Сфера действия трансфертного ценообразования для целей налогообложения
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 24.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Понятие трансфертного ценообразования и минимизация налогов 6
2.Налоговые риски трансфертного ценообразования 15
3.Организация контроля за трансфертным ценообразованием в России и за рубежом 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32
В п. 3 статье 105.3 НК РФ установлено, что для целей налогообложения цена по сделке признается рыночной, если налоговым органом не доказано обратное. Таким образом, бремя доказывания при налоговом контроле цен возложено на налоговые органы Российской Федерации.В мировой практике бремя доказывания между налоговыми органами и налогоплательщиками распределяется следующим образом:возложено на налогоплательщиков (Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Китай, Сингапур, США, Франция);возложено на налоговые органы (Бразилия, Германия, Норвегия, США, Франция, ЮАР, Россия).В некоторых странах бремя доказывания может быть перенесено с одной стороны на другую.Например, опыт Франции, который может рассматриваться как самый «негативный пример» для налоговых органов, с точки зрения распределения бремени доказывания, оказывается далеко не таким однозначным.В соответствии с положениями Налогового кодекса Франции [2], налоговые органы должны доказать зависимость или подконтрольность контрагентов, получение и размер необоснованной налоговой выгоды полученной зарубежными организациями.Однако на практике бремя доказывания может быть перенесено на налогоплательщика, если налоговые органы смогут доказать вывод прибыли за рубеж и запросить у налогоплательщика обоснованные объяснения.Российским законодательством предусмотрено, что сравниваемые сделки признаются сопоставимыми, если они совершаются в одинаковых коммерческих и/или финансовых условиях. Согласно п. 5 ст. 105.7 НК РФ однородные сделки - это сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и финансовых условиях.Сопоставимость - основа принципа правовой и коммерческой самостоятельности и ключевой элемент анализа трансфертного ценообразования.При определении сопоставимости сделок учитываются (как российском законодательстве, так и международной практике) 5 факторов, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие или финансовые условия сопоставляемых сделок:характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки (пп. 1 п. 4 ст. 105.5 НК РФ)например, виджет (торговая марка) от известного бренда по сравнению с обычным виджетом.функциональный анализ (пп. 2 п. 4 ст. 105.5 НК РФ)функции, выполняемые сторонами, принимаемые ими риски и используемые активы.условия контракта (пп. 3 п. 4 ст. 105.5 НК РФ)каким образом распределяются риски, выгоды и ответственность;анализ условий контракта: письменный или устный, прописаны ли условия явным образом или только подразумеваются;если истинные условия сделки отличаются от тех, которые прописаны в контракте, необходимо более тщательное расследование.экономические условия (пп. 4 п. 4 ст. 105.5 НК РФ)география рынка; размер рынка; конкуренция; наличие взаимозаменяемых товаров/ работ, услуг.коммерческие стратегии сторон (пп. 5 п. 4 ст. 105.5 НК РФ)например, стратегия проникновения на рынок; инновации; диверсификация / специализация бизнеса[2].Согласно рекомендациям ОЭСР при выборе метода определения трансфертных цен налогоплательщики и налоговые органы должны исходить из относительных преимуществ и недостатков каждого метода, уместности рассматриваемого метода с учетом сущности контролируемой сделки (устанавливается в рамках анализа сопоставимостей) и доступности достаточно надежной информации по сопоставимым сделкам и компаниям.Методы определения ценообразования, установленные российским законодательством, соответствуют методам ценообразования ОЭСР:Метод сопоставимых рыночных цен (п. 1 ст. 105.7, п. 3 ст. 105.7, ст. 105.9 НКРФ).Метод последующей реализации (ст. 105.7.1.2, 105.10 НК РФ).Затратный метод (п. 1 ст. 105.7, ст. 105.11 НК РФ).Метод сопоставимой рентабельности(п. 1 ст. 105.7, ст. 105.12 НК РФ).Метод распределения прибыли(п. 1 ст. 105.7, ст. 105.13 НК РФ).Метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации и затратный метод относятся к традиционным трансакционным методам и основаны на показателе уровня валовой прибыли.При открытом перечне источников информации в России о рыночных ценах всегда будет возникать спор между налоговой инспекцией и налогоплательщиком о том, какие цены использовать, так как они будут взяты из различных источников. Кроме того, анализ арбитражной практики применения ст. 40 НК РФ показал, что на сегодняшний день суды не выработали единой позиции по использованию источников информации. Заслуживает внимания опыт Республики Казахстан, где перечень официально признанных источников информации о рыночных ценах утвержден постановлением правительства.Метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли относятся к методам, основанным на анализе прибыльности сделок (показателе уровня чистой прибыли).Согласно п. 2.14 Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию метод сопоставимой рыночной цены является самым простым и надежным способом применения принципа «вытянутой» руки.В рамках администрирования трансфертных цен и выявления контролируемых сделок особое внимание следует уделять информации:об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических причин;о сделках налогоплательщика с резидентами низконалоговых юрисдикций;об участниках (учредителях) проверяемого налогоплательщика или его основных контрагентов - резидентах низконалоговых юрисдикций;об объемах специфических платежей, осуществляемых проверяемым налогоплательщиком (лицензионные платежи, роялти, страховые премии, проценты по долговым обязательствам, оплата управленческих и консультационных услуг, маркетинг, оплата IT-услуг, лизинговые платежи, научно-исследовательские, опытноконструкторские и технологические работы, займы, кредиты и т.д.). [1]Основная цель налогового контроля - своевременное выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, обеспечение своевременного исполнения налоговых обязанностей лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве налогоплательщиков.Основная цель налогового контроля трансфертного ценообразования как составного элемента общего механизма налогового контроля - противодействие использованию трансфертного ценообразования в качестве инструмента минимизации налогов. Таким образом, действия налоговых органов не должны быть направлены на ликвидацию трансфертного ценообразования как элемента рыночных отношений, а призваны максимально снизить негативное влияние его применения на бюджет страны и обеспечить своевременное выявление и изъятие недоимок в бюджет [3].Российская Федерация является страной - наблюдателем ОЭСР, а также кандидатом на вступление в эту международную организацию. Последовательное реформирование НК РФ и подзаконных актов позволило на законодательном уровне закрепить допустимые методы ценообразования и полномочия налоговых органов в сфере их контроля, что свидетельствует о продолжающейся интеграции России в международное сообщество.Приближение российского законодательства к международным стандартам облегчает возможность ведения международного бизнеса и совершения внешнеэкономических сделок, особенно для транснациональных корпораций.Сущность налоговой политики каждого государства определяется разнообразными факторами. К основным можно отнести: общенациональные цели, соотношение между тапами и формами собственности, сложившаяся политическая система. Налоговая политика государства отражает цели и степень государственного вмешательства в экономику. Ее изменение зависит от сложившейся экономической ситуации и направлений развития государства [4, с. 7].Таким образом, в качестве основных задач налогового контроля трансфертного ценообразования можно назвать:предотвращение вывоза прибылей за пределы Российской Федерации;справедливое распределение налоговых платежей между субъектами Российской Федерации за счет предотвращения необоснованного перемещения прибылей в субъекты с заниженным уровнем налогообложения;приведение налоговой системы Российской Федерации в соответствие с международными требованиями и стандартами.Качество налогового администрирования трансфертного ценообразования напрямую зависит от степени определенности правовых норм. Совершенствование закона в направлении конкретизации целей предоставленных прав, установления четких вариантов возможного поведения, установления процедур, понятных как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, - вот в чем решение проблемы злоупотребления правом субъектами налоговых правоотношений.