Тема пророчества в творчестве Лермонтова.
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 28.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Тема пророчества в творчестве Лермонтова 3
Список литературы и использованных источников 13
..Разве не образ это кровавого 1917 года, когда рухнули основы прежнего государственного устройства, когда «низвергнутый» закон потерял силу? «Смерть и кровь» — не намек ли это на ужасы гражданской войны, когда брат воевал против брата? Зловещая картина грядущих потрясений в «Предсказании» дана в развитии, хотя, конечно, это лишь начало, «зарево» великой и жестокой эпохи. Война и разрушение естественным образом приводят к голоду, ведь значительная часть населения занята кровопролитием, а не мирным трудом: «И станет глад сей бедный край терзать». Конечно, голод разразится над страной и позже, в эпоху коллективизации, но речь, несомненно, шла об более ранних событиях. Об этом можно догадаться, так как одной из главных примет грядущего «черного года» Лермонтов называет появление «мощного человека» с «булатным ножом». Поэт рисует вождя грядущей революции в соответствии с легендарными образами Степана Разина и Емельяна Пугачева как могучего детинушку разбойной наружности. Однако слово «мощный» можно понимать не только в смысле физической силы — интеллектуальный гений способен при благоприятствующих обстоятельствах свершить куда больше, чем молодец с «булатным ножом». Упоминание о ноже также целесообразно понимать не в буквальном смысле, но как символ начала эпохи многочисленных расправ над противниками нового строя («красный террор»).Мотив предвидения судьбы, нависшей над беспечно пирующей толпой, звучит в стихотворении «На буйном пиршестве задумчив он сидел...». Лермонтов попутно затрагивает и тему судьбы провидца, лишенного возможности спокойно наслаждаться отпущенными мгновениями жизни из-за своего рокового знания:Он говорил: «Ликуйте, о друзья!Что вам судьбы дряхлеющего мира?..Над вашей головой колеблется секира,Но что ж!.. из вас один ее увижу я».В ряде стихотворений поэта звучит мотив предчувствия лирическим героем собственной гибели: «Не смейся над моей пророческой тоскою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»). Обратим внимание, что в стихотворениях, где пророчество относилось к судьбе страны, повествование велось от третьего лица. Когда же дело касается судьбы отдельной личности, автор ведет речь от первого. Этим он подчеркивает, что отождествляет свою судьбу с судьбой лирического героя, воспринимает его переживания. И здесь мы сталкиваемся с таинственной особенностью предсказания, вообще слова, произнесенного человеком талантливым, то есть определенного рода творцом. Предсказание, знание о будущих события, конечно, может быть истинным. В то же время образ будущего, сформулированный в словах, способен формировать это будущее. По крайней мере, многие люди, в том числе и творческие, искренне полагают, что это так. Подобное отношение к слову вполне согласуется с представлением о мощном энергетическом импульсе слова, о котором хорошо сказал Н. С. Гумилев:В оный день, когда над миром новымБог склонил лицо свое, тогдаСолнце останавливали словом,Словом разрушали города.По этой причине некоторые поэты полагают, что не следует от своего лица писать о каких-либо нежелательных событиях, которые происходят или могут произойти. То, о чем ты напишешь, может сбыться, считают сторонники этого поверья. В упомянутых же стихотворениях Лермонтова речь идет по сути дела о собственной гибели. Правда, в стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоскою...» лирический герой полагает, что погибнет «на плахе», однако этот образ можно рассматривать и символически. В то же время такие словосочетания, как «довременный конец» (то есть ранний), «венец певца», разве не применимы в отношении самого Лермонтова?Итак, тема пророчества в творчестве Лермонтова раскрывается как в прозе, так и в поэзии. Мотив судьбы и рока возникает в последней главе романа «Герой нашего времени» — «Фаталист», где тема пророчества раскрывается неоднозначно. В поэзии пророчества касаются как личной судьбы поэта, так и судьбы страны. В обоих случаях предсказания окрашены в печальные, пессимистические краски, что вообще характерно для творчества Лермонтова. Список литературы и использованных источниковГениева Е. Митрополит Илларион: Поэзия Лермонтова бессмертна и всегда востребована. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://mospat.ru/ru/2014/11/04/news110763/. (Дата обращения: 26.01.2015).Лермонтов М.Ю. Сон. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm06/vol02/le2-197-.htm. (Дата обращения: 26.01.2015).Лермонтов М.Ю. Пророк.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA_(%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2. (Дата обращения: 26.01.2015).Лермонтов М.Ю. Фаталист. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/selected/gnv/gnv-1102.htm. (Дата обращения: 26.01.2015).Лермонтов М.Ю. Предсказание. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/95.htm. (Дата обращения: 26.01.2015).Лермонтов М.Ю. Пророческий дар. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/transcript/24268353.html. (Дата обращения: 26.01.2015).
1. Гениева Е. Митрополит Илларион: Поэзия Лермонтова бессмертна и всегда востребована. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mospat.ru/ru/2014/11/04/news110763/. (Дата обращения: 26.01.2015).
2. Лермонтов М.Ю. Сон. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm06/vol02/le2-197-.htm. (Дата обращения: 26.01.2015).
3. Лермонтов М.Ю. Пророк. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA_(%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2. (Дата обращения: 26.01.2015).
4. Лермонтов М.Ю. Фаталист. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/selected/gnv/gnv-1102.htm. (Дата обращения: 26.01.2015).
5. Лермонтов М.Ю. Предсказание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/95.htm. (Дата обращения: 26.01.2015).
6. Лермонтов М.Ю. Пророческий дар. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/transcript/24268353.html. (Дата обращения: 26.01.2015).
Вопрос-ответ:
Какая тема рассматривается в статье?
Тема пророчества в творчестве Лермонтова.
Какие основные события пророчит Лермонтов в своей поэзии?
Он пророчит кровавый 1917 год, когда рухнули основы прежнего государственного устройства и разразилась гражданская война.
Что Лермонтов имеет в виду, говоря о потере силы закона?
Это отсылка к тому, что в период гражданской войны никто не соблюдает законы, они теряют свою силу.
Как Лермонтов описывает будущие потрясения в своем предсказании?
Он говорит, что это лишь начало зарева великой и жестокой картины грядущих потрясений, которые впоследствии охватят весь горький следующий век.
Что можно сказать о статье на основе ее содержания?
В статье рассматривается тема пророчества в творчестве Лермонтова, поднимаются вопросы о грядущих потрясениях, связанных с гражданской войной, и трактуется его предсказание о будущих событиях.
Какую тему Михаил Лермонтов осветил в своем творчестве?
Тему пророчества.
Какие события и трагедии истории автор имеет в виду, говоря о "кровавом 1917 годе"?
Автор имеет в виду Русскую революцию и свержение монархии в России, что привело к Гражданской войне и страшным потрясениям.
Какие последствия пророчества можно увидеть в Предсказании?
В Предсказании можно увидеть зловещую картину грядущих потрясений, которые приведут к кровопролитию и братоубийственной Гражданской войне.
Что обозначает "начало зарева великой и жестокой"?
Это указывает на то, что пророчество является лишь началом будущих страшных событий, которые будут великими и жестокими.