Соотношение социального и биологического в личности преступника.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминология
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 30.11.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Соотношение социального и биологического в личности преступника 5
1.1. Методологические принципы изучения личности преступника 5
1.2. Социальное и биологическое в личности преступника 13
Глава 2. Характеристика теорий личности преступника 19
2.1. Антропологическая школа в криминологии 19
2.2. Другие теории криминалистики 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Так сложилась социологическая школа, в которой проявили себя многие учѐные в разнообразных концепциях (сегодня их насчитывается несколько десятков).
Было бы крайне несправедливо не отметить равнозначной заслуги в этом третьего вождя антропологической школы, известного итальянского юриста Рафаэле Гарофало, который, главным образом, развивал идеи биосоциального направления позитивистского учения о преступлении в юридическом аспекте. Главную задачу уголовного права он видел в обеспечении общественной безопасности и, в частности, рассматривал идею социальной обороны.

2.2. Другие теории криминалистики
Существует множество психологических теорий, которые пытаются объяснить причины криминального и девиантного поведения личности: среди них теории самоконтроля, теория аномии, теории социального научения, теория черт Э. Глюк, теории врожденного преступника и др. Одним из методов интеграции данных теорий может стать эволюционный подход, в котором влияние среды, врожденные филогенетические механизмы и научение объединяются в единую систему. Предметом эволюционной психологии является изучение адаптивного значения поведения и объяснение особенностей формирования во времени определенных моделей поведения, которые обеспечивали выживание человека и общества. Эволюционные психологи считают интеллект, психику и поведение человека адаптивными признаками, которые приспосабливают его к среде и эволюционируют под действием давления естественного отбора. История эволюционной психологии началась с Чарльза Дарвина, который предположил, что люди имеют инстинкты, в том числе и социальные, которые развились путем естественного отбора: «как модификации в строении тела возникают и развиваются».
Согласно ген-культурной коэволюционной теории наша способность приобретать убеждения, ценности, идеи и знания (т.е. наша способность к культурному обучению) основана на филогенетическом развитии психических процессов. Культурное обучение, передача норм, ценностей и знаний становится основой для культурной эволюции (это является вторым фактором наследования, наряду с генетическим). Оба типа эволюции имеют тесную связь. И если за передачу единицы наследственной информации отвечает ген, то для единицы передачи культурной информации был введен термин «мем» (или «мим», от англ. «meme»). Мемы, как отмечает Грэхэм, способны видоизменяться, воспроизводиться и подвергаться естественному отбору путем научения, имитации и т.д. Примерами мемов в криминальной психологии могут быть девиации, эффект Вертера (подражательные самоубийства). Б. Силби сделал предположение, что можно изучить и научиться предсказывать, какие мемы (элементы культуры, лозунги) могут вызвать криминализацию поведения и устранить их.
Дж. Палмер, ссылаясь на Томпсона, полагает, что «повышение преступности в обществе объясняется снижением вероятности взаимопомощи между донором и реципиентом альтруистического поведения. Низкая выгода альтруизма снижает невыгодность преступления и повышает уровень преступности».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соотношение социального и биологического в личности всегда привлекало значительное внимание ученых - биологов, социологов, медиков, юристов и др. Специфическим для криминологии основанием повышения интереса к социально-биологической и социально-психиатрической проблематике выступает необходимость более глубокого объяснения насильственной (в том числе бытовой) преступности, рецидива преступности несовершеннолетних и неосторожной, связанной с использованием источников повышенной опасности, а также потребность в дальнейшем повышении эффективности всех видов и форм предупреждения преступления на основе максимальной увязки их с личностными особенностями преступников. Здесь важно обеспечить точный методологический подход к этой проблеме.
У каждого человека социальная программа, заданная внешним миром, преломляется через интеллект и чувственно-эмоциональную сферу, постепенно становится внутренним содержанием личности. Биологическое в человеке выступает в качестве материальной предпосылки для развития его социальной сущности.
Биологические свойства человеческого организма не являются причинами преступлений. Они лишь условие для всякого человеческого поведения, в том числе и антиобщественного. Как таковые, они проявляются в различных аспектах связи организма со средой, причем находятся с социальными факторами в различных и весьма сложных соотношениях. В тех случаях, когда биологические факторы начинают играть несвойственную им роль причин опасного для общества поведения (например, при недостаточном возрастном развитии, в силу болезненных изменений психики, врожденных дефектов в сознании и т.д.), уголовное законодательство не рассматривает такое поведение в качестве преступного (вследствие невменяемости или недостижения возраста для уголовной ответственности). В других случаях особенности внутренних условий психической деятельности человека учитываются с помощью уголовно-правовых институтов вины (умысел и неосторожность), соучастия (эксцесс исполнителя), обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность (совершение преступления в состоянии сильного душевного волнения, совершение преступления с особой жестокостью) и др.
Практическая необходимость определять влияние биологических факторов на преступное поведение возникает тогда, когда у преступника имеются физические или психические аномалии, которые влияют на поведение, облегчая или стимулируя действие криминогенных личностных ориентации. Физические свойства, не изменяющие психического состояния виновного или потерпевшего по сравнению с нормо-типическими для данной социальной общности (группы), как правило, не имеют существенного значения для объяснения преступного поведения, хотя могут быть учтены при дифференциации мер профилактики.
Учение о личности преступника в криминологии базируется, таким образом, на концепции социальной сущности человека и рассматривает личность преступника как результат негативных отношений с обществом, конфликта связей и отношений с ним. На этой основе должна строиться и система предупреждения преступлений.

