Роль игры или театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков младших школьников.
Заказать уникальную дипломную работу- 103 103 страницы
- 63 + 63 источника
- Добавлена 22.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Состояние проблемы в литературе 8
1.2 Анализ понятийного аппарата 17
1.3 Особенности коммуникативных умений младших школьников 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Общее понятие об игре 25
2.2 Сюжетно-ролевая и театрализованная игра 34
2.3 Диагностика коммуникативных умений младших школьников 41
2.4 Психолого-педагогические условия эффективной деятельности педагога по развитию коммуникативных умений младших школьников 53
2.5 Вторичная диагностика 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Приложение 1 90
Приложение 2 91
Приложение 3 93
Приложение 4 102
В зависимости от объема произведения (короткое стихотворение или длинная сказка) было повторение рассказа на следующем, втором занятии, во время которого педагог побуждал детей в соответствии с индивидуальными возможностями воспроизвести сюжет сказки по вопросам, причем анализировались не только конкретные события сказки, но и нравственное ее содержание. На третьем занятии вопросы по сказке задавались для уточнения ее содержания и хода рассказывания. На данном этапе пользовались различными формами моделирования ситуации: последовательными картинами (план сказки), конструктивными приемами (составление отдельных деталей — частей декораций из объемного конструктора, плоскостного материала), всеми видами театра. Для показа театрального действа проходит большая подготовительная работа, которая состоит не только в заучивании текста, обучение учеников умению двигаться на «сцене», разговаривать тембром и темпом того или иного героя, но и в подготовке декораций. Эту работу проводили как на уроках технологии, рисования, так и в свободной деятельности. Для распределения работы распределяли учеников на подгруппы, одна готовила костюмы, другая декорации и т.д. В процессе совместной работы ученики активно общались. Причем первоклассников распределяли таким образом, что в каждой группе будут дети с разным уровнем развития коммуникативных умений. Постепенно вовлекая в процесс общения детей с низким и средним уровнем коммуникативных умений.Учитывая, что в добукварный период первоклассники вспоминают хорошо известные им сказки, то возможно сразу же проинсценировать всю сказку или какой-то отрывок, используя пальчиковый или иной вид театра. Особый интерес у школьников вызывали занятия, на которых используется фланелеграф. К примеру, рассказывая сказку «Колобок» ребенок прокатывал маленький мячик по дорожкам разными пальцами левой и правой руки (развитие мелкой моторики руки), рассказывал сказку. Также дети с удовольствием придумывали веселые истории о других приключениях Колобка.Как на уроках, так и во внеучебной деятельности активно использовали игру «Я - режиссер». Детям предлагаются пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»…Обсуждается смысл пословиц. Затем детям предлагается стать театральными режиссерами: разыграть любую пословицу как маленький спектакль средствами пантомимы. (Необходима предварительная беседа о функциях режиссера.)Пример: в мини-спектакле «Семь раз отмерь, один раз отрежь», пофантазировав, можно действовать с предметами (укоротить длину рукавов, штанин), сопровождая процесс выразительной пантомимой.Спектакль-пантомима дает возможность провести с детьми викторину «Какую пословицу мы разыграли?»Можно разыгрывать пословицы, в которых упоминаются предметы одежды, например: «Встречают по одежке, а провожают по уму», «Работать спустя рукава» и т.д.Можно разыгрывать загадки: «Сто одежек, и все без застежек» (капуста) и т.д.Правильно определить пословицу, наряду со средствами пантомимы, детям поможет пропевание отдельных реплик. Также возможно музыкальное сопровождение: дети сами выбирают инструменты, подходящие для их мини-спектакля, и музыкально оформляют «спектакли».Педагог должен большое внимание в своей работе по формированию коммуникативных навыков младших школьников уделять работе над главнейшими элементами речевой интонации, которыми являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.Школьники живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекли рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Школьники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Игра – драматизация, используемая педагогом, часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Такой формой педагог учит детей регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра, придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.Важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Учитель выясняет степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения школьниками материала она использует метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого социальный педагог представляет необходимые условия:- нацеливает детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;- знакомит их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;- даёт школьникам возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;- проявляет инициативу и творчество как пример для подражания.Для совершенствования отдельных элементов движений, интонаций разработаны специальные упражнения и гимнастика, которую младшие школьники могут проводить сами. Например, они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.Например, упражнение на звуковое воображение: Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:- ящерка;- ветерок;- макаронина;- рыбка;- книжка;В разыгрываемых сказках детям предлагается определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный), а затем сформулировать его речевую характеристику. Работа над этюдами развивает умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнёра (Приложение 4). Результатом такой планомерной систематически проводимой работы является: 1. Дети становятся раскрепощеннее, чувствуют себя комфортнее, становятся свободнее в общении со сверстниками и со взрослыми, развивается эмоционально-волевая сфера. 2. Дети начинают осознавать свой успех, значимость своей деятельности, знают, что такое хорошо, что такое плохо. 3. Совершенствуется моторика, координация движений. 4. Развивается чувство коллективизма. 5. Участие в таких представлениях доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. 6. Обогащается словарный запас, развиваются все когнитивные психические процессы.