Организация и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Заказать уникальную дипломную работу- 77 77 страниц
- 82 + 82 источника
- Добавлена 28.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников 8
1.1. Сущность и назначение экологического воспитания детей дошкольного возраста 8
1.2. Анализ программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 18
1.3. Содержание, формы, методы, приемы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 26
Глава 2. Исследование экологического воспитания старших дошкольников 34
2.1. Цель, задачи, методы, методика и организация констатирующего эксперимента 34
2.2. Анализ полученных результатов 42
2.3. Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников 49
3.2.Выявление динамики формирования экологических представлений у старших дошкольников 54
Заключение 61
Литература 63
Приложение 70
Приложение 1 70
Приложение 2 77
Литература
1. Актуальность экологического воспитания дошкольников. /сост. С. Н.Николаева – Ниж. Новгород, 1991., с. 85., 93.
2. Ашиков В. Семицветик — программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 2.
3. Белавина И., Найденская Н. «Планета — наш дом» // Обруч. — 1977. - № 2.
4. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. – С. 38 – 46.
5. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.
6. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире //Дошкольное воспитание. 2003. № 12 – С. 18 – 21.
7. Болотина Л.Ф. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2008. – 267 с.
8. Борисова З. Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 6.
9. Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий // Дошкольное воспитание. 1996. № 4. – С. 69 – 72.
10. Васякина-Новикова Ж.Л. Паутинка. — М., 1996.
11. Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. - 1997. - № 6.
12. Вересов Н. Н. «Мы земляне»: Программа по экологическому вос-питанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 12; 1995. - № 1.
13. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1994., с. 202.
14. Взаимодействие общество и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы. /Отв. ред. Е. Т. Фаддеев. – М., 1986.
15. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 5.
16. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.
17. Волошина О. Природа в воспитании добрых чувств у детей // Дошкольное воспитание. – 1981. - №2.
18. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. – 160с.
19. Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987.
20. Гирусов Э. В. Опасность «дыр» в экологическом воспитании //Народное образование. - 1989. - № 4.
21. Глущенко Н.Н., Ашуркова Е.Р. Педагогические технологии в экологическом образовании дошкольников // Материалы Пятой международной конференции АсЭкО 18 — 23 ноября 1996 г. Россия, Санкт-Петер¬бург. — Обнинск, 1996.
22. Горелов А. А. Экологическая идеология и будущее России // Свободная мысль. – 1995. - № 1.
23. Григорьева Г. Г., Сергеева Д. В., Кочеткова Н.П. Кроха: Воспитание, обучение и развитие детей до трех лет: Кн. для родителей и воспита¬телей. — М., 2000.
24. Гризик Т. И. Познаю мир: Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. — М., 1998; Познаю мир: Методические рекомен¬дации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». — М., 1999.
25. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону, 1996.
26. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
27. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 – 321 с.
28. Дуброва В. Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями. // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9., с. 47.
29. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Научно технический прогресс и экологическое образование //Советская педагогика.-1985.-№12.-С.10-12.
30. Зебзеева В.И. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 4 – С. 45-49.
31. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. 2010. № 7 – С. 33.
32. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 3 – 9.
33. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
34. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. – С.10 – 12.
35. Игра и ознакомление дошкольников с растениями / сост. И. Г. Комарова. – Могилев, 1989.
36. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2004. № 5 – С.70-73.
37. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
38. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983. – 137 с.
39. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного от¬ношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1991.
40. Комов С. В. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов. – М., 1997., с. 54.
41. Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А., Марков Т. А., Виноградова Т. А. Программа экологического образования дошкольников «Мы». – СПб., 2003. – 240с.
42. Копцева Г. А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образова¬тельных учреждений. — М., 1999.
43. Котляков В. Жить по законам природы // Наука и жизнь, 2000, № 9.
44. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев И. О. Экологическое знание и сознание. – Новосибирск, 1987.
45. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др,—4-е изд,, перераб.— М.: Просвещение, 2001.— 253 с.
46. Лисенко Н.В. Практическая экология для детей - Ивано-Франковск: Версия, 1999-127с.
47. Логинов В. И. О критериях оценки знаний детей дошкольного возраста. /Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. – М., 1984.
48. Логунов А. А. Соколов В. Е. и др. Современные проблемы экологического образования // Вестник АН СССР. – 1981. - №11.
49. Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
50. Лысенко В. Д. Осуществление связи познавательной и трудовой деятельности в процессе знакомства детей с природой. / Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1983.
51. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с.
52. Мамедов Н. М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. – М., 1989.
53. Мамедов Н. М. Экология: новые направления в традиционной науке. /Педагогическое образование. – М., 1993. – Вып. 7-10.
54. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний. // Биология в школе. – 1997. - № 1.
55. Маркова Т. А. Этапы формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста // Герценовские чтения. Педагогика и психология дошкольного и начального образования: проблемы, поиски, перспективы. - СПб., 1998.
56. Маркова Т.А. Экологическая грамотность воспитателя как условие экологического воспитания ребенка // Развитие и воспитание дошкольника.- СПб., 1993.