Список использованной литературы
Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: Издательская группа ИНФРА·М-НОРМА, 1977. С. 54.
Ищук Я.К. Характеристика личности условно осужденного, совершившего преступление // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 2. С.37-40
Клейменов М.П. Криминология: учебник. М. : Норма, 2011. 448 с.
Колпакова Л.М. Психологические подходы к исследованию профессионально-личностного развития будущего специалиста как субъекта жизнедеятельности: концепция. Казань: Издательство «Данис» ФГНУ ИПП ПО РАО, 2013. 24 с.
Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. (О структуре индивидуального преступного поведения): монография. М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.
Ломброзо Ч. Преступный человек. Пер. с итальянского К.К Толстого. Мидгард, 2005.
Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968.
Личность организованного преступника: криминологическое исследование: монография/ под ред. А.И. Долговой. М., 2013. С. 16–17.
Люблинский П.И. Парижское совещание центрального бюро союза криминалистов // Журнал уголовного права и процесса, издаваемый при Русской Группе Международного Союза Криминалистов. СПб., 1912. № 3.
Макаренко Ю.Б. Биографическая рефлексия как способность личности // Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А.В. Брушлинского): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. М., Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. С.70-72.
Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России. 2014. 110 с.
Мальцева Т.В. Основы конструктивного преодоления внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С.32-35.
Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб., 2007. 384 с.
Принс Ад. Преступность и репрессия. Уголовно-юридический очерк: пер. под ред., с предисловием и примечаниями В.В. Пржевальского. М., 1898. 245 c.
Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4. С.33-39.
Семенюк Р.А. Своевременная (ранняя) профилактика противоправного поведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С.114-118.
Соловьев В.С. Социально-правовые свойства личности преступников, совершающих преступления против общественной нравственности в отношении несовершеннолетних // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2011. № 3. С.140-143.
Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2 (8). С.98-102.
Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С.14-20.
Ферри Э. Уголовная социология / Сост и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2005. 658 с.
Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / Сост. и вступ. статья В.С. Овчинского, А.П. Фѐдорова. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 385.
Ghiselin M. T. Darwin and evolutionary psychology // Science. 1973. March. Vol. 179, № 4077. P. 964–968.
Silby B. What is a Meme? Department of Philosophy. University of Canterbury. 2000. URL: http://www.def-logic. com/articles/what_is_a_meme.html.



Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России. 2014. С.13-14.
Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4. С.32.
Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4. С.38.
Мальцева Т.В. Основы конструктивного преодоления внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С.32-35.
Колпакова Л.М. Психологические подходы к исследованию профессионально-личностного развития будущего специалиста как субъекта жизнедеятельности: концепция. Казань: Издательство «Данис» ФГНУ ИПП ПО РАО, 2013. 24 с.; Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2 (8). С.98-102.; Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С.14-20.;Макаренко Ю.Б. Биографическая рефлексия как способность личности // Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А.В. Брушлинского): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. М., Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. С.70-72.
Калашников И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными преступными группами с участием несовершеннолетних: диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 2011. 183 с.
Ищук Я.К. Характеристика личности условно осужденного, совершившего преступление // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 2. С.37-40.
Соловьев В.С. Социально-правовые свойства личности преступников, совершающих преступления против общественной нравственности в отношении несовершеннолетних // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2011. № 3. С.143.
Клейменов М.П. Криминология: учебник. М. : Норма, 2011. 448 с.
Семенюк Р.А. Своевременная (ранняя) профилактика противоправного поведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С.118.
Принс Ад. Преступность и репрессия. Уголовно-юридический очерк: пер. под ред., спредисловием и примечаниями В.В. Пржевальского. М., 1898. 89-90.
Люблинский П.И. Парижское совещание центрального бюро союза криминалистов // Журнал уголовного права и процесса, издаваемый при Русской Группе Международного СоюзаКриминалистов. СПб., 1912. № 3. С.58.
Там же. С. 186-187.
Личность организованного преступника: криминологическое исследование: монография/ под ред. А.И. Долговой. М., 2013. С. 16–17.

Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968. С. 9.
Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. (О структуре индивидуального преступного поведения): монография. М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007. С.56.
Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С.59.
Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: Издательская группа ИНФРА·М-НОРМА, 1977. С. 54.
Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / Сост. и вступ. статья В.С. Овчинского, А.П. Фѐдорова. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 385
Ломброзо Ч. Преступный человек. Пер. с итальянского К.К Толстого. Мидгард, 2005. С.118.
Ломброзо Ч. Преступный человек. Пер. с итальянского К.К Толстого. Мидгард, 2005. С.158-159.
Там же. С.5.
Ферри Э. Уголовная социология / Сост и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2005. С.47.
Там же.
Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб., 2007. 384 с.
Graham G. Genes : a philosophical inquiry. L. ; N.Y.,2002. 196 p.
Silby B. What is a Meme? Department of Philosophy. University of Canterbury. 2000. URL: http://www.def-logic.
com/articles/what_is_a_meme.html.
Ghiselin M. T. Darwin and evolutionary psychology //Science. 1973. March. Vol. 179, № 4077. P. 131.









28

Список использованной литературы
1. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: Издательская группа ИНФРА•М-НОРМА, 1977. С. 54.
2. Ищук Я.К. Характеристика личности условно осужденного, совершившего преступление // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 2. С.37-40
3. Клейменов М.П. Криминология: учебник. М. : Норма, 2011. 448 с.
4. Колпакова Л.М. Психологические подходы к исследованию профессионально-личностного развития будущего специалиста как субъекта жизнедеятельности: концепция. Казань: Издательство «Данис» ФГНУ ИПП ПО РАО, 2013. 24 с.
5. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. (О структуре индивидуального преступного поведения): монография. М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.
6. Ломброзо Ч. Преступный человек. Пер. с итальянского К.К Толстого. Мидгард, 2005.
7. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968.
8. Личность организованного преступника: криминологическое исследование: монография/ под ред. А.И. Долговой. М., 2013. С. 16–17.
9. Люблинский П.И. Парижское совещание центрального бюро союза криминалистов // Журнал уголовного права и процесса, издаваемый при Русской Группе Международного Союза Криминалистов. СПб., 1912. № 3.
10. Макаренко Ю.Б. Биографическая рефлексия как способность личности // Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А.В. Брушлинского): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. М., Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. С.70-72.
11. Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России. 2014. 110 с.
12. Мальцева Т.В. Основы конструктивного преодоления внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С.32-35.
13. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб., 2007. 384 с.
14. Принс Ад. Преступность и репрессия. Уголовно-юридический очерк: пер. под ред., с предисловием и примечаниями В.В. Пржевальского. М., 1898. 245 c.
15. Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4. С.33-39.
16. Семенюк Р.А. Своевременная (ранняя) профилактика противоправного поведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С.114-118.
17. Соловьев В.С. Социально-правовые свойства личности преступников, совершающих преступления против общественной нравственности в отношении несовершеннолетних // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2011. № 3. С.140-143.
18. Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2 (8). С.98-102.
19. Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С.14-20.
20. Ферри Э. Уголовная социология / Сост и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2005. 658 с.
21. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / Сост. и вступ. статья В.С. Овчинского, А.П. Фѐдорова. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 385.
22. Ghiselin M. T. Darwin and evolutionary psychology // Science. 1973. March. Vol. 179, № 4077. P. 964–968.
23. Silby B. What is a Meme? Department of Philosophy. University of Canterbury. 2000. URL: http://www.def-logic. com/articles/what_is_a_meme.html.


Вопрос-ответ:

Какое соотношение между социальным и биологическим определяет личность преступника?

