Свадебный обряд в русской культуре:традиции,симовлика
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 09.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Брак и брачные отношения как составляющая семейного быта в традиционной культуре России 5
1.1. Традиции семейного быта дохристианской и православной России 5
1.2. Организация традиционного хозяйства, как основополагающая выбора невесты 12
Глава 2. Символика эпизодов свадебного обряда 19
2.1. Предварительная брачная обрядность свадебного ритуала 19
2.2. Ритуалы заключения брака 25
Заключение 31
Список литературы 33
Мотивы расставания и страха перед будущим в причетах соединялись с просьбами пожелать ей благополучия. Подруга, в свою очередь, сожалели о расставании, просили не забывать их, напутствовали невесту оставаться такой же красивой и доброй, любить своего будущего мужа.
Расчесав невесте волосы, подруги усаживали ее за стол, где уже было приготовлено угощение. Обычно в это время приезжал жених. Он привозил подарки невесте, ее родителям и подругам. Невеста также передавала заранее приготовленные дары жениху и его родне.
После отъезда жениха девушки прощались с невестой и пели ей последнюю песню. На следующее утро начиналось одевание к свадьбе. Обряд сопровождали песней:
Не поет ли пташечка рано по заре,
Не плачет ли девица об русой косе,
Вечор ее косынъку девушки шели,
Да девушки плели!
Разделили косынъку на шесть на долей,
Да на шесть на долей!
Клали ее косынъку да поверх головы,
Вот тебе, да косынъка, да довеку лежать,
А тебе подруженька, в девкам не бывать.
Утром также приезжал кто-нибудь из родных жениха, часто - его старший брат. Опять происходил обмен подарками. Только после этого за невестой приезжал жених. Его встречали запертыми воротами. Подруги невесты требовали «выкуп» - подарки. Жених передавал одной из девушек деньги, и ворота открывались. Иногда вместо жениха «торг» вел дружка. Наконец невесту «выдавали» жениху, и молодые садились в свадебный поезд, состоящий из нескольких украшенных повозок. В них никогда не запрягали кобыл, только жеребцов, считая, что именно последние воплощают в себе стихийную силу природы.
В первой повозке ехали дружки, во второй - невеста с крестной матерью или свахой. В третьей находился жених, за ним следовали все остальные родственники и гости.
Таким образом, возможно отметить, что обрядность, предшествующая брачным отношениям, связана с существующими суевериями, которые несут в себе религиозный подтекст. Основным из них считается стремление к сохранению баланса между двумя родами, которые связывают узы будущей молодой семьи. Для девушки становится важным сохранить отношения и со своим родом и при этом установить отношения с родом своего будущего мужа. Во многом подобная концепция связана с архаичными верованиями славян в то, что семью защищают родовые духи, духи предков, прогневить которых – самое страшное преступление. Поэтому девушка причитает и плачет, показывает, что она не желает уходить из под их покровительства и ее буквально насильно уводят в другую семью.
Для семьи жениха же напротив – актуально продемонстрировать, что они не зря принимают нового члена. Невеста станет достойной женой, которая не прогневает своих новых родовых духов.
Явно прослеживается и ориентированность на сельскохозяйственный культ, который связан с плодовительстью будущей невесты, а также ее будущим статусом, как новой работницы.
В результате предсвадебные ритуалы ориентированы на то, чтобы установить некую систему взаимосвязи между двумя семьями, а так же и между самими молодыми людьми, которые становятся мужем и женой.
2.2. Ритуалы заключения брака
До принятия христианства сам факт заключения брака связывался с благословением со стороны божественных сил и родовых духов. Само же празднество связывалось с необходимостью организации пира, в процессе которого люди не только радовались событию, но также и получали возможность быть информированы о том, что данные мужчина и женщина являются супругами.
С принятием христианства брак ознаменовывался венчальным обрядом. Однако, венчальный обряд приживался, как приоритетная необходимость далеко не сразу, особенно в бедных семьях. Наиболее важным считалось «сыграть свадьбу», то есть выполнить должным образом архаичные обряды. Само же венчание могло быть отложено и на более поздний срок и приурочено, к примеру, к крестинам первенца.
В церкви священник производил обряд венчания (не венчали во время постов, святок, пасхальной недели, а также во вторник, четверг и субботу в течение всего года). Данный факт также обусловливал то, что венчание отодвигалось на более подходящую дату и не было связано с самой свадьбой.
Обряд венчания состоит из двух частей - обручения и собственно венчания. Во время обручения священник спрашивает жениха и невесту, готовы ли они вступить в брак. Получив утвердительные ответы, он надевает им заранее освященные кольца, которыми жених с невестой троекратно меняются.
