Пути и средства повышения эффективности группового взаимодействия.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 19.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Социально-психологическая характеристика группы 3
2. Эффективность групповой деятельности 9
3. Пути и средства повышения эффективности группового взаимодействия 13
Заключение 22
Литература 23
Избрание той или иной формы организации совместного труда устанавливается вглавном двумя факторами: задачей, которая стоит перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрелости. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов индивидуально сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает потенциально максимальным сверхаддитивным эффектом, наилучшим образом мобилизует эмоциональные, интеллектуальные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений. Эта же форма организации работы лучше иных предупреждает возможность появления ошибочных постановлений. При сложной творческой работе предпочтительнее индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, эпизодически сочетающиеся с коллективно-кооперативной формой организации труда (например, при использовании в групповой работе техники брейнсторминга).Немаловажная роль вросте успешности групповой деятельности принадлежит групповым дискуссиям. Все члены группы в них должны принимать участие. Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, нужно с самого начала ее цель определить четко. Она может быть разнообразной - от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения.Для принятия наилучшихпостановлений метод групповой дискуссии при обсуждении вопросов особенно полезен, по которым не имеетсяединственного мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения таких вопросов не в том состоит, чтобы непременно прийти к их однозначному постановлению, а в том, чтобы понять суть вопроса и его возможные постановления, взвесить и оценить их. В дискуссиях основное же то, что члены группы учатся логически рассуждать, излагать и отстаивать свое мнение, убеждать и слушать иных, т.е. обучаются эффективному деловому и личному взаимодействию. В коллективных дискуссиях члены группы друг друга начинают лучше понимать, точнее формулировать свои мысли.[7]При проведении и организации групповой дискуссии надо учесть ряд обстоятельств, от которых ее успешность зависит. Прежде всего членам дискуссионной группы должны быть разъяснены цели и задачи их совместной работы, определены процедура и время ее проведения. Для того чтобы дискуссия былаопределенной, конструктивной и плодотворной, нужно заранее ограничить предмет обсуждения, следить за тем постоянно, чтобы от заданной темы в процессе дискуссии ее участники не отклонялись.В дискуссионной группе на началах взаимного доверия, открытости должна строиться работа, проводиться в атмосфере доброжелательности, при которой даже самые странные, экстравагантные мнения не отбрасываются с порога, не вызывают реплик, отрицательной реакции, унижающих человеческое достоинство автора. Несколько последовательных этапов работы включает психологически правильная организация групповой дискуссии:1. Уточнение и формулировка сути обсуждаемого вопроса. Он должен быть в такой форме изложен, чтобы каждым участником дискуссии быть однозначно понятым, допускать в данной группе нахождение его решения за время, отведенное на ее работу. На этом этапе деятельности в работе группы участвуют несколько наиболее подготовленных ее членов, которые лучше других знают суть вопроса, способны оценить возможность его решения в группе и задачу дискуссии сформулировать точно. Количество участников здесь должно быть сравнительно небольшим, от 3 до 5человек, чтобы можно было быстро прийти к единому мнению в условиях минимума коммуникаций.2. Высказывание альтернативных идей о способах и путях решения поставленного вопроса. На этом этапе групповой работы в ней участвуют все члены группы. Обязательно в группе должен быть ведущий. Он старается сделать так, чтобы каждый участник группы имел возможность внести как можно больше разных конструктивных предложений. На этом этапе критика и oценка вносимых предложений групповой работы не допускаются. Все поступившие предложения фиксируются, систематизируются и в конце групповой дискуссии на данном этапе в виде краткого резюме утверждаются (с согласия всех участников).3. Обсуждение недостатков и достоинств каждого из предложений, которые поступивили на предыдущем этапе дискуссии. Участники последовательно оценивают каждое предложение, высказывая свои критические замечания и отмечая его достоинства. Все замечания касаться должны только сути обсуждаемых предложений, но не их авторов. Персональная критика, которая затрагивает личность автора, запрещается категорически.4. Взвешивание всех " против" и “за " предложенных вариантов решения. Вновь собирается небольшая группа, на первом этапе обсуждения участникикоторой работали. Они рассматривают поступившие предложения вместе с аргументами против и за каждого из них, выбирают наиболее удачные, а из них - наилучшее, дорабатывают его при необходимости, дополняя положительными моментами, имеющимися в других предложениях.5. На основе наилучшего из выбранных предложений разрабатываются план и программа дальнейших действий.Для того чтобы дискуссия протекала успешно, на подбор и подготовку ведущего следует обратить особое внимание. Роль ведущего требует специальных навыков и умений, она не допускает вмешательства в происходящее. Ведущий должен внимательно следить за ходом обсуждения, оценивать и анализировать его, взвешивать правильность приводимых участниками фактов и аргументов, верность их поведения, в процессе дискуссии степень достижения той цели, которая вначале была намечена. Ведущий время от времени берет слово и делится с участниками своими мыслями. Он, вступая в разговор, должен тщательно избегать персональной критики и выражать свои мысли кратко и точно.У ведущего дискуссию для обсуждения идей почти всегда имеется несколько полезных, но ему не следует их спешить высказывать. Чтобы дискуссия не остановилась в том случае, когда мнения участников расходятся, ведущий вовремя должен уметь направить разговор так, чтобы достичь хотя бы временного, предварительного согласия по обсуждаемому вопросу и продолжать обсуждение.