На всех этапах работы присутствовала похвала, адекватная реальным достижениям ребёнка, позволяющая расширить его представления о своих возможностях. Постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной согласованности. В детском коллективе ребенок учится строить отношения, обогащается опытом, вырабатывает характер. Поведение учеников в театрализованной деятельности изменилось, стало более уверенное, практически перестали бояться выходить на сцену и смотреть в глаза зрителям, стали физически и эмоционально раскрепощеннее. Анастасия В., Никита П. стали активнее участвовать в диалогах, предлагать свой вариант реализации той или иной роли, декораций. Однако не всегда им удавалось отстаивать свою точку зрения. Иногда от волнения ученики могли забыть слова роли. Мимика стала эмоциональнее, голос звонче. Обычно выбирали для себя маленькие, эпизодические роли, хотя хотели играть положительные. Однако на этапе рефлексии ученики могли отметить только плохое, негативное, что им не удалось реализовать.Максим Б., Серафима Б., Георгий Ш. активно участвовали в разборе произведения. Предлагали свои варианты реализации роли. Выбирали для себя привлекательные, только положительные роли. В большинстве случаев обижались, когда такие роли давали другим детям. Стали проявляться лидерские агрессивные качества.Дарья Б., Данил Л., также активно участвовали в разборе произведения для последующей постановки, выбирали для себя как положительные, так и отрицательные роли. Уверенно стали проявлять положительные лидерские качества. На репетициях старались дать совет своим товарищам, предлагали им помощь. На этапе рефлексии пытались найти как положительные, так и отрицательные моменты своего выступления и выступления других учеников. Дарья Р., Владимир М., Елизавета Д. старались участвовать в разборе произведения, но вопросы были поверхностные, ответы односложные. Выбирали для себя только «большие», положительные роли. Обижались, если роль, на которую они претендовали, отдавали другому, не разговаривали с этим учеником. Мимика у школьников стала ярче, выразительнее, голос звонче, громче, жесты увереннее. Не всегда могли отстоять и высказать свою точку зрения, правильно аргументировать. Иногда из-за волнения забывали текст. Для более эффективного развития у детей социально-коммуникативной, эмоционально-аффективной, сенсорно-поведенческой систем и коммуникативной функций речи подключили родителей к работе с детьми. Для родителей, которые хотели гармонизировать отношения со своими детьми, научить своего ребенка адекватно оценивать себя, строить успешные отношения с другими людьми использовали различные формы организации работы:•домашние совместные творческие задания;•открытые занятия с использованием театрально-игровой деятельности;•коллективные тематические беседы на интересующие родителей темы;•индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;•проведение праздников с оформлением стендов, совместных работ, с конкурсами, чаепитием.В групповой и индивидуальной беседе с родителями объясняли, что наиболее значимыми факторами благополучного развития ребёнка являются атмосфера в семье, поддержание эмоционального контакта с ребёнком, стиль воспитания, положение ребенка в семье, вера в его силы.Результатом работы является сформированность навыков общения, а также большой интерес школьников и родителей к организации и проведению тематических театрализованных представлений. Таким образом, театрально-игровая деятельность - одно из эффективных средств развития коммуникативных умений в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Вторичная диагностикаС целью определения эффективности проводимой работы первоклассники были повторно продиагностированы по методикам констатирующего этапа исследования, включающие в себя наблюдение за деятельностью детей в организации и проведении сюжетно-ролевой игре и выполнение совместной продуктивной деятельности (рисование).Параметры наблюдения были определены те же самые, что и на констатирующем этапе. Взаимодействие в продуктивной деятельности оценивалось в процессе выполнения рисунка двумя партнерами на одном листе. Проведение и оценивание было аналогично констатирующему эксперименту.Результаты наблюдения следующие:Увеличилось количество коммуникаций между детьми.Характер коммуникаций стал ситуативно-познавательный и внеситуативно-познавательный, деловой.Увеличилось количество младших школьников, у которых уровень развития коммуникативно-социальных навыков высокий. В этой группе состоят дети:Дарья Б., Данил Л., Максим Б., Серафима Б.(40%). На прогулке в играх, на переменах, на уроках младшие школьники старались наиболее оптимально строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми: поддерживали беседу, в конфликтах и спорах –договариваться, находить компромисс, старались понять своего партнера. Незначительные изменения в развитии коммуникативных умений произошли у следующих детей: – становились инициатором общения со взрослым, хотя со сверстниками общение носило эмоциональный, ситуативно-познавательный характер. В большинстве случаев старались поддерживать диалог, беседу с собеседником. В данную группу по уровню развития коммуникативных навыков вошли Елизавета Д., Владимир М., Дарья Р., Георгий Ш., Анастасия В., Никита П.Ученики стали включаться в общую учебную и внеучебную деятельность с другими детьми. Общение со сверстниками стало носить ситуативно- познавательное общение. Младшие школьники активно стали приглашать их в совместную деятельность. Таким образом, у 6 первоклассников (60%) уровень развития коммуникативных умений средний. Вместе с тем общение у Никиты П., Анастасии В. чаще носило предметный характер. Ученики даже с помощью проведенной работы не смогли до конца эмоционально и физически раскрепоститься, стеснялись своих дефектов. Сравнительные показатели изменения уровня развития коммуникативных умений по результатам наблюдения представлены на рисунке (Рисунок 4).Рисунок 4 – Сравнительные показатели развития коммуникативных умений при наблюдении до и после проведения формирующего этапа (в % от общего числа детей)На гистограмме четко видно, что изменились количественные показатели. Увеличился процент детей с высоким и средним уровнем развития коммуникативных умений. После организации и проведении мероприятий по развитию коммуникативных умений в процессе театрализованных игр младшие школьники с низким уровнем развития перешли в группу со средним уровнем развития умений коммуникации.При выполнении совместного рисунка на одном листе результаты показаны в таблице (Таблица 5).Таблица 3 – Результаты выполнения совместной деятельности Первая серияВторая серияФИ ребенкаУмение договариватьсяУмение контролироватьРезультат деятельностиПомощь друг другуУмение договариватьсяУмение контролироватьРезультат деятельностиПомощь друг другуСредства деятельностиМаксим Б.