Собственно венчание начинается с того, что в руки молодых вкладывают венчальные свечи и зажигают их. Они должны гореть, пока совершается таинство. Затем жених и невеста подходят к алтарю и становятся на белый плат перед аналоем, на котором находятся крест и Евангелие. Священник повторно спрашивает молодых об их намерениях и, утвердившись во взаимном желании обоих вступить в брак, с благословением возлагает на головы жениху и невесте венцы.
Затем венчающиеся пьют из одной чаши вино, и под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. Венцы снимаются, и над молодыми читают завершающие молитвы.
С венчания молодые ехали вместе а дом жениха. Гости занимали места за свадебным столом, а молодых сажали в красном углу, под иконами. Они принимали поздравления и приветствия, но не участвовали а пиршестве. Через некоторое время они уходили в горницу или в кут, где им подавали ритуальное угощение: два пирога, один из которых был испечен в доме невесты, а другой - в доме жениха. Молодой кормил жену пирогом, привезенным из своего дома, а она кормила мужа своим пирогом.
Поев, молодая уходила и переодевалась в женский наряд: рубаху, поверх нее сарафан с широкими лямками. Ей помогали подруги, которые заплетали две косы, укладывали их на голове. В конце обряда девушке надевали кику и накрывали ее платком - шовным убором замужней женщины, после чего она выводила к гостям и вместе с молодым садилась за общий стол. Молодоженам подавали кашу и хлеб, а также стакан с молоком. Они должны были пить из одного стакана, есть одной ложкой из одного блюда, откусывать от одного куска хлеба или пирога. Считалось, что общая еда навеки соединит молодых.
Пир вел дружка, который поддерживал произносивших тосты и заполнял паузы собственными шутливыми репликами и прибаутками. Во время пира жену с мужем сажали в красном углу. Остальные родственники рассаживались двумя рядами, причем с одной стороны усаживались мужчины, с другой - женщины. К столу выносили угощение, где главным был свадебный пирог. Взяв от него кусок, гости должны были оставить на блюде или бросить на пол деньги. Их молодая жена обязана была «чисто смести», ничего не оставив и не забыв. Потом подавались горячие и жареные блюда, которые хранили в себе плодородящую силу огня.
Присутствующие пели венчальные песни, в которых молодых называли князем и княгиней, солнцем и голубкой, месяцем и солнышком. Сначала обращались к супругу:
Князь-то у нас хорошенький,
Князь-то у нас пригоженький,
Что Иван-то Васильевич,
Ты не во саду сидишь,
Ты не во - зеленом
За столом дубовым,
За скатертям браным,
За рисом сахарным,
Все не соловьи поют.
Тут поют все девицы,
Души красные певицы,
От тебя даров хотят,
От тебя великих.
Затем - к супруге:
И сколь хороша, и сколь хороша,
Лицо-то у ей, лицо-то у ей,
Будто белый снег, будто белый снег,
Щечки-то у ей, щечки-то у ей,
Будто алый цвет, будто алый цвет,
Брови-то у ей, брови-то у ей,
У черна соболя, у черна соболя,
Очи-то у ей, очи-то у ей,
У ясна сокола, у ясна сокола,
Славна-то была, славна-то была,
У Никифора дочь, у Никифора дочь,
У Леонтьевича, у Леонтьевича.
Величали также родителей и других родственников. По завершении пира молодых провожали в спальню с пением подблюдных песен (например, «Эй, Настасья, эй, Настасья, отворяй-ка ворота»).
Утром на следующий день молодых будили, разбивая перед их дверью горшки. Тогда же начинался основной пир, называвший красным столом. Еду для него готовили только замужние женщины, и молодая помогала им.
На третий день молодая жена одевалась в обычную будничную одежду. К ее выходу гости бросали на пол солому, сор, и среди них - деньги. Она должна была мести пол, причем по направлению от двери к печке. В старину верили, что обряд предохранит новую семью от враждебности со стороны домового.
Во время завтрака устраивался мягкий стол. Мать жениха выносила горшок с кашей и притворно причитала: «Ой жарко, жарко». В ответ молодая должна была подарить свекрови платок, чтобы та «не обжигала» руки. С этого момента невестка считалась полноправным членом семьи и начинала принимать участие во всех домашних хлопотах.
На третий же день молодые приезжал в дом родителей невесты. Теща выходила встречать зятя с блинами. Он должен был откусить кусочек свежего блина и подарить теще подарок за проявленную заботу.
Свадебный ритуал часто завершался «обсидками», в процессе которых замужние женщины деревни принимали молодуху в свое общество и угощали ее.
В результате возможно отметить, что сам брачный обряд, который определял жениха и невесту, как мужа и жену, был связан в первую очередь с тем, что их представляли родне и присутствующим знакомым в качестве таковых. Наиболее важные обряды и действия были сосредоточены вокруг невесты. Именно она становилась центром внимания всех присутствующих, играла ведущую роль, как человек, который «умирает» для одного рода и рождается в другом.
