Дискурс-анализ социальных проблем (на основе любой социальной проблемы, рассматриваемой на телевидении)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 32 32 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 02.03.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Роль средств массовой информации в жизни современного общества
1.1. Представление о современных средствах массовой информации
1.2. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения
Глава 2. Медиа – дискурс: сущность и понимание как дискурсионного метода
2.1. Основная характеристика медиа – дискурса как метода
2.2. Дискурс – анализ социальных проблем на телевидении
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Итак, ключевыми исследовательскими вопросами при изучении медиадискурса являются (16, с. 309):
при каких условиях и какими средствами конструируется смысл на уровне медиатекста?
Каково совершаемое в отношении действительности дискурсивное действие – дискурс репрезентирует, изменяет, отрицает, подтверждает или объясняет реальность?
Как осуществляется перевод из специфической дискурсивной области в область «здравого смысла» и «повседневного дискурса»?
Как и почему легитимируются те или иные смыслы и значения?
Как структурируются адресантные и адресатные группы коммуникантов с помощью организации дискурса (например, равномерно ли распределен доступ к медиаплощадкам, симметрично ли представлены голоса участников, выстраиваются ли тексты относительно дихотомии «свои – чужие»)?
Кто имеет право высказываться и как легитимируется это право?
Как происходит классификация объектов и суждений о них (по критериям «нормально – ненормально», «приемлемо – неприемлемо» и т.д.)?
И в конечном и общем итоге: как на уровне языка, текста, аргументации и стиля закрепляются социальные и культурные смыслы?
Дискурс-анализ масс-медиа позволяет нам описать и понять процессы создания, обмена и дифференциации смыслов в пространстве массовой коммуникации (например, что изображается в СМИ как нормальное, допустимое, приемлемое, а что – нет, и какими контекстуальными связями это обусловлено), иерархизации репрезентаций (например, как и почему маркируются те или иные образы как более или менее привлекательные или как и в связи с чем определяется важность события), легитимации определенного опыта и практик (какие действия одобряются и как это осуществляется дискурсивно).

