Искусство выражать свое мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 15.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Вступление 3
Эпидейктический тип речи: истоки и сущность 4
Структура эпидейктической речи и её языковая специфика 7
Похвала и хула как категории античной риторики 9
Похвала в современной жизни 11
Хула в современной жизни 13
Заключение 14
Библиография 15
Речь обязательно начинается с указания на ситуацию — сообщения повода и характера мероприятия.Во вступительном слове обычно выражается благодарность организаторам, спонсорам и всем остальным, заслуживающим упоминания. «Она может стоять отдельной микротемой, если есть очевидный объект благодарности или вставляться маленькими кусочками в другие микротемы, если благодарят всех понемногу — гостей, коллектив, устроителей, спонсоров и т. п.» [1]. В заключении речи необходимо подчеркнуть значимость события, выразить уверенность в успехе мероприятия.Ответное слово.Ответное слово может произноситься по случаю награждения, главным виновником торжества, ответом на добрые напутствия и так далее. Данная речь используется для того, чтобы выразить признательность, сделать ответную приятность всем присутствующим. Здесь зачастую выделяются особые личности, обеспечившие успех мероприятия, представляющие личную ценность для виновника торжества (его родные, друзья, коллеги). Как правило, для ответной речи продумывается четкая аргументация похвалы для лучшего восприятия аудиторией. Заканчивать ответное слово разумнее всего заверениями не подвести (кого именно), оправдать (что именно), продолжать стремиться (к чему именно), быть достойным (чего именно) и т. п. и еще раз выразить благодарность. Поздравительная речь.Это наиболее востребованный жанр похвальной речи. Целью поздравительного слова является доставление удовольствия адресату путем похвалы его личных качеств, его благодеяний (что наиболее часто применимо к коллективам или неодушевленным явлениям). Для такой речи не нужно пренебрегать советом Аристотеля об укрупнении всех положительных черт, их откровенном преувеличении. В торжественной обстановке подобный прием не будет сочтен наглой лестью, а воспримется как повышенное внимание поздравляющего. Древнегреческий философ упоминал о ещё одной важной функции поздравительного выступления – о поучении. «Преувеличенная положительная оценка, формируя в человеке положительные эмоции (чувство удовольствия), побуждает в нем скрытые потребности в совершенствовании какой-либо черты, стремление соответствовать созданному идеальному образу, стремление к работе над собой. Поэтому хвалить лучше всего за те качества, культивирование которых, по мнению оратора, принесет пользу поздравляемому и окружающим его людям» [2]. Основания для похвалы оратору следует искать следующими путями:1. Очевидное достижение, которое раскрывает определенные достоинства виновника торжества (окончание университета, демобилизация и т.д.).2. Ярко выраженное достоинство, за которое человека можно похвалить. Оно известно и приятно и всем окружающим.3. Если заметного положительного свойства в человеке не наблюдается, следует вспомнить один яркий хороший поступок, который может тать иллюстрацией скрытых в нем талантов. 4. Если приметных достоинств человек не имеет, необходимо посоветовать ему развить те или иные качества и аргументировать, почему это может получиться. Обличить скрытые задатки и показать веру в него.Таковы самые популярные жанры похвальной речи на сегодняшний день. Несмотря на то, что большинство из них произносится в соответствующей обстановке, следует помнить и о малых ежедневных формах похвалы (например, о комплиментах).Хула в современной жизниЖанры хулительной речи учебном пособии по современной деловой риторике разделяются также по характеру адресата. К персонифицированным относятся порицание, оскорбление, замечание, выговор, обличительная речь. Из разряда неперсонифицированных можно назвать митинговую речь.К предметам этого типа речи относят все постыдное. Целью хулы является обличение, заострение внимания на отрицательных чертах личности, предмета или явления, выставление на суд слушателей, формирование чувства гнева, презрения у аудитории и чувства стыда и вины у обличаемого. В настоящее время элементы хулы входят в такие жанры, как порицание, оскорбление, критика, протест и так далее. Как правило, порицание состоит из двух глобальных блоков: описание самих постыдных фактов, за которые ругают, и оценочной части (выражение мнения выступающего и взывание к общественной реакции). По своему объему, масштабу, разнообразию мотивации и аргументации, а также языковым средствам выражения порицание намного превосходит похвалу в русском языке.