Воспитание и развитие способностей у учащихся через внеклассные мероприятия
Заказать уникальный доклад- 19 19 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 26.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
И, школу обойдя последний раз,Скажите напоследок: « До свиданья!Храни вас Бог, как вы хранили нас!»В 1А сердце стучит, как же это не просто -Покинуть крыльцо своей школы родной!Теперь вам самим через тернии к звездамЛететь и трудиться, забыв про покой!В 2 Дорогие выпускники, сейчас в руках вы держите свечи, в которых теплится самый дорогой вам огонек…В 1 Огонек знаний, любви и добра …В 2 Этот огонек вы зажгли и в своем сердце…В 1 А тот огонек, от которого так нежно, ласково и ярко сгорает свеча, подарите школе на прощанье…В 2 Мы предлагаем вам в центре школьного двора образовать красное горящее сердце…В 1 Которое будет символизировать вашу любовь к своей родной, любимой второй школе.Выпускники из свечей образовывают горящее сердце.В 2Сегодня со школьным прощаетесь детством,Но вы заходите сюда иногда!Пусть светлой страницей останутся в сердцеБеспечные, школьные ваши года!В 1Дорогие выпускники, как бы это больно или радостно ни было, сейчас вы должны покинуть школу, уйти со школьного двора…В 2Школа о вас всегда будет помнить…В 1И вы о ней не забывайте, а почаще посещайте…Данное мероприятие благодаря его значимости, ожидаемости, внутренней атмосфере оказывает на выпускников глубокое воздействие, как не оказывает ни одна внеклассная работа, проводимая за все годы обучения. Именно данное мероприятие нужно воспринять педагогам не просто как рядовое событие, но как одно из значимых мероприятий, посредством которого особенно можно повлиять на духовно-нравственное воспитание, через которое можно дать краткое руководство выпускнику в дальнейшем: действовать по совести, быть ответственным, организованным, трудолюбивым. Представленный пример выпускного бала является наглядной демонстрацией типичного коллективного творческого дела. До демонстрации конечного итогового результата (самого бала) ученический коллектив должен был пройти следующие стадии разработки и организации мероприятия:1. Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.2. Разработка композиции (сценария) предстоящего мероприятия.3. Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.4. Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.5. Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.Старшеклассники в процессе подготовки демонстрируют наивысшую степень самостоятельности, взаимодействия и самоуправления, кооперации и ответственности. Все эти жизненные навыки работы в команде пригодятся при учебе в университете, при работе в компании. Умение составлять пошаговые алгоритмы предстоящей работы – одно из главных достоинств организованного и собранного современного человека, которое дает большой плюс при взаимодействии в социуме.Данный сценарий обладает широкими возможностями для тренировки и развития речевых навыков учащихся и ораторского мастерства. В период подготовки к празднику дети используют различные упражнения для совершенствования дикции, учатся ораторскому мастерству через занятия на находчивость и чистоту речи (строгое отслеживание слов-паразитов и мычания). Школьники учатся держаться на сцене, работать с микрофоном и понимать своего партнера (например, соведущего).Чтение стихов является одним из самых популярных видов развития грамотной речи. При чтении стихов со сцены в задачи чтеца входит донесение того эмоционального настроения, которое заложил автор в произведении. Для успешного усвоения слушателями выбранного состояния (радость, умиление, грусть, ностальгия) читающий должен обладать широким спектром интонаций, уметь выдерживать паузу при необходимости, логически выделять нужные слова. Все эти инструменты речевого воздействия являются инструментами и для творческого самовыражения учащихся. Одно и то же стихотворение разные люди прочитают по-разному. Так как в сценарии лирическое произведение разбито построчно между ведущими, старшеклассники должны прийти к общему соглашению о правильном звучании. Школьники должны договориться между собой, с каким настроением подобает читать это стихотворение, где сделать паузу и какие слова выделить. Ведущие выполняют одно задачу на двоих, поэтому они должны выглядеть и звучать единым целым, дополняя друг друга. Выразительно должны звучать не только стихи, но и речь (плановая – задуманная по сценарию и внеплановая – при общении с выступающими). Как говорила известный психолог и физиолог М.М. Безруких: «Сказать о чем-то выразительно – это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре и повествовании». Главным фактором, определяющим творческие возможности ребёнка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека.Поэтому ведущим необходимо вжиться в роль своего лирического героя, представить себя на месте выпускников или попытаться понять, что же чувствуют люди на пороге взрослой жизни.Написание выпускниками пожеланий на сизых голубках является мощным активизирующим воображение фактором. Задействуя всю свою фантазию, школьник стремиться составить грамотное, запоминающееся и оригинальное пожелание. Момент ретроспективы активизирует творческое мышление школьников, заставляя их думать быстро и целенаправленно.