+++++++Дарья Б.+++++++Серафима Б..+++++++Анастасия В.+++++Елизавета Д.+++++Данил Л.+++++++++Владимир М.++++Никита П.+++Дарья Р.+++++Геогрий Ш.++++++В процессе рисования выяснилось, что большее количество детей стали договариваться друг с другом о сюжете рисования. Среди них могли прийти к компромиссу в обеих серия школьника – Максим Б., Дарья Б., Серафима Б., Данил Л., Георгий Ш. (50%). Вместе с тем необходимо отметить, что школьники стали прислушиваться к мнению своего партнера, стремиться к совместному достижению результата, т.е. повысился контроль над деятельностью своей и партнера, чаще стали оказывать помощь друг другу.Часть детей, которые могли договариваться в одной из серии на констатирующем этапе исследования, улучшили качество взаимодействия, активнее стали проявлять инициативу в выборе общей темы, сюжета рисунка. К таким ученикам отнесли Елизавета Д., Владимир М., Дарья Р.Ученики на контрольном этапе исследования смогли в одной из серий методики договориться о едином сюжете. Количество таких первоклассников по сравнению с констатирующим этапом исследования увеличилось, т.к., если на констатирующем этапе ученики проявили себя только в одной из серий, то на контрольном эксперименте уже в обеих сериях смогли договориться. Однако часть детей, после того, как каждый в паре высказал свое предположение о рисунке, принимали позицию своего партнера. У них отмечается приспособление: принесение в жертву своих интересов ради другого, уступка пространства, невозможность нарисовать по своему замыслу. Отмечено, что умение договариваться в большей степени проявлялось при рисовании на одном листке одним набором карандашей. Для младших школьников, которые проявили умение договариваться о едином рисунке в первой и второй сериях, характерно сотрудничество. Участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Рисование приносит удовлетворение и доставляет удовольствие обоим ребятам, в результате получается рисунок с совместным сюжетом.Коммуникация с позиции соревнования (конкуренции), которая наблюдалась на констатирующем этапе исследования, практически исчезла. Ученики Анастасия В., Никита П., хотя и предложили свой вариант темы рисунка, но не смогли отстоять и аргументировать свою позицию, поэтому согласились с «более сильным» партнером. Те первоклассники, которые строили общение на сотрудничестве, контролировали друг друга: замечали отступления от первоначального замысла, указывали на это. Степень контроля, помощи партнеру, умение делиться карандашами по сравнению с констатирующим этапом исследования увеличилась.Школьники стремились максимально хорошо выполнить работу.В результате при совместной деятельности были выделены следующие группы первоклассников. Высокий уровень взаимодействия и развития коммуникативных умений в процессе совместной деятельности отмечен у 5 учеников ( 50%), средний уровень – у 5 учеников (50%). Более наглядно результаты представлены на следующем рисунке (Рисунок 5).Рисунок 5 – Показатели уровня развития коммуникативных навыков в совместной продуктивной деятельности до и после формирующего этапа (в % от общего числа детей)На гистограмме видно, что вырос процент младших школьников, которые в совместной продуктивной деятельности реализуют сотрудничество, стараются понять партнера. Уменьшилось количество детей с коактивным и приспособленческим типом взаимодействия. Отсутствуют отношения избегания, которые были характерны на констатирующем этапе исследования.В целом, можно отметить динамику в развитии коммуникативных умений у первоклассников.Сравнивая результаты наблюдения и выполнения задания по совестной деятельности, отметим, что в свободной деятельности уровень коммуникативных умений, так же как и на констатирующем этапе исследования, развит лучше. Большая часть школьников проявляли высокую или среднюю коммуникативную степень взаимодействия как в учебной и внеучебной деятельности при наблюдении, так и при совместной деятельности. В совместной деятельности у первоклассников уровень коммуникации выше, чем в учебной и свободной деятельности. В тоже время уровень развития коммуникативных умений зависит от той ситуации, в которой находятся ученики. Обычно учебная и свободная деятельности не требует учеников специального вступления в коммуникативные отношения, тогда как совместная работа над каким-либо заданием обязывает школьников взаимодействовать. Таким образом, можно отметить, что театрализованная игровая деятельность способствует развитию коммуникативных умений у младших школьников.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа современном этапе развития общества особое значение придается развитым коммуникативным умениям, умению планировать, осуществлять, контролировать и рефлексировать процесс взаимодействия, межличностного общения. К тому же уровень развития коммуникативных умений влияет на степень адаптации человека в социуме. Чем выше этот уровень, тем адаптация проходит быстрее и гармоничнее.Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном и младшем школьном детстве.Детская популяция с точки зрения коммуникативных навыков явление неоднородное. Часть младших школьников достаточно коммуникативны как с взрослыми, так и со сверстниками. Другая часть испытывает некоторые затруднения при установлении контакты с другим человеком. Таким детям требуется незначительная помощь взрослого: одобряющий кивок, первая фраза. Есть группа младших школьников, с которыми по каким-либо причинам сверстники не устанавливают никаких отношений, игнорируют.В Стандарте нового поколения в контексте модернизации в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования именно коммуникативных компетенций, т.к. младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий.Коммуникативная компетентность – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.В настоящее время перед педагогами остро стоит проблема развития речи детей. Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Можно сказать, что положение о первичности, исходности коммуникативной функции речи хотя и признано в педагогике, до сих пор не получило практической реализации. Поэтому проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития коммуникативных УУД, находится только в стадии разработки.Коммуникация представляет собой определенную форму взаимоотношений, при которой происходит обмен той или иной информацией, усвоение опыта.Вопросы коммуникации, коммуникативных умений изучаются отечественной и зарубежной педагогикой на философско-методологическом, социально-психологическом и педагогическом уровнях.