Особенности организации и проведение соревнование на тактично-технических дистанциях на туристских соревнование учащихся средних классов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 82 82 страницы
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 01.06.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации и проведения соревнований для учащихся средних классов 5
1.1. Общая характеристика школьного туризма 5
1.3. Технико-тактическая подготовка туристов 14
1.4. Особенности организации туристских соревнования для учащихся средних классов 20
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 29
2.1. Цель и задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.2.1. Анализ литературных источников и документов 30
2.2.2 Педагогические наблюдения 31
2.2.3 Методы социологического исследования 32
2.2.4. Методы математической статистики 33
2.3. Организация исследования 34
Глава 3. Особенности организации и проведения соревнований на тактично-технических дистанциях на туристских соревнованиях учащихся средних классов 36
3.1. Состав тактично-технический дистанции для учащихся средних классов 36
3.2. Основные достоинства и недостатки тактико-технических дистанций на туристских соревнованиях учащихся средних классов 41
3.3. Особенности подготовки, организации и проведения соревнований на тактично-технических дистанциях для туристских соревнованиях учащихся средних классов 45
3.4. Практические рекомендации по организации и проведению соревнований на тактично-технических дистанцях для туристских соревнованиях учащихся средних классов 52
Выводы 58
Список литературы 61
Приложения 66

