Грозная опасность нашествия Швондеров и Шариковых ( собачье сердце)
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 19.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Образ Швондера в повести Булгакова «Собачье сердце» 5
2. Образ Шарикова в повести Булгакова «Собачье сердце» 8
3. Исторические прототипы Шарикова и Швондера 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Попытки Ленина и Троцкого остановить рвущегося к власти Сталина увенчались временным успехом, но затем Ленин и Троцкий потерпели поражение, а Сталин обосновался в Кремле».Другие персонажи «Собачьего сердца» также имеют прототипы в Московской политической жизни 20-х годов, считает С.Иоффе. Кухарка Дарья Петровна Иванова, по мнению автора статьи, - это не кто иной как Дзержинский, а машинистка Зинаида Бунина – это Зиновьев-Апфельбаум. Большая квартира на Пречистенке представляет собой кремлевскую резиденцию Ленина; чучело совы со стеклянными глазами изображает Крупскую; портрет профессора Мечникова, учителя Преображенского – это намек на портрет Карла Маркса, учителя Ленина.С.Иоффе находит «кто есть кто» и в образах пациентов профессора Преображенского. В молодящейся старухе он видит Александру Коллонтай. Толстый и рослый человек в военной форме – это Серг.Серг. Каменев, полковник царской армии, который в 1919-1924 гг. был главнокомандующим вооруженными силами республики. Домоуправ Швондер, по мнению С. Иоффе, есть не кто иной как «закамуфлированный» Л.Б. Каменев-Розенфельд, советский партийный и государственный деятель. А в пьесе «Бег» фамилия главного героя «Голубков» является анаграммой фамилии «Булгаков», если учесть, что в первом слоге фамилии «Голубков» слышится звук «а».С.Иоффе убежден также, что события пьесы «Бег» в действительности отражают не положение в Крыму в 1921 г., а события в Москве, и прототипами основных персонажей пьесы являются Ленин, Троцкий, Сталин и Бухарин.Изложенные выше гипотезы нужны С.Иоффе, чтобы по-новому поставить вопрос о содержании всех произведений Михаила Афанасьевича Булгакова. Американскийбулгаковед заканчивает свою статью следующей сентенцией: «Литературоведы и историки должны понять, что перед нами не просто художественные произведения Булгакова, но целый мемуарный сатирический цикл, в который не вошли разве только фельетоны. Основная задача сейчас – дать каждому тайному произведению Булгакова первичную расшифровку».Этот призыв С.Иоффе прозвучал на страницах американского журнала «TheNewreview» в 1987 г., но откликнулись на него отечественныебулгаковеды лишь более десяти лет спустя.ЗАКЛЮЧЕНИЕЭкономические реформы, которые продвигались в ходе упомянутых выше революций, лучшимобразом резюмирует бессмертная фраза, вложенная Булгаковым в уста Шарикова: «Отнять и поделить», — говорил последний. Однако в жизнь эти слова претворили не шариковы, а швондеры. Более того, именношвондеры и затеяли в свое время революцию, чтобы в дальнейшем присвоить себе ведущую власть и собственность, при этом ни с кем не делясь: ни с шариковыми, ни тем более с преображенскими.Российские швондеры-большевики в 1917-ом году де факто присвоили себе имущество большинства помещиков и капиталистов, которое в дальнейшем было национализировано и оказалось потом в собственности государства. Или, говоря иначе, в самоличном распоряжении швондерской бюрократии. Следует так же отметить, что этот процесс был продолжен в 1991-ом году, когда наследники швондеров — демократы – «отняли и поделили» между собой имущество у государства, причем на этот раз все это произошло совершенно открыто, путем «приватизации».Швондерыво все времена обещали, что все достанется народу, который их поддерживает, то есть Шариковым. Однако швондерыобманули народ и не поделились. Конечно, Шарикову досталась какая-то часть, но она явилась столь ничтожной, что ее можно рассматривать лишь как погрешность. Российская беднота до революции 1917 года как не имела ни земли, ни фабрик, ни чего-либо еще, так и осталась после «Великого Октября» неимущей. Горделивое название «социализм» под собой не имело ровным счетом ничего. На современном этапе развития российского обществаситуация повторяется в том смысле, что швондерыопять пытаются оседлать революционную волну. Причем преимущественно такая тенденция наблюдается с Запада — и в этом, наверное, и заключается та несущественная разница вчерашних и сегодняшних швондеров — в их демократических идеалах и принадлежности.Однако расстановка сил уже не укладывается в прежнюю дихотомию швондер-шариков против народа и государственной власти, за собственное господство и овладение национальным богатством.Иными словами, созданные Булгаковым образом были актуальны в начале ХХ века, они были востребованы и в период перестройки, они злободневны и сейчас. Классик русской и мировой литературы сумел в одной небольшой повести рассказать о многих процессах, происходящих в обществе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫJoffe S. Art as memoire // Слово–Word. – N.Y., 1988. – N 8. – P. 80–83.Березин В. Возвращение булгаковщины: Чугунный бюст Мастера// Exlibris Н.Г. - М., 2000. – 23 ноября. – С.2.Иоффе С. Тайнопись в «Собачьем сердце» Булгакова// Новый журн. – Newrev. – Нью-Йорк, 1987. – Кн. 11-12. – С.260-274.Петелин В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. – М., 2000. – 665 с.Покровская Н., Максудов С. Десять лет спустя. «Собачье сердце» глазами студентов Гарварда в 1989 и в 1999// Exlibris Н.Г. – М., 2000. – 20 июля. – С.3.Сахаров В. Михаил Булгаков: Писатель и власть. – М., 2000. – 446 с.Черкашина М.В. Михаил Булгаков: в строках и между строк. – М., 1999. – 109 с.
2. Березин В. Возвращение булгаковщины: Чугунный бюст Мастера// Exlibris Н.Г. - М., 2000. – 23 ноября. – С.2.
3. Иоффе С. Тайнопись в «Собачьем сердце» Булгакова// Новый журн. – Newrev. – Нью-Йорк, 1987. – Кн. 11-12. – С.260-274.
4. Петелин В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. – М., 2000. – 665 с.
5. Покровская Н., Максудов С. Десять лет спустя. «Собачье сердце» глазами студентов Гарварда в 1989 и в 1999// Exlibris Н.Г. – М., 2000. – 20 июля. – С.3.
6. Сахаров В. Михаил Булгаков: Писатель и власть. – М., 2000. – 446 с.
7. Черкашина М.В. Михаил Булгаков: в строках и между строк. – М., 1999. – 109 с.
Вопрос-ответ:
Какой образ Швондера представлен в повести "Собачье сердце" Булгакова?
Образ Швондера в повести "Собачье сердце" является грозной опасностью нашествия. Швондер - это негативный персонаж, который представляет собой символ бюрократии и бездарности. Он характеризуется как мелочный, тупой и жестокий чиновник, которого интересует только своя карьера и защита своих интересов. В повести он выступает в качестве главного противника главного героя - профессора Преображенского.
Какой образ Шарикова представлен в повести "Собачье сердце" Булгакова?
Образ Шарикова в повести "Собачье сердце" также является грозной опасностью нашествия. Шариков - это человек с примитивным мышлением, низкими моральными принципами и беззаботным отношением к жизни. Он является симбиозом двух персонажей - грубого и бескультурного портье и бродячей собаки. Образ Шарикова представляет из себя типичного представителя простонародья, который побужден только собственными интересами и не задумывается о последствиях своих действий.
Что изображает герой Швондер в повести "Собачье сердце"?
Герой Швондер в повести "Собачье сердце" изображает типичного бюрократа с его недостатками и особенностями. Он представляет собой символ человека, лишенного эмоций и способного только следовать правилам и инструкциям.
Какой образ имеет герой Шариков в повести "Собачье сердце"?
Герой Шариков в повести "Собачье сердце" имеет образ необразованного и грубого рабочего. Он представляет собой типичного простолюдина, который не обладает никакими интеллектуальными или моральными качествами.
Какие исторические прототипы имеют Шариков и Швондер?
Историческим прототипом героя Швондера может быть любой бюрократ, который руководствуется только формальными правилами и инструкциями, не обладая никакими личными эмоциями или мнениями. Прототипом героя Шарикова может быть простой рабочий или крестьянин, лишенный образования и навыков.
Какие последствия были для Ленина и Троцкого после их попыток остановить Сталина?
Попытки Ленина и Троцкого остановить Сталина увенчались временным успехом, но затем они потерпели поражение. В результате Сталин обосновался в Кремле и стал лидером Советского Союза.
Какие другие персонажи из повести "Собачье сердце" имеют исторические прототипы в Московской жизни?
В повести "Собачье сердце" есть другие персонажи, которые имеют исторические прототипы в Московской жизни. Например, герой Шариков может символизировать простого рабочего, а героиня Дарья Петровна - типичную московскую барышню.
Какой образ представляет Швондер в повести "Собачье сердце" Булгакова?
Швондер - это один из главных антагонистов в повести "Собачье сердце" Булгакова. Он изображается как безжалостный и жестокий человек, полностью подчиненный идеологии будущей государственной системы. Швондер выступает в качестве противопоставления главному герою - Шарику, который символизирует доброту и человечность.
Каков образ Шарикова в повести "Собачье сердце" Булгакова?
Образ Шарикова в повести "Собачье сердце" Булгакова является одним из ключевых. В начале он - простой приютский собака, но после операции оживления получает человеческие качества и трансформируется в грубого и бесчеловечного человека. Шариков - образ типичного быдло-новоявленного человека, неспособного к эмпатии и морали. Он показывает, на что он способен, когда несет ответственность за свои действия.