Итогом стопроцентной творческой работы является ответное слово выпускников с обращением к родителям, к классному руководителю, к учителям и своим одноклассникам. Выпускникам предстоит составить маленькое сочинение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Выпускник сам выбирает лидирующий тон своего повествования: радостный, взволнованный, или печальный. При выступлении ученик примеряет на себя роль оратора и немного актера. Публичное выступление позволяет выпускнику продемонстрировать свой стиль, свои манеры поведения на сцене, которые проявляются не только в речи, но и в жестикуляции и мимике. Разыгрывание сценок плодотворно влияет на становление актерских навыков учащихся. Ребятам необходимо не только выучить слова, но и вжиться в роль своего персонажа (мечтающего стать миллиардером, джазменом или учителем). Во время инсценировки выполняется работа над индивидуальным развитием учащихся (работа в образе) и коллективным действием (донесение общей информации и цели). Учащиеся проявляют себя в сценической пластике и гибкости (ищут жестикуляцию и передвижения по сцене, характерные для их героев).Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.Театрализованная деятельность в целом является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, приобщает старшеклассника к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Актерская деятельность позволяет разнообразить набор навыков социального поведения.Исполнение танцевальных номеров способствует физическому самовыражению, проявлению фантазии в физиологическом аспекте. Подбор определенной музыки, передающей настроение танца, является выбором учащихся, символизирующем об их эстетическом вкусе, о гармоническом понимании мелодии. Попадание в ритм, выстраивание хореографических связок дает ученикам дорогу для творчества, создания лирических образов. Через танец у учащихся происходит осознанное выражение своего внутреннего образного ряда через двигательную активность (музыкальная тема, словесно определенная тема, сиюминутное настроение). Поэтому танцы тесно связаны с актерским мастерством. Каждое выступление должно содержать в себе определенный посыл. Трудно переоценить значение школьного вальса. Это музыка, знакомая всем возрастам, это демонстрация процветающей красоты и молодости, это родительская и учительская гордость. Эмоциональный порыв переполняет и самих выпускников, это их стремительный взлёт во взрослую жизнь.В.А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение подростка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его и т.д.Современный танец выделяют высокая степень отвлеченности, неформализованный язык, широкая, неканонизированная и открытая сюжетная база, эмоциональный диапазон, широкий диапазон уровней технической сложности исполнения. Танцевальное творчество способствует избавлению учеников от комплексов, развитию координации и выносливости, творческой смелости, наблюдательности к изучению окружающего мира, расширению двигательного кругозора. В целом, постановка танцевальных номеров дарит творческую свободу старшеклассником, ограничивая их выбор в данном случае только форматом мероприятия и настроением.Вокальные номера учащихся раскрывают их возможности в музыкальном творчестве: формирование слуха, постановка голоса, мастерство импровизации и голосовых вариаций. Создание музыкального номера – это тоже некая театрализация: преподнесение своих образов лирических героев, создание атмосферы посредством костюмов, декораций. Например, песня «А записки с голубками» несет лиричное, нежное и грустное настроение расставания с детством, тоски по школе. Она грамотно расположена в композиции вечера – после клятвы выпускников не забывать старых товарищей и веселых школьных дней. Эмоциональная растроганность от стихов и клятвы служит благоприятным фоном для исполнения именно этой композиции. Песня «Опустел наш класс» звучит после ностальгического путешествия выпускников по школьной жизни, после записи пожеланий родной школе. Музыкальная композиция «А мы любили» сопутствует ностальгическому настроению и призвана вызвать чувство светлой печали у всех писутствующих.Музыкальная композиция «Куда уходит детство» совмещается с презентацией «Когда мы были малышами», которая составлена самими выпускниками. Использование мультимедийным средств также является полем для творчества. Фотографии можно расположить в хронологическом порядке, можно – по тематическим группам, можно выстроить визуальную историю взросления. Каждый ученик должен продумать демонстрацию собственной истории изменений (будь то его начальное увлечение игрой на гитаре и выступление на взрослом концерте с собственной музыкальной группой.Или это непослушный вихор волос, который как торчал на смешной фотографии первоклашки, так торчит и на фото с последнего звонка). Составление фотопрезентации развивает логическое мышление школьников, режиссерские навыки и художественное видение композиции. По мнению ведущих ученых по педагогике, творчество или творческая деятельность – это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Любая работа в рамках коллективного творческого дела рассчитана на раскрытие потенциала учащихся, на развитие эстетического вкуса и влечения к прекрасному, на формирование командных навыков сотрудничества. Библиография1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М.: Изд-во Академия, 2001 – 480 с.2. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 – 496 с.3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. университета. Сер. 14, Психология. 1991 - 116 с.4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-пресс, 2006 - 140 с.5. Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - 416 с.6. Курышева Т.А. Театральность и музыка. – М.: Изд-во Сов.композитор, 1984 – 200 с.7. Левин, В. А. Воспитание творчества. – Томск: ПЕЛЕНГ, 1992 – 55 с.8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников – М.: Просвещение, 1985 - 176 с.9. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №2 - 996 с.10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.11. В.А. Сухомлинский. О воспитании. Изд-во Политической Литературы, 1973 - 272 с.
2. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 – 496 с.
3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. университета. Сер. 14, Психология. 1991 - 116 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-пресс, 2006 - 140 с.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - 416 с.
6. Курышева Т.А. Театральность и музыка. – М.: Изд-во Сов. композитор, 1984 – 200 с.
7. Левин, В. А. Воспитание творчества. – Томск: ПЕЛЕНГ, 1992 – 55 с.
8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников – М.: Просвещение, 1985 - 176 с.
9. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №2 - 996 с.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.
11. В.А. Сухомлинский. О воспитании. Изд-во Политической Литературы, 1973 - 272 с.
Вопрос-ответ:
Какие способности могут быть развиты у учащихся через внеклассные мероприятия?
Внеклассные мероприятия могут помочь развитию различных способностей у учащихся, таких как творческие, организационные, лидерские, коммуникативные, спортивные и другие.
Какие примеры внеклассных мероприятий могут быть полезными для развития способностей учащихся?
Примерами внеклассных мероприятий, способствующих развитию способностей учащихся, могут быть творческие конкурсы, спортивные соревнования, лагеря, театральные постановки, научные эксперименты, волонтерская деятельность и другие активности, направленные на саморазвитие и раскрытие потенциала учащихся.
Как внеклассные мероприятия могут способствовать воспитанию учащихся?
Внеклассные мероприятия могут способствовать воспитанию учащихся, так как они помогают развивать такие ценности, как ответственность, толерантность, сотрудничество, уважение к другим, социальную активность и другие качества, необходимые для успешной адаптации и самореализации в обществе.
Какие именно способности могут быть развиты через организацию внеклассных мероприятий?
Организация внеклассных мероприятий может способствовать развитию таких способностей, как творческое мышление, лидерские навыки, организационные способности, коммуникативные навыки, спортивные навыки, аналитическое мышление, навыки самостоятельного решения проблем и многие другие.
Какова роль внеклассных мероприятий в процессе воспитания и развития учащихся?
Внеклассные мероприятия играют важную роль в процессе воспитания и развития учащихся, так как они позволяют учащимся раскрыть свой потенциал, развить навыки и способности, учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, способствуют формированию ценностных ориентаций и качеств, необходимых для полноценного развития в современном обществе.
Какие способности можно развивать у учащихся через внеклассные мероприятия?
Воспитание и развитие способностей у учащихся через внеклассные мероприятия позволяет развить широкий спектр навыков, таких как творческое мышление, коммуникативные навыки, организаторские способности, лидерство, тимбилдинг, а также способность к саморазвитию и самостоятельной работе.
Каким образом внеклассные мероприятия способствуют развитию учащихся?
Внеклассные мероприятия предоставляют учащимся возможность практического применения знаний и навыков, полученных в школе. Они стимулируют интерес к учебным предметам, развивают творческое мышление, усиливают командный дух и способствуют формированию социальных навыков.
Какие внеклассные мероприятия могут помочь в развитии способностей учащихся?
Среди внеклассных мероприятий, способствующих развитию способностей учащихся, могут быть различные кружки и секции, спортивные соревнования, театральные постановки, музыкальные выступления, научно-практические конференции, экскурсии и многое другое. Важно выбирать такие мероприятия, которые соответствуют интересам и способностям учащихся.
Какие результаты можно ожидать от воспитания и развития способностей через внеклассные мероприятия?
Воспитание и развитие способностей учащихся через внеклассные мероприятия способствует формированию активной жизненной позиции, уверенности в себе, развитию творческого мышления и коммуникативных навыков. Это также может помочь в выборе профессии, раскрытии талантов и достижении успеха в различных сферах деятельности.
Какие способности могут быть развиты у учащихся через внеклассные мероприятия?
Внеклассные мероприятия могут развивать различные способности у учащихся, такие как творческие, коммуникативные, организационные и лидерские навыки, умение работать в коллективе, аналитическое мышление и проблемное мышление.