Педагогический взгляд на современное порицание позволяет разделять жанр на ещё более мелкие типы: с системой логических аргументов обвинения (факты, цифры, данные статистики) и риторических аргументов обвинения (психологические доводы, ссылка на авторитеты, примеры из жизни). Психологические доводы в обвинительной речи, так же, как и похвальные достоинства, могут быть разными: к совести, к жалости и доброте, к ответственности и так далее, к самостоятельности, к интересам и так далее.Исследователи также разделяют порицания по степени экспрессивности: нейтральная форма, эмоциональная форма (используется повышенная интонация и эмоционально окрашенная лексика), повышенно-эмоциональная форма (к предыдущим элементам добавляются грубые, оскорбительные слова и выражения). ЗаключениеЭпидейктическая речь активно используется и изучается человеком с древних времен. Она носит важнейшую функцию проявления оценки происходящего человеком, что является одним из важнейших факторов формирования цельной личности. Похвала и хула – это два полюса нашего категоричного отношения к жизни. Чтобы понимать самим, доказывать другим и спорить друг с другом мы употребляем множество жанров хвалебного и обличительного направления. Законы риторического красноречия, регулирующие эпидейктику, по сути своей остались неизменными с античных времен. Для построения успешной речи положительной или отрицательной оценки оратор должен уделить внимание этосу, пафосу и логосу. То есть:1. Изучить условия преподнесения речи: место, время, продолжительность выступления, контингент слушателей.2. Определить основное намерение, идею, представить желаемый результат: реакцию адресата и действия аудитории.3. Использовать соответствующие языковые средства, структурную схему, средства художественной выразительности.При соблюдении всех трех условий оратор имеет шанс на успешное преподнесение речи и желаемую реакцию аудитории. Доказательства этого правила можно встретить как в речах античных риторов, так и в изобилии современных речевых ситуаций.Библиография1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г.Современная деловая риторика: Учебное пособие. М.: МОДЭК, МПСИ, 2004 г. – 432 с.2. Аристотель. Риторика.//[Электронный источник]Библиотека Максима Мошкова. URL: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt Дата обращения: 10.03.15.3. Вьюшкова Н.Л. Педагогическая риторика.//[Электронный источник] Авторская страница.URL: https://lib.nspu.ru/umk/4b7eb52a42ce9525/osn/index.htm Дата обращения: 11.03.15.4. КвинтилианМ.Ф. Риторические наставления. Книга третья.//[Электронный источник] Портал античной литературы. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1295586995#7-1 Дата обращения: 10.03.15.5. Кузнецова Т.Б.Педагогическая риторика: Учебно-методическое пособие. // [Электронный источник] Библиотека электронных изданий книг. URL: https://books.google.ru/books?id=OMMpBQAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=falseДата обращения: 10.03.15.6. Шаталова С.В.Эпидейктические жанры речи. //[Электронный источник] Электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/epideikticheskie-zhanry-rechi Дата обращения: 11.03.15.7. Шуйская Ю.В. Структура эпидейктической речи (на примере нобелевских речей лауреатов премии по литературе и премии мира).//Вестник Челябинского государственного университета – 2010 г. - № 17 – с. 156-158.
1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. М.: МОДЭК, МПСИ, 2004 г. – 432 с.
2. Аристотель. Риторика. // [Электронный источник] Библиотека Максима Мошкова. URL: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt Дата обращения: 10.03.15.
3. Вьюшкова Н.Л. Педагогическая риторика. // [Электронный источник] Авторская страница.URL: https://lib.nspu.ru/umk/4b7eb52a42ce9525/osn/index.htm Дата обращения: 11.03.15.
4. Квинтилиан М.Ф. Риторические наставления. Книга третья. // [Электронный источник] Портал античной литературы. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1295586995#7-1 Дата обращения: 10.03.15.
5. Кузнецова Т.Б. Педагогическая риторика: Учебно-методическое пособие. // [Электронный источник] Библиотека электронных изданий книг. URL: https://books.google.ru/books?id=OMMpBQAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Дата обращения: 10.03.15.
