Межличностные конфликты и способы их предотвращения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Коммуникационные технологии
  • 23 23 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 10.12.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление

Введение 3
1. Конфликт как явление управленческой деятельности: анализ научных исследований 5
2. Пути предотвращения межличностных конфликтов в организации и роль руководителя в их решении 15
Выводы 22
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Путями преодоления конфликтных ситуаций являются: полное или частичное подчинение другого; компромисс; прерывания конфликтных действий; интеграция и др. В улаживании конфликтов, при управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях решающим роль руководителя. Руководитель это лицо в силу своего служебного положения заинтересованное в поддержке конфликтов функционально-позитивной направленности, и в предупреждении и быстром преодолении деструктивных конфликтов, наносящих своими негативными последствиями ущерб совместной работе. Руководитель наделен полномочиями, имеет власть и имеет возможность влиять на своих подчиненных, на их поведение в конкретном конфликте. Руководитель в условиях конфликта может оказаться в двух положениях: субъект (прямой участник конфликта); посредник - арбитр (примиритель конфликтующих сторон). Как субъект конфликта руководитель оказывается в роли одного из оппонентов, который отстаивает свою точку зрения, определенные интересы и занимаемую позицию в отношениях с подчиненными ему людьми или партнерами по деловым связям из других подразделений (организаций). Деятельность руководителя как посредника включает анализ ситуации и урегулирования конфликта. Анализ конфликтной ситуации заключается в получении информации о конфликте, сборе данных о нем; анализе полученной информации, проверке ее достоверности, оценке конфликтной ситуации. Процесс урегулирования включает выбор способа урегулирования конфликта и типа медиаторства, реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта. Руководитель получает информацию о конфликте из разных каналов. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие. Сбор данных о конфликте происходит в процессе всей аналитической работы. Это информация о противоречиях, что являются основой конфликта, его причинах, позиции участников, отстаиваемых о целях, об их отношениях. Источниками информации являются оппоненты, их руководители или подчиненные, неформальные лидеры коллектива, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей. При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно осознать суть проблемы, в чем заключаются противоречия между оппонентами, являющегося объектом конфликта. Руководитель оценивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить причины конфликта. Обычно конфликты возникают под действием нескольких причин, одна-две из которых доминируют. Важно выявить все причины и повод конфликта. Анализируя позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, их неудовлетворенные потребности и поэтому генерирующие конфликтное поведение. Важно оценить возможности оппонентов по завладению объектом конфликта. Иногда одному из оппонентов лучше сразу отказаться от намерений, так как объект для него недостижим. Необходимо выяснить также, где конфликтные отношения оппонентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, и проанализировать отношение других людей к конфликту. Нужно уточнить социально-демографические данные, индивидуально психологические особенности оппонентов, их формальный и неформальный статус в коллективе. Параллельно с анализом конфликтной ситуации руководитель проводит ее оценивание. Оценивается степень правоты оппонентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Руководитель оценивает свои возможности по урегулированию конфликта. Определяются возможности оппонентов и общественности. На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властью по отношению к подчиненным, руководитель может реализовать каждый из типов медиаторства (третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель). Реализация выбранного способа включает отдельные беседы с оппонентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию окончания конфликта. С согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание коллектива или на совещание экспертов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей оппонентов. Послеконфликтный период характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своего поведения. Происходит коррекция самооценок, притязаний, отношение к партнеру. Руководителю с целью снятия после конфликтного напряжения целесообразно помочь оппонентам осуществить самокритичный анализ того, что имело место, чтобы не допустить возникновения негативных моментов в отношениях, предвзятости. ВыводыТаким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что конфликт является сложным многогранным феноменом человеческой жизни. Изучение конфликта как явления управленческой деятельности и объекта научного познания требует учета специфики среды, в которой исследуется конфликт, ведь это является определяющим для выявления особенностей таких конфликтов. Сегодня межличностные конфликты выступают одним из неблагоприятных факторов, препятствующих продуктивности деятельности персонала и делая невозможным рост их профессионального потенциала. Многочисленные конфликты, как показывает практика, приводят к тому, что значительная часть времени уходит на решение нарушенных отношений между сотрудниками. Список литературыАклаев А.