Лжедмитрий 1 и проблема самозванства в России 17-18 вв.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 19 19 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 22.05.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Появление первых Самозванцев на Руси
ГЛАВА 2. Россия после Смуты
ГЛАВА 3. Самозванцы в XVIII веке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Крестьянство не могло ничего знать о личности реального Петра III, правившего всего полгода. В то же время сказывалась определенная информированность о законах, в сочетании с собственной, крестьянской трактовкой их. Манифест 18 февраля 1762 года о дворянской вольности трактовали как первую часть законодательного акта, за которой должно было последовать и освобождение крестьян от помещиков.
Повстанческое движение под руководством Е. И. Пугачева – самое крупное социальное потрясение XVIII века, переросшее в Крестьянскую войну 1773-1775 гг. Главной причиной этого стало чудовищное усиление крепостничества и угнетение крестьян. Восстание началось 17 сентября 1773 года, с объявления Пугачевым себя, чудесно спасшимся императором Петром III (который на самом деле был убит 6 июля 1762 г). Однако Емельян не имел никакого отношения к царской семье.
Через своих помощников самозванец рассылает манифесты, скрепляя их подписью «Петра III». В них он провозглашал отмену крепостного права, рекрутчины, всех сборов и податей с крестьян, также передавал народу землю и призывал расправляться с дворянами. В сентябре 1774 г. собственные сторонники Пугачева схватили и выдали его правительству. Самозванца заковали в колодки и перевезли в Москву в деревянной клетке. 10 января 1775 г. Пугачева казнили на Болотной площади.
Другим претендентом на имя императора Петра III был самозванец солдат Чернышев, который очень живо и эмоционально убеждал в своем царском происхождении крестьян. Но авантюрист довольно быстро был схвачен и передан под суд. На допросах он признался, кем является на самом деле. Суд приговорил самозванца к сечению кнутом и приговорил к пожизненной каторге в Сибири. Находясь в тюрьме, хитрый и сообразительный авантюрист продолжал убеждать всех желающих слушать, что на самом деле он является «чудом спасшимся» императором Петром III, а схвачен он был по ошибке. Чернышеву удалось бежать с каторги, но заблудившись в тайге, самозванец был схвачен и доставлен обратно. По новому приговору самозванца вновь высекли кнутом и отправили на другую каторгу, до которой он так и не доехал. Чернышев умер в дороге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если любой исторический период является в какой-то мере переходной эпохой, поскольку всегда отмирают какие-то традиции, структуры государственного управления, социальные нормы и т.д., а что-то рождается, то в отношении XVII в. это положение было более чем справедливо: в этот период число «рождений» и «отмираний» было большим, чем в какой-либо другой. Нередко XVII век рассматривают как период, подготовившие преобразования Петра I. У современников XVII век получил название «бунташного».
В стране прокатилась волна гражданских войн, царская власть показала свою полную несостоятельность. Неразбериха в управлении государством позволила польским интервентам смело хозяйничать на русских землях, а неэффективные действия правительства поставили страну на край гибели и фактической потери независимости. Было два основных противоречия, вызванных Смутным временем. Первое из них было политическое, оно явилось результатом собирания земельных уделов Москвы. Второе противоречие можно назвать социальным, так как, московское правительство вынуждено было напрягать все свои силы для лучшего устройства высшей обороны государства.
Бунты и мятежи Смутного времени сопровождались неслыханным разорением государства и гибелью значительной части его населения. Прошло более полувека, прежде чем Россия смогла пережить воцарившуюся в стране разруху и запустение. В XVII на политическую сцену все активнее выходят социальные низы. Присвоение чужого имени, звания с какими-либо целями, или самозванство, встречается в этот период особенно часто. Немалую роль играли политические самозванцы, называвшие себя именем какого-нибудь лица царствующей династии и предъявлявшие права на престол.
Причиной появления самозванцев было неудовольствие, господствовавшее в то время преимущественно в низшем, прикрепленном к земле населении. В России недовольство населения, выражавшееся в мятежах, начиналось большей частью на окраинах и проявлялось только тогда, когда среди недовольных появлялась вооруженная сила, призывавшая их к воле под знаменем ложного царя. В России бороться с властью, возможно, было лишь во имя той же власти, заступаясь за права законного царя или царевича, якобы лишенного этих прав или спасшегося от смерти,
Таким образом, на политическую сцену выходил очередной Самозванец. Самая возможность появления самозванцев объясняется крайне низкой степенью развития простого народа, доверявшего всяческим рассказам и небылицам. За Самозванцем шли не только люди тяготившиеся своим положением, но и искренно верившие, что защищают права законного царя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бердышев С.Н. Смутное время. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 240 с.
Варенцов В.А., Коваленко Г.М. Хроника бунташного века. – Л.: 1991. – 199 с.
Великие российские историки о Смутном времени / Авт. сб.: В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, Д. Иловайский. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 733 с.
Ключевский В. О. Курс истории России. Т. III, ч. III. — М.: Политическая литература, 1957. – 409 с.
Козляков В. Смута в России . XVII век. – М.: Омега, 2007. – 528 с.
Лебедев В.И. Крестьянская война под предводительством С. Разина. 1667-1671. – М.: Прогресс, 1955. – 249 с.
Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». – М.: Изд-во «Мысль», 1981. – 201 с.
Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 582 с.
Смирнов И.И. Восстание Болотникова: 1606-1607 годы. – М.: Госиздат, 1951. – 588 с.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга VI. - М.: Социально-экономическая литература, 1961. – 456 с.
Станиславский А.А. Труды по истории государева двора в России XVI-XVII веков. – М.: РГГУ, 2004. – 512 с.
Станиславский А.Л. Гражданская война в России. – М.: Прогресс, 1990. – 311 с.
Ульяновский В. Смутное время. – М.: Издательство Европа, - 2006. – 456 с.
Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. – М.: Наука, 1988. – 255 с.
Юрганов А.Л. История России XVI – XVIII вв. – М.: АСТ, 1998. – 207 с.


Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». – М.: Изд-во «Мысль», 1981. С. 39.
Там же. С. 51.
Козляков В. Смута в России . XVII век. – М.: Омега, 2007. С. 59.
Козляков В. Смута в России . XVII век. – М.: Омега, 2007. С. 77.
Козляков В. Смута в России . XVII век. – М.: Омега, 2007. С. 79.
Смирнов И.И. Восстание Болотникова: 1606-1607 годы. – М.: Госиздат, 1951. С. 110.
Смирнов И.И. Восстание Болотникова: 1606-1607 годы. – М.: Госиздат, 1951.С. 112.
Там же. С. 114.
Там же. С. 115.
Станиславский А.А. Труды по истории государева двора в России XVI-XVII веков. – М.: РГГУ, 2004. С. 314.
Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 238.
Там же. С. 241.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга VI. - М.: Социально-экономическая литература, 1961. С. 312.
Там же. С. 243.
Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 243.

Станиславский А.А. Труды по истории государева двора в России XVI-XVII веков. – М.: РГГУ, 2004. С. 365.
Там же. С. 367.
Ключевский В. О. Курс истории России. Т. III, ч. III. — М.: Политическая литература, 1957. С. 389.
Юрганов А.Л. История России XVI – XVIII вв. – М.: АСТ, 1998. С. 145.









2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бердышев С.Н. Смутное время. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 240 с.
2.Варенцов В.А., Коваленко Г.М. Хроника бунташного века. – Л.: 1991. – 199 с.
3.Великие российские историки о Смутном времени / Авт. сб.: В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, Д. Иловайский. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 733 с.
4.Ключевский В. О. Курс истории России. Т. III, ч. III. — М.: Политическая литература, 1957. – 409 с.
5.Козляков В. Смута в России . XVII век. – М.: Омега, 2007. – 528 с.
6.Лебедев В.И. Крестьянская война под предводительством С. Разина. 1667-1671. – М.: Прогресс, 1955. – 249 с.
7.Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». – М.: Изд-во «Мысль», 1981. – 201 с.
8.Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 582 с.
9.Смирнов И.И. Восстание Болотникова: 1606-1607 годы. – М.: Госиздат, 1951. – 588 с.
10.Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга VI. - М.: Социально-экономическая литература, 1961. – 456 с.
11.Станиславский А.А. Труды по истории государева двора в России XVI-XVII веков. – М.: РГГУ, 2004. – 512 с.
12.Станиславский А.Л. Гражданская война в России. – М.: Прогресс, 1990. – 311 с.
13.Ульяновский В. Смутное время. – М.: Издательство Европа, - 2006. – 456 с.
14.Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. – М.: Наука, 1988. – 255 с.
15.Юрганов А.Л. История России XVI – XVIII вв. – М.: АСТ, 1998. – 207 с.


Вопрос-ответ:

Кто был Лжедмитрий 1 и как он связан с проблемой самозванства в России 17-18 веков?

Лжедмитрий 1 был одним из самозванцев, которые появились на Руси во время этого периода. Он утверждал, что он является Дмитрием, сыном Иоанна IV, и имеет право на престол. Его появление стало одной из фундаментальных проблем самозванства в России.

Какое влияние оказала Смута на ситуацию в России?

Смута, период хаоса и политического вакуума, оказала значительное влияние на ситуацию в России. Она ослабила центральную власть, вызвала национальные и религиозные противоречия, и стала благодатной почвой для появления самозванцев, которые претендовали на престол.

Какие причины легли в основу появления самозванцев в XVIII веке в России?

Одной из основных причин появления самозванцев в XVIII веке был относительно быстрый и неравномерный прогресс в сфере образования и информации. Крестьянство, будучи в значительной изоляции, не могло обладать полной информацией о правителях, что способствовало возникновению ложных претендентов на трон.

Как крестьянство трактовало манифест об дворянской вольности в России в 1762 году?

Манифест об дворянской вольности, который был опубликован 18 февраля 1762 года, был трактован крестьянством как первая часть законодательного акта. Собственная крестьянская трактовка законов, совместно с ограниченной информированностью, привела к множеству разных интерпретаций и споров о его сути.

В чем заключалась основная проблема самозванства в России в 17-18 веках?

Основная проблема самозванства в России в 17-18 веках заключалась в том, что оно вызывало политическую нестабильность и подрывало авторитет правящей власти. Появление самозванцев вызывало конфликты и разделение общества, что затрудняло нахождение решений и управление страной.

Кто такой Лжедмитрий 1?

Лжедмитрий 1 - это самозванец, который представлял себя как Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного. Он появился в России в конце XVI века и попытался бороться за власть, утверждая, что он истинный наследник престола.

Когда появились первые самозванцы на Руси?

Первые самозванцы появились на Руси в конце XVI века, в период после смерти Ивана Грозного. Один из самозванцев, известный как Лжедмитрий 1, утверждал, что он является сыном Ивана Грозного и претендовал на престол.

Какая ситуация сложилась в России после Смуты?

После Смуты в России сложилась сложная политическая и социальная ситуация. Страна была разорена и разделена, а власть фактически была захвачена различными самозванцами. Некоторые из них, такие как Лжедмитрий 1, пытались утверждать свои претензии на престол и объединить Россию.

Какие самозванцы были в XVIII веке в России?

В XVIII веке в России появилось несколько самозванцев, которые пытались бороться за власть. Один из них был Лжедмитрий 2, который утверждал, что он является настоящим Дмитрием Ивановичем. Еще один известный самозванец этого периода - Пугачев, который возглавил крестьянское восстание.

Как манифест 18 февраля 1762 года был воспринят крестьянством?

Манифест 18 февраля 1762 года, который затрагивал вопросы дворянской вольности, был трактован крестьянством по-своему. Крестьяне имели ограниченную информацию о законах, и они произвели свою собственную трактовку манифеста, видя в нем первую часть законодательного акта.