Развитие коммуникативных умений проходит ряд этапов, реализуемых в ситуативно-личностном, ситуативно-деловом, внеситуативном – познавательном и внеситуативно-личностном общении. В младшем школьном возрасте начинает активно развиваться коммуникативные умения в внеситуативно-личностном общении.Ведущим видом деятельности младших школьников, наряду с учебой, является игра. В игре происходит активное личностное, коммуникативное развитие ребенка. В младшем школьном возрасте используют разные виды игр, среди которых особе место занимают игры-драматизации или театрализованные игры. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность становится значительным помощником в развитии коммуникативных способностей обучающихся.Для подтверждения теоретических основ исследования и достижения цели исследования было организовано экспериментальное исследование уровня развития коммуникативных умений у первоклассников.Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № 129. В эксперименте приняли участие 10 учеников 1 «а» класса. Было организовано наблюдение за умением учеников строить общение с одноклассниками и взрослыми в учебной и свободной деятельности и исследование коммуникативных умений в процессе выполнения совместной деятельности. Анализ результатов позволил выделить следующие группы учеников: высокий уровень коммуникативных умений - 2 ученика( 20%), средний уровень – у 4 учеников (40%), низкий уровень – 4 учеников (40%).Полученные результаты свидетельствуют о том, что коммуникативные умения у первоклассников развиты не в полной мере. С целью развития коммуникативных умений была организована работа с применением театрализованных игр.Работа строилась как в учебной, так и внеучебной деятельности. На уроках обучения грамоте, письма, литературного чтения средствами учебников развивали коммуникативные умения. На уроках обучения грамоте активно использовали различные виды театров для инсценировки хорошо знакомых первоклассникам сказок, маленьких рассказов, стихотворных текстов. Во внеучебной деятельности была организована театральная студия. Театрально-игровой деятельности осуществлялось в следующих направлениях:1) Развитие эмоционально - аффективной сферы;2) Формирование самосознания и позитивного самовосприятия;3) Освоение социально-коммуникативных умений и навыков в социально- организованной совместной деятельности.4) Постепенный переход от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя;5) От игры в малой группе сверстников к игре в группе пяти-семи человек, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);6) От создания в игре драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.К работе по развитию коммуникативных умений у первоклассников с помощью театрализованных игр активно привлекали родителей.По итогам работы первоклассники были повторно продиагностированы по тем методикам, которые использовали ранее. В результате при совместной деятельности были выделены следующие группы первоклассников. Высокий уровень коммуникативных умений отмечен у 4 учеников (40%), средний уровень – у 6 учеников (60%). В целом, можно отметить динамику в развитии коммуникативных умений у первоклассников. Ученики стали активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, взрослыми. Помимо этого у части учеников повысилась самооценка, уверенность в себе и своих силах. Следовательно, можно отметить, что театрализованная игровая деятельность способствует развитию коммуникативных умений у младших школьников.Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире/В.В. Абраменкова// Вопросы психологии.- 2002.- №1.-С.36-40.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987 – 144с.Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды./А.А. Бодалев. - М., 2002. -256 с.Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка/Л.А. Венгер //Воспитание детей в игре. [Текст] – М.: Просвещение, 1983. – 127 с.Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова.- М.: Айрис Пресс, 2008. -128с.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии.-1996. - №6. Гаврилушкина, О.П. Открытая лекция [электронный ресурс]Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.-/О.П. Гаврилушкина.-режим доступа к лекции:http://www.youtube.com/watch?v=bkZQH-Uppeg]Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет [Текст] : советы психолога / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : АРКТИ, 2004.- 158 с. Горышева, В. Из опыта работы [Текст]/ В. Горышева //Дошкольное воспитание.-1995.- №8.- режим доступа к статье:http://www.pedlib.ru/Books/1/0340/index.shtml?from_page=5Ерастов, Н.П. Психология общения [Текст]/Н.П. Ерастов. - Ярославль, ЯрГУ, 1979. - 96 с.Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 128с. Зимняя, И.А. Педагогическая психология[Текст]/И.А. Зимняя.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480с.Злобина, Е. Г. Общение – как фактор развития личности [Текст]/ Е.Г. Злобина.– Киев, 1991. – 116с.Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения [Текст] / Д. Н. Кавтарадзе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. – 192 с.Каган, М.С. Диалоги./М.С.Каган. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. -305с.Кайюа, Р. Что такое игра. /Р.Кайюа// Курьер «ЮНЕСКО»- 1980. - № 2, с. 67Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб./Р.Р.Калинина.- СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 160с. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.– [Текст] Дисс. на соиск.учен.степ.канд. психол. наук. /КидронАнти Альфредович; Ленинградский гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л. : [Ленингр. ун-т им. А.А. Жданова], 1981. – 235 с.Киянченко, Е.А. Учим детей общаться// Начальная школа.- 2002.- №.6-С.63-68Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению/Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240с.Коломинский, Я. Л. Психология общения /Я.Л.Коломинский.- М., 1974 -96с.Колчеев, Ю.В., Колчеева, Н.И. Театрализованные игры в школе/Ю.В. Колчеев, Н.И. Колчеева. – М., 2003. – 96с.Кон, И. С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон- М., 1998. - 271 с.Конецкая, В.П. Социология коммуникации/В.П. Конецкая. – М.: МУБУ, 1997.-304с.Короткова, Н.А., Михайленко, Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры / Н.А. Короткова, Н.Михайленко//Дошкольное воспитание- 1989- № 4. –С. 34Кривко-Апинян ,Т.А. Мир игры. [Текст]/Т.А. Кривко-Апинян– М.: Эйдос, 1992. – 160с.Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183с.Куницына, В.П. и др. Межличностное общение/В.П. Куницына, Н.в. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2002.