Р. Этнополитическаяконфликтология: анализ и менеджмент. - М .: Дело, 2005. - 472 с.Андриянова Ю. В. Конфликт как явление управленческой деятельности: особенности концепта / Юлия Андриянова // Становление публичного администрирования: материалы III. межвуз. конф. студентов и молодых ученых / Под.ред. В. Г. Викторова. - Саратов.: СРИГУ, 2012. - С. 6 - 8.Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров / А.Я.Анцупов. - М.: ГА ВС, 2002. - 262 с.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.3-е изд. - СПб .: Питер, 2007. - 496 с.Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. - СПб. : Речь, 2007. - 174 с.Горняк А. Конфликты: структура, эскалация, улаживание / А. Горняк, А. Бобро. - М.: Основы, 2003. - 172 с.Гришина Н. В. Психология конфликта / В. Гришина. - Второе изд. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.Довгань Н. П. Конфликты в государственном управлении и пути их решения: автореф. дис. ... Канд. наук гос. упр .: 25.00.01 / Довгань Н.П. - М., 2006. - 20 с.Дуткевич Т.В. Конфликтология с основами психологии управления: Учеб. Пособие / Т.В.Дуткевич - М .: Центр учеб. литературы, 2005. - 456 с.Емельяненко Л. М Конфликтология. - Саратов.: СЭУ, 2003. - 315 с.Ишмуратова А. Т. Конфликт и согласие: основы когнитивной теории конфликтов / А. Т. Ишмуратова. - М.: Науч, мысль, 1996. - 192 с.Конфликтология: Хрестоматия / Составитель Н.И. Леонов. - Второе изд., Стер. - М .: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПЛ «МОДЭК", 2003. - 304 с.Котигоренко В. Современные концепции конфликта как общественного явления / В Котигоренко // Человек и политика. - № 3 (21). - 2002. - С. 75 - 87.Кошелев А.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления / А.Н.Кошелев, Н.Н.Иванникова - М .: Альфа-Пресс, 2007. - 216 с.Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А.Лабунская, Ю.А.Меджерицкая, Е.Д.Бреус - М .: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.Лобанов П. А. Управление конфликтами в государственной гражданской службе Российской Федерации: автореф. дис. ... Канд. социол. наук: 22.00.08 / Лобанов Павел Александрович; РАГС при Президенте Российской Федерации. - М., 2009. - 25 с. - Режим доступа: www.rags.ru/files/dissertation/726.doc .Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: пер. с англ. / В Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 256 с.Мескон М. X. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 702 с.Пиренн М. И. Конфликты в системе управленческого взаимодействия: пути решения и предупреждения: учеб.пособие. / М. И. Пиренн - Саратов.: САГУ, 2009. - 96 с.Прибыловский В. М. Социальные механизмы управления организационными конфликтами: авгореф. дне. ... Канд. социол. наук: 22.00.08 / Прибыловский Владимир Михайлович; Соврем, гуманитарий, акад. -М., 2008. - 21 с. - Режим доступа: www.muh.ru/content/08_02_19_Pribylovsky.doc .Психология. Словарь. / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Второе изд., Испр. и доп. - М .: Политиздат, 1990. - 494 с.Сапахова Г. К. Каузальный анализ межличностных конфликтов в муниципальных управленческих структурах: автореф. дис. ... Канд. психол. наук: 19.00.05 / СапаховаГульнарКинатовна; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. - М., 2011. - 25 с. - Режим доступа: mgppu.ru/stracture_mgppu/dissert_sovet/ Aref_Sapahova.doc.Свиридюк Н.П. Переговоры и посредничество как способы решения юридических конфликтов // Вестник - №4. - 2010. - с.70-75.Сенюшкина Т. А. Государственные механизмы управления этническими конфликтами: автореф. дис. ... Д-ра наук по гос.. упр. : 25.00.02 / Сенюшкина Т А. - М., 2007. - 36 с.Скибицкая Л.И., Скибицкий А.Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М .: Центр учебной литературы, 2007. - 416 с.Современный словарь иностранных слов: около 20 тыс. Слов и словосочетаний / сост. А. И. Скопненко, Т. В. Цимбалюк. -К. : Доверие, 2006. - 789 с.Тимофеев В. Г. Управление конфликтами в деятельности государственных служащих: автореф. дис. ... Канд. наук по гос. упр. : 25.00.03 / Тимофеев В. Г. - Д., 2006. - 20 с.Шеллинг Т. Стратегия конфликта. - М.: ИРИСЭН, 2007. - 366с.Шушпанников А. Анализ социальной напряженности как этапа в процессе развития конфликта / А. Шушпанников // Новая политика. - 2000.-№ 5.-С.63 -67.Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / В.А.Якунин - СПб .: Изд-во Михайлова В.А. - 2000. - 349 с.ConstantinoCathy A. DesigningConflictManagementSystems: aguidetocreatingproductiveandhealthyorganizations / Cathy A. Constantino, ClmstinaSicklesMerchant: forewordbyWilliam L. Ury. - Lsted. - Jossey-BassPublishers, SanFrancisco, 1996. - 252 p.ResolvingConflict: stratégiesforlocalgovernment / ed. by MS Herrman. - Harrisonburg, 1994. - 206 p.