2.2. Дискурс – анализ социальных проблем на телевидении

Медиа-дискурс можно определить как коммуникативный феномен, представляющий собой знаковую репрезентацию отобранных масс-медиа событий избирательного процесса; репрезентацию, имеющую характер сходный с идеологией.
В Уставах многих СМИ подчеркивается, что граждане нашей страны имеют право на получение через СМИ объективной и беспристрастной информации, что становится особенно актуальным в период социально – экономических изменений, которое претерпевает Российская экономика и общество.
Социальные проблемы общества становятся наиболее актуальными в период выборов, так как все политические партии и их кандидаты строят свою предвыборную кампанию и программу на основе насущных социальных проблем электората
В нашем исследовании содержание медиа-дискурса раскрывается на примере речевых коммуникаций на телевидении, т.к. оно является наиболее доступным, популярным и влиятельным из современных масс-медиа.
Были проанализированы воскресные информационно-аналитические программы трех федеральных телеканалов, выходившие в эфир за четыре недели до выборов в Госдуму 2003 гг. Это программы:
«Время. Воскресный выпуск» на «Первом канале»
«Вести недели» на ТК «Россия»
«Намедни» на НТВ.
Поскольку телевизионный материал – это непрерывный поток визуальных образов и звуковых компонентов, то непосредственный анализ такого сообщения сильно затруднен.
Выходом из такой ситуации становится транскрибирование телевизионного сообщения.
Транскрипция представляет собой напечатанный текст телепередачи, в котором фиксируется аудио- и видеоряд, тем самым удается как бы остановить «картинку».
Целостное изучение телетекста в единстве его аудио- и видеоряда дает возможность выявить скрытые, часто незаметные с первого взгляда смыслы, обычно не доступные традиционному контент-анализу.
В теледискурсе 2003 г. вкратце репрезентировались избирательные объединения, имевшие шанс попасть в Государственную Думу:
«Единая Россия»,
КПРФ,
ЛДПР,
СПС,
«Яблоко»,
«Родина»,
«Аграрная партия».
Поскольку рассматриваемые программы не являлись по определению информационными, то по отношению к ним нельзя применить законодательное требования количественного равенства репрезентации действий кандидатов.
Однако высказывания ведущего, содержавшие определенную оценку кандидата и систематически создавшие положительное или отрицательное отношение избирателей к этому кандидату, можно рассматривать как предвыборную агитацию, заниматься которой, в соответствии с законодательством, представителям СМИ при осуществлении профессиональной деятельности запрещено.
Одной из важных особенностей теледискурса 2003 г. создание государственными каналами положительного образа партии «Единая Россия».
Постоянно подчеркивалось, что лидеры партии ведут серьезную предвыборную кампанию, встречаются с различными группами избирателей: с молодежью и ветеранами ВОВ, с шахтерами и работниками атомной станции, с военными и воспитателями детского сада, с юными хоккеистами и работниками спасательной службы.
Действие происходило, как правило, в зале заседаний, где практически не было свободных мест, либо на каком-то предприятии, иногда в спортивном зале.
Символ «Единой России» - эмблема и флаг партии – часто фигурировали в кадре вместе с государственным флагом.
Несколько раз в видеоряд попадала цифра 20 – номер, под которым в избирательных бюллетенях значилась партия.
Зрителям «Первого канала» и ТК «Россия» периодически напоминали, что на выборах партию «Единая Россия» поддерживал президент.
Подчеркивалась активная и плодотворная деятельность фракции в Госдуме, результатом которой стало принятие большого количества законов. Лидирующее положение «Единой России» подтверждали и приводимые результаты социологических опросов.
Для усиления позиций партии по конкретному вопросу, необходимости ее поддержки и актуализации предложенных лидерами законов использовались некоторые идеологические стратегии нарративизация (способ легитимация) и троп (способ сокрытие).
Если «Единая Россия» была представлена ах в качестве «абсолютного лидера», то КПРФ символизировала собой проигравшего с «катастрофически падающим рейтингом».
На государственных каналах было представлено огромное количество дискредитировавших Компартию сведений.
Получился своего рода нарратив, когда в каждом выпуске рассказывалось об очередных прегрешениях партии и некоторых ее членов.
А для подтверждения высказанных обвинений корреспонденты часто апеллировали к авторитету госорганов. Однако правдивость или ложность некоторых сообщений определить невозможно.
В репрезентации Компартии активно использовалась идеологическая стратегия исключение (способ фрагментация), когда формировался образ «врага» и подчеркивалась неуместность какого-либо обсуждения.
Сам жанр информационно-аналитических программ дает возможность ведущим не только информировать избирателей о ходе проводимой кампании и кандидатах, но и комментировать эти события.
Однако систематически распространяемые сведения о «Единой России» и КПРФ дали возможность создать два противоположных образа партий.
А в соответствии с законом такую деятельность можно рассматривать как агитационную, что должно было бы повлечь за собой определенную ответственность.
Изменение избирательного законодательства, все большая регламентация деятельности представителей СМИ дала возможность на выборах 2003 г. избежать явного и неприкрытого “очернения” политических соперников и, в какой то мере, использования журналистами преимуществ своего служебного положения.
Однако проблема все-таки осталась: принцип равенства кандидатов, политических партий при освещении избирательной кампании продолжает нарушаться.

Заключение

В современном мире информация является главнейшим ресурсом на пути развития любого государства, общественных отношений, социализации личности в целом.
Мы не мыслим себя без новостей локального и мирового масштаба, формирования собственной точки на ту или иную социальную или политическую проблему и т.д.
Своевременное обеспечение информацией, освещение актуальных новостей, удовлетворение потребностей в развитии, познании, развлечении, ориентация в системе социальных отношений – эти задачи берут на себя средства массовой информации, донося до каждого человека необходимую ему информацию.
Сегодня, в любом цивилизованном обществе средства массовой информации оказывают огромное влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь человечества.
СМИ – это цельный социальный и политический институт, имеющий свою структуру, специфические характеристики и выполняющий определенные функции.
СМИ имеют свои механизмы воздействия на социум, вызывая определенные эмоциональные переживания, чувства, побуждая к совершению определенных поступков, формируют общественное мнение и влияют на построение системы общественных и личностных ценностей и потребностей.
Не всегда это влияние позитивно, не всегда власть и журналисты используют честные способы в общении с конечной аудиторией.
Поэтому изучение механизмов и способов воздействия СМИ на читателей, слушателей и зрителей является актуальной темой исследования, важной как с научной, так и с практической точки зрения.