Фрагмент для ознакомления

Все снаряжение, что участники берут с собой на дистанцию вместе с разрешением технической комиссии, должно быть представлено для контроля судьи при участниках.Результат прохождения дистанции (этапа) может определяться: - по времени прохождения; - по полученным штрафными баллами (очкам); - по сумме времени прохождения дистанции и штрафному времени (перечисленного со штрафных баллов); - по разнице баллов, набранных за прохождение дистанции и штрафных баллов.В случае суммирования времени прохождения дистанции и штрафного времени для перечисления штрафных балдлв применяется соотношение, что должно зависеть от длительности прохождения дистанции или заранее обусловленных ее этапов, и ориентировочная стоимость одного штрафного балла должна равняться от 0,5 до 5 процентов оптимального значения этой продолжительности и округляться до целых значений единиц времени; причем на соревнованиях более высокого класса применяются относительно меньшие значения стоимости штрафного балла во времени. Эта величина должна быть обязательно указана в Положении или Условиях соревнований для отдельной дистанции или нескольких дистанций, если это не определено видовым разделом Правил.В случае равенства результатов у двух или более команд (участников) лучшее место занимает та, у которой меньше штрафных баллов (времени), а в случае и их равенства предпочтение отдается тому, кто стартовал раньше, если Положение не предусматривает иного принципа.Результат команды (участника) на дистанции, состоящей из нескольких этапов, может определяться суммой результатов на этапах. Результаты могут определяться по сумме нескольких попыток прохождения дистанции или по результату лучшей попытки.Если вид программы соревнований состоит из этапов (дистанций), которые существенно отличаются временеи прохождения, то Положения и Условия могут устанавливать определения общего результата по сумме мест, что заняла команда (участник) на отдельных этапах (дистанциях), или по сумме относительных результатов к результату победителя на этих этапах (дистанциях).Места команд в общем зачете также могут определяться по наименьшей сумме, занятых ими мест или относительных результатов в отдельных видах соревнований (дистанциях). В случае равенства этой суммы преимущество отдается той команде, которая имеет больше высших мест или высокие результаты на оговоренных Положением дистанциях. Команды, которые не имеют зачета на отдельных дистанциях (этапах, спецзадание), в общем зачете занимают места после команд, которые имеют более полный зачет.Общий зачет определяется на соревнованиях один раз независимо от количества дистанций. Подробнее распределение мест оговаривается в Положении о соревнованиях. Организации, проводящие соревнования, могут применять другие способы определения результатов и определения зачета, оговорив это в Положении, но они не должны противоречить Правилам.Выводы1.Выявлено, что в среднем, тактико-техническая дистанция состоит из 12 этапов (от 11 до 13 этапов). При этом наиболее часто встречаемыми этапами являются:Бревно с перилами 100%Туристское ориентирование 100%,Вязка узлов 100% Укладка рюкзака 100%2. Основные недостатки тактико-технической дистанции: тактико-техническая дистанция не предъявляет высоких требований к физической подготовленности участников; на дистанции существуют этапы, которые не вызывают затруднений у большинства участников; (переправа по веревке с перидами 0%, бревно с перилами 8%,вязка узлов 11% ,укладка рюкзака 11%), которые не нравятся, по тем или иным причинам, большинству участников;в составе дистанции отсутствуют некоторые этапы (движение по кочкам 42%,зачет по топографии и геодезии 57%), которые вызывают интерес у многих участников; Также к недостаткам дистанции обучающихся в средних классах можно отнести недостатки в судействе, отмеченные 40% респондентов.3.Результаты исследования еще раз доказывают что, к основным достоинствам тактико-технической дистанции в средних классах можно отнести следующие пункты: на тактико-технической дистанции отсутствуют этапы, которые вызывают затруднения у большинства участников, что может говорить о соответствующих возрасту школьников требованиях, предъявляемых к участникам этими этапами; оптимальное количество этапов (11-13 этапов); эмоциональная насыщенность тактико-технической дистанции; тактико-техническая дистанция приносит удовлетворение большинству участников.Штраф за ошибки на тактико-технической дистанции для средних классов необходимо осуществлять двумя способами: либо пробеганием штрафного круга (W-0,5), либо выставлением штрафных баллов, которые потом переводятся в штрафное время (W-0,8). С точки зрения тактики прохождения дистанции эксперты ответили следующим образом: тактика прохождения дистанции выбирается командой, но при этом обязательно наличие заявки по тактике (W-0,7). Команду средней школы должны составлять 8 членов команды, при этом соотношение юношей и девушек не регламентируется (W-0,8).Определены параматрытактико-технической дистанциидля средних классов: Количество этапов - 7-8Средняя крутизна склонов, в градусах - 20-30Суммарный перепад высот, в метрах - 50-100Состав команды, количество человек - 8Соотношение юношей и девушек - нетМетодика судейства - штрафной круг; штраф.