1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. - М .: Дело, 2005. - 472 с.
2. Андриянова Ю. В. Конфликт как явление управленческой деятельности: особенности концепта / Юлия Андриянова // Становление публичного администрирования: материалы III. межвуз. конф. студентов и молодых ученых / Под. ред. В. Г. Викторова. - Саратов.: СРИГУ, 2012. - С. 6 - 8.
3. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров / А.Я.Анцупов. - М.: ГА ВС, 2002. - 262 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.3-е изд. - СПб .: Питер, 2007. - 496 с.
5. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. - СПб. : Речь, 2007. - 174 с.
6. Горняк А. Конфликты: структура, эскалация, улаживание / А. Горняк, А. Бобро. - М.: Основы, 2003. - 172 с.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта / В. Гришина. - Второе изд. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.
8. Довгань Н. П. Конфликты в государственном управлении и пути их решения: автореф. дис. ... Канд. наук гос. упр .: 25.00.01 / Довгань Н.П. - М., 2006. - 20 с.
9. Дуткевич Т.В. Конфликтология с основами психологии управления: Учеб. Пособие / Т.В.Дуткевич - М .: Центр учеб. литературы, 2005. - 456 с.
10. Емельяненко Л. М Конфликтология. - Саратов.: СЭУ, 2003. - 315 с.
11. Ишмуратова А. Т. Конфликт и согласие: основы когнитивной теории конфликтов / А. Т. Ишмуратова. - М.: Науч, мысль, 1996. - 192 с.
12. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель Н.И. Леонов. - Второе изд., Стер. - М .: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПЛ «МОДЭК", 2003. - 304 с.
13. Котигоренко В. Современные концепции конфликта как общественного явления / В Котигоренко // Человек и политика. - № 3 (21). - 2002. - С. 75 - 87.
14. Кошелев А.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления / А.Н.Кошелев, Н.Н.Иванникова - М .: Альфа-Пресс, 2007. - 216 с.
15. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А.Лабунская, Ю.А.Меджерицкая, Е.Д.Бреус - М .: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
16. Лобанов П. А. Управление конфликтами в государственной гражданской службе Российской Федерации: автореф. дис. ... Канд. социол. наук: 22.00.08 / Лобанов Павел Александрович; РАГС при Президенте Российской Федерации. - М., 2009. - 25 с. - Режим доступа: www.rags.ru/files/dissertation/726.doc .
17. Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: пер. с англ. / В Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 256 с.
18. Мескон М. X. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 702 с.
19. Пиренн М. И. Конфликты в системе управленческого взаимодействия: пути решения и предупреждения: учеб. пособие. / М. И. Пиренн - Саратов.: САГУ, 2009. - 96 с.
20. Прибыловский В. М. Социальные механизмы управления организационными конфликтами: авгореф. дне. ... Канд. социол. наук: 22.00.08 / Прибыловский Владимир Михайлович; Соврем, гуманитарий, акад. -М., 2008. - 21 с. - Режим доступа: www.muh.ru/content/08_02_19_Pribylovsky.doc .
21. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Второе изд., Испр. и доп. - М .: Политиздат, 1990. - 494 с.
22. Сапахова Г. К. Каузальный анализ межличностных конфликтов в муниципальных управленческих структурах: автореф. дис. ... Канд. психол. наук: 19.00.05 / Сапахова Гульнар Кинатовна; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. - М., 2011. - 25 с. - Режим доступа: mgppu.ru/stracture_mgppu/dissert_sovet/ Aref_Sapahova.doc.
23. Свиридюк Н.П. Переговоры и посредничество как способы решения юридических конфликтов // Вестник - №4. - 2010. - с.70-75.
24. Сенюшкина Т. А. Государственные механизмы управления этническими конфликтами: автореф. дис. ... Д-ра наук по гос.. упр. : 25.00.02 / Сенюшкина Т А. - М., 2007. - 36 с.
25. Скибицкая Л.И., Скибицкий А.Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М .: Центр учебной литературы, 2007. - 416 с.
26. Современный словарь иностранных слов: около 20 тыс. Слов и словосочетаний / сост. А. И. Скопненко, Т. В. Цимбалюк. -К. : Доверие, 2006. - 789 с.
27. Тимофеев В. Г. Управление конфликтами в деятельности государственных служащих: автореф. дис. ... Канд. наук по гос. упр. : 25.00.03 / Тимофеев В. Г. - Д., 2006. - 20 с.
28. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. - М.: ИРИСЭН, 2007. - 366с.
29. Шушпанников А. Анализ социальной напряженности как этапа в процессе развития конфликта / А. Шушпанников // Новая политика. - 2000.-№ 5.-С.63 -67.
30. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / В.А.Якунин - СПб .: Изд-во Михайлова В.А. - 2000. - 349 с.
31. Constantino Cathy A. Designing Conflict Management Systems: a guide to creating prod uctive and healthy organizations / Cathy A. Constantino, Clmstina Sickles Merchant: foreword by William L. Ury. - Lst ed. - Jossey-Bass Publishers, San Francisco, 1996. - 252 p.
32. Resolving Conflict: stratégies for local government / ed. by MS Herrman. - Harrisonburg, 1994. - 206 p.