Во многом эта символичность наблюдалась и в свадебном наряде невесты. На современном этапе он является белым и по канонам символизирует чистоту, непорочность и девственность невесты. Однако, фактически белый цвет в большинстве культур является траурным. Белый цвет – это свет погребального савана.
Во многом факт смерти и возрождения невесты соответствует приоритету данного цвета свадебного наряда так же, как соответствует традиция переносить невесту через порог дома. Она рождается в новой семье и ее словно ребенка несет тот, кто за нее с этого момента будет отвечать перед своей семьей и домашними духами.
Однако, по факту согласно традиционным канонам наряд невесты не являлся чисто белым и в большинстве случаев представлял собой смесь белого и красного, что символизировало не только скорбь смерти, но также и факт рождения. Красный цвет не только символизировал красоту, страсть, но также и рождение, являлся символом крови, которая была связана с жизнью.
В результате возможно отметить, что свадебный обряд несет в себе множество составляющих и символов, который отражают специфику мировоззрений, ритуалов, религии и суеверий. Фактически каждая существующая традиция несут в себе специфичную символику, характерную для традиционной культуры.
Заключение
Таким образом, возможно отметить, свадебная обрядность была тесно связана в своей символичности в первую очередь со спецификой и структурой традиционного быта, верований, которые основывались на сельскохозяйственном культе. Семья воспринималась как основа социальной организации быта и отношения внутри семьи строились согласно четкой иерархии, которая фактически не предполагала возможности свободного выбора со стороны детей в плане брака. Их пристрастия и симпатии могли учитываться, однако, фактически последнее слово оставалось за родителями и если они считали выбор сына недостойным их семьи, невесту неподходящей, то шансов заключить удачный брак фактически не было. Также родители потенциальной невесты не рассматривали кандидатуры женихов, который были недостойны с их точки зрения, не соответствовали запросам их социального статуса.
Предсвадебные обряды в приоритеты были ориентированы на необходимость выбора наиболее подходящей по всем критериям невесты, определения данных критериев для каждой конкретной семьи. Они были связаны с регионом проживания, с особенностями местных устоев и моральных традиций, социальным статусом семьи. Определение же подходящей кандидатуры не являлось конечным результатом и успех заключения брака зависел еще от множества условностей, в том числе и связанных с самими предбрачными и брачными ритуалами, успешное проведение которых определяло и факт заключения брака между молодыми людьми.
Предсвадебные ритуалы в своем большинстве были ориентированы на то, чтобы установить некую систему взаимосвязи между двумя семьями, а также и между самими молодыми людьми, которые становятся мужем и женой. В связи в процессе демонстрировалась печаль невесты, связанная с тем, что она покидает родительский дом, ей способствовали печальные песни, сожаления. При этом невеста должна была предстать с лучшей стороны перед родственниками жениха, что делало важным игру организации выкупа, в процессе которого расхваливались достоинства невесты, а жених демонстрировал собственную удаль.
В процессе свадебного пира и последующих обрядов происходил окончательный переход девушки из свободного «девичьего» состояния в замужнее. Она меняла одежду, прическу и даже окружение, тем самым покидая детский мир и уходя в мир взрослый.
В целом, свадебный обряд несет в себе множество составляющих и символов, который отражают специфику мировоззрений, ритуалов, религии и суеверий. Фактически каждая существующая традиция несут в себе специфичную символику, характерную для традиционной культуры. Свадьба является своеобразным представлением, в которое включено множество театрализованных сцен, демонстрирующих процесс перехода девушки из одного рода в другой.
Список литературы
Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Аспект – пресс, 2006. – 412 с.
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Наука, 1990. – 411 с.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – Спб.: Питер, 2008. т.1. – 317 с.
Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 11 - 67.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1995. Т.1. – 318 с.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Терра, 1997. Т.1. – 516 с.
Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям.- Изд. 4-е.- Минск: Лучи Софии, 1997. – 522 с.
Любавский М.К. Лекции по древней Русской истории до кон.XVI века. – СПб.: «Лань», 2000. – 422 с.
Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси.- Изд. 2-е.- СПб.: Алетейя, 2000. – 504 с.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АИФ-Принт, 2003. – 447 с.
Хелдон Д. История Византии. – М.: Вече, 2007. – 418 с.
Семенова М. Мы – славяне! – СПБ.: Азбука, 2011.
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. - М.: Преображение, 1996.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АИФ-Принт, 2003.
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. - М.: Преображение, 1996.
Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Аспект – пресс, 2006.
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Наука, 1990.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – Спб.: Питер, 2008. т.1.
Русские народные сказки. – М.: Детская литература, 1993.
Капица Ф.С. Русские суеверия. – Спб.: Азбука, 2010.