Состав дистанции (этапы):Установка и снятие палаткиУкладка рюкзакаПреодоление заболоченного участка по кочкамПреодоление заболоченного участка по кладям из жердейПодъём по травянистому склону с альпенштокомСпуск по травянистому склону с альпенштокомПодъём по травянистому склону спортивным способомСпуск по травянистому склону спортивным способомПодъём по травянистому склону с самостраховкойСпуск по травянистому склону с самостраховкойТраверс по травянистому склону с самостраховкойТраверс по травянистому склону с самонаведениемПереправа по бревну с перилами с самостраховкойНавесная переправа Переправа через реку вбродПереправа через реку вброд с альпенштокомВязка узловПреодоление чащобного, буреломного участкаПереправа по параллельным перилам с самостраховкойМышеловкаВертикальный маятникГоризонтальный маятникГоризонтальная паутинкаБабочкаТранспортировка пострадавшегоЗачёт по топографииМаркированный маршрутДвижение по азимутуСписок литературыАлешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 152 с.Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. - М., 1985.Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тяти Я. Горный туризм . Снаряжения. Техника. Тактика. - Таллинн : Изд-во Ээсти раамат. - 1980. - 328с. Бардин К.В. - Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981.Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973. Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.Винокуров В. К. Безопасность в альпинизме. - М.: Физкультура и спорт, 1983.Власов АЛ. и др. Турист. Библиотека туриста. - М., 1974.Голикова О.М. Исследование основных направлений детского туризма // Сервис Plus. – 2013. - № 1. – С. 62–67.Горный туризм. Сост. Тятте Я. - Таллин, Ээсти Раамат, 1980.Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм. - М.: Профиздат, 1983.-112 с.Гуляев В. Новые информационные технологии в туризме. - М., 1998..Дарман П. - Учебник выживания в экстремальных ситуациях. - М..: "Яуза", 2000.Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: методика подготовки и проведении: учебно-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010Захаров П.П. Инструктору альпинизма. - М.: ФиС, 1988.Карманный справочник туриста / Автор-сост. Ю. А.Штюмер. - 2-е изд. с изм. и доп. - М.: Профиздат, 1982. - 224 с.Катанский А.А. Туристско-рекреационная сфера и ее роль в развитии человеческого капитала // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 26-28. Кодыш Є.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990.Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Мн.: Национальный институт образования. – 2010.Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49.Криворучко В.И. Социально-экономические проблемы организации детского оздоровительного туризма в России [Электронный ресурс] // Упр. экон. системами : электрон. науч. журн. – 2011. - № 12. - URL: http://uecs.ru/uecs-36-122011/item/883-2011-12-21-12-27-03Круглов Д.Г. Туристическое мероприятие как наиболее эффективная форма организации отдыха и оздоровления детей и подростков // Там же. - 2010. - № 3 (138). - C. 47-49.Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. -М.: Физкультура и спорт, 1981. - 111 с.Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М .: ФиС, 1988. - 191с. Любимова Л.А. Специфика организации детского туризма // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. - 2014. - Т. 19, № 1. - С. 256-257.Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Пер. с болг. Коренькова А.М.М.: ФиС, 1981.Молчанова Л.Д. Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2014. – URL: http://festival.1september.ru/articles/600061/Моргунов Б. П. Туризм. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2114 // Физ. воспитание. - М.: Просвещение, 1978. - 166с.Никишин Л.Ф., Коструб А.А. Туризм и здоровье. - К., 1991.Остапец А.А. В походе юные. - М.: Просвещение, 1978.-95с.Остапец А.А. Методологические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся: Сб. материалов Всесоюзной научно-практической конференции. - Часть 1. - М.: ЦДТЭС Гособразования СССР, ЦСЮТУР Мин. образования РСФСР, НИИ ОПВ АПН СССР, 1989. - С.38-57.Остапец А.А. Методологические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся: Сб. материалов Всесоюзной научно-практической конференции. - Часть 1. - М.: ЦДТЭС Гособразования СССР, ЦСЮТУР Мин. образования РСФСР, НИИ ОПВ АПН СССР, 1989. - С.38-57.Пасечный П.С. На туристской тропе. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 95 с.Подготовка спортсменов-разрядников по туризму: Учебные планы, программы, организационно-методические указания. - М., 1990. – 186 с.Правила проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий с ученической и студенческой молодежью. / Сборник законодательных и нормативных актов об образовании. - Вып. 2.- М., 2004..Программа подготовки туристских общественных кадров; М, 2006; стр. 109Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. - М., 1987.Теребина П.В. Туризм как фактор формирования личности подростка // Университетские чтения - 2010 / Федер. агентство по образованию, Пятигор. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Ч. 11: Секции 5-8 симпозиума 2. - С. 132-136.Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/ И.А. Верба, С.М.Голицын, В.М.Куликов, Е.Г.Рябов. - М.: ФиС, 1983. - 160с.Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры. - /Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ. культ. / Сост. Ганопольский В.И. - М.: ФиС, 1987. - 240 с.Туризм на пороге XXI века: образование, культура, экология: материалы Международной научно-практической конференции. - М .: Изд-во "КИТЕП", 2009. - 268 с.Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков и внешк. учреждений. -М.: Просвещение, 1990. - 159 с.Ухтинская М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 51-58 Федотов Ю.Н. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРиБ "Турист", 1985. – 305с.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм : Учебник / Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. - М .: Советский спорт , 2002. - 364с.Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи / А.С. Никончук [и др.]; под ред. А.С. Никончука. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011Шипко А.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 15 с.Школа альпинизма. Сост. Захаров П. П., Степенко Т. В. М.: ФиС, 1989.Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 104 с.Экономика современного туризма. / Под ред. Карповой Г.А. - М .: Издательство "Герда", 1998..Энциклопедия туриста. Гл. ред. Тамм Е.И. - М.: Научное издательство "БРЭ", 1993.ПриложенияПриложение 1Состав тактично-технический дистанции для различных возрастных групп школьников на туристских соревнованиях учащихся средних классовОбозначения: БЗ – безопасная зона.ППС – промежуточный пункт страховкиИС – исходная сторона.КЛ – контрольная линия.ОЗ – опасная зона.ПС – пункт страховки.ТО – точка опоры.ЦС – целевая сторона.КП - контрольный пункт ФСУ - фрикционно-спусковое устройство(восьмерка, гри-гри...)Этап 1. Ориентирование в заданном направленииКоманда движется с ориентированием в заданном направлении. Контрольные пункты – 2 шт. Нарушение указанного порядка взятия КП или пропуск КП – штраф 20 минут. Во время прохождения дистанции команда должна находиться вместе, в зоне видимости друг друга.Технические этапы.Этап 1. Переправа по бревну через водную преграду. КВ – 15 мин (ВКЛЮЧАЕТСЯ ОТ СТАРТА).Параметры этапа: Длина этапа - 18 м, длина бревна -12 м, Оборудование:ИС - БЗ, ТО1 –бревно, КЛ – начало ОЗ.Бревно. Судейские перилаЦС – БЗ, ТО2–бревно, КЛ – окончание ОЗ.Действия: Движение участников по п.5.8. транспортировка рюкзака по п. 5.16.Задачи: Участники переправляются по бревну, подключенные коротким усом самостраховки к судейским страховочным перилам с сопровождением из своей веревки. Сопровождение может быть организованно с любой стороны этапа. Транспортировка рюкзака может осуществляется отдельно от участников по страховочным перилам, при этом не допускается нахождения на них участников, либо на участнике, в этом случае пояс рюкзака должен быть расстегнут.Этап 2. Переправа через реку вброд. КВ – 20 минут, НВ – 10 минутПараметры: длина этапа - 20м. Оборудование: ИС – БЗ, КЛ- начало ОЗ.Судейские перила. ЦС – БЗ, КЛ - окончание ОЗ.Действия: Движение участников по п.5.8. Задачи: Участники проходят вброд с самостраховкой коротким усом к судейским перилам. Участники организуют сопровождение из командной веревки. Транспортировка рюкзака осуществляется на участнике, в этом случае пояс рюкзака должен быть расстегнут. Команды организуют сопровождение своей веревкойЭтап 3. Спуск по склону с самостраховкой. КВ – 20 минут, НВ – 15 минутПараметры этапа: длина этапа - 18 метров, крутизна - до40 ˚. Оборудование этапа: ИС – БЗ, КЛ – начало ОЗ.судейские перила.ЦС – БЗ, КЛ – окончание ОЗ.Действия: Движение участников по судейским перилам по п.5.10. Задачи: Этап проходится с самостраховкой, для самостраховки разрешено использовать фсу, либо схватывающий узел. Этап Подъем по склону. КВ – 20 минут, НВ – 15 минут.Параметры этапа: Длина этапа – 16 метров. Крутизна – до30. Оборудование этапа: ИС – БЗ,КЛ- начало ОЗ.ППС в ОЗ – 1 судейская петля.ЦС – БЗ, ТО1- судейская петля, КЛ - окончание ОЗ.Действия: Подъем первого участника по п.5.4., страховка осуществляется с рук. Организация перил по п.5.6. Движение остальных участников по п. 5.10. Снятие перил по п.5.7.1. Задачи: Первый участник проходит этап с командной страховкой из своей веревки свободным лазаньем из безопасной зоны, простегивая страховочную веревку через судейскую петлю. Страховка осуществляется с рук, конец страховочной веревки закреплен на участнике. Для прощелкивания страховки через судейскую ППС разрешено использовать командные карабины( при этом карабины должны быть замуфтованы), либо оттяжки. Участник наводит командные перила из своей веревки, используя судейскую петлю на целевой стороне этапа. Остальные участники проходят этап по перилам с самостраховкой либо жюмаром, либо схватывающим узлом. В коридоре может находиться не более одного участника.Поляна заданийЭтап 1. Измерение расстояния КВ – 5 минутКоманда выполняет задание судьи по измерению расстояния до недоступного объекта.Задание проходится в виде теста. Команда получает карточку с 5-ю вариантами ответов. Неверный ответ – 5 баллов.Этап 2. Определение крутизны склона КВ – 5 минутКоманда выполняет задание судьи по измерению крутизны склона.Задание проходится в виде теста. Команда получает карточку с5ю вариантами ответов. Неверный ответ – 5 баллов.Этап 3. Разжигание костра. КВ – 30 минут, НВ – 20 минут.У команды три спички в коробке (используются обычные спички). Перед выполнением задания судьи проверяют герметичность упаковки спичек, опуская их в воду. Использование горючих веществ для разжигания костра запрещается. На указанном месте команда разводит костер при помощи коробка и3х спичек. При необходимости судья может выдать дополнительные спички (по одной, одна спичка – один балл). Критерием выполнения задания является высота пламени – 60 см.Невыполнение задания в контрольное время – 15 баллов.По окончанию работы на этапе необходимо залить костер.Этап 4. Топознаки КВ – 5 минутДействия: Участники получают 6 карточек с топознаками. Необходимо назвать топознак. За каждый неправильный ответ – 3 балла. Каждый участник определяет знак индивидуально. Подсказка – 3 штрафных балла.Этап 5. Вязка узла КВ – 5 минутОборудование: судейская веревка для вязки узла.Действия: Участники получают 6 карточек с узлами. Необходимо завязать узел. Неправильно завязанный узел – 3 штрафных балла. (перечень узлов: восьмерка-проводник, прямой (с двумя контрольными), проводник (с контрольным), австрийский проводник, двойной проводник(заячьи уши)). Каждый участник вяжет узел индивидуально. Подсказка – 3 штрафных балла.Этап 6. Азимут КВ – 5 минутДействия: Команда выполняет задание судей: определение азимута на объект.Задание проходится в виде теста. Команда получает карточку с5ю вариантами ответов. Неверный ответ – 10 баллов.Этапы 7-8. «Оказание медицинской помощи» и«вязка жестких носилок». Проходятся до старта или после финиша. Время на выполнение этих этапов не входит в общее время дистанции. На этих этапах оценивается правильность выполнения. Контрольное время выполнения этапов«Оказание медицинской помощи» и «Изготовление жестких носилок» — 30 минут на оба этапа.Этап 9. Оказание медицинской помощи. Действия: Команда предоставляет мед. аптечку(согласно списку) и выполняет задание судей по оказанию медицинской помощи. Список аптечки, перечень возможных травм, поражений и таблица нарушений будут сообщены в отдельном приложении к условиям соревнований.Этап. Изготовление жестких носилок. Команда изготавливает жесткие носилки из судейских жердей и поперечин. (наличие командного коврика и спальника обязательно). Выполнением условий этапа является готовность к транспортировке пострадавшего. Будет проверяться диагональная жесткость носилок. ФИНИШПриложение 2Образец протокола технического этапа соревнований. ЭТАП «Преодоление водной преграды по бревну» КОМАНДА _________________ СТАРТОВЫЙ № _______ № п / п Нарушения и ошибки Штраф в баллах * Иванов Петров Сидоров Иванова Петрова Сидорова 1. Потеря (отсутствие) самостраховки 1.0       2. Неполная самостраховка (не затянуты муфта карабина) 0.5       3. Узел завязан неправильно (при организации самостраховки) 1.0       4. Падение участника в воду при переправе 0.7       5. Потеря равновесия при переправе 0.5       6. Узел не расправлен 0.25       Сумма штрафа        ВРЕМЯ НА ЭТАПЕ        ПРИМЕЧАНИЯ        Приложение 3.АНКЕТАРуководителя и капитана команды, участвующей в соревнованиях на тактико-технической дистанции.Уважаемые участники слёта!Исследование, в котором мы просим Вас принять участие, проводится с целью выявления особенностей подготовки, организации и проведения соревнований на тактико-технической дистанции. В результате исследования планируется разработать методические рекомендации по организации проведения и по содержанию и составу тактико-технической дистанции для групп туристов обучающихся в средних классах.Нам очень важно знать Ваше мнение по рассматриваемым вопросам.Заранее благодарны Вам за помощь в нашей работе и надеемся на ваше серьёзное отношение к заполнению анкеты.1.Какую команду Вы представляете (напишите):________________________2. Кем Вы являетесь в данной команде (подчеркните):капитанруководитель3. На данных соревнованиях какое место заняла Ваша команда (напишите):______________4. Понравились ли Вам соревнования на тактико-технической дистанции (подчеркните один вариант):даскорее да, чем нетскорее нет, чем данетне определилс5. Устала ли Ваша команда (в целом), когда проходила дистанцию (подчеркните один вариант):даскорее да, чем нетскорее нет, чем данетне определился6. Достаточно ли, с Вашей точки зрения, было этапов на тактико-технической дистанции (подчеркните один вариант):достаточномаломногоне знаю7. Как Вы считаете, какой была дистанция по протяжённости (подчеркните один вариант):слишком короткаякороткаянормальнаядлиннаяслишком длиннаяне знаю8. Какие из ниже перечисленных этапов, вызвали затруднения при преодолении у Вашей команды (подчеркните): Бревно с перилами, переправа по веревке с перилами, траверс склона, движение по скальному участку, переправа через реку вброд с использованием перил, преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешенной веревки (маятником), движение по кочкам, движение по жердям, вязка узлов, туристское ориентирование, зачет по топографии и, геодезии, оказание доврачебной помощи, установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака.9. Напишите, почему?_________________________________________________________10. Какие из ниже перечисленных этапов, больше всего понравились Вашей команде (подчеркните): Бревно с перилами, переправа по веревке с перилами, траверс склона, движение по скальному участку, переправа через реку вброд с использованием перил, преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешенной веревки (маятником), движение по кочкам, движение по жердям, вязка узлов, туристское ориентирование, зачет по топографии и, геодезии, оказание доврачебной помощи, установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака.11. Напишите, почему?_________________________________________________________12. Какие из ниже перечисленных этапов, больше всего не понравились Вашей команде (подчеркните): Бревно с перилами, переправа по веревке с перилами, траверс склона, движение по скальному участку, переправа через реку вброд с использованием перил, преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешенной веревки (маятником), движение по кочкам, движение по жердям, вязка узлов, туристское ориентирование, зачет по топографии и, геодезии, оказание доврачебной помощи, установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака.13. Напишите, почему?_________________________________________________________14. Какие из ниже перечисленных этапов, Вы бы хотели видеть в будущем на соревнованиях на тактико-технической дистанции (подчеркните): Бревно с перилами, переправа по веревке с перилами, траверс склона, движение по скальному участку, переправа через реку вброд с использованием перил, преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешенной веревки (маятником), движение по кочкам, движение по жердям, вязка узлов, туристское ориентирование, зачет по топографии и, геодезии, оказание доврачебной помощи, установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака.15. Напишите, какие ещё этапы, Вы бы хотели видеть в будущем на соревнованиях?_____________________________________________________16. Как Вы считаете, какие были допущены ошибки при судействе соревнований (подчеркните один вариант):ошибок не было, судейство было объективнымсудейство не было объективнымсудьи не видели многих ошибоксудьи слишком придирались к участникамсудьи задерживали участников на этапахдругие ошибки (напишите)______________________________________________17. Планирует ли Ваша команда в дальнейшем принимать участие в соревнованиях на тактико-технической дистанции (подчеркните один вариант):ДаНетНе знаюМы благодарим Вас за труд по заполнению анкеты!Анкету разработал: студент. РГУФКСМиТХоу КуньНаучный руководитель: к.п.н., ст. преподаватель РГУФКСМиТ Павлов Е.А.Приложение 4.АНКЕТАНачальников тактико-технических дистанций.Уважаемые эксперты!Исследование, в котором мы просим Вас принять участие, проводится с целью выявления особенностей подготовки, организации и проведения соревнований на тактико-технической дистанции. В результате исследования планируется разработать методические рекомендации по организации проведения и по содержанию и составу тактико-технической дистанции для групп туристов обучающихся в средних классах.Нам очень важно знать Ваше мнение по рассматриваемым вопросам.Заранее благодарны Вам за помощь в нашей работе и надеемся на ваше серьёзное отношение к заполнению анкеты.1.Ваш возраст (напишите):________________________2. Ваша туристская квалификация (подчеркните):1 разряд КМС МССудья 1 категорииСудья республиканской категории3. Ваше образование (подчеркните):Высшее Неоконченное высшееСреднее специальное4.Ваше местожительство (напишите):________________________5. Наиболее оптимальное количество этапов, которое, по вашему мненю, должно быть включено в тактико-техническую дистанцию для обучающихся в средних классах. (напишите):________________________6. Какова должна быть средняя крутизна склонов на тактико-технической дистанции. (напишите):________________________5. Устала ли Ваша команда (в целом), когда проходила дистанцию (подчеркните один вариант):даскорее да, чем нетскорее нет, чем данетне определился6. Достаточно ли, с Вашей точки зрения, было этапов на тактико-технической дистанции (подчеркните один вариант):достаточномаломногоне знаю7. Какие из ниже перечисленных этапов, следует, по Вашему мнению включить в соревнования (подчеркните): Установка и снятие палатки, разжигание костра и пережигание нити, разжигание костра и кипячение воды, укладка рюкзака, преодоление заболоченного участка по кочкам, преодоление заболоченного участка по кладям из жердей, подъём по травянистому склону с альпенштоком, спуск по травянистому склону с альпенштоком, траверс по травянистому склону с альпенштоком, подъём по травянистому склону спортивным способом, спуск по травянистому склону спортивным способом, подъём по травянистому склону с самостраховкой, спуск по травянистому склону с самостраховкой, траверс по травянистому склону с самостраховкой, подъём по травянистому склону с самонаведением, спуск по травянистому склону с самонаведением, траверс по травянистому склону с самонаведением, переправа по бревну с перилами без самостраховки, переправа по бревну с перилами с самостраховкой, переправа по бревну с перилами с самонаведением, навесная переправа, навесная переправа с организацией командного сопровождения, навесная переправа с самонаведением, переправа через реку вброд, переправа через реку вброд с альпенштоком, переправа через реку вброд с самостраховкой, переправа через реку вброд с самонаведением, переправа через реку на плавсредствах, вязка узлов, преодоление чащобного, буреломного участка, переправа по параллельным перилам без самостраховки, переправа по параллельным перилам с самостраховкой, преодоление качающегося бревна, подлаз и перелаз, мышеловка, вертикальный маятник, горизонтальный маятник, горизонтальная паутинка, вертикальная паутинка, бабочка, преодоление канавы с помощью шеста, одевание исс, оборудование тента, навеса, оказание доврачебной медицинской помощи, транспортировка пострадавшего, зачёт по топографии, маркированный маршрут, движение по азимуту. 8. Каким должен быть штраф за ошибки на тактико-технической дистанции для средних классов? Напишите_________________________________________________________9. Какой должна быть тактика прохождения дистанции? Напишите_______________10. Сколько человек должны составлять команду средней школы Напишите __Мы благодарим Вас за труд по заполнению анкеты!Анкету разработал: студент. РГУФКСМиТХоу КуньНаучный руководитель: к.п.н., ст. преподаватель РГУФКСМиТ Павлов Е.А.

