Дневник как средство духовного развития личности. Дневник молодого Толстого.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 28.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Определение дневника как жанра литературы 5
Влияние дневника на духовное становление личности 7
Дневник молодого Л.Н. Толстого как показатель духовных исканий писателя 10
Заключение 14
Список литературы 15
Следует отметить, что писатель не вел дневник ежедневно, иногда он оставлял его на месяцы и даже годы. Это связано с тем, что постоянно духовно развиваясь, Л.Н. Толстой возвращался к дневнику, становясь на новую ступень своего развития. Отсюда потребность записать это.
Первоначально в дневнике наблюдаются записи-планы, которые описывают то, что писатель должен сделать, а потом выяснение – сделал или нет. Из этого видно, пока Л.Н. Толстой считает, что человек может управлять собой при наличии воли. Но потом он понимает, как не зависящие от человека обстоятельства легко могут помешать этому, что он и отмечает в своем дневнике: «Все это время я вел себя не так, как желал себя вести. Причиною тому было, во-первых, мой переход из клиники домой; а во- вторых, общество, с которым я имел больше сношений. Из этого я заключил, что при всякой перемене положения надо очень основательно подумать о том, какие внешние обстоятельства будут иметь влияние на меня при новом положении и каким образом можно устранить это влияние…».
Несмотря ни на что, писатель очень редко удовлетворен своим развитием, считая, что правила, написанные им, весьма редко выполняются на самом деле. Впоследствии Л.Н. Толстой отмечает, что для своих планов слишком мало у него сил. Новый переход в его мыслях рождает убеждение, что он напрасно презирал убеждения других людей.
Одним из главных вопросов, бывших на страницах дневника писателя, был вопрос о цели жизни человека. Можно полагать, что годы жизни молодого Л.Н. Толстого прошли в поиске своего духовного развития, самонаблюдения. Он каждый раз старается посмотреть на себя со стороны, причем боясь даже намека на фальшь и ложь, старается представить себя в самом откровенном виде. Считая, что основной его отрицательной чертой является слабохарактерность, писатель пытается с ней бороться, самосовершенствуясь и развиваясь. Главное, по мнению писателя, не жалеть себя, не поддаваться самолюбию. Все это явно прослеживается на страницах его дневника.
Таким образом, дневник Л.Н. Толстого является свидетелем духовного становления и развития писателя, который много времени уделяя своему самовоспитанию, добился намеченной цели.
Заключение
Дневник, являясь своеобразным средством фиксации эмоционального состояния человека, помогает ему проанализировать свою жизнь, развиваться духовно, самосовершенствоваться. Следовательно, влияние дневника на духовное, нравственное развитие личности, несомненно. Недаром многие литературные деятели вели дневник, пытаясь с его помощью познать себя. Не исключение здесь и Л.Н. Толстой, ведь дневник, созданный им в пору молодости, явно показывает его духовные переживания, страдания, поиск верного пути и цели жизни.
Стоит отметить, что писатель уже в зрелом возрасте хотел уничтожить свой дневник, написанный в юности. Но потом посчитал, что его грехи, своеобразные исповеди могут послужить читателям с пользой. Ведь благодаря дневнику молодого Л.Н. Толстого можно обрести свой жизненный путь.
Вся сложность и многогранность натуры писателя, его духовные переживания и искания, мировоззрение предстоят в новом свете, благодаря его дневникам. Они зачастую написаны образным языком, с живыми, разговорными интонациями, что придает им неповторимое своеобразие.
Дневник молодого Л.Н. Толстого несет на себе печать его сложной, во многом противоречивой личности. Он всегда пребывал в поиске истины, верного жизненного пути. В первую очередь обращает на себя внимание внутренняя напряженность, сдержанность записей. Но видна непрестанная работа мысли. Дневник писателя отличается аналитичностью, силой чувств, откровенностью. Поражают сила воли и характер Л.Н. Толстого, который берет на себя подчас невыполнимые задачи, и что немаловажно, никогда не стремиться оправдать себя.
Таким образом, можно полагать, что дневник Л.Н. Толстого отражает внутренний мир писателя, его духовное развитие, всю противоречивость его мировоззрения, его постоянные переживания.