Капица Ф.С. Русские суеверия. – Спб.: Азбука, 2010.
Капица Ф.С. Русские суеверия. – Спб.: Азбука, 2010.
Капица Ф.С. Русские суеверия. – Спб.: Азбука, 2010.
Капица Ф.С. Русские суеверия. – Спб.: Азбука, 2010.
Капица Ф.С. Русские суеверия. – Спб.: Азбука, 2010.
Капица Ф.С. Русские суеверия. – Спб.: Азбука, 2010.
2
1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Аспект – пресс, 2006. – 412 с.
2. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Наука, 1990. – 411 с.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. – Спб.: Питер, 2008. т.1. – 317 с.
4. Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 11 - 67.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1995. Т.1. – 318 с.
6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Терра, 1997. Т.1. – 516 с.
7. Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям.- Изд. 4-е.- Минск: Лучи Софии, 1997. – 522 с.
8. Любавский М.К. Лекции по древней Русской истории до кон.XVI века. – СПб.: «Лань», 2000. – 422 с.
9. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси.- Изд. 2-е.- СПб.: Алетейя, 2000. – 504 с.
10. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АИФ-Принт, 2003. – 447 с.
11. Хелдон Д. История Византии. – М.: Вече, 2007. – 418 с.
Вопрос-ответ:
Какие традиции и символы присутствуют в свадебном обряде в русской культуре?
В свадебном обряде русской культуры присутствует множество традиций и символов. Некоторые из них включают предварительную брачную обрядность, ритуалы заключения брака, и символические действия, такие как обмен кольцами и закладывание хлеба.
Какие были традиции семейного быта в дорищанской и православной России?
В дохристианской и православной России семейный быт имел свои особенности. Он включал в себя организацию традиционного хозяйства, регулирование ролей и обязанностей в семье, и установление семейных ценностей и норм. Важным аспектом был выбор невесты, который часто определялся влиянием родителей и старших родственников.
Какие ритуалы присутствуют в предварительной брачной обрядности свадебного ритуала?
В предварительной брачной обрядности свадебного ритуала присутствуют различные ритуалы. Например, это может быть роспись, когда молодожены официально регистрируют свой брак, или помолвка, когда жених и невеста обмениваются кольцами и объявляют о своем намерении создать семью.
Что включает в себя ритуал заключения брака в русской свадебной традиции?
Ритуал заключения брака в русской свадебной традиции включает в себя несколько этапов. Один из них - это обмен кольцами между женихом и невестой, что символизирует их взаимную привязанность и обязательства друг перед другом. Еще одним важным моментом является закладывание хлеба, которое символизирует процветание и обилие в новой семье.
Какие мотивы расставания и страхи присутствуют в свадебном обряде?
В свадебном обряде могут присутствовать различные мотивы расставания и страхи. Например, страхи связаны с возможностью развода или измены в браке. Мотивы расставания могут проявляться в традиционных обычаях, таких как разрывание рубашки жениха или распутывание ниток невесты, которые символизируют разрыв отношений.
Какие традиции свадебного обряда существовали в России до принятия христианства?
До принятия христианства в России существовали различные традиции свадебного обряда. Одной из них было обязательное согласие родителей жениха и невесты на брак. Также проводились ритуалы предложения руки и сердца, которые были символом намерения жениться. Зачастую, свадебные церемонии сопровождались праздничными обрядами, танцами и песнями.
Как организуется традиционное хозяйство и как это влияет на выбор невесты?
В традиционной русской культуре организация хозяйства была важным фактором при выборе невесты. Жених предпочитал выбирать девушку из богатой или благополучной семьи, так как это обеспечивало материальную поддержку в будущем семейном быту. Кроме того, невеста должна была обладать определенными навыками домашнего хозяйства и быть способной к родительству.
Какие ритуалы включает предварительная брачная обрядность свадебного ритуала?
Предварительная брачная обрядность свадебного ритуала включает различные ритуалы и традиции. Например, это может быть ритуал "поцелуя избранных", когда жених и невеста обмениваются поцелуями перед свадьбой. Также распространен ритуал "развода девичьего венца", когда невесту снимают с венка, который символизирует ее девственность. Еще одним ритуалом может быть "подвод ребро", когда жених ведет невесту по кругу, что олицетворяет их взаимную поддержку и сотрудничество в будущей семье.
Какие ритуалы заключения брака наиболее распространены в русской свадебной традиции?
В русской свадебной традиции наиболее распространены ритуалы, связанные с обменом кольцами и заключением брака. Жених и невеста обмениваются кольцами как символом их взаимной привязанности и обязательства. Также распространен ритуал "поклон жениха и невесты", когда они поклоняются друг другу и признаются в любви и верности. Важной частью свадебного обряда является и общение жениха и невесты с гостями, а также традиционные песни и танцы.