Вопрос-ответ:

Какая роль руководителя в решении межличностных конфликтов в организации?

Руководитель играет важную роль в решении межличностных конфликтов в организации. Он должен обладать навыками посредничества, анализа и разрешения конфликтов. Руководитель должен создавать атмосферу взаимопонимания и уважения, а также принимать меры по превентивной работе, чтобы конфликты не возникали в первую очередь.

Какими способами можно предотвратить межличностные конфликты в организации?

Существует несколько способов предотвращения межличностных конфликтов в организации. Один из способов - содействие развитию коммуникативных навыков сотрудников, чтобы они могли эффективно общаться и решать возникающие проблемы. Другой способ - проведение тренингов и семинаров по управлению конфликтами, чтобы сотрудники научились решать конфликтные ситуации без насилия и агрессии.

Какие методы преодоления конфликтных ситуаций существуют?

Существует несколько методов преодоления конфликтных ситуаций. Один из методов - полное или частичное подчинение одной из сторон, когда одна сторона отказывается от своих интересов и полностью подчиняется другой стороне. Другой метод - компромисс, когда стороны находят среднюю точку, соглашаясь на частичное удовлетворение своих интересов. Еще один метод - прерывание конфликтных действий, когда стороны прекращают враждебные действия и ищут мирное решение. Все эти методы имеют свои плюсы и минусы и применяются в зависимости от конкретной ситуации.

Какую роль играет управление поведением персонала в предотвращении межличностных конфликтов?

Управление поведением персонала играет важную роль в предотвращении межличностных конфликтов. Если руководство создает благоприятные условия для работы, справедливо наказывает нарушителей, стимулирует сотрудников и обеспечивает прозрачность взаимодействия, то это снижает вероятность возникновения конфликтов. Кроме того, руководство должно проводить тренинги и обучение, чтобы сотрудники были готовы к решению конфликтных ситуаций и умели вести себя адекватно и профессионально.

Какие методы можно использовать для предотвращения межличностных конфликтов в организации?

В организации можно применять различные методы для предотвращения межличностных конфликтов. Некоторые из них включают повышение коммуникационных навыков сотрудников, проведение тренингов по управлению конфликтами, создание положительной рабочей атмосферы и установление четких правил и процедур для разрешения конфликтов. Руководитель также играет важную роль в предотвращении конфликтов, оказывая поддержку сотрудникам, разрешая спорные вопросы и создавая условия для эффективной работы команды.

