Международная миграция рабочей силы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая экономика
  • 24 24 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.11.2014
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Понятие, характеристика и классификация международной миграции рабочей силы 5
1.1 Сущность, причины и особенности развития ММРС 5
1.2 Классификация основных видов ММРС 7
1.3 Основные методы регулирования и социально экономические последствия международной миграции рабочей силы 9
2. Роль международной трудовой миграции для экономического развития России 12
2.1 Иностранная рабочая сила на рынке труда России 12
2.2 Оценка вклада трудовых мигрантов в экономику России 15
2.3 Трудовая миграция из России 17
3 Рекомендации по совершенствованию международной миграционной политики в области трудоустройства 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Для этого в нее должны быть встроены такие механизмы, которые позволят избежать ситуаций, когда объективное ухудшение экономической конъюнктуры требует радикального пересмотра миграционного законодательства.
Миграционная политика должна выстраиваться не на основании сложившихся мифов, порождающих "философию антимиграционизма", а реального знания о демографических, экономических, миграционных тенденциях и перспективах. Такое знание могут дать эксперты, занимающиеся вопросами миграции. Государственный заказ на миграционные исследования, привлечение экспертного сообщества к разработке нормативно-правовых документов должно стать устоявшейся практикой миграционной политики.
Реализация принципа равной оплаты за равный труд для мигрантов и национальных работников превратит мигрантов из источника дешевой рабочей силы в источник восполнения объективного дефицита рынка труда. Такой подход позволит преодолеть проблему демпинга заработной платы в отраслях концентрации мигрантов а также проблему эксплуатации мигрантов и торговли людьми. Важнейшим условием здесь является осуществление контроля над работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу.
Учитывая размер территории России и многообразие ситуаций на местных рынках труда в российских регионах, необходимо придать российской миграционной политике региональный разрез. Придание большей самостоятельности регионам в реализации моделей привлечения иностранной рабочей силы, наиболее подходящих с точки зрения ситуации на местном рынке труда, является экономически вызревшей мерой, которая позволила бы оптимизировать участие иностранной рабочей силы в экономическом развитии России.
В реализации миграционной политики государство должно привлекать общественные и частные организации. В то же время для того, чтобы развитие общественно- государственного партнерства было успешным, государство как основной субъект миграционной политики должно четко артикулировать, какие цели миграционной политики оно намерено реализовывать, какой позитивный потенциал оно видит в международной трудовой миграции и какие функции по реализации миграционной политики оно готово делегировать органам местного самоуправления, институтам гражданского общества и бизнес-структурам.
Важно признать на государственном уровне, что Россия является не только страной- реципиентом трудовых мигрантов, но также и страной-донором. Сотни тысяч российских граждан трудятся за рубежом, и ежегодный отток трудовых мигрантов из России постоянно растет.
Обеспечение государственной поддержки выезжающим на работу за рубеж россиянам могло бы предотвратить превращение изначально временной трудовой миграции в безвозвратную, как это часто происходит в настоящее время. Предметом особого внимания государства должны быть высококвалифицированные российские специалисты, которые, оставаясь за рубежом на многие годы или навсегда, обедняют национальный кадровый потенциал.
В условиях России, казалось бы, государственная политика в области трудовой миграции из страны вступает в противоречие с происходящим сокращением численности трудовых ресурсов. Однако на самом деле такая политика целесообразна именно потому, что государство, выступая гарантом трудоустройства россиян по возвращению на родину, препятствует превращению временной миграции в безвозвратную. Обеспечение эффективной занятости молодых специалистов, прежде всего молодых научных кадров, а с другой стороны, обеспечение возвратности трудовой миграции является жизненно важной целью для России. В этом вопросе проявляется комплексность миграционной политики, которая непременно должна быть согласована с государственной политикой в других областях: экономической, инновационной, научно-технической, социальной, молодежной, политикой в области высшего образования.
Меры такой политики могли бы быть разработаны, исходя из имеющегося мирового опыта. Это, например, заключение двусторонних соглашений по трудовой миграции со странами назначения; повышение ответственности частных агентств занятости, оказывающих услуги по трудоустройству российских граждан за рубежом и привлечение их к реализации двусторонних соглашений; повышение информированности граждан о возможностях трудоустройства и трудовом законодательстве в других странах; создание условий для ре-интеграции возвращающихся мигрантов и т.д.














