Физиологические особенности гортани у детей. Развитие голосовой функции в онтогенезе
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 19.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Физиологические особенности гортани у детей. 5
Основные этапы эмбрионального развития 9
Аномалии развития гортани 10
Акустические свойства голоса 12
Глава 2. Развитие голосовой функции в онтогенезе. 17
Глава 3. Виды речевых нарушений, коррекционные мероприятия 26
Заключение. 32
Список литературы 34
Приложение 36
Изменения голоса происходят при психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, умственная отсталость): голос теряет звучность, нарушается его мелодика [12,17,19]. Разделение на периоды позволяет педагогам и врачам индивидуально и бережно использовать голосовой аппарат, находить оптимальные меры профилактики. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий или направить ребенка к специалистам. В коррекционно-логопедической работе при нарушениях речи, если выявляются недостатки физиологического и речевого дыхания обязательно включают в себя работу над дыханием, поскольку речевой аппарат функционирует целостно (дыхание- голосообразование-артикуляция)и координируется корой головного мозга. Кроме того, действие органов артикуляции облегчает работу гортани.О значении дыхания и артикуляции часто говорят специалисты в области фониатрии. Глава 3. Виды речевых нарушений, коррекционные мероприятия Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью.По данным литературы расстройства физиологического и речевого дыхания в ряде случаев свидетельствуют о речевой патологии, которая в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии. Ниже представлены виды речевых нарушений, в симптоматике которых имеется синдром нарушения физиологического и речевого дыхания (таблица 2).Таблица 2.Виды речевых нарушений, в симптоматике которых имеется нарушение физиологического или речевого дыхания.№Название нарушенияПричинаПроявления1.Дисфония (расстройство голосообразования с сохранениемголоса но он слабый, хриплый, вибрирующий) и афония (отсутствие голоса)Органические нарушения голоса при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей.Нарушения дыхания и голосаиз-задискоординации рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования.2.ФонастенияФункциональное нарушение голоса, на начальных стадиях не сопровождаемое видимыми изменениями в голосовом аппарате.Нарушение координации дыхания и фонации, невозможность владения голосом (усиливать и ослаблять звучание), появление детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.3.Тахилалия А.баттаризм(быстроговорение) является следствием тяжелых расстройств темпа речи Б.полтерн (спотыкание) патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера. Патологически ускоренный темп речииз-за преобладания процессов возбуждения, и ослабления тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы. Нарушение дыхания.При баттаризме и полтерневыражены расстройства всех сторон речевой деятельности: импрессивной и экспрессивной речи, просодики, голоса, речевого дыхания и речевой моторики.4.ЗаиканиеНарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.Изменения со стороны дыхания, касающиеся пути воздуха, расходования речевoгo дыхания и дыхательных движений.Дыхание oднoвременнoгруднoе и брюшнoе. Клoнические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания. Речевое дыхание нарушается различно: начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание, часто заикающиеся говорят на вдохе.5.ДизартрияНарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточности иннервации речевого аппарата.Дефекты звукопроизношения и голоса в сочетании с нарушениями речевой, артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смыслoвымсoдержанием речи, в мoмент речи oнooбычнoучащеннoе, пoслепрoизнесенияoтдельныхслoгoв или слoвребенoк делает пoверхнoстныесудoрожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц на вдохе и выдохеприводит к появлению тенденции говорить на вдохе,нарушает произвольный контроль над дыхательными движениямии координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Неречевые нарушения - расстройство физиологического дыхания. Механизм нарушения дыхания при дизартрии схожс механизмом нарушения тембра голоса (расстройство функции языкоглоточного и блуждающего нервов).6.