досуговая деятельность семьи как фактор воспитания детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 33 33 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 27.06.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания детей дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности 5
1.1Понятие системы семейного воспитания 5
1.2. Психолого-возрастные особенности детей дошкольного возраста, как объекта семейной педагогики 10
1.3. Формы культурно-досуговой деятельности в системе воспитания детей дошкольного возраста 12
Глава 2. Реализация потенциала культурно-досуговой деятельности, как средства семейного воспитания детей дошкольного возраста 17
2.1. Анализ практики семейного воспитания детей дошкольного возраста в культурно-досуговой сфере 17
2.2. Исследование потребностей организации семейного досуга взрослых 19
2.3. Методы и формы работы с родителями 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

Этот стиль можно назвать наиболее гармоничным, в котором роль родителей в воспитании личности не недооценивается и в то же время за ребенком признается право на самоопределение, самостоятельное развитие. Этот стиль воспитания предоставляет ребенку максимальные возможности и помощь в развитии, однако он требует от родителей высокой степени самосознания, внимательности к ребенку. Интересно отметить факторы, определяющие преобладание того или иного стиля в конкретной семье. Эти факторы можно разделить на факторы внутренней и внешней среды. Факторы внутренней среды, видимо играют большую роль. К ним относятся состав семьи, личностные характеристики членов семьи, в первую очередь матери и отца, характеристики межличностного взаимодействия членов семьи, распределение социальных ролей в семье, уровень образования членов семьи и т.п. С точки зрения психоанализа, большую роль играют модели родительского поведения в семье родителей.К факторам внешней среды относятся уровень материального благосостояния семьи, социальный уровень членов семьи, социо-культурный контекст, в котором существует семья.Очевидно, что сложное переплетение этих и других факторов определяет стиль воспитания в семье и эти факторы требуют отдельного глубокого изучения.2.2.Анализ взаимодействия в досуге в семьеСамые современные родителиВ наши дни технологии развиваются стремительными темпами, поэтому не удивительно, что они становятся доступны для каждого, включая детей в самом раннем возрасте. Один из пунктов исследования был посвящен изучению того, как родители относятся к влиянию техники на развитие их детей.Негативнее всего к зависимости детей от технических новинок относятся родители (56 % опрошенных). При этом 60 % опрошенных родителей больше всего недолюбливают телевизор и компьютерные игры, считая, что их дети уделяют им слишком много времени.Но, несмотря на это, родители из России не хотят лишать своих отпрысков радостей общения с высокими технологиями - 62 % респондентов высказались за развлечение детей при помощи технических новинок, и этот показатель намного выше, чем в других странах. Самые творческиеДоверяя технике, родители не забывают и о благотворном влиянии обычных игр. Согласно результатам исследования, 93 % респондентов уверены, что игра способствует развитию творчества и воображения ребенка. А 91 % опрошенных считают, что именно родители должны следить за развитием творческого потенциала детей - и это опять одни из самых высоких показателей среди присутствующих в списке стран!Какие же полезные развлечения выбирают для своих детей опрошенные родители? На первом месте - игры на свежем воздухе (92 % респондентов). Затем идут чтение книг (91 %), изготовление поделок с друзьями (87 %), а также приготовление пищи (60 %). Большое внимание родители в России уделяют развивающим игрушкам. Так, 61 % опрошенных нравится, что их дети играют с "умными" игрушками.2.3.ВыводыВоспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, социальная среда и иерархия общественных ценностей; семья, школа, ВУЗ, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.Воспитание ребенка в семье является основным факторов становления и социализации личности. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Выделяют четыре основных стиля воспитания, характерных для современного общества. Это авторитетный (демократический) стиль, либеральный стиль, авторитарный (диктаторский) и попустительский (индифирентный стиль). В современном обществе наиболее гармоничным является авторитетный (демократический) стиль воспитания, так как он предполагает оптимальное сочетание родительского влияния и самоопределения личности ребенка. Однако исследование, проведенное в одной из средних школ, показало, что такой стиль воспитания является наименее популярным среди родителей. В ходе исследования было выявлено, что для большей части родителей свойственен попустительский стиль воспитания, либеральный стиль воспитания занимает второе место, авторитарный третье, а авторитетный – последнее.Это исследование, однако, нельзя считать полностью и объективно отражающим картину воспитания в современной семье, так как оно было проведено только в одной школе, в нем участвовали в основном женщины, принадлежащие к примерно одному социальному слою с примерно одинаковым уровнем благосостояния. Поэтому эта проблема требует более глубокого и обширного исследования, так же как и факторы, оказывающие влияние на стиль воспитания в семье. ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из основных целей, поставленных в дипломной работе, мы можем, учитывая результаты проведенного исследования сформулировать следующие выводы:Во-первых, в настоящее время наиболее актуальной проблемой является организация культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения и их родителей; семейный досуг - это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.Во-вторых, сложившиеся противоречия между традиционными формами организации семейного досуга в учреждениях культуры и духовными потребностями современной российской семьи обуславливают необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию деятельности клубных учреждений в процессе организации культурно-досуговой деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной российской семьи.В-третьих, основными направлениями деятельности семейных клубов являются: внедрение комплекса методик, ориентированных на психологическую поддержку семьи, самопознание, раскрытие духовного и творческого потенциала ее членов, гармонизацию внутреннего состояния человека, оздоровление внутрисемейных и межличностных отношений;обеспечение методологии организации занятий групп совместного творчества детей и взрослых с целью развития художественно-эстетического восприятия участников, создание новых форм общения, совместного творчества и проведения семейного досуга. Занятия позволяют выразить себя и сформировать уважительное отношение к продуктам творчества других через переживание своего собственного опыта.В-четвертых, важнейшей задачей современного дошкольного воспитания является создание нового типа свободной и ответственной личности, социