Роль сказки в развитии воображения младшего школьника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 25 25 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 05.04.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические к проблеме развития воображения 5
1.1. Воображение как психический процесс 5
1.2 Изучение творческого (продуктивного) воображения 9
Глава 2. Психологические особенности младших школьников 14
2.1 Особенности развития младшего школьника 14
2.2 Система отношений младшего школьника 15
Глава 3. Сказка как средство развития воображения 19
3.1 Психологические функции сказки 19
3.2 Классификация сказок 20
Заключение 24
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Глава 3. Сказка как средство развития воображения3.1 Психологические функции сказкиМетод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований данных исследователей была построена современная концепция работы со сказкой [26].«Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством» [31].О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц [50], А. Адлер [2], Э. Берн [5], Б. Брун[9], Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие [26].Последние десять лет неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами. Большой вклад в разработку метода сказкотерапии для детей с нарушениями в развитии внесла Т. М. Грабенко. Много сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написано А. В. Гнездиловым. Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобранылогосказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Специалисты с логопедическим образованием считают, что использование логосказок для обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения помогает сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным, а значит, более действенным [10].Н. Погосоваотмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие [19].Итак, суммируя вышеперечисленное:– метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад;– метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.3.2 Классификация сказокВ энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» [29]. Сказки дифференцируют, так как они имеют различный механизм психологического влияния, воздействия на человека. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок (Рис. 1) [20].Рис. 1 Схема современной дифференциации сказок К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами;ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь;разделение добра и зла, победа добра;самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти;вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами [20].Жизнь людей многогранна, потому и сюжеты народных сказок многообразны.Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети дошкольного возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут детям жизненный опыт.Бытовые сказки.Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьмы, упыри, лешие, оборотни, вурдалаки и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.Волшебные сказки. Это наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.Авторские художественные сказкиболее трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Психотерапевтические сказки.Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные самим ребенка и сказки сложенные совместно с ребенком.Медитативные сказкисоздаются, как пишетТ. Д. Зинкевич-Евстигнеева, с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев [20].ЗаключениеТаким образом, мы видим, что начиная с XIX в. в процессе исследований и в результате обобщения их результатов учеными – психологами само понятие детского творческого воображения эволюционировало по мере того, как совершенствовались методы исследований, развивались новые концепции и рождались новые модели детского творческого воображения.Результатом огромной работы проделанной зарубежными исследователями явился значительный прогресс в понимании феномена детскоготворческого воображения.Значительные успехи исследований в области творческого воображения зарубежной психологической науки повлекли за собой существенные изменения системы образования в США, Канаде и европейских странах.Помимо исследований феноменатворческоговоображения исследователями много сделано в области классификации и ранней диагностики одаренных детей, разработано множество методик и программ для работы с одаренными детьми.Одной из основных движущих сил в вопросе исследования одаренности и таланта является высокая потребность современного общества в людях обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. От таких людей во многом зависит, каким будет будущее этого общества.Можно сделать вывод о младшем школьном возрасте как о наиболее ответственном этапе школьного детства. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Таким образом, происходит осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь. Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.Список литературыАбрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 2009. – 320 с.Бине А. Измерение умственных способностей /Пер. с фр. Владимирского. – М.- СПб.: Союз, 1999.- 432с.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 2003. – 220 с.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000. – 184 с.Брунер Дж. Психология познания. – М., Прогресс, 2007. – 246 с.Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей / Н.Е.Веракса. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2002. -288с.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.4.-М.: Педагогика, 2003. – 420 с.Гнездилов А. В. Авторскаясказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: “Речь”, 2002. – 292 с.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Знание, 1993.- 156сДружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: PerSe, СПб.: Иматон-М, 2001. – 324 с.Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: “Издательство ДНК”, 2001. – 152 с.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2006Коношенко О. Л. Домашний психолог. Сказкотерапия. М.: “Эксмо”, 2002. – 72 с.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 820 с.Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь,2010Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь,2008Кутовая М.С. Сказки от слез. СПб.: Речь,2007.Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М.: Изд. Академ. пед. наук РСФСР, 1960.- 213с.Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. - М.: Школа ПРЕСС, -1993-127с.Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии. –, 1994г., – № 5– стр. 86-95.Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. … канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2003. - 212 с. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб.Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.Пиаже Жан. Избранные психологические труды, Москва, 2004. – 387 с.Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2000.- 80с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 806 с.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства: - М.: пед. общество России, 1999.- 220с.Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: «Класс», 2001. – 160 с.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 214 с.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь,2010Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. СПб.: “Б. С. К.”, 2004. – 360 с.Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: «Речь», 2002. – 168 с.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М.: Знание, 1990-80с.Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003 - 67 с.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2006. . – 412 с.Юнг К. Г. Феноменология духа в сказках. Киев: «Знание», 2000. – 420 с.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 2009. – 320 с.
2. Бине А. Измерение умственных способностей /Пер. с фр. Владимирского. – М.- СПб.: Союз, 1999.- 432с.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 2003. – 220 с.
4. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000. – 184 с.
5. Брунер Дж. Психология познания. – М., Прогресс, 2007. – 246 с.
6. Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей / Н.Е.Веракса. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2002. -288с.
8. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.4.-М.: Педагогика, 2003. – 420 с.
9. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: “Речь”, 2002. – 292 с.
10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Знание, 1993.- 156с
11. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001. – 324 с.
12. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: “Издательство ДНК”, 2001. – 152 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2006
14. Коношенко О. Л. Домашний психолог. Сказкотерапия. М.: “Эксмо”, 2002. – 72 с.
15. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 820 с.
16. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь, 2010
17. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2008
18. Кутовая М.С. Сказки от слез. СПб.: Речь, 2007.
19. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М.: Изд. Академ. пед. наук РСФСР, 1960.- 213с.
20. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. - М.: Школа ПРЕСС, -1993-127с.
21. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии. –, 1994г., – № 5– стр. 86-95.
22. Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. … канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2003. - 212 с.
23. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.
24. Пиаже Жан. Избранные психологические труды, Москва, 2004. – 387 с.
25. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2000.- 80с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 806 с.
27. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства: - М.: пед. общество России, 1999.- 220с.
28. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: «Класс», 2001. – 160 с.
29. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 214 с.
30. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь,2010
31. Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. СПб.: “Б. С. К.”, 2004. – 360 с.
32. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: «Речь», 2002. – 168 с.
33. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М.: Знание, 1990-80с.
34. Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003 - 67 с.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2006. . – 412 с.
36. Юнг К. Г. Феноменология духа в сказках. Киев: «Знание», 2000. – 420 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль сказки в развитии воображения у младшего школьника?

Сказка играет важную роль в развитии воображения у младшего школьника. Она помогает развить фантазию, креативность и способность к абстрактному мышлению. Сказки также включают в себя различные образы, ситуации и события, которые помогают расширить представления ребенка о мире и развить его воображение.

Каковы психологические особенности младшего школьника?

У младшего школьника есть свои особенности развития. В этом возрасте дети начинают проявлять большую самостоятельность, интерес к учению и развитие социальных отношений. Также у них активно развивается воображение, что является важным аспектом их психологического развития.

Какие психологические функции выполняет сказка?

Сказка выполняет несколько психологических функций. Во-первых, она развивает воображение и фантазию у ребенка. Во-вторых, сказка помогает ребенку лучше понимать себя и мир вокруг него. Она также может учить ребенка различным моральным ценностям и навыкам, таким как доброта, справедливость и терпимость.

Каким образом сказка способствует развитию воображения у детей?

Сказка способствует развитию воображения у детей через предоставление им возможности представить себе различные ситуации, персонажей и миры. Она помогает детям создавать новые образы и события в своем воображении, расширяя их представления о реальности. Сказка также позволяет детям участвовать в фантастических приключениях и решать различные проблемы, что развивает их креативность и способность к абстрактному мышлению.

Какова классификация сказок?

Сказки могут быть классифицированы по различным признакам. Например, их можно разделить на народные и авторские сказки. Также сказки могут быть классифицированы по жанру, такие как сказки о животных, волшебные сказки и т.д. Еще одним способом классификации сказок является их целевая аудитория, например, сказки для детей, сказки для взрослых и т.д.

Какова роль сказки в развитии воображения младшего школьника?

Сказка играет важную роль в развитии воображения младшего школьника. Она позволяет ребенку расширить свой мир представлений, развить творческое мышление и способность к абстрактному мышлению. Читая или слушая сказки, ребенок воображает себя в роли героев и создает свои собственные образы и сюжеты. Также сказка помогает развить эмоциональную сферу ребенка, учиться внимательности и пониманию окружающего мира.

Какие психологические функции выполняет сказка?

Сказка выполняет несколько психологических функций. Она позволяет ребенку уйти от реальности и погрузиться в мир фантазии, что помогает развить его воображение. Сказка также помогает ребенку развивать свою эмоциональную сферу, воспитывает чувство красоты и эстетического восприятия. Она также может быть инструментом для обучения и воспитания, передавая нравственные установки и нормы поведения.

Какие особенности развития младшего школьника влияют на его воображение?

Развитие воображения младшего школьника может быть влиянием на несколько особенностей его развития. В этом возрасте дети начинают активно интересоваться миром вокруг себя и формировать свое представление о нем. Они также осваивают более сложные формы мышления и общения, что позволяет разнообразить и расширить их воображение. В этом возрасте важно поддерживать и стимулировать развитие воображения ребенка, предлагая ему различные игры, упражнения и, конечно же, сказки.

Как можно классифицировать сказки?

Сказки можно классифицировать по различным признакам. Например, по типу героев: сказки о животных, о волшебниках и феях, о людях и т.д. Также сказки можно классифицировать по жанру: сказки-сказки, сказки-сказки-загадки, народные сказки и т.д. Еще одним признаком классификации сказок может быть их содержание: сказки о дружбе, о справедливости, о приключениях и т.д. Классификация сказок может быть разной и зависит от выбранного критерия.

Какое значение имеет воображение у младшего школьника?

Воображение играет важную роль в развитии младшего школьника. Оно помогает ребенку воспринимать и понимать окружающий мир, пробуждает его интерес к новым знаниям, развивает творческое мышление и способность решать проблемы. Воображение также помогает младшим школьникам развивать свою личность, выражать свои эмоции и чувства.