Музыкальные игры этюды как средство развития танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.03.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Танец и танцевальное творчество в психолого-педагогической литературе 6
1.1 Сущность понятий «танец» и «творчество» 6
1.2 Возрастные особенности развития танцевального творчества 10
Глава 2. Специфика развития танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных этюдов 17
2.1 Методика музыкально-танцевальных игр – этюдов: краткая характеристика 17
2.2 Педагогические условия использования музыкальных этюдов при работе с детьми старшего дошкольного возраста 20
Заключение 24
Список литературы 26
Если выбран авторитарный стиль педагогического общения, тогда чрезвычайно сложно создать условия для реализации методики музыкальных этюдов. Для того, чтобы дети могли проявить свое индивидуально-творческое начало, необходимо создать развивающую среду для этого и использовать свободный, открытый стиль общения с ними.
Для открытого стиля общения со старшими дошкольниками важно интересоваться их мнением, выслушивать их эмоционально-образные характеристики музыки, а также впечатления от проведения тех или иных музыкальных этюдов. Если дети в словесной манере не боятся проявить инициативу, доверяют педагогу, могут раскрыть свои чувства и впечатления, тогда они смогут осуществить творческую деятельность и в музыкальном этюде.
Не менее важна определенная развивающая среда, в рамках которой ребенок может реализовать свое творческое начало. Для формирования развивающей среды необходимо подготовить определенный реквизит, который отражает характер сказочной сюжетной истории или характер музыкального произведения в несюжетном этюде. Это могут быть:
Персонажи кукольного театра, перчаточные куклы.
Платки, венки и др. с помощью которых можно создать образы (платками украсить голову, изображая русских красавиц, и т.п.).
Раздаточный материал (грибочки, шишки, цветочки и т.п.), с помощью которых дети выполняют определенные движения по сюжету (собирают грибы или цветы, и т.п.).
Стулья, которые в разных сказочных историях могут изображать различные объекты (скамейка, пенек, паровоз и т.п.), развивая воображение ребенка.
Флажки, ленты, с которыми дети могут выполнять привычные танцевальные движения.
Спортивный инвентарь, который используется с включением творческого начала ребенка (например, скакалку разложить кругом, изобразив озеро и т.п.).
Специально приготовленный педагогом реквизит, позволяющий детям глубже проникнуть в содержание сказочной истории, в характер музыки.
В проведении музыкального этюда очень важно отмечать успехи детей, при этом уделить внимание каждому ребенку. С точки зрения особенностей возраста это очень важное условие для успешного проведения музыкальных этюдов и достижения целей и задач.
Иногда сюжетные музыкальные этюды исполняются несколько занятий подряд, однако при этом они не должны заучиваться. Если дети начинают механически повторять движения, теряют интерес к сюжетной истории – значит потенциал данной игры исчерпан, и ее необходимо сменить. Внимание и педагогический талант педагога дошкольного образования заключается в уместном использовании творческих заданий, в создании творческой атмосферы при работе с детьми, а также в подборе заданий в соответствии с индивидуальными предпочтениями ребенка, что прописано во ФГОС.
В заключении поведем некоторые итоги.
Выводы.
Музыкальные этюды – это форма музыкально-ритмического воспитания, способствующая развитию личностного потенциала дошкольника, формированию у него творческого начала.
Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста диктует свои особенности применения методики музыкальных этюдов:
Опора на знания и умения, опыт эмоционального восприятия музыки, который дети получили к данному возрасту.
Использование музыки, понятной и доступной детям данного возраста.
Опора на танцевальные движения, которые дети знают и умеют исполнять. Отсутствие в музыке тех звучаний, которые предполагают сложные движения, которые дети еще не могут исполнить.
В сказочном сюжете учитывать возрастные особенности старших дошкольников, те социальные роли, которые они проигрывают в свободное время.
Учитывать индивидуальное начало, интересы детей. Включать музыкальные этюды на те темы, которые наиболее интересны детям.
Поощрять детей, отмечать их успехи.
Среди важнейших условий успешного применения музыкальных этюдов:
Развивающая среда, в которой дети могут полно проявить свое творческое начало.
Открытая модель общения педагога с детьми.
Заключение
Каждый ребенок одарен с детства. Раскрыть творческие способности, помочь развитию мышления и креативности – высшая цель процесса развития и воспитания в дошкольном детстве. Склонность детей старшего школьного возраста к игровой и танцевальной деятельности, наличие авторских методик развития творческого начала ребенка в форме музыкальных этюдов создают благоприятные условия для развития креативности.
