состоящую из префектур, городов, районов и селений.

Как происходит процесс принятия правовых реформ в административном праве Японии?

Процесс принятия правовых реформ в административном праве Японии включает несколько этапов. Сначала инициируется законопроект, который затем рассматривается и принимается в законодательном органе. Затем происходит реализация законодательства.

Какие интересы участников учитываются при обсуждении правовых реформ в Японии?

Участники, которые имеют хотя бы в малейшей степени заинтересованность в деле, могут быть вовлечены в обсуждение. Однако обсуждение происходит только с теми, кто имеет серьезные интересы в деле. Также устанавливается круг всех заинтересованных в деле секций, но в обсуждение вовлекаются только определенные лица.