ЗаключениеТрансфертное ценообразование, то есть установление своих собственных, отличных от рыночных, цен внутри корпорации, чрезмерно завышенных или напротив заниженных, позволяло входящим в корпорацию компаниям оптимизировать финансовые потоки и, как следствие, добиваться максимальной прибыльности в целом по группе компаний. Возможность ценовой дискриминации сведена к минимуму.Трансфертные цены, применяемые в сделках, не выходящих за пределы одной страны, стали использоваться для внутреннего учета движения товаров, услуг и финансов, а также для оценки деятельности подразделений организаций и компаний холдинга. Мировой опыт показывает, что в развитых странах действует принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены к рыночным ценам. Некоторые страны даже допускают использование нерегламентированных законом методов, если они соответствуют принципу «вытянутой руки» и более точно определяют рыночную цену.Важно понимать, что указанные в законодательстве методы не являются эталоном, т.е. они не позволяют однозначно определить, какой именно должна быть цена сделки, которая будет считаться рыночной. Методы лишь дают возможность установить более правильным и, главное, обоснованным путем, границы, в которых должна находиться цена, применяемая налогоплательщиком по проводимым сделкам.При совершенствовании налогового контроля основное внимание представляется отношениям, которые возникают между налогоплательщиками и российскими налоговыми органами.В первую очередь важным является то, что весь процесс доказательства несоответствия цены сделки цене, сформировавшейся на рынке между третьими лицами, является сферой ответственности налоговых органов, исключая сделки с компаниями, находящимися в офшорных юрисдикциях.Предоставления налогоплательщику возможности самостоятельного признания себя взаимозависимым лицом и подписания соглашения о ценообразовании также является шагом вперед в построении деловых отношений между сторонами.Тем не менее, принятие новых норм НК РФ возлагает большую ответственность на налоговые органы, и они постоянно должны стремиться к повышению качества своей работы, и совершенствование должно сначала произойти именно внутри структуры.Главной целью следует признать выстраивание отношения с налогоплательщиками на принципах общепринятой деловой этики, результатом которых будет являться приобретение доверия налогоплательщиков и ведение переговоров в спорных ситуациях.Приветствуется, если до заключения соглашения о ценообразовании будут проводиться предварительные встречи с работниками ФНС России, для уточнения необходимости его подписания, и утверждения необходимого комплекта документов, а также встречи для обсуждения с налогоплательщиком таких вопросов, как причина использования данного метода определения цен, что в итоге может заканчиваться достижением определенной договоренности.Таким образом, крайне важным моментом является решение спорных вопросов с налогоплательщиками на этапе досудебного разбирательства. Для достижения этой цели, неотъемлемой частью работы налоговых органов России должны стать взаимодействие и консультации с представителями Организация экономического сотрудничества и развития и с налоговыми органами зарубежных стран, что приведет, в конечном счете, к повышению уровня профессионального качества налоговых кадров.Список используемой литературыНалоговый кодекс федерации. Комментарий к последним изменениям // под. ред. Касьяновой Г.Ю.. - М.: АБАК, 2012Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»Арсеньева В.А Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, целей и методов экономического управления /Е.А. Янпольская // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №4.Борзунова А. Трансфертное ценообразование: контроль над ценами // Налоговый вестник. - 2011, №12. Ветер Е., Джонсон А. Закон о трансфертном ценообразовании: краткий обзор // Налоговый вестник. - 2011, № 9.Голишевский В.И. Методы определения трансфертных цен: ОЭСР рекомендует // Налоговая политика и практика. - 2011, № 9.Грызлов Д.