57. Марковская М. М. Уголок природы детском саду. – М., 1984.
58. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование»/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с.
59. Моисеев Н. Н.. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. – 1996. - № 3.
60. Моисеева Л. В. Экологическая педагогика: понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 1996., с. 128.
61. Николаева С. И Программа экологического воспитания дошколь-ников. — М., 1993.
62. Николаева С. Н Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Кн. для воспитателей детского сада. — М., 1999.
63. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М., 1999.
64. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания дошкольников. — М., 1996
65. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 145 с.
66. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
67. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
68. Петрова Т.И. Теория и технологии экологического образования детей: кандидат педагогических наук, доцент. – Стерлитамак, 2013. – 64 с.
69. Программа воспитания и обучения в детском саду. / отв. ред. М. А. Васильева. – М., 2014., с. 189.
70. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с.
71. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. центр «Карапуз», 2001. - 432 с.
72. Свирская Л. В. Создание развивающей среды в дошкольном учреждении. – Новгород, 1994.
73. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6. – С.26-29
74. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе //Советская педагогика.-1990.№12.-С.47-49.
75. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
76. Сухомлинский В. А. Проблемы дошкольного воспитания. – М., 1980, с. 334., 407.
77. Урсул А. Д. Перспективы экоразвития. – М., 1990.
78. Фельдштейн Д. Н. Психология становления личности. – М., 1994.
79. Фокина В. Г. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7., с. 39.
80. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 126 с.
81. Ширяева А. С. Принципы, формы и содержание экологического воспитания и образование на современном этапе. / О ценностном подходе к изучению жизнедеятельности человека. – М., 1985.
82. Ясвин В. А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. – 1995. - № 3. – Т.16.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе экологического воспитания старших дошкольников?
Теоретическими основами экологического воспитания старших дошкольников являются сущность и назначение экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Какие программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста существуют?
Существует большое количество программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, некоторые из них: «Зелёный листочек», «Экологическое воспитание дошкольника», «Как голуби Ноевы», «Очерки по экологии для детей», «Чудеса пальчиков», «Экологический дневник», «Зимушка-зима» и другие.
Какие формы, методы и приемы работы используются при экологическом воспитании детей дошкольного возраста?
При экологическом воспитании детей дошкольного возраста используются различные формы работы, такие как экскурсии, практические занятия в природной среде, создание экологических проектов и т. д. В качестве методов используются наблюдение, эксперимент, рассуждение, игры и многое другое. Приемы работы включают в себя такие действия, как объяснение, вопросы, обсуждение, моделирование и т. д.
Что является сущностью и назначением экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Сущностью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у детей экологического сознания, осознание необходимости бережного отношения к природе и окружающей среде. Назначение экологического воспитания заключается в формировании экологически грамотного и ответственного поведения у детей.
Что означает исследование экологического воспитания и что оно может показать?
Исследование экологического воспитания является анализом и оценкой процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста. Оно может показать эффективность и результативность проводимых мероприятий, а также выявить проблемные моменты и недостатки в работе учреждения.
Какова сущность и назначение экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в формировании экологической культуры, установок и навыков у детей, чтобы они могли осознавать значение и сохранять природную среду. Назначение экологического воспитания заключается в формировании у детей уважительного отношения к природе, развитии экологического мышления и поведения, создании условий для практического опыта и экологической практики.
Какие программы существуют по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста?
Существует большое количество программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают в себя занятия на природе, изучение растений и животных, экологические игры и эксперименты. Примерами таких программ могут быть "Экологическая педагогика", "Экологическое воспитание в детском саду", "Заботимся о природе" и другие.
Какие формы методы и приемы используются при экологическом воспитании детей дошкольного возраста?
При экологическом воспитании детей дошкольного возраста используются различные формы, методы и приемы. К ним относятся экологические игры и занятия на природе, изучение растений, животных и экосистем, проведение экологических экспериментов, организация экологических выставок и экскурсий. Также часто используются методы наблюдения, моделирования и совместной деятельности.
Каковы теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников?
Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников включают в себя понятия экологической культуры, экологического мышления и экологического поведения. Они основаны на принципах сохранения природы, уважительного отношения к окружающей среде и осознания ее значимости для жизни людей. Также важными теоретическими основами являются изучение природы, экосистем и экологических взаимосвязей.
Какова сущность и назначение экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Сущность экологического воспитания заключается в формировании у детей ценностного отношения к окружающей природной среде, развитии экологической культуры и ответственного отношения к природе и окружающей среде. Основной целью экологического воспитания является формирование у детей экологической грамотности, осознания необходимости сохранения природы и умения принимать экологически ответственные решения в будущем.
Какие программы используются в экологическом воспитании детей дошкольного возраста?
Существует большое количество программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают в себя игровые элементы, другие основаны на наблюдении за живой природой и экскурсиях, а третьи ориентированы на экологическое образование через работу с растениями и животными. Примерами таких программ являются "Экологический уголок", "Зеленый класс", "Охрана природы", "Маленький эколог".