Так как основным средством воздействия в любом СМИ является слово (или речь), то одним из методов, анализирующим влияние СМИ именно в контексте слова и речи является метод дискурсионного анализа.
Составление речей и понимание семантики и лингвистики слова – весьма сложный процесс, так как в большинстве случаев основной задачей СМИ является не только информирование аудитории, но и воздействие на эту аудиторию (как прямое, так и косвенное).
Дискурс-анализ предполагает интерпретативное прочтение текстов СМИ.
Медиа-дискурс является разновидностью дискурсионного анализа и реализуется в поле массовой коммуникации, продуцируемый СМИ.
Наибольшее воздействие на аудиторию в настоящее время оказывает телевидение. Это связано с тем, что, во-первых, именно через данный канал СМИ мы получаем наиболее актуальную и свежую информацию; во-вторых, наибольшим охватом аудитории.
Анализируя речи политических и социальных обозревателей, новостных сообщений, можно выявить стратегии и тактики аргументации, используемые ими с целью убеждения аудитории.
Исследования телевизионных выступлений позволяют, с одной стороны, прогнозировать дальнейшие действия и намерения власти, а с другой – устанавливать наиболее эффективные способы воздействия на слушателей.
Таким образом, исследование влияния средств массовой информации на общество с помощью дискурс – анализа справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной, как с научной, так и с практической точки зрения.
Таким образом, в нашем исследовании мы ставили перед собой следующие задачи: изучить роль средств массовой информации в жизни современного общества; раскрыть сущность медиа – дискурса как метода; провести дискурс – анализ речевых коммуникаций про освещении социальных проблем на телевидении.
Благодаря грамотному использованию семантики и лингвистики слова, на телевидении под определенным углом освещаются многие социальные проблемы, вызывая определенные чувства и эмоции у электората, побуждая их к совершению определенных поступков, формируя определенное общественное мнение, таким образом, выступая регулятором жизни общества в целом.
Медиа – дискурс позволяет, во-первых, понять алгоритм, механизмы и цели подобного воздействия, а также прогнозировать дальнейшие действия институтов, которые задают темп и направление жизни социума.




Список литературы

Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингв. энциклоп. словарь. – М., 1990. – С. 136-137
Барт Р. Избранные произведения/ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. – М., 1989
Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. – Грозный, 1989
Дейк Т.А. ван. К определению дискурса. – М., 2002
Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. – СПб., 2000
Гийом Ж., Мальдидье Д. О новых приемах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. – М., 1999. – С. 124-136
Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-н/Д., 2001
Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. - СПб, 2005
Макаров, М.Л. Основы теории дискурса – М., 2003
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология и практика исследований. – М., 1999
Никитина, С.Е. Логический анализ языка. Культурные концепты // Под ред. Н.Д. Арутюновой. – М., 1991
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2003
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2003
Тичер С., Мейер М., Водак Р., Ветер Е. Методы анализа текста и дискурса. – СПб., 2004
Ухванова И.Ф. План содержания текста: от анализа к синтезу, от структуры к системе // Философская и социологическая мысль. – Киев, 1993. - № 3
Филипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс – анализ: теория и метод. – М., 2003
Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность. - М, 2002











33

Список литературы

1.Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингв. энциклоп. словарь. – М., 1990. – С. 136-137
2.Барт Р. Избранные произведения/ Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. – М., 1989
3.Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. – Грозный, 1989
4.Дейк Т.А. ван. К определению дискурса. – М., 2002
5.Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. – СПб., 2000
6.Гийом Ж., Мальдидье Д. О новых приемах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. – М., 1999. – С. 124-136
7.Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-н/Д., 2001
8.Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. - СПб, 2005
9.Макаров, М.Л. Основы теории дискурса – М., 2003
10.Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология и практика исследований. – М., 1999
11.Никитина, С.Е. Логический анализ языка. Культурные концепты // Под ред. Н.Д. Арутюновой. – М., 1991
12.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2003
13.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2003
14.Тичер С., Мейер М., Водак Р., Ветер Е. Методы анализа текста и дискурса. – СПб., 2004
15.Ухванова И.Ф. План содержания текста: от анализа к синтезу, от структуры к системе // Философская и социологическая мысль. – Киев, 1993. - № 3
16.Филипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс – анализ: теория и метод. – М., 2003
17.Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность. - М, 2002

Вопрос-ответ:

Зачем нужен дискурс анализ социальных проблем на основе средств массовой информации?