-152с.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся/Т.А. Ладыженская, – М.: Просвещение, 1985.-256с.Леонтьев, А.Н.. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2-х т. Т. 1/А.Н. Леонтьев. -М.: Педагогика,1983. —392 с. Леонтьев, А.А.Деятельность и общение [Текст]//Вопросы философии.-2000.-1.-С. 121-132. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка.[Текст] /М.И.Лисина - М., 1997.-384с.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] /М.И.Лисина. - М., 1986. -144с.Менджерицкая, Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет.сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.Мильруд, Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания// Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова//Иностранные языки в школе.- 2000. - № 4. – С. 9-15. Мудрик, А.В. Общение школьников [Текст]/А.В.Мудрик. – М., «Знание», 1987. – 76 с. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 624 с.Мыркин, В.Я. Что значит общение как предмет воспитания. // Воспитание в школе - 1994. - № 1. – С. 32-35, 39. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии/В.Н.Мясищев. // – Л., 1970. – 39 с. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. [Текст]/Р.С.Немов – М.: Просвещение, Владос, 2003.-688с.Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / С.И. Ожегов, ред. Н.Ю. Шевцовой. – М, Рус. яз., 1991. – 917 с. Панферов, В.Н. Психология общения. [Текст] // Вопросы философии -1972. - № 7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод воспитания [Текст]/Е.И. Пассов. – М., «Просвещение», 1991. – 223 с. Пассов, Е.И. Портрет коммуникативности /Е.И. Пассов. // Коммуникативная методика, 2002. – № 1. – С. 50-51. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. – Бим –Бад Б.М.; ред. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.Петрова, Т.И.,Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском саду/Т.И.Петрова,Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова – М.: Школьная пресса, 2001.-128с.Психология воспитания [Текст] / А.Д. Грибанова, В.К.Калиненко, Л.М.Кларина [и др.]; ред. В.А. Петровского. 2-е изд. – М. : Аспект Пресс, 1995. - 151 с. Психология. Словарь/Под общей ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г.[Текст] .- М.: Политиздат, 1990.-494с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 625с.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст]/Л.М.Семенюк, ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304с.Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения: Пособие для учителя/В.Л.Скалкин. – М., «Просвещение», 1983. – 128 с. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. [Текст]/С.А.Смирнов, И.БКотова.– М., «Академия», 2000. – 329 с. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной// Вопросы психологии.-1996.-№ 6.- С.76-81.Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка – [Текст] / М. Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – С. 62 – 78.Суслова Э.КВоспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.Учимся общаться с ребенком [Текст] : руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина [и др.]. – М. : Просвещение, 1993.- 190 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва.Царькова В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить?/В.Б. Царькова // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. – С. 14-17. Чаплинская С.И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития : автореф.дис. на соиск.учен.степ. канд. пед. наук (13.00.03)/ ЧаплинскаяСветлана Ивановна; Санкт-Петербург, 2002 - 281 c. РГБ ОД, 61:03-13/30-3Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников/Э.Г.Чурилова. – М.: Владос, 2005.-160с.ЭльконинД.Б. Детская психология/Д.Б.Эльконин. – М.: издательский центр «Академия», 2007. - 384с.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. - 358 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Список детей 1 «а» класса№п/пФИО детейМаксим Б.Дарья Б. Серафима Б.Анастасия В.Елизавета Д.Данил Л.Владимир М.Никита П.Дарья Р.Геогрий Ш.Приложение 2Этюды на выражение основных эмоций1. Любопытный (для детей младшего школьного возраста)По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому. Как поступил мальчик? Правильно ли, какова характеристика его поступка?2. Раздумье (для детеймладшего школьного возраста)Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.Этюды на выражение удивления1. Удивление (для детеймладшего школьного возраста)Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.2. Круглые глаза (для детеймладшего школьного возраста)Однажды Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Однажды я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаз были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.3. Кузнечик (для детеймладшего школьного возраста)Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Звучит музыка Ан. Александрова «Кузнечик».Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.4. Вкусные конфеты (для детеймладшего школьного возраста)У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».Мимика: Жевательные движения.5. Цветок (для детеймладшего школьного возраста)Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены.6. Ласка (для детеймладшего школьного возраста)Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся толовой о его руки. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок»Приложение 3Примеры занятийУчимся понимать других людей. Формируем самооценкуЗадачиОсновное содержание деятельности дошкольникаСоздание условий для продуктивных изменений самооценки частных характеристик, которые модифицируются под влияние новой информации, опыта, оценок окружающих, объективного анализаУпражнение «Комплимент» участники занятия говорят друг другу, что-то приятное.Игра «Зеркало» участники по очереди подходят к зеркалу и рассказывают все, кого они там видят.Проблемный вопрос: легко ли было выполнять задание? Почему?Задание 1 «Что я знаю о себе»1.Составление таблицы – характеристики умений и качеств.2.Организация дискуссии. Вывод для того, что бы быстрее чему-нибудь научиться, следует чаще заниматься самоанализомЭкскурсии:В библиотеку, в аптеку, в парк, к храму, к памятникам, по ближайшим улицам.Рассматривание: Фотовыставка «Мой родной край». «Знаменитые люди села»Домашнее заданиеИзготовление сюрпризов - сувенировРазвлечения: Папа, мама, я –дружная семья.Задание 2 «Психологический портрет» на развитие ассоциативного восприятия. В рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из предложенных слов. Обменяться с товарищем и обсудить данный вопрос. Рассматривание:Фотографий людей с проявлением различных эмоций. Обсуждение.