Соотношение между социальным и биологическим в личности преступника является комплексным и многофакторным. Оно зависит от взаимодействия множества факторов, включая семейное воспитание, окружение, образование, генетические предпосылки и т.д. Нельзя однозначно определить, что именно является главным в формировании личности преступника – социальные условия или биологические факторы. Оба аспекта имеют свое влияние и взаимосвязь.

Какие методологические принципы используются при изучении личности преступника?

При изучении личности преступника используются различные методологические принципы, включая социологический, психологический и биологический подходы. Социологический подход позволяет рассматривать личность преступника как продукт общественных отношений и социальных факторов. Психологический подход сосредоточен на внутренних мотивах и психологических характеристиках преступника. Биологический подход учитывает генетические и физиологические особенности личности. Все эти подходы взаимосвязаны и используются в комплексе для более полного понимания личности преступника.

Какие теории личности преступника существуют?

Существует несколько теорий личности преступника. Антропологическая школа в криминологии исследует генетические и физические характеристики преступников и связывает их с преступной активностью. Другие теории криминалистики рассматривают социальные и психологические факторы, включая теорию дифференциального ассоциализма, теорию контроля и теорию социального обучения. Все эти теории предлагают свои объяснения причин преступности и факторов, влияющих на формирование личности преступника.

Какие методологические принципы используются при изучении личности преступника?

В методологии изучения личности преступника применяются такие принципы, как социологический, психологический, антропологический и биологический. Эти принципы позволяют рассматривать личность преступника с разных точек зрения и учитывать как социальные, так и биологические факторы в ее формировании.

Каково соотношение социального и биологического в личности преступника?

Соотношение социального и биологического в личности преступника является сложным и многогранным. С одной стороны, социальные факторы, такие как низкий социальный статус, неблагополучные условия жизни, отсутствие образования и т.д., могут оказывать сильное влияние на формирование личности преступника. С другой стороны, биологические факторы, такие как генетическая предрасположенность к агрессивному поведению, нейрохимические особенности и т.д., также могут играть важную роль. В целом, можно сказать, что социальное и биологическое взаимодействуют и взаимоусловливают друг друга в формировании личности преступника.

Какие теории криминалистики относятся к антропологической школе?

К антропологической школе в криминалистике относятся такие теории, как теория атавизма и теория соматотипов. Теория атавизма, предложенная Чезаре Ломброзо, утверждала, что преступники являются представителями низшей ступени развития и имеют атавистические черты. Теория соматотипов, разработанная Шелдоном, классифицирует преступников по их телосложению и утверждает, что у преступников часто встречаются типы с мускулистым и атлетическим телосложением.

Какие методологические принципы используются при изучении личности преступника?

Методологические принципы, используемые при изучении личности преступника, включают системный подход, социально-психологический подход, комплексный подход, генетический подход и другие. Эти принципы позволяют более глубоко понять факторы, влияющие на формирование личности преступника.

Как соотносятся социальное и биологическое в личности преступника?

Социальное и биологическое в личности преступника взаимосвязаны и влияют друг на друга. Биологические факторы, такие как генетика и наследственность, могут предрасполагать к отклонительному поведению, но для проявления преступности важны также социальные факторы, такие как неблагоприятные условия среды, воспитание, образование и др. Исследование соотношения этих факторов помогает лучше понять механизмы формирования личности преступника.

Какие теории криминалистики изучают личность преступника?

В криминалистике существует несколько теорий, изучающих личность преступника. Антропологическая школа, например, исследует физические черты преступников и пытается найти связь между ними и преступностью. Также существуют другие теории, такие как психологическая, социологическая, психоаналитическая и др., которые анализируют различные аспекты личности преступника и его мотивацию.

Как сложилась социологическая школа в изучении личности преступника?

Социологическая школа в изучении личности преступника сложилась благодаря работе многих ученых в области социологии. Эта школа исследует взаимодействие личности с социальной средой и пытается выявить социальные факторы, влияющие на преступность. Социологическая школа помогает лучше понять, как социальные условия, статус, общественные нормы и ценности формируют личность и могут влиять на ее склонность к преступному поведению.

Какие методологические принципы применяются при изучении личности преступника?

При изучении личности преступника применяются следующие методологические принципы: антропологический, социологический, психологический и криминологический.

Каково соотношение социального и биологического в личности преступника?

Соотношение социального и биологического в личности преступника зависит от конкретного случая. Некоторые исследования указывают на значительное влияние социальных факторов на формирование преступной личности, в то время как другие утверждают, что биологические факторы играют более важную роль. Обычно социальный и биологический факторы взаимодействуют и влияют на формирование личности преступника.