В. Совершенствование системы налогообложения трансфертных цен в законодательстве Российской Федерации // Правовое регулирование в сфере экономики - 2011, №7Иванов А.Е. Эволюция налогового контроля трансфертного ценообразования в Российской Федерации / Е.А. Дзюба// «Международный бухгалтерский учет», 2014 № 27.Кирова О.А., Колпашников И.М.Новые правила признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения // Налоговая политика и практика. - 2012, № 2.Кирова о.А., Колпашников И.М. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения Pro et contra // Налоговая политика и практика. - 2011, №Климентьева В.Г. Возникновение двойного налогообложения прибыли в следствие корректировки налоговой базы // Налоги и налогообложение. - 2010, № 4.Мамбеталиева А.Н. Контроль за трансфертным ценообразованием в государствах членах ЕврАзЭС (правовой обзор) // Финансовое право. - 2010, № 7 (СПС Консультант Плюс)Оверчук А.Л. Контроль за трансфертным ценообразованием:опытбританской налоговой службы // Налоговая политика и практика. - 2011, №5.Раджабов Р.М., Ветер, Е.И. Реформы трансфертного ценообразования: новая версия законопроекта // Налоговая политика и практика. - 2011, №7Сорокина В.А. Налог на прибыль организаций: трансфертноеценообразование // Налоги и налогообложение - 2010, №7.Буссе Ралф Трансфертное ценообразование:Сравнительный анализнормативных актов Германии и законопроекта Российской Федерации www.palata-nk.ru/attachfiles/conference-2010-04-22-busse02.pptГолова И. Трансфертное ценообразование с 1 января 2012 года http://www.buhgalteria.ru/article/n53458Лермонтов Ю.М., Консультант плюс, 2011 г. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=QUEST;n=102760,Интернет - интервью Новые правила трансфертного ценообразования: плюсы и минусы, ИА «Гарант» и Управление трансфертного ценообразования ФНС России, 21.12.2011 http://www.garant.ru/action/interview/369396/Соколова Л. Трансфертное ценообразование: изменения в НК РФ с 1 января 2012 г., Город права информационно-справочный бизнес-портал. - 2011 Чайковская Л.А., Мамрукова О.И. Налоговый контроль и трансфертное ценообразование, Управление экономическими системами(электронный научный журнал). - 2012, № 3
1. Налоговый кодекс федерации. Комментарий к последним изменениям // под. ред. Касьяновой Г.Ю.. - М.: АБАК, 2012
1. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»
2. Арсеньева В.А Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, целей и методов экономического управления /Е.А. Янпольская // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №4.
3. Борзунова А. Трансфертное ценообразование: контроль над ценами // Налоговый вестник. - 2011, №12.
4. Ветер Е., Джонсон А. Закон о трансфертном ценообразовании: краткий обзор // Налоговый вестник. - 2011, № 9.
5. Голишевский В.И. Методы определения трансфертных цен: ОЭСР рекомендует // Налоговая политика и практика. - 2011, № 9.
6. Грызлов Д.В. Совершенствование системы налогообложения трансфертных цен в законодательстве Российской Федерации // Правовое регулирование в сфере экономики - 2011, №7
7. Иванов А.Е. Эволюция налогового контроля трансфертного ценообразования в Российской Федерации / Е.А. Дзюба// «Международный бухгалтерский учет», 2014 № 27.
8. Кирова О.А., Колпашников И.М. Новые правила признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения // Налоговая политика и практика. - 2012, № 2.
9. Кирова о.А., Колпашников И.М. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения Pro et contra // Налоговая политика и практика. - 2011, №
10. Климентьева В.Г. Возникновение двойного налогообложения прибыли в следствие корректировки налоговой базы // Налоги и налогообложение. - 2010, № 4.
11. Мамбеталиева А.Н. Контроль за трансфертным ценообразованием в государствах членах ЕврАзЭС (правовой обзор) // Финансовое право. - 2010, № 7 (СПС Консультант Плюс)
12. Оверчук А.Л. Контроль за трансфертным ценообразованием: опыт
13. британской налоговой службы // Налоговая политика и практика. - 2011, №5.
14. Раджабов Р.М., Ветер, Е.И. Реформы трансфертного ценообразования: новая версия законопроекта // Налоговая политика и практика. - 2011, №7
15. Сорокина В.А. Налог на прибыль организаций: трансфертное
16. ценообразование // Налоги и налогообложение - 2010, №7.