В процессе формирования художественно-эстетических, хореографических, музыкально-ритмических способностей ребенка старшего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов. Ведь именно в этих педагогических условиях возможно максимальное раскрытие таланта каждого ребенка. В курсовой работе нами были исследованы психолого-педагогические условия, которые необходимы для проведения музыкальных этюдов, они были конкретизированы в заключении второй главы курсовой работы.
Цель и задачи курсовой работы выполнены.
Тема курсовой работы является перспективной в плане дальнейшего исследования. Ведь в процессе использования данной методики возможно не только развивать творческое начало у ребенка, но сформировать некоторые умения, навыки, которые могут быть реализованы в профессиональной музыкальной и хореографической деятельности. Для этого должна быть осуществлена преемственность в работе по методике музыкальных этюдов от старшей к подготовительной группе с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет, после чего необходимо оценить результаты.
Принцип интеграции музыки и танца, принцип синтеза искусств в рамках музыкального этюда способствует комплексному эмоциональному и интеллектуальному развитию детей, вызывает у них интерес, будит их воображение и фантазию. В единстве музыкального восприятия и музыкального исполнения, в игровой деятельности дошкольники получают заряд положительных впечатлений и умения, навыки, которые помогут им в будущем реализовать себя как креативной, творческой личности.
Список литературы
Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-e изд., доп. [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1991. - 224 с.
Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. Изд. 3-е. [Текст] / Л.С. Выготский– М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С, Выготский. - М.: Аст: Хранитель, 2008. - 668 с.
Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2006. - 1008 с.
Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце [Текст] / ЕВ Горшкова. - Дошкольное воспитание. – 1991. - № 12. – С. 15-16.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В, Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни [Текст] / Е.А, Дубровская. - М.: Просвещение, 2006. – 111 с.
Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 224 с.
Зимина, А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: Просвещение, 1971. – 76 с.
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011. – 448 с.
Немов, Р. С. Психология. Книга 2. «Психология образования» [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 640 с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. - 2005. - №3. – С. 7.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный ресурс]: URL http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения 03.02.2015).
Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
Чибрикова – Луговская, А.Е. Ритмика [Текст] / А.Е. Чибрикова – Луговская. – М.: Дрофа, 1998. – 104 с.
Штырева, Л.А. Роль музыкальной игры в закреплении дошкольниками танцевальных навыков [Электронный ресурс]: URL http://worldofteacher.com/5522-rol-muzykalnoy-igry-v-zakreplenii-detmi-doshkolnogo-vozrasta-tancevalnyh-navyko.html (Дата обращения 03.02.2015).
Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2005. - 348с.
Юнусова, Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании в ДОУ [Текст] / Е.Б. Юнусова // Вестник Челябинского университета. – 2011. - № 8. – С. 162 – 174.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный ресурс]: URL http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения 03.02.2015).
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П, Ильин. – Спб.: Питер, 2011. С. 7.
См. например: Чибрикова – Луговская, А.Е. Ритмика [Текст] / А.Е. Чибрикова – Луговская. – М.: Дрофа, 1998. – 104 с.
Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-e изд., доп. [Текст] / Г.С, Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1991. – 224 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. Изд. 3-е. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Аст: Хранитель, 2008. С. 497.
Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. С. 43.
Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. С. 15.
Подробнее об этом см.: Немов Р.С. Психология. Часть 2 «Психология образования». – М.: Владос, 1995. – С. 6-7.
Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Академия, 2005. – 348с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2006. – 1008 с.
См. например: Дубровина И.В., Прихожан, А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2003 – 368 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
Зимина, А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: Просвещение, 1971. С. 6
Юнусова, Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании в ДОУ [Текст] / Е.Б. Юнусова // Вестник Челябинского университета. – 2011. - № 8. – С. 166.
4
1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-e изд., доп. [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1991. - 224 с.
2. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. Изд. 3-е. [Текст] / Л.С. Выготский– М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С, Выготский. - М.: Аст: Хранитель, 2008. - 668 с.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2006. - 1008 с.
6. Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце [Текст] / ЕВ Горшкова. - Дошкольное воспитание. – 1991. - № 12. – С. 15-16.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В, Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
8. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни [Текст] / Е.А, Дубровская. - М.: Просвещение, 2006. – 111 с.
9. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 224 с.
10. Зимина, А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: Просвещение, 1971. – 76 с.
11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011. – 448 с.
12. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. «Психология образования» [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 640 с.
13. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
14. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. - 2005. - №3. – С. 7.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный ресурс]: URL http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения 03.02.2015).
16. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
17. Чибрикова – Луговская, А.Е. Ритмика [Текст] / А.Е. Чибрикова – Луговская. – М.: Дрофа, 1998. – 104 с.
18. Штырева, Л.А. Роль музыкальной игры в закреплении дошкольниками танцевальных навыков [Электронный ресурс]: URL http://worldofteacher.com/5522-rol-muzykalnoy-igry-v-zakreplenii-detmi-doshkolnogo-vozrasta-tancevalnyh-navyko.html (Дата обращения 03.02.2015).
19. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2005. - 348с.
20. Юнусова, Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании в ДОУ [Текст] / Е.Б. Юнусова // Вестник Челябинского университета. – 2011. - № 8. – С. 162 – 174.
Вопрос-ответ:
Какие преимущества имеют музыкальные игры этюды для развития танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста?
Музыкальные игры этюды помогают развивать координацию движений, гибкость, выразительность и музыкальность у детей старшего дошкольного возраста. Они также способствуют развитию фантазии, творческого мышления и эмоциональной отзывчивости.
Что такое танец и танцевальное творчество?
Танец - это художественная форма движения, которая выражает чувства и эмоции через ритм и музыку. Танцевальное творчество - это способность выражать свои мысли и чувства через танец, проявлять творческий подход и самовыражение.
Какие возрастные особенности существуют в развитии танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста?
В этом возрасте дети начинают осознанно воспринимать и воплощать движения в танце. У них формируется координация движений, гибкость и музыкальность. Также важно развивать их фантазию и творческое мышление.
В чем заключается специфика развития танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные этюды?
Музыкальные игры этюды позволяют детям старшего дошкольного возраста развивать свои танцевальные навыки, учиться слушать и реагировать на музыку, совершенствовать технику движения и выражать себя через танец. Они также помогают развивать фантазию и творческое мышление.
Какими методиками и принципами следует руководствоваться при проведении музыкально-танцевальных игр этюдов с детьми старшего дошкольного возраста?
При проведении музыкально-танцевальных игр этюдов с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать разнообразные музыкальные композиции, учитывая предпочтения и интересы детей. Важно также создать доверительную обстановку, стимулировать детей к самовыражению и поддерживать их творческую активность.
Чем отличается танец от творчества?
Танец - это хореографическое движение, выражающееся в ритмичных и гармоничных движениях тела. Творчество в танце - это способность выразить свои эмоции, идеи, творческие задумки через движение. То есть, танец есть часть творчества, которое включает в себя более широкий спектр выражения.
Какие возрастные особенности развития танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста?
В старшем дошкольном возрасте дети развивают более сложные движения, у них повышается координация и гибкость. Они становятся более внимательными к себе и окружающим, лучше понимают пространство и возможности своего тела. Дети начинают проявлять интерес и желание к самостоятельному выражению себя через танцевальное творчество.
Как развивается танцевальное творчество у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные этюды?
Музыкальные этюды представляют собой специальные игры, которые основаны на сочетании музыкальной и танцевальной активности. Через такие игры дети учатся слушать музыку, ритм и мелодию, а также осваивают разнообразные движения и хореографические элементы. Это развивает у них музыкальный слух, координацию движений, воображение и творческое мышление.
Какая методика используется в музыкально-танцевальных играх этюдах для развития танцевального творчества у детей?
Методика музыкально-танцевальных игр этюдов основывается на поэтапном изучении различных движений и элементов хореографии. Дети учатся выполнять базовые танцевальные движения, сочетать их в разнообразные комбинации и разрабатывать собственные музыкально-танцевальные композиции. В процессе игры используется музыкальный материал, который активизирует ритмическое и мелодическое восприятие детей.
Какие основные понятия рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются понятия "танец" и "творчество". В ней подробно объясняется сущность этих понятий.
Какие возрастные особенности развития танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста?
Во второй главе статьи описываются возрастные особенности развития танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста. Это позволяет понять, какие задачи и упражнения нужно предлагать детям для развития их танцевального потенциала.