Список литературы
1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 152 с.
2. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. - М., 1985.
3. Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тяти Я. Горный туризм . Снаряжения. Техника. Тактика. - Таллинн : Изд-во Ээсти раамат. - 1980. - 328с.
4. Бардин К.В. - Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981.
5. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.
6. Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
7. Винокуров В. К. Безопасность в альпинизме. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
8. Власов АЛ. и др. Турист. Библиотека туриста. - М., 1974.
9. Голикова О.М. Исследование основных направлений детского туризма // Сервис Plus. – 2013. - № 1. – С. 62–67.
10. Горный туризм. Сост. Тятте Я. - Таллин, Ээсти Раамат, 1980.
11. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм. - М.: Профиздат, 1983.-112 с.
12. Гуляев В. Новые информационные технологии в туризме. - М., 1998..
13. Дарман П. - Учебник выживания в экстремальных ситуациях. - М..: "Яуза", 2000.
14. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: методика подготовки и проведении: учебно-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010
15. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. - М.: ФиС, 1988.
16. Карманный справочник туриста / Автор-сост. Ю. А.Штюмер. - 2-е изд. с изм. и доп. - М.: Профиздат, 1982. - 224 с.
17. Катанский А.А. Туристско-рекреационная сфера и ее роль в развитии человеческого капитала // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 26-28.
18. Кодыш Є.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990.
19. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Мн.: Национальный институт образования. – 2010.
20. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49.
21. Криворучко В.И. Социально-экономические проблемы организации детского оздоровительного туризма в России [Электронный ресурс] // Упр. экон. системами : электрон. науч. журн. – 2011. - № 12. - URL: http://uecs.ru/uecs-36-122011/item/883-2011-12-21-12-27-03
22. Круглов Д.Г. Туристическое мероприятие как наиболее эффективная форма организации отдыха и оздоровления детей и подростков // Там же. - 2010. - № 3 (138). - C. 47-49.
23. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. -М.: Физкультура и спорт, 1981. - 111 с.
24. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М .: ФиС, 1988. - 191с.
25. Любимова Л.А. Специфика организации детского туризма // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. - 2014. - Т. 19, № 1. - С. 256-257.
26. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Пер. с болг. Коренькова А.М.М.: ФиС, 1981.
27. Молчанова Л.Д. Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2014. – URL: http://festival.1september.ru/articles/600061/
28. Моргунов Б. П. Туризм. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2114 // Физ. воспитание. - М.: Просвещение, 1978. - 166с.
29. Никишин Л.Ф., Коструб А.А. Туризм и здоровье. - К., 1991.
30. Остапец А.А. В походе юные. - М.: Просвещение, 1978.-95с.
31. Остапец А.А. Методологические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся: Сб. материалов Всесоюзной научно-практической конференции. - Часть 1. - М.: ЦДТЭС Гособразования СССР, ЦСЮТУР Мин. образования РСФСР, НИИ ОПВ АПН СССР, 1989. - С.38-57.
32. Остапец А.А. Методологические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся: Сб. материалов Всесоюзной научно-практической конференции. - Часть 1. - М.: ЦДТЭС Гособразования СССР, ЦСЮТУР Мин. образования РСФСР, НИИ ОПВ АПН СССР, 1989. - С.38-57.
33. Пасечный П.С. На туристской тропе. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 95 с.
34. Подготовка спортсменов-разрядников по туризму: Учебные планы, программы, организационно-методические указания. - М., 1990. – 186 с.
35. Правила проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий с ученической и студенческой молодежью. / Сборник законодательных и нормативных актов об образовании. - Вып. 2.- М., 2004..
36. Программа подготовки туристских общественных кадров; М, 2006; стр. 109
37. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. - М., 1987.
38. Теребина П.В. Туризм как фактор формирования личности подростка // Университетские чтения - 2010 / Федер. агентство по образованию, Пятигор. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Ч. 11: Секции 5-8 симпозиума 2. - С. 132-136.
39. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/ И.А. Верба, С.М.Голицын, В.М.Куликов, Е.Г.Рябов. - М.: ФиС, 1983. - 160с.
40. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры. - /Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.
41. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ. культ. / Сост. Ганопольский В.И. - М.: ФиС, 1987. - 240 с.
42. Туризм на пороге XXI века: образование, культура, экология: материалы Международной научно-практической конференции. - М .: Изд-во "КИТЕП", 2009. - 268 с.
43. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков и внешк. учреждений. -М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
44. Ухтинская М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 51-58
45. Федотов Ю.Н. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРиБ "Турист", 1985. – 305с.
46. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм : Учебник / Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. - М .: Советский спорт , 2002. - 364с.
47. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи / А.С. Никончук [и др.]; под ред. А.С. Никончука. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011
48. Шипко А.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 15 с.
49. Школа альпинизма. Сост. Захаров П. П., Степенко Т. В. М.: ФиС, 1989.
50. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 104 с.
51. Экономика современного туризма. / Под ред. Карповой Г.А. - М .: Издательство "Герда", 1998..
52. Энциклопедия туриста. Гл. ред. Тамм Е.И. - М.: Научное издательство "БРЭ", 1993.