Заключение


Таким образом, можно сделать вывод, что международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
В настоящее время международная миграция рабочей силы, вызванная относительным перенаселением и недостатком рабочих мест в десятках слаборазвитых стран и районов мира, приняла гораздо большие масштабы, чем ранее. Крупнейший центр притяжения иностранных рабочих (13 млн. человек) сложился в настоящее время в странах ЕС: ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция. Миграционные потоки в Западную Европу идут из Северной Африки, Турции, Кипра и даже бывших колониальных заморских стран (из стран Африки, Индии, Пакистана, Вест- Индии). Поставщиками рабочей силы в самой Европе стали такие менее развитые страны, как Италия, Испания, Португалия, Греция.
Значительное увеличение нелегальной иммиграции, как следствие все большего расслоения современного мира на «богатых» и «бедных», является еще одной характерной закономерностью международных миграций. Рост нелегальной иммиграции объясняется многими факторами, среди которых главный состоит в том, что трудящиеся-мигранты, работающие нелегально, представляют для предпринимателей небольших фирм самую дешевую рабочую силу, что и является стимулом к найму таких рабочих.
Еще одна закономерность современной международной миграции – качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли высококвалифицированных специалистов.
Список использованной литературы

Законодательно – нормативные акты:

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 (с изменениями и дополнениями от 12.09.2012 г.)
Федеральная миграционная программа, «Российская газе-та», 20 августа 2014 г.

Основная литература:

Амвросов В.А., Аракелова К.А., Богданов А.С. Курс экономической теории: Учеб. М.: Моск. гос. ин-т международных отношений, 2011, 624 с.
Булатов А.С. Мировая экономика: Учеб. М.: Юрист, 2012, 734 с.
Гаврилова Г.В. Международная экономика: Учеб. для вузов М.: Высшая школа, 2013, 133 с.
Елова М.В., Муравьёва Е.К., Панферова С.М. Мировая экономика: Учеб. М.: Логос, 2010. 248 с.
Корнева О.Ю., Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, решения: научно-методические материалы международной молодежной конференции. Под ред. О.Ю. Корневой, Е.А. Таран; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. − 86 с.
Рахимов Р., Нурмахмадов М. Внешняя трудовая миграция и политика занятости: Учеб. М.: Общество и экономика, 2012, 354 с.
Соколова О.В. Экономика международной миграции: Учеб. М.: Международный университет, 2013, 455 с.
Тишков В.А. Миграция XXI век, 2011 г., 89 с.
Ходов Л.Т. Последствия международной миграции рабочей силы для России: Учеб. М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2010, 494 с.
Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. - М.: ЮНИТИ, 2011, 87 с.

Журналы и периодические издания:

Доклад Генерального директора, Международная конференция труда, 103-я сессия, 2014 г.
Ионцев Владимир, Ивахнюк Ирина, Аналитический доклад на тему: «Роль международной трудовой миграции для экономического развития России», Научно-исследовательский отчет 2012/28, 51 с.

Источники Интернет:

Официальный сайт ФМС России: http://services.fms.gov.ru/
Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/






Рахимов Р., Нурмахмадов М. Внешняя трудовая миграция и политика занятости: Учеб. М.: Общество и экономика, 2012, 354 с.
Булатов А.С. Мировая экономика: Учеб. М.: Юрист, 2012, 734 с.
Ходов Л.Т. Последствия международной миграции рабочей силы для России: Учеб. М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2010, 494 с.
Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. - М.: ЮНИТИ, 2011, 87 с.
Гаврилова Г.В. Международная экономика: Учеб. для вузов М.: Высшая школа, 2013, 133 с.
Корнева О.Ю., Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, решения: научно-методические материалы международной молодежной конференции. Под ред. О.Ю. Корневой, Е.А. Таран; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. − 86 с.
Рахимов Р., Нурмахмадов М. Внешняя трудовая миграция и политика занятости: Учеб. М.: Общество и экономика, 2012, 354 с.
Ионцев Владимир, Ивахнюк Ирина, Аналитический доклад на тему: «Роль международной трудовой миграции для экономического развития России», Научно-исследовательский отчет 2012/28, 51 с.
Доклад Генерального директора, Международная конференция труда, 103-я сессия, 2014 г.
Тишков В.А. Миграция XXI век, 2011 г., 89 с.
Ионцев Владимир, Ивахнюк Ирина, Аналитический доклад на тему: «Роль международной трудовой миграции для экономического развития России», Научно-исследовательский отчет 2012/28, 51 с.
См. там же
Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/
Данные Росстата
Соколова О.В. Экономика международной миграции: Учеб. М.: Международный университет, 2013, 455 с.

















25



Быстрый рост населения планеты

Неравномерное экономическое развитие стран мирового сообщества планеты

Причины ММРС

Социально-политическое развитие отдельных регионов мира и государств

Развитие НТР

Экономическое состояние национальных хозяйств


По времени осуществления

По характеру перемещения

1) окончательная (безвозвратная);
2) временная (возвратная);
3) сезонная миграция;
4) маятниковая миграция (часто повторяемая).

1) внутренняя миграция;
2) внешняя миграция;
3) интеграционная миграция.


По способу организации

1) добровольная;
2) организованная;
3) самодеятельная;
4) принудительная.

По качественному составу

По профессиональному составу

1) миграция рабочей силы низкой квалификации;
2) миграция рабочей силы высокой квалификации;
3) миграция ученых ("утечка умов").