Игра «Я такой же, как ты» Выбор игрового имени. Объяснить выбранному партнеру, почему он такой же, использую характеристики сравнения, качества личности, физические данные и др.Упражнение «Я не люблю» Каждому из участников предлагается рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях. Организация свободного обмена мнениями.Задание 3 «Похвала». Похвалить себя за успешно выполненные задания..Продуктивная деятельность«На что похоже наше настроение»Выразить в рисунках свое ощущение от разных слов, нарисовать, на что похоже настроение.Домашнее задание.Сочинение на тему « Мое настроение, когда я шел из школы»Проверка домашнего задания. Вопросы:- как менялось ваше настроение?- от чего это зависело?- кто повлиял на ваши эмоции?Задание 4 «Если бы я был тобой»Это задание помогает расширить представления о внутреннем мире другого человека, о его чувствах и мыслях.Литературный пересказ «Пересказ по кругу»После прочтения небольшого отрывка из повести Марка Твена «принц и нищий», начинаем пересказ, но только по одной строчке. По окончанию пересказа все стараются вспомнить , все ли рассказали, что пропущено.Домашнее заданиеНаписать небольшое сочинение, которое начинается со слов: «Если бы я был волшебником» Проверка домашнего заданияЗадание 5Самохарактеристика «Какой Я»Наблюдение «Прохожий». На улице учащиеся наблюдают за двумя, тремя прохожими. Затем общими усилиями пытаются сконструировать характер тех, кого видели на улице, дать возможные версии, как общаться с этими людьми.Подвижная игра «Фруктовый салат». Развитие внимания, взаимоуважения друг другуРефлексия «Погода»Учимся управлять эмоциями и эмоциональными состояниями, а также своим поведением в стрессовых ситуацияхЗадачиОсновное содержание деятельности дошкольникаРазвитие положительных эмоций.Формировать умение регулировать своими эмоциями. Осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния. Видеть и понимать чувства и эмоции других людей. Задание 1 «Раскрась свои чувства». Используя карандаши разных цветов раскрасить свои чувства. Анализ рисунков. Объяснить, почему выбран такой цветОбщение:Люди бывают разные.Задание 2 «Пиктограммы». После знакомства с пиктограммами, участникам предлагается придумать свои пиктограммы и объяснить их значениеСоставление рассказов: «От куда приходит радость», «Зачем ярость».Художественная литература:Загадки, сказки, небылицы, перевертышиУпражнение «Гнев», «Грусть», «Куда уходит злость», «Печаль». Упражнение проводится с использование пиктограмм. Проводится обсуждение с обучающимися.Составление рассказов: «Зачем гневаться», « Не грусти»Рассматривание: Фотографий людей с различными выражениями и проявлениями эмоцийЗадание 3. «Литературный пересказ»Отрывок из книги Э.Сетон-Томпсона «Животные -герои» .Вопросы для обсуждения:- какую эмоцию испытывал автор рассказа?- вспомните из текста, что у него вызвало именно эту эмоцию?- почему автор заплакал?.Продуктивная деятельностьПутешествие в страну чувств (лепка)Задание 4. «Литературный пересказ»Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Улыбка».Вопросы к дискуссии:- какие эмоции девочка переживала?- Что надо делать, если тебе плохо? Почему?Игры «Внутренняя бесконечность», «Угадай эмоцию»Задание 5. «Литературный пересказ»Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Хорошо и плохо».Вопросы к дискуссии:- какие состояния и как проявились у одной из героинь рассказа?Сюжеты загадки – этюды (испуг-радость), (внимание – страх – радость), (стыд), (удивление - стыд), (отвращение), (отвращение-гнев), (печаль)Развлечения: «Наши достижения»Продуктивная деятельность:. Оформление выставки «наш класс», «Моя улыбка». Рисование «Дарить радость», «Салют улыбок». Учимся работать с информациейЗадачиОсновное содержание деятельности дошкольникаВоспринимать и анализировать информацию.Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его.Строить доказательство и умозаключения. Ясно и конкретно выражать свои мысли. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения.Общение: Какое качество вы цените в себе и в других людях?Составление рассказов: Составить рассказ, притчу, историю, которые несли б информацию о выбранном вами качестве.Продуктивная деятельность Выставка рисунков «Качество человека, которое я выбираю»Творческие игры: «Веришь – не веришь», «Подобрать синонимы», направлены на развитие критичности.Задание 1 «Пять строчек по правилам (синквейн)»Народные игры:Подвижные, словесныеПознавательная игра «Передай предмет» (описать качества, материал, назначение и т.д.)Общение «Дискуссия с вопросами»- каким образом человек получает информацию?- назовите средства информации?Продуктивная деятельность:Работа со средствами интернет, энциклопедией, переодической печатью.Продуктивная деятельностьСоздание слайдовых презентаций.Задание 2 «Приемы эффективного чтения» использование приема Инсерт.Задание 3Инсерт (или значки по ходу чтения)Посмотреть название статьи.Записать на листе все, что знаешь или только слышал по этой теме.Теперь можно читать текст, расставляя на полях пометки карандашом.Продуктивная деятельность.Рисование «Кустики идей»Задание 3 «Пересказ по плануГруппа разбивается на пары, пересказывают друг другу содержание текста, подсказывают друг другу.Организуется общее обсуждение- Достаточно ли полным и точным получился пересказ?- какой из приемов больше всего помог в осмыслении и запоминании содержаниятекста?- что было наиболее сложным при работе с текстом?Задание 3 «Толстые и тонкие вопросы»Заполнение таблицы «Банк вопросов»Задание 4 «Идеал». 1.Чтение рассказа «Дикий котенок»2. Заполнение листа для решения проблем.Выделите в тексте проблемуОпишите ееОпределите варианты подходов к решению проблемыДействуйте (предложите решение)Вывод, проведение рефлексии своей работы.Развлечение«Ярмарка воспоминаний»Развиваем творчествоЗадачиОсновное содержание деятельности дошкольникаРазвивать способность генерировать максимальное количество идей;способность создавать разноплановые идеи, генерировать нестандартные идеиОбщение: «Комплимент»-Чей комплемент вам показался необычным или неожиданным?- что помогло придумать необычные комплименты?- Просто ли было озвучить необычный комплимент?- Почему?Задание 1 «Акробат»Формулируем проблемуЧто естьПочему это не устраиваетЧто нужноУчастники заполняют таблицуАнализируем свой опыт, пробуем решать проблемуФормулировка проблемыИзвестный опыт перемещенияИдеи по усовершенствованиюРешена ли проблемаМои чувстваПредлагаем новые, неизвестные способы решенияЭкспериментально проверить истинность новой идеи.Вопросы к обсуждению- Что помешало выполнить задачу быстрее?