Вопрос-ответ:

Какие особенности организации и проведения соревнований на тактично-технических дистанциях на туристских соревнованиях для учащихся средних классов учитываются?

Организация и проведение таких соревнований требует учета возрастных особенностей учащихся, а также приспособления дистанции к их физическим и психологическим возможностям. Также необходимо учитывать безопасность участников и обеспечение подходящих условий для проведения соревнований.

Какие характеристики имеет школьный туризм?

Школьный туризм – это активная форма отдыха и познавательной деятельности для школьников, основной целью которой является ознакомление с природой, культурой и историей различных регионов. Это также способ развития физических и познавательных способностей учащихся.

Каковы особенности технико-тактической подготовки туристов?

Технико-тактическая подготовка туристов включает в себя освоение навыков ориентирования на местности, умение пользоваться картами, компасами, навигационными приборами, а также развитие тактического мышления и принятие решений в сложных ситуациях.

Какие особенности организации туристских соревнований для учащихся средних классов существуют?

Организация туристских соревнований для учащихся средних классов требует учета возрастных особенностей участников, а также разработки интересных и познавательных маршрутов с разными уровнями сложности. Также важно обеспечить безопасность участников и предоставить им подробную информацию о правилах и требованиях соревнования.

Каковы цель, задачи, методы и организация исследования в данной работе?

Цель данной работы заключается в изучении особенностей организации и проведения соревнований на тактично-технических дистанциях на туристических соревнованиях для учащихся средних классов. Задачами исследования является анализ общей характеристики школьного туризма, технико-тактической подготовки туристов и особенностей организации туристских соревнований. Методы исследования включают анализ литературных источников, изучение опыта проведения соревнований и проведение анкетирования участников.

Какие особенности организации и проведения соревнований на тактично-технических дистанциях для учащихся средних классов?

Организация и проведение таких соревнований требуют определенной подготовки и организационных навыков со стороны участников. Нужно учесть возрастные особенности учащихся и разделить их на соответствующие возрастные группы. Также необходимо обеспечить безопасность участников и предоставить им все необходимые инструкции и средства защиты. Важно создать интересные и разнообразные задания, чтобы дети могли проявить свои тактические и технические навыки. Все это требует хорошей организации и согласованной работы с педагогами и тренерами.

Какова общая характеристика школьного туризма?

Школьный туризм - это форма организованной активной отдыха и познавательной деятельности для школьников. Он предполагает организацию выезда школьных групп на природу для проведения различных мероприятий, включая туристические соревнования. Цель школьного туризма - развитие физических и интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них активной жизненной позиции, любви к природе и умения работать в команде.

Каковы цель, задачи и методы исследования в данной работе?

Целью данной работы является изучение особенностей организации и проведения соревнований на тактично-технических дистанциях для учащихся средних классов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: анализ общей характеристики школьного туризма, изучение технико-тактической подготовки туристов, выявление особенностей организации туристских соревнований для учащихся средних классов. В качестве методов исследования были использованы анализ научной литературы и эмпирическое исследование с помощью опросов и наблюдений.

Какие особенности организации соревнований на тактично технических дистанциях на туристских соревнованиях учащихся средних классов?

Организация соревнований на тактично технических дистанциях на туристских соревнованиях учащихся средних классов имеет свои особенности. Важно создать условия, которые позволяют участникам проявить свои навыки и умения в планировании маршрута, выборе тактики прохождения, использовании технических средств. Также необходимо учесть возрастные особенности и уровень подготовки учащихся. Важно обеспечить безопасность и контроль за прохождением дистанции.

Какие цели и задачи возникают при организации соревнований для учащихся средних классов?

При организации соревнований для учащихся средних классов целью может быть развитие спортивных навыков, укрепление физического здоровья, формирование умений работы в команде и тактического мышления, повышение мотивации к занятиям туризмом. Задачи могут включать выбор подходящей дистанции, контроль за безопасностью участников, предоставление необходимого снаряжения и материалов, организацию судейства и результатов соревнований, проведение праздничной церемонии награждения.

Каковы теоретические аспекты организации и проведения соревнований для учащихся средних классов?

В теоретических аспектах организации и проведения соревнований для учащихся средних классов важно учитывать педагогические и методические аспекты. Необходимо определить цели и задачи соревнований, разработать программу и методические материалы для подготовки участников, обеспечить безопасность и контроль за соревнованиями, провести необходимые коррекции и оценить результаты. Также важно сделать соревнования интересными и доступными для всех учащихся, учитывая их потребности и уровень подготовки.

Какие особенности организации и проведения соревнований на тактико-технических дистанциях на туристических соревнованиях для учащихся средних классов?

Организация и проведение соревнований на тактико-технических дистанциях на туристических соревнованиях для учащихся средних классов имеет ряд особенностей. Во-первых, необходимо учитывать возрастные особенности участников, их уровень физической и технической подготовки. Во-вторых, трассы соревнования должны быть достаточно сложными, чтобы проверить навыки участников в ориентировании, преодолении препятствий и командной работе. В-третьих, необходимо предусмотреть безопасность участников, например, через использование специального снаряжения и контрольных пунктов. Кроме того, организаторам необходимо предоставить участникам возможность оценить свои результаты и получить положительные эмоции от соревнования.