6. Шаталова С.В. Эпидейктические жанры речи. // [Электронный источник] Электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/epideikticheskie-zhanry-rechi Дата обращения: 11.03.15.
7. Шуйская Ю.В. Структура эпидейктической речи (на примере нобелевских речей лауреатов премии по литературе и премии мира). // Вестник Челябинского государственного университета – 2010 г. - № 17 – с. 156-158.
Вопрос-ответ:
Что такое эпидейктический тип речи?
Эпидейктический тип речи - это тип речи, который используется для выражения похвалы или хулы к кому-либо или чему-либо.
Каковы основные элементы структуры эпидейктической речи?
Основными элементами структуры эпидейктической речи являются вступление, основная часть и заключение. Во вступлении обычно выражается благодарность или приветствие, в основной части приводятся аргументы в пользу похвалы или хулы, а в заключении делается обобщение и острота выражения мнения.
В чем заключается сущность похвалы и хулы в античной риторике?
В античной риторике похвала и хула рассматривались как важные категории для выражения мнения. Похвала представляла собой высокую оценку человека или явления, в то время как хула - отрицательную оценку. Эти категории служили для убеждения слушателей в правильности мнения о ком-либо или чем-либо.
Какие примеры можно привести по поводу похвалы в современной жизни?
В современной жизни похвала может быть выражена в различных ситуациях, например, при получении награды за достижения, в отзывах о работниках, в словах благодарности за оказанную помощь. Она является признанием и уважением к чьим-то заслугам и успехам.
Какие примеры можно привести по поводу хулы в современной жизни?
В современной жизни хула может быть выражена в различных ситуациях, например, в критике чьих-то действий или решений, в оскорбительных высказываниях о ком-то или о чем-то, в негативных отзывах о продуктах или услугах. Хула имеет целью выразить неудовлетворение или несогласие с чем-то.
Какое значение имеет эпидейктический тип речи?
Эпидейктический тип речи имеет особое значение в выражении личного мнения и убеждения, а также в оценке и выражении чувств. Он используется в торжественных мероприятиях, публичных выступлениях и презентациях, где акцент делается на эмоциональной составляющей и воздействии на аудиторию.
Какова структура эпидейктической речи?
Структура эпидейктической речи обычно включает вступление, основную часть и заключение. Во время вступления указывается на ситуацию сообщения, повод и характер мероприятия. Основная часть содержит основные аргументы, похвалу или хулу, выражение мнения и убеждение. В заключении делается обобщение и подведение итогов.
Что представляет собой похвала в античной риторике?
Похвала в античной риторике является одной из категорий эпидейктической речи. Она выражает хвалу, благодарность или восхваление. В похвале показывается превосходство объекта похвалы, выделяются достоинства и качества, а также совершения похваливаемого лица.
Какую роль играет хула в современной жизни?
В современной жизни хула играет роль оценки, осуждения и критики. Он может быть выражен в форме критических комментариев, негативных отзывов или оскорблений. Хулу часто используют в интернете, социальных сетях и публичных дебатах для выражения недовольства, несогласия или протеста.
Какова роль эпидейктической речи в современном обществе?
Эпидейктическая речь играет важную роль в современном обществе, особенно в сфере политики, медиа и публичных выступлений. Она позволяет выразить мнение, убеждение и оценку событий, людей и явлений. Качественное владение эпидейктическим типом речи может повысить убедительность и эмоциональное воздействие на аудиторию.
Какой исторический фон лежит в основе эпидейктической речи?
Эпидейктическая речь имеет свои истоки в древнегреческой риторике. Она была широко использована в Афинах, где ораторы представляли свои речи на общественных мероприятиях и торжествах. В этой риторической категории подчеркивалась эмоциональная и этическая сторона высказывания.
Какова структура эпидейктической речи?
Структура эпидейктической речи включает в себя несколько основных частей. Во-первых, это вступление, где оратор подготавливает аудиторию к основной теме речи. Затем следует основная часть, где высказывается мнение и аргументируется становление. После этого идет заключение, где подводятся итоги высказывания и формулируется основная мысль речи.