- что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?Задание 2 «Литературный пересказ»Отрывок из книги Дж. Ролинга «Гарри отери узник Азбакана»Вопросы к обсуждению- Как Гарри осознавал свою проблему?- Сколько способов решения этой проблемы (преодоление страха) узнали ученики? Назовите эти способы.- Почему Гарри не хватило времени, чтобы придумать способ высмеивания?- Как ему удалось справиться со страхом?Упражнение «Я устал», «Самопохвала» (психогимнастика – снятие эмоционального напряжения) Задание 3. «Новое качество»Придумать новое качество предметуКонкурс рисунков «Необычайный предмет»Творческие игры: Путешествие по городам России. Строим Москву, Зоопарк, цирк.Путешествие по несуществующим городам (придумать новые города)Задние 4 «Лего»1.Совместное конструирование.2. сочинить рассказ о том, кто изображен на картинке , причем действуя в паре.Вопросы к обсуждению- Понравился ли вам совместный рассказ?- насколько то, что вы задумали, отличается от того, что получилось?Общение (умение вести переговоры, выходить из конфликтных ситуаций):Упражнение «Веселый счет».Получаем –отдаем.Вопросы к обсуждению- Понравилось ли вам упражнения?- Все ли удалось договориться?Театрализованная деятельность «Премьера»Группа делится на три подгруппыНаписать сценарий используя различные жанры.Работа над постановкой.Театрализованная деятельность «Кинофестиваль»Премьерные показы.Вопросы к обсуждению- было ли вам интересно выполнять задание?- Обращались ли вы в процессе работы к своим записям?- Оцените пожалуйста, степень своей включенности в работу.- Поделитесь впечатлениями.- Как вы думаете почему одни оценили свою включенность как высокую, другие – как низкую?- Что мы могли бы сделать, чтобы все чувствовали себя комфортно и были включены в работу?Работа над проектом «Неизвестная планета»Приложение 4Инсценировки стихов и сказок, развивающие способности ребенкак самовыражению, способности слышать и слушать собеседника.Инсценировка английской народной песенки «Перчатки» в переводе С. Маршака.Реквизит: Для детей – шапочки для роли котят, перчатки, вырезанные из бумаги; Для педагога – шапочка Кошки, нарядное платье.Подготовка спектакля: педагог рассказывает, что песенка, которую дети сейчас услышат, переведена с английского языка на русский замечательным поэтом С. Я. Маршаком, и выразительно читает текст.Потеряли котяткиНа дороге перчаткиИ в слезах прибежали домой«Мама, мама, простиМы не можем найтиМы не можем найти Перчатки!»« Потеряли перчатки?Вот плохие котятки!Я вам нынче не дам пирогаМяу – мяу. Не дамМяу-мяу, не дамЯ вам нынче не дам пирога!»Побежали котятки,Отыскали перчаткиИ смеясь, прибежали домой«Мама, мама, не злисьПо тому, что нашлисьПо тому, что нашлись Перчатки!« Отыскали перчатки?Вот спасибо, котятки!Я за это вам дам пирогаМур-мур-мур – пирогаМур-мур-мур – пирогаЯ за это вам дам пирога!»Педагог сообщает, что он будет мамой-кошкой, причём строгой, которая любит во всём порядок. Подводит детей к мысли, что котята в их исполнении должны быть очень расстроены потерей и радоваться, найдя перчатки. А чтобы зрители это поняли, надо испуг, слёзы, радость передать с помощью жестов . Каждый котёнок это может делать по своему: один громко плачет (или смеётся), а другие тихонько всхлипывают…Проведение спектакля: Педагог рассказывает: « в одном сказочном английском городе жила кошка с котятами. Каждое утро котята отправлялись на прогулку, а мама кошка занималась домашним хозяйством.« Кошка» прощается с котятами, повязывает фартук, берёт метлу и занимается уборкой.Педагог: « Однажды, возвращаясь, домой, котята потеряли перчатки. И вот что произошло дальше…» Читает песенку, а все участники инсценировки действуют в соответствии с текстом.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире/В.В. Абраменкова// Вопросы психологии.- 2002.- №1.-С.36-40.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987 – 144с.
3. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды./А.А. Бодалев. - М., 2002. -256 с.
4. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка/Л.А. Венгер //Воспитание детей в игре. [Текст] – М.: Просвещение, 1983. – 127 с.
5. Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова.- М.: Айрис Пресс, 2008. -128с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии.-1996. - №6.
7. Гаврилушкина, О.П. Открытая лекция [электронный ресурс] Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.-/О.П. Гаврилушкина.-режим доступа к лекции: http://www.youtube.com/watch?v=bkZQH-Uppeg]
8. Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет [Текст] : советы психолога / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : АРКТИ, 2004.- 158 с.
9. Горышева, В. Из опыта работы [Текст]/ В. Горышева //Дошкольное воспитание.-1995.- №8.- режим доступа к статье: http://www.pedlib.ru/Books/1/0340/index.shtml?from_page=5
10. Ерастов, Н.П. Психология общения [Текст]/Н.П. Ерастов. - Ярославль, ЯрГУ, 1979. - 96 с.
11. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 128с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480с.
13. Злобина, Е. Г. Общение – как фактор развития личности [Текст]/ Е.Г. Злобина. – Киев, 1991. – 116с.
14. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения [Текст] / Д. Н. Кавтарадзе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
15. Каган, М.С. Диалоги./М.С.Каган. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. -305с.
16. Кайюа, Р. Что такое игра. /Р.Кайюа// Курьер «ЮНЕСКО»- 1980. - № 2, с. 67
17. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб./Р.Р.Калинина.- СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 160с.
18. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.– [Текст] Дисс. на соиск.учен.степ.канд. психол. наук. / Кидрон Анти Альфредович; Ленинградский гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л. : [Ленингр. ун-т им. А.А. Жданова], 1981. – 235 с.
19. Киянченко, Е.А. Учим детей общаться// Начальная школа.- 2002.- №.6-С.63-68
20. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240с.
21. Коломинский, Я. Л. Психология общения /Я.Л.Коломинский.- М., 1974 -96с.
22. Колчеев, Ю.В., Колчеева, Н.И. Театрализованные игры в школе/ Ю.В. Колчеев, Н.И. Колчеева. – М., 2003. – 96с.
23. Кон, И. С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон- М., 1998. - 271 с.
24. Конецкая, В.П. Социология коммуникации/В.П. Конецкая. – М.: МУБУ, 1997.-304с.
25. Короткова, Н.А., Михайленко, Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры / Н.А. Короткова, Н.Михайленко //Дошкольное воспитание- 1989- № 4. –С. 34
26. Кривко-Апинян ,Т.А. Мир игры. [Текст]/Т.А. Кривко-Апинян – М.: Эйдос, 1992. – 160с.
27. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183с.
28. Куницына, В.П. и др. Межличностное общение/В.П. Куницына, Н.в. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2002.-152с.
29. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся/Т.А. Ладыженская, – М.: Просвещение, 1985.-256с.
30. Леонтьев, А.Н.. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2-х т. Т. 1/А.Н. Леонтьев. -М.: Педагогика,1983. —392 с.
31. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] //Вопросы философии.-2000.-1.-С. 121-132.
32. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] /М.И.Лисина - М., 1997.-384с.
33. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] /М.И.Лисина. - М., 1986. -144с.
34. Менджерицкая, Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.
35. Мильруд, Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания// Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова //Иностранные языки в школе.- 2000. - № 4. – С. 9-15.
36. Мудрик, А.В. Общение школьников [Текст]/А.В.Мудрик. – М., «Знание», 1987. – 76 с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 624 с.
38. Мыркин, В.Я. Что значит общение как предмет воспитания. // Воспитание в школе - 1994. - № 1. – С. 32-35, 39.
39. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии/В.Н.Мясищев. // – Л., 1970. – 39 с.
40. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. [Текст]/Р.С.Немов – М.: Просвещение, Владос, 2003.-688с.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / С.И. Ожегов, ред. Н.Ю. Шевцовой. – М, Рус. яз., 1991. – 917 с.
42. Панферов, В.Н. Психология общения. [Текст] // Вопросы философии -1972. - № 7.
43. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод воспитания [Текст]/Е.И. Пассов. – М., «Просвещение», 1991. – 223 с.
44. Пассов, Е.И. Портрет коммуникативности /Е.И. Пассов. // Коммуникативная методика, 2002. – № 1. – С. 50-51.
45. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. – Бим –Бад Б.М.; ред. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
46. Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском саду/Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С.Петрова – М.: Школьная пресса, 2001.-128с.
47. Психология воспитания [Текст] / А.Д. Грибанова, В.К.Калиненко, Л.М.Кларина [и др.]; ред. В.А. Петровского. 2-е изд. – М. : Аспект Пресс, 1995. - 151 с.
48. Психология. Словарь/Под общей ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. [Текст] .- М.: Политиздат, 1990.-494с.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 625с.
50. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст]/Л.М.Семенюк, ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
51. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения: Пособие для учителя/В.Л.Скалкин. – М., «Просвещение», 1983. – 128 с.
52. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. [Текст]/ С.А.Смирнов, И.Б Котова.– М., «Академия», 2000. – 329 с.
53. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной// Вопросы психологии.-1996.-№ 6.- С.76-81.
54. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка – [Текст] / М. Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – С. 62 – 78.
55. Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
56. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
57. Учимся общаться с ребенком [Текст] : руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина [и др.]. – М. : Просвещение, 1993.- 190 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва.
59. Царькова В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить?/В.Б. Царькова // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. – С. 14-17.
60. Чаплинская С.И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития : автореф.дис. на соиск.учен.степ. канд. пед. наук (13.00.03)/ Чаплинская Светлана Ивановна; Санкт-Петербург, 2002 - 281 c. РГБ ОД, 61:03-13/30-3
61. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников/Э.Г.Чурилова. – М.: Владос, 2005.-160с.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология/Д.Б.Эльконин. – М.: издательский центр «Академия», 2007. - 384с.
63. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. - 358 с.
Вопрос-ответ:
Какие понятия можно выделить в разделе "Теоретические основы развития коммуникативных умений младших школьников"?
В разделе "Теоретические основы развития коммуникативных умений младших школьников" можно выделить понятия состояния проблемы, понятийного аппарата и особенностей коммуникативных умений младших школьников.
Какое понятие связано с разделом "Особенности театрализованной деятельности младших школьников"?
В разделе "Особенности театрализованной деятельности младших школьников" связано понятие сюжетно-ролевой и театрализованной игры.
Какие идеи можно вынести из раздела "Теоретические основы развития коммуникативных умений младших школьников"?
Из раздела "Теоретические основы развития коммуникативных умений младших школьников" можно вынести идеи о состоянии проблемы в литературе, анализе понятийного аппарата и особенностях коммуникативных умений младших школьников.
Что делает театральная деятельность младших школьников особенной?
Театральная деятельность младших школьников особенной делает их способность играть роли, создавать сюжеты и взаимодействовать с другими участниками.
Какими методами можно диагностировать коммуникативные навыки младших школьников?
Для диагностики коммуникативных навыков младших школьников можно использовать методы обсервации, анкетирования и тестирования.
Какие основные теоретические аспекты связаны с развитием коммуникативных навыков младших школьников?
В литературе проблема развития коммуникативных умений младших школьников рассматривается в контексте таких аспектов, как развитие речи, социализация, обучение и психическое развитие. Важно понимать, что коммуникативные навыки представляют собой не только умение говорить и понимать речь, но и умение вступать в контакт с другими людьми, сотрудничать, эмпатизировать и решать конфликты.
Какие особенности имеет театрализованная деятельность младших школьников?
Театрализованная деятельность представляет собой особый вид игры, в которой дети выступают в роли персонажей и активно используют речь, жесты, мимику, музыку и другие выразительные средства. Эта деятельность помогает развивать коммуникативные навыки младших школьников, так как они выступают вместе с другими детьми, учатся слушать и выражать свои мысли, сотрудничать и координировать свои действия.
Каким образом можно диагностировать коммуникативные навыки младших школьников?
Для диагностики коммуникативных навыков младших школьников можно использовать различные методы, включая наблюдение, беседу, тестирование и анализ детских работ. Например, можно наблюдать за ребенком во время игры или театральной деятельности, записывая его высказывания, жесты и реакции на других детей. Также можно провести беседу с ребенком, задавая ему вопросы, на которые он должен выразить свои мысли и чувства. Анализировать также можно детские работы, обращая внимание на их содержание и организацию.