Дискурс анализ социальных проблем на основе средств массовой информации позволяет исследовать и анализировать различные аспекты общественных явлений, которые отражаются на телевидении и в других медиа. Это помогает лучше понять, каким образом средства массовой информации влияют на формирование общественного мнения и восприятие социальных проблем.

Какие средства массовой информации считаются современными?

Современными средствами массовой информации считаются телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-издания, социальные сети и прочие онлайн-платформы, которые предоставляют доступ к информации и позволяют коммуницировать между собой большому количеству людей.

Какое влияние оказывают средства массовой информации на формирование общественного мнения?

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения. Они создают определенные стереотипы и представления о социальных проблемах, а также играют роль посредников между различными группами в обществе. С помощью медиа можно формировать и популяризировать определенные взгляды и идеологии, а также влиять на поведение людей и их восприятие мира.

В чем основная характеристика медиа дискурса как метода?

Основная характеристика медиа дискурса как метода заключается в том, что он позволяет анализировать и исследовать коммуникацию на телевидении и других медиа с целью выявления и анализа различных дискурсивных практик и стратегий, которые используются для общественной коммуникации и формирования общественного мнения.

Чему помогает дискурс анализ социальных проблем на телевидении и других медиа?

Дискурс анализ социальных проблем на телевидении и других медиа помогает выявить и понять различные способы представления и интерпретации социальных проблем в обществе. Это позволяет лучше осознавать и анализировать социальные процессы, а также влиять на них путем изменения дискурсивных практик и стратегий, используемых в медиа.

Какие роли выполняют средства массовой информации в современном обществе?

Средства массовой информации выполняют несколько ролей в современном обществе. Во-первых, они осуществляют функцию информационного посредника между событиями и общественностью, передавая новости и актуальную информацию. Во-вторых, они играют роль контролера и наблюдателя за властью и обществом, освещая коррупцию, нарушения прав и другие проблемы. Кроме того, средства массовой информации выполняют функцию развлекателя, предлагая широкий выбор развлекательного контента, такого как фильмы, сериалы, шоу. Они также являются площадкой для выражения мнений и идеологий, позволяя журналистам, общественным деятелям и обычным людям высказывать свои точки зрения и делать этические и политические заявления.

Как средства массовой информации влияют на формирование общественного мнения?

Средства массовой информации имеют значительное влияние на формирование общественного мнения. Они определяют, о чем и как мы думаем, пропагандируют определенные идеи, создают образы и стереотипы. С помощью разных методов, таких как подбор информации, конструирование заголовков и использование эмоциональных приемов, СМИ могут оказывать влияние на нашу психологию и мировоззрение. Они могут формировать общественные представления о социальных проблемах, ориентировать нас в принятии решений и стимулировать общественные дискуссии. Однако, следует помнить, что средства массовой информации не являются абсолютными властителями и наше восприятие всегда остается субъективным и зависит от множества факторов.

Что такое медиа дискурс?

Медиа дискурс - это особый тип коммуникации, который происходит с использованием средств массовой информации. Он является способом представления и передачи информации, и включает в себя не только саму информацию, но и способы ее представления. Медиа дискурс включает в себя разнообразные жанры и форматы, такие как новости, репортажи, интервью, комментарии, реклама и т.д. Каждый жанр имеет свои особенности и цели. Медиа дискурс также может быть использован для анализа социальных проблем, позволяя исследователям и журналистам разбираться в сложных и контроверсиальных вопросах и предлагать разные точки зрения на эти проблемы.

Какую роль средства массовой информации играют в современном обществе?

Средства массовой информации имеют значительное влияние на формирование общественного мнения и являются важным каналом передачи информации и идей. Они помогают людям получать новости, развиваться, образовываться, а также влиять на общественные процессы и принимаемые решения.

В чем состоит сущность медиа дискурса?

Медиа дискурс – это способ анализа социальных проблем на основе исследования привлекаемого средства массовой информации. Он дает возможность понять и проанализировать сообщения, представленные в СМИ, а также выявить скрытые смыслы и интенции, которые могут влиять на формирование общественного мнения и восприятие социальных проблем.