В чем роль руководителя при предотвращении и разрешении межличностных конфликтов?

Руководитель имеет ключевую роль в предотвращении и разрешении межличностных конфликтов в организации. Он должен быть хорошо осведомлен о том, что происходит между сотрудниками и уметь распознавать потенциальные конфликтные ситуации. Руководитель может активно содействовать улаживанию конфликтов, собирать информацию, слушать обе стороны, проводить переговоры и помогать находить компромиссы. Он также может создавать условия для эффективной коммуникации, поощрять сотрудников к сотрудничеству и предоставлять поддержку и ресурсы для разрешения конфликтов.

Какие есть альтернативные способы разрешения межличностных конфликтов?

Помимо прямого разрешения конфликтов путем переговоров и компромиссов, существуют и другие альтернативные способы урегулирования межличностных конфликтов. Например, одним из таких способов является прерывание конфликтных действий, когда руководитель или третья сторона вмешивается для предотвращения дальнейшего развития конфликта. Еще одним способом может быть интеграция, когда сотрудники объединяют усилия для достижения общих целей, забывая о своих разногласиях. Важно выбирать подходящий метод в зависимости от конкретной ситуации и особенностей участников конфликта.

Какова роль руководителя в предотвращении межличностных конфликтов?

Руководитель имеет ключевую роль в предотвращении и разрешении межличностных конфликтов в организации. Его основная задача - создать благоприятную атмосферу в коллективе, где люди чувствуют себя комфортно и могут эффективно взаимодействовать друг с другом. Для этого руководитель должен уметь устанавливать и поддерживать конструктивные отношения между сотрудниками, регулярно общаться с ними и решать проблемы, возникающие на рабочем месте. Он также должен быть готов к принятию решений и посредничеству в случае конфликтных ситуаций и помочь сотрудникам находить компромиссы и взаимопонимание.

Какие способы можно использовать для предотвращения межличностных конфликтов?

Существует несколько способов предотвращения межличностных конфликтов в организации. Прежде всего, важно создать положительную рабочую атмосферу, где сотрудники чувствуют себя уважаемыми и поддержанными. Для этого руководитель должен быть готов к слушанию и пониманию сотрудников, проводить честную и позитивную обратную связь, а также поощрять сотрудничество и командный дух. Также важна четкая и прозрачная коммуникация в организации, чтобы избежать недоразумений и непонимания. Руководитель может также проводить тренинги и семинары по разрешению конфликтов для сотрудников, чтобы улучшить их навыки коммуникации и управления конфликтными ситуациями.

Какие возможные способы разрешения межличностных конфликтов можно использовать?

Для разрешения межличностных конфликтов можно использовать различные подходы. Важно начать с того, чтобы установить факты и понять все стороны проблемы. Затем можно попробовать провести открытый и честный разговор между конфликтующими сторонами, где каждый может высказать свои точку зрения и выслушать других. Если не удается достичь взаимопонимания, можно использовать посредничество - привлечение нейтрального лица, которое поможет улаживать разногласия и искать компромиссы. Иногда может потребоваться конкретные действия, такие как изменение ролей и обязанностей, перераспределение задач или предложение конкретных решений для конкретной проблемы. Важно помнить, что каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода к разрешению.

Почему возникают межличностные конфликты в организации?

Межличностные конфликты в организации могут возникать из-за различий в мнениях, целях и ценностях между сотрудниками. Они могут произойти из-за недостаточной коммуникации, непонимания и конкуренции. Также, различия во взглядах, стиле работы и личностных характеристиках могут привести к конфликтам.

Какие способы предотвращения межличностных конфликтов существуют?

Существует несколько способов предотвращения межличностных конфликтов в организации. Руководитель может создать положительную рабочую атмосферу, где каждый сотрудник чувствует себя уважаемым и ценным. Также, важно обеспечить эффективную коммуникацию между сотрудниками и разрешать возникающие конфликты в начальной стадии, прежде чем они вырастут в серьезные проблемы. Важно также проводить тренинги по управлению конфликтами для сотрудников, чтобы у них были навыки решения конфликтных ситуаций.