17. Буссе Ралф Трансфертное ценообразование: Сравнительный анализ нормативных актов Германии и законопроекта Российской Федерации www.palata-nk.ru/attachfiles/conference-2010-04-22-busse02.ppt
18. Голова И. Трансфертное ценообразование с 1 января 2012 года http://www.buhgalteria.ru/article/n53458
19. Лермонтов Ю.М., Консультант плюс, 2011 г. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=QUEST;n=102760,
20. Интернет - интервью Новые правила трансфертного ценообразования: плюсы и минусы, ИА «Гарант» и Управление трансфертного ценообразования ФНС России, 21.12.2011 http://www.garant.ru/action/interview/369396/
21. Соколова Л. Трансфертное ценообразование: изменения в НК РФ с 1 января 2012 г., Город права информационно-справочный бизнес-портал. - 2011
22. Чайковская Л.А., Мамрукова О.И. Налоговый контроль и трансфертное ценообразование, Управление экономическими системами (электронный научный журнал). - 2012, № 3
Вопрос-ответ:
Какое понятие содержится в п. 3 статьи 105 3 НК РФ?
В п. 3 статьи 105 3 НК РФ содержится понятие "рыночной цены" при определении стоимости сделки для целей налогообложения.
Что будет признано рыночной ценой по сделке, согласно НК РФ?
Согласно НК РФ, цена по сделке будет признана рыночной, если налоговым органом не будет доказано обратное.
Какие налоговые риски связаны с трансфертным ценообразованием?
Трансфертное ценообразование может столкнуться с такими налоговыми рисками, как неправильное определение рыночной цены, использование нерелевантных методов для определения цены, неправильная документация и др.
Как осуществляется контроль за трансфертным ценообразованием в России?
В России контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется налоговыми органами, которые проводят аудиты и проверки в рамках налогового контроля.
Как осуществляется контроль за трансфертным ценообразованием за рубежом?
Контроль за трансфертным ценообразованием за рубежом осуществляют налоговые органы соответствующих стран, которые проводят анализ документации, рассматривают отчеты и проводят проверки с целью выявления налоговых правонарушений.
Что такое трансфертное ценообразование?
Трансфертное ценообразование - это процесс определения цен на товары, работы и услуги, продаваемые между связанными сторонами, такими как дочерние компании и материнские компании. Целью этого процесса является минимизация налоговых рисков и соблюдение требований налогового законодательства.
Зачем проводят трансфертное ценообразование?
Основная цель проведения трансфертного ценообразования - это предотвращение перетаскивания прибыли между различными юридическими структурами для минимизации налоговых обязательств. Трансфертное ценообразование также позволяет обеспечить объективность и справедливость при определении цен на товары и услуги, продаваемые между связанными компаниями.
Какие налоговые риски связаны с трансфертным ценообразованием?
Трансфертное ценообразование может создавать ряд налоговых рисков. Одним из них является возможность невыгодных сделок между связанными компаниями с целью перетаскивания прибыли и уменьшения налоговых обязательств. Также возможны риски связанные с неправильным определением рыночной цены и неправильным применением методов оценки при проведении трансфертного ценообразования.
Какой контроль существует за трансфертным ценообразованием в России?
В России контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется налоговыми органами. Они имеют право проверять связанные стороны на предмет соблюдения требований налогового законодательства, в том числе в части проведения корректного трансфертного ценообразования. В случае выявления налоговых правонарушений, могут быть применены штрафные санкции.
Какие методы используются при проведении трансфертного ценообразования?
При проведении трансфертного ценообразования используются различные методы. К ним относятся метод сопоставимых цен, метод результирующего значения, метод распределения прибыли и другие. Выбор метода зависит от особенностей сделки и доступности сопоставимых данных. Определение метода проводится с учетом рекомендаций и требований налогового законодательства.
Какое понятие трансфертного ценообразования и минимизации налогов представлено в статье?
В статье представлено понятие трансфертного ценообразования и его связь с минимизацией налогов. Описывается, что для целей налогообложения цена по сделке должна быть рыночной, если налоговому органу не доказано обратное.
Какие налоговые риски связаны с трансфертным ценообразованием?
В статье описываются различные налоговые риски, связанные с трансфертным ценообразованием. Это могут быть риски неправильной оценки рыночной цены сделки, а также риски неправильного оформления документов, связанных с трансфертным ценообразованием. Такие риски могут повлечь за собой налоговые проверки и штрафы со стороны налоговых органов.