Ринолалия1.Открытая(при расщелинах, после травм)2.Закрытая ринолалия или ринофония (при нарушении проходимости полости носа или носоглотки: аденоидные разрастания, искривление носовой перегородки, травмы). 3.Смешанная ринолалия- при носовой непроходимости недостаточном нёбно-глоточный затворе (происходит понижение носового резонанса (для носовых фонем [н], [н'], [м], [м']), при одновременном искажении остальных фонем языка (не носовых!), тембр которых становится как при открытой ринолалии).Изменение тембра голоса и звукопроизношения, связано с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, характерен измененный назализованный тембр голоса, возникающий от неправильного направления струи воздуха при выдохе по причинеорганических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого небаили расстройств функции мягкого неба. Физиологическое дыхание осуществляется через рот. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка.Струя воздуха, выходящая из трахеи проходит через голосовые связки, при напряжении они сближены и струя воздуха колеблет ихи образуется голос. Образованный в гортани голос слабый и бескрасочный. Громкость и интенсивность он приобретает в резонирующих полостях глотки, рта и отчасти полости носа. Ротоглоточный резонанс усиливает голос и дифференцирует его на отдельные звуки из-за изменения положения, размера, формы ротоглогочной полости (образуются затворы, замыкающие или суживающие резонансную полость, поэтому состояние мягкого неба, слизистой оболочки ротоглоточного резонатора, мышц глотки, корня языка и его положение отражается на качестве голоса).Наблюдается ключичный тип дыхания (вдох короткий, объем вдыхаемого воздуха небольшой, значительная часть выдыхаемого воздуха проходит через носовые ходы, то есть воздух задерживается не в местах артикуляции, а на голосовых связках, что придает речи гортанный и назальный характер).В результате этих нарушенийзвуки приобретают «гнусавый» оттенок.Нарушения функциианализаторовкак правило сопровождаются различными формами речевой патологии: при нарушении слуха и зрения могутбыть и заикание, нарушение темпа речи, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса.Речевые нарушения в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания, они могут входить в синдром какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания[3,5,6,7,8,9,10,11]. Методы коррекции ринолалии. 1.Медико-педагогическое и ортодонтическое, хирургическое лечение (открытаяврождённая ринолалия). 2. Специальный массаж, гимнастика. 3. Восстановление функции дыхания с помощью необходимых операций, лечения, игровых приемов, артикуляционных упражнений.Формирование правильного физиологического и речевого дыханияосновывается на проведении статических и динамических дыхательных упражнений, для выработки умения носового дыхания, для развития ротового выдоха, умения дифференцировать эти виды выдоха, рационального использование выдоха в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.В логопедической практике широко применяется игровой метод, предполагающий использование игр, упражнений игрового характерасовместно с вопросами,показом, пояснением, указаниями.Применение игровой формы занятий по формированию правильного дыхания вызывает у детей положительные эмоции, устраняет напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок на таких занятияхдыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, музыки, песен, игр, стихов, хороводов.Работас детьми с речевой патологией, осуществляется в специализированных группах дошкольного образовательного учреждения.Она необходима для 1)улучшения функции внешнего (носового) дыхания; 2)выработки более глубокого вдоха и более длительного выдоха; 3)развития фонационного (озвученного) выдоха; 4) развития речевого дыхания; 5)тренировки речевого дыхания в процессе произнесения текстов. Дети нуждаются в постоянном контроле правильности дыхания, и частомповторении дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Такая работа по формированию навыков физиологического и речевого дыхания проводится при участии логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, учителя по физической культуре, психолога, медицинских работников. Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием [6,7,8,9,10].Правильное дыхание является базисом для развития правильной речи, и предотвращает некоторые отклонения в соматическом здоровье ребенка, улучшает его общее самочувствие и эмоциональное состояние.ЗаключениеГолос человека оказывает большое влияние намежличностные коммуникации, а при нарушениях голоса снижается разборчивость и внятность речи и, следовательно, затрудняется восприятие ее окружающими людьми. Голоспри общении играет огромную роль в передаче интонации, определяющей эмоциональную и смысловую сторону высказываний. Способность человека выражать свои мысли не может осуществляться без голосовой функции.Знание физиологии голосообразования невозможно без понимания анатомического строения органов дыхательной системы, в частности гортани. Для полноценного голосообразования необходимо правильное строение и функцияаппаратаартикуляции, соответствие звуков речи нормам фонетической системы языка. В литературе описано, что у маленькихдетей левая и правая половины тела симметричны,а примерно с 5-ти лет развивается легкая асимметрия (физиологическая норма). Поэтому левая голосовая складкаменее активна при голосообразовании. Такая асимметрия гортани наблюдалась у знаменитого Энрике Карузо, что не помешало ему бытьзнаменитым певцом.При работе с детьми и подростками педагоги илогопеды должны хорошо знать строение и функции голосового аппаратав возрастном аспекте, должны всегдаучитывать анатомические и физиологические особенности гортани. Как, например, давать индивидуальные рекомендации и советы по гигиене голоса при мутации,вплоть до полного молчания(при сильном отеке слизистой оболочки гортани). Рекомендуется ограничения и дозирование голосовой нагрузки. При длительном напряжении, больших голосовых нагрузках нарушаются функции мышц гортани. Кроме специфических рекомендаций необходимо проводить общеукрепляющие физические упражнения, соблюдение режима труда и отдыха. Развитие и становление голоса зависит от ряда факторов: конституции человека, строения голосообразующих органов, работы эндокринных желез, психического развития человека (у людей высокого роста голос более низкий и сильный). Особое внимание нужно уделять детям, занимающимся пением(известны случаи, когда голос певца устанавливается не сразу). Таким образом, в результате проведенной работы мы познакомились с физиологическими особенностями гортани, изучили онтогенез голосовой функции. Были выявлены анатомо-физиологические особенности строения гортани, изучено развитие и аномалии развития гортани, также нарушения голосообразования и направления их коррекции. Полученные знания важны в работе многих специалистов, в частности логопедов, педагогов, педиатров.Список литературыАлмазова Е.С. Логопедическая работа у детей с нарушениями голоса.- М., 2005.АндронескуА. Анатомия ребенка / пер. с рум. - Бухарест.: Меридиане, 1970. - 363 с.Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.Внутриутробное развитие человека: Руководство для врачей / под ред. А.П. Милованова, С.В. Савельева. - М., 2006.Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. - М.: Медuцина, 1990.Ермакова И.И. Кoррекция речи при ринoлалии у детей и пoдрoсткoв. - М.: Прoсвещение, 1984. - С.3-140.Лариoнoва Е.А. Испoльзoваниеигрoвoй ситуации в прoцессевoспитанияречевoгo дыхания // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987. - С.122-130. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи / Сост. Т.В.Киселева, А.И.Останина. Екатеринбург, 1992. - С.З - 149.Логопедия. Основы фонопедии : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Лаврова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.Логопедия: методические традиции и новаторство: Учебно-метод.пособ.для студ. отделения логопедии пед.высш.учеб.заведений / Под ред.С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. - М.: Воронеж :Моск.психолого-соц.ин-т:МОДЭК, 2003. - 336с. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия дефектов произношения у ринолаликов // Специальная школа. - Вып. 5. 1968. – Орлова, О. С. Нарушения голоса: учебное пособие / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. –С.24.Петрова Р.М. О развитии полости гортани в эмбриогенезе человека. // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1963. - Т. 44, Вып. 4. - С. 72-79.Пэттен Б.М. Эмбриология человека / пер. с англ. - М.: Медгиз, 1959. - 768 с.Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 96 с.30.Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.УшаковаА.И. Сравнительная психологическая характеристикаринолаликов и детей с нормальной речью // Дефектология. -1972. - № 2. - С.16 - 18.Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. Хрестоматия по логопедии под ред. Л.С. Волковой. Т.1. М.: Владос, 1997. 559 с.Цветков Э.А. Пороки гортани и трахеи у детей. - СПб.: Сотис-Лань, 1999.Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи //Методы обследования нарушений речи у детей.- М.: АПН СССР, 1982.-С.5-33.ПриложениеРис.1 Полость гортани.1. язычок2. корeнь языка3. подбородочно-язычная мышца4. надгортанник5.подбородочно-подъязычная мышца6. подъязычно-надгортанная связка7.чeрпалонадгортанная связка8.прeддвeрная складка9 . жeлудочeк гортани10. голосовая складка11. щитовидный хрящ12.пeрстнeщитовидная связка13.пeрстнeвидный хрящ14.трахeя15.дугообразныe трахeйныe хрящи16.пищeводРис.2. Гортань (вид спереди)1.щитоподъязычная связка2.зерновидный хрящ3.срединная щитоподъязычная связка4.щитоподъязычная мембрана5.щитовидный хрящ6.перстнещитовидная связка7.перстневидный хрящ8.перстнетрахеальная связка9.кольцевые связки трахеи10.дугообразные хрящи трахеиРис.3. Гортань (вид сзади)1.зерновидный хрящ2.щитоподъязычная cвязка3.щитоподъязычная перепонка4.преддверие гортани5.cкладка преддверия6.черпаловидный хрящ7.голоcовая cкладка8.перcтнещитовидный cуcтав9.боковая перcтнечерпаловидная мышца10.перcтневидный хрящ11.трахеяРиc.4. Cхема движения хрящей гортани.А. Перстнещитовидная мышцанесокращена; 1.щитовидныйхрящ; 2.голосовая связка; 3.перстневидный хрящ; 4 перстнещитовидная мышца; 5.черпаловидный хрящ. Б.Пeрстнeвидно-щитовидныe мышцы сокращeны,чeрпаловидныe хрящи отклонeны назад,голосовыe связки напряжeны. В.Гортань напопeрeчномразрeзe. 111111Сокращeниeщиточeрпаловидная мышца и латeральнаяпeрстнeчeрпаловидная мышцасмeщаютголосовыe отростки чeрпаловидныххрящeй к сeрeдинe, что вызываeтсужeниe голосовой щeли; 1. щитовидныйхрящ; 2. латeральнаяпeрстнeчeрпаловидная мышца; 3.задняя пeрстнeчeрпаловидная мышца; 4.щиточeрпаловидная мышца; 5. Голосовые связки; 6.голосовая щель. Г. гортань на поперечном11111 разрезе. Сокращение задней перстнечерпаловидной мышцы отводит голосовые 11111отростки, голосовая щель расширяется.Рис.7. Вид гортани при различных положениях голосовой щели 1. голосовая щель при пении высокой ноты;2 . при спокойном вдыхании воздуха;3.то же в состоянии наибольшего расширения при очень глубоком вдохе;а, б, в – горизонтальные разрезы голосовой щели, голосовых связок и черпаловидных хрящей во всех трех случаях соответственно.
2. Андронеску А. Анатомия ребенка / пер. с рум. - Бухарест.: Меридиане, 1970. - 363 с.
3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.
4. Внутриутробное развитие человека: Руководство для врачей / под ред. А.П. Милованова, С.В. Савельева. - М., 2006.
5. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. - М.: Медuцина, 1990.
6. Ермакова И.И. Кoррекция речи при ринoлалии у детей и пoдрoсткoв. - М.: Прoсвещение, 1984. - С.3-140.
7. Лариoнoва Е.А. Испoльзoвание игрoвoй ситуации в прoцессе вoспитания речевoгo дыхания // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987. - С.122-130.
8. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи / Сост. Т.В. Киселева, А.И. Останина. Екатеринбург, 1992. - С.З - 149.
9. Логопедия. Основы фонопедии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.
10. Логопедия: методические традиции и новаторство: Учебно-метод. пособ. для студ. отделения логопедии пед. высш. учеб.заведений / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Воронеж : Моск. психолого-соц.ин-т: МОДЭК, 2003. - 336с.
11. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия дефектов произношения у ринолаликов // Специальная шко¬ла. - Вып. 5. 1968. –
12. Орлова, О. С. Нарушения голоса: учебное пособие / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. –С.24.
13. Петрова Р.М. О развитии полости гортани в эмбриогенезе человека. // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1963. - Т. 44, Вып. 4. - С. 72-79.
14. Пэттен Б.М. Эмбриология человека / пер. с англ. - М.: Медгиз, 1959. - 768 с.
15. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 96 с.30.
16. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.
17. Ушакова А.И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью // Дефектология. -1972. - № 2. - С.16 - 18.
18. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн. для препод.и студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с.
19. Хрестоматия по логопедии под ред. Л.С. Волковой. Т.1. М.: Владос, 1997. 559 с.
20. Цветков Э.А. Пороки гортани и трахеи у детей. - СПб.: Сотис-Лань, 1999.
21. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи //Методы обследования нарушений речи у детей.- М.: АПН СССР, 1982.-С.5-33.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет гортань у детей?
Гортань у детей отличается некоторыми особенностями в строении и функции по сравнению с гортанью у взрослых. У детей гортань меньше по размеру и имеет более гибкую хрящевую структуру. Также у детей голосовые связки длиннее и тоньше, что может влиять на их голос и речь.
Какие этапы проходит развитие гортани в эмбриональном периоде?
Развитие гортани у ребенка начинается уже на ранних стадиях эмбрионального периода и проходит несколько этапов. Сначала формируются основные элементы гортани, такие как голосовые связки и хрящи. Затем происходит увеличение размера гортани и утверждение ее структуры. В конечном итоге, к концу эмбрионального периода, гортань полностью сформирована и готова к функционированию.
Какие аномалии могут возникнуть в процессе развития гортани у детей?
В процессе развития гортани могут возникать различные аномалии. Некоторые из них могут быть связаны с генетическими или врожденными дефектами, такими как неправильное образование голосовых связок или хрящевых структур гортани. Другие аномалии могут быть результатом нарушений внутриутробной жизни или воздействия внешних факторов, таких как инфекции или травмы.
Какие изменения происходят с голосом у детей с психическими заболеваниями, такими как шизофрения или эпилепсия?
У детей с психическими заболеваниями, такими как шизофрения или эпилепсия, могут наблюдаться изменения в голосе. Эти изменения могут проявляться в виде изменений тембра, интонации или ритма речи. Они могут быть связаны с психическими расстройствами или с побочными эффектами лекарственных препаратов, используемых в лечении этих заболеваний.
Какие особенности имеет гортань у детей?
У детей гортань характеризуется некоторыми физиологическими особенностями, такими как более высоко расположенные голосовые связки и более узкое гортанное пространство. Это может влиять на развитие и функционирование голоса у детей.
Какие изменения происходят в гортани в процессе развития ребенка?
В процессе развития ребенка происходят значительные изменения в гортани. Например, голосовые связки становятся более длинными и толстыми, а гортанное пространство сужается. Эти изменения позволяют детям развивать и улучшать свою голосовую функцию.
Какие аномалии развития гортани могут возникать у детей?
У детей могут возникать различные аномалии развития гортани, такие как врожденные пороки голосовых связок или уродства гортани. Эти аномалии могут существенно влиять на голосовую функцию ребенка и требовать коррекционных мероприятий.
Какие акустические свойства имеет голос у детей?
У голоса детей есть некоторые особенности в своих акустических свойствах. Например, голос у детей часто более высокий по высоте и менее стабильный по тональности, чем у взрослых. Это связано с физиологическими особенностями гортани у детей.
Какие речевые нарушения могут возникать у детей и какие мероприятия помогают их корректировать?
У детей могут возникать различные речевые нарушения, такие как дизартрия, дисфония или задержка речевого развития. Коррекционные мероприятия могут включать логопедическую работу, занятия по улучшению артикуляции и тренировку голоса, а также использование специализированной техники и аппаратов для регулирования голосовой функции у детей.