1) миграция рабочих;
2) миграция специалистов;
3) миграция представителей гуманитарных профессий.

Список использованной литературы

Законодательно – нормативные акты:

1. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 (с изменениями и дополнениями от 12.09.2012 г.)
2. Федеральная миграционная программа, «Российская газе-та», 20 августа 2014 г.

Основная литература:

3. Амвросов В.А., Аракелова К.А., Богданов А.С. Курс экономической теории: Учеб. М.: Моск. гос. ин-т международных отношений, 2011, 624 с.
4. Булатов А.С. Мировая экономика: Учеб. М.: Юрист, 2012, 734 с.
5. Гаврилова Г.В. Международная экономика: Учеб. для вузов М.: Высшая школа, 2013, 133 с.
6. Елова М.В., Муравьёва Е.К., Панферова С.М. Мировая экономика: Учеб. М.: Логос, 2010. 248 с.
7. Корнева О.Ю., Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, решения: научно-методические материалы международной молодежной конференции. Под ред. О.Ю. Корневой, Е.А. Таран; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. − 86 с.
8. Рахимов Р., Нурмахмадов М. Внешняя трудовая миграция и политика занятости: Учеб. М.: Общество и экономика, 2012, 354 с.
9. Соколова О.В. Экономика международной миграции: Учеб. М.: Международный университет, 2013, 455 с.
10. Тишков В.А. Миграция XXI век, 2011 г., 89 с.
11. Ходов Л.Т. Последствия международной миграции рабочей силы для России: Учеб. М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2010, 494 с.
12. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. - М.: ЮНИТИ, 2011, 87 с.

Журналы и периодические издания:

13. Доклад Генерального директора, Международная конференция труда, 103-я сессия, 2014 г.
14. Ионцев Владимир, Ивахнюк Ирина, Аналитический доклад на тему: «Роль международной трудовой миграции для экономического развития России», Научно-исследовательский отчет 2012/28, 51 с.

Источники Интернет:

15. Официальный сайт ФМС России: http://services.fms.gov.ru/
16. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/

Вопрос-ответ:

Какое определение и характеристику можно дать международной миграции рабочей силы?

Международная миграция рабочей силы - это переезд людей из одной страны в другую для трудоустройства или поиска лучших условий жизни. Она характеризуется перемещением людей между государствами с целью работы, получения высокой заработной платы и улучшения экономического положения.

Какие причины и особенности развития международной миграции рабочей силы?

Основными причинами международной миграции рабочей силы являются несоответствие спроса и предложения труда в разных странах, низкие заработные платы, высокая безработица и социальные проблемы. Особенностью развития международной миграции рабочей силы является постепенное увеличение числа мигрантов, а также разнообразие причин и целей миграции.

Какие основные виды международной миграции рабочей силы можно выделить?

Основными видами международной миграции рабочей силы являются временная трудовая миграция, постоянная трудовая миграция и незаконная миграция. Временная трудовая миграция предполагает работу за границей на определенный срок, постоянная трудовая миграция - переезд на постоянное место жительства и работы в другую страну, а незаконная миграция - нелегальное перемещение через границы и работа без необходимых документов.

Какими методами регулируется международная миграция рабочей силы и каковы социально-экономические последствия этой миграции?

Международная миграция рабочей силы регулируется с помощью законодательства, визовой и иммиграционной политики, международных договоров и программ. Она может иметь как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия для страны-приемника и страны-отправителя. Положительные последствия включают улучшение экономической ситуации, обмен опытом и культурой, повышение уровня жизни, а отрицательные - утрата рабочей силы, социальные проблемы, конкуренцию на рынке труда и проблемы интеграции.

Международная миграция рабочей силы - что это такое?

Международная миграция рабочей силы - это перемещение людей из одной страны в другую с целью поиска работы и обеспечения своего проживания и семьи.

Каковы основные виды международной миграции рабочей силы?

Основные виды международной миграции рабочей силы включают временную трудовую миграцию, постоянную трудовую миграцию и нелегальную миграцию.

Какие методы регулирования международной миграции рабочей силы существуют?

Методы регулирования международной миграции рабочей силы включают ограничения на количество иммигрантов, введение различных визовых программ, создание специализированных органов по контролю за миграцией и законодательство, регулирующее права и обязанности иммигрантов.

Какая роль международной трудовой миграции для экономического развития России?

Международная трудовая миграция играет важную роль в развитии российской экономики, так как позволяет замещать недостаток рабочей силы в различных отраслях, способствует экономическому росту и привлечению иностранных инвестиций.

Как оценивается вклад трудовых мигрантов в экономику России?

Оценка вклада трудовых мигрантов в экономику России проводится на основе анализа их вклада в ВВП, налоговые поступления, создание новых рабочих мест и развитие отдельных отраслей экономики.