Завершая дискуссию, ведущий должен еще раз обратить внимание ее участников на результаты обсуждения. Важным заключительным моментом организации и проведения группового обсуждения проблем, повышения эффективности групповой дискуссии является оценка ее итогов самими участниками. Дисциплина является установленным порядком поведения людей, которые отвечают существующим в коллективе нормам права и морали. Она позволяет в коллективе регулировать поведение и внутри него обеспечивать согласованность действий.В коллективе дисциплинированность прежде всего показатель социального ответственности и развития человека, к работе его отношения.ЗаключениеУстановлено, что величина группы не оказывает однозначного и прямого влияния на успешность ее деятельности. Однако уменьшение или увеличение количества членов в зависимости от задачи группы, се структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Зависимость успеха группы от стиля лидерства также находится с уровнем социально-психологического развития группы в непосредственной связи. Для группы, которая приближается к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорганизации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях - даже либеральный стиль лидерства.В группах, которые находятся на среднем уровне развития, лучшие результаты дает гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы демократичности, директивности и либеральности.В относительно слаборазвитых группах, которые не готовы к самостоятельной работе, не способны к самоорганизации деятельности и имеют конфликтные, сложные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности. Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности. Существует несколько таких форм организации: коллективно-кооперативная, организованная на началах тесного взаимодействия и взаимозависимости участников группы в работе, индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого, скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью прочих участников группы. ЛитератураАндреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1992Виноградова М.Д., Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. - М., 1995Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. - М., 1998Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1994Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1995. Земска М. Семья и личность. - М., 1992. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. - Минск, 1987Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. - М., 2005Лугошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1989Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1997.Общая психология. - М., 1999.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1993. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1995. Психологическая теория коллектива. - М., 1990. Робер М .А., Тильман Ф.P., Психология индивида и группы. - М., 1998
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1992
3. Виноградова М.Д., Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. - М., 1995
4. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. - М., 1998
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1994
6. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1995.
7. Земска М. Семья и личность. - М., 1992.
8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. - Минск, 1987
9. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. - М., 2005
10. Лугошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1989
11. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1997.
12. Общая психология. - М., 1999.
13. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1993.
14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1995.
15. Психологическая теория коллектива. - М., 1990.
16. Робер М .А., Тильман Ф.P., Психология индивида и группы. - М., 1998
Вопрос-ответ:
Какие факторы определяют выбор формы организации группового взаимодействия?
Факторы, определяющие выбор формы организации группового взаимодействия, включают задачу, которую ставит перед группой, и уровень ее социально-психологической зрелости. В большинстве случаев форма организации зависит от этих факторов, за исключением некоторых видов индивидуальной работы.
Что такое социально-психологическая характеристика группы?
Социально-психологическая характеристика группы отражает особенности взаимодействия между ее участниками, их отношения, степень сотрудничества, уровень доверия и эффективность групповой деятельности. Она включает в себя такие аспекты, как структура группы, взаимодействие между ее членами, уровень коммуникации и сотрудничества.
Какие факторы влияют на выбор формы организации совместного труда группы?
Выбор формы организации совместного труда группы зависит от задачи, которая стоит перед группой, и уровня ее социально-психологической зрелости.
Что такое социально-психологическая характеристика группы?
Социально-психологическая характеристика группы включает в себя описание и изучение ее структуры, коммуникационных процессов, ролей и лидерства, а также уровня координации и эффективности взаимодействия участников группы.
Что определяет эффективность групповой деятельности?
Эффективность групповой деятельности определяется активным взаимодействием участников группы, высоким уровнем взаимодействия и координации, эффективным использованием ресурсов и достижением поставленных целей.
Как можно повысить эффективность группового взаимодействия?
Для повышения эффективности группового взаимодействия можно использовать различные методы и средства, такие как установление ясных целей и задач, разделение ролей, эффективная коммуникация, разработка планов и расписаний работы, обратная связь и оценка результатов.
Какова роль социально-психологической зрелости группы в повышении ее эффективности?
Чем выше уровень социально-психологической зрелости группы, тем лучше ее способность к сотрудничеству, управлению конфликтами, принятию решений и достижению совместных целей. Развитие социально-психологической зрелости может быть одним из путей повышения эффективности группового взаимодействия.
Что такое социально-психологическая характеристика группы?
Социально-психологическая характеристика группы включает в себя такие аспекты, как взаимоотношения между участниками группы, уровень доверия, коммуникационные навыки, роль каждого участника и т.д. Она позволяет оценить эффективность групповой деятельности и найти пути ее повышения.