Список литературы
Рейнгольд А.С. Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - №11. – 2010. – С. 118-129
Никандрова А.В. Опыт издания дневников писателей в России XIX – XX веков// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: филология, история, востоковедение. - №2. – 2012. – С. 39-43.
Новикова Е.Г. Особенности речевого жанра дневника// Язык. Текст. Дискурс. - №3. – 2005. – С. 80-89.
Пигров К.С. Метафизика личного дневника// Вече. - №21. – 2010. – С. 25-41.
Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №1. – 2008. – С. 28-33.
Эйхенбаум Б.М. Работы о Льве Толстом. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПГУ, 2009. – 952 с.
Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра. Исследование. - М.: Флинта, 2003. – 280 с.
Новикова Е.Г. Особенности речевого жанра дневника// Язык. Текст. Дискурс. - №3. – 2005. – С. 81
Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №1. – 2008. – С. 29
Рейнгольд А.С. Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - №11. – 2010. – С. 119
Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №1. – 2008. – С. 32
Эйхенбаум Б.М. Работы о Льве Толстом. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПГУ, 2009. – 325 с.
Эйхенбаум Б.М. Работы о Льве Толстом. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПГУ, 2009. – С. 347
Там же. – С. 378
Там же. – С. 380
15
2. Никандрова А.В. Опыт издания дневников писателей в России XIX – XX веков// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: филология, история, востоковедение. - №2. – 2012. – С. 39-43.
3. Новикова Е.Г. Особенности речевого жанра дневника// Язык. Текст. Дискурс. - №3. – 2005. – С. 80-89.
4. Пигров К.С. Метафизика личного дневника// Вече. - №21. – 2010. – С. 25-41.
5. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №1. – 2008. – С. 28-33.
6. Эйхенбаум Б.М. Работы о Льве Толстом. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПГУ, 2009. – 952 с.
7. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра. Исследование. - М.: Флинта, 2003. – 280 с.
Вопрос-ответ:
Какой жанр литературы представляет дневник?
Дневник представляет собой жанр литературы.
Как дневник влияет на духовное развитие личности?
Дневник может способствовать духовному развитию личности, так как позволяет человеку осмыслить свои мысли и переживания, а также сделать выводы и научиться саморефлексии.
Какой дневник оставил Л. Н. Толстой и как он свидетельствует о духовных исканиях писателя?
Л. Н. Толстой оставил дневник молодого Толстого, который является свидетельством его духовных исканий. В нём Толстой отражал свои мысли, сомнения, поиски и размышления, что позволяет проследить его духовное развитие.
Почему Л. Н. Толстой не вел дневник ежедневно?
Л. Н. Толстой не вел дневник ежедневно, так как постоянно духовно развивался. Он оставлял дневник на месяцы и даже годы, возвращаясь к нему, когда переходил на новую ступень своего развития.
Какие есть источники по изучению дневника молодого Л. Н. Толстого?
Источники по изучению дневника молодого Л. Н. Толстого включают его самого дневник, а также комментарии и исследования литературоведов и биографов, которые помогают проанализировать и понять значения и высказывания в дневнике.
Зачем Л.Н. Толстой вел дневник?
Л.Н. Толстой вел дневник как средство духовного развития личности. Он использовал его для записи своих мыслей, идей, впечатлений, исканий и внутренних переживаний. Дневник помогал ему осознавать и анализировать свою жизнь, исследовать свой внутренний мир и стремиться к самосовершенствованию.
Какое влияние оказывал дневник на духовное становление Л.Н. Толстого?
Дневник играл важную роль в духовном становлении Л.Н. Толстого. Он помогал ему осознавать свои мысли, эмоции и сомнения, обращаться к ним с критическим взглядом и искать ответы на свои вопросы. Через дневник Толстой выражал свои духовные искания, размышления о нравственности, смысле жизни, справедливости, любви и других глубоких темах.
Каким образом дневник молодого Л.Н. Толстого отражает его духовные искания?
Дневник молодого Л.Н. Толстого является показателем его духовных исканий. В нем он отражал свои мысли и чувства, связанные с поиском смысла жизни, нравственности, любви, истины. В дневнике Толстой размышлял о своих внутренних противоречиях, сомнениях, духовной борьбе. Он использовал его как инструмент самоанализа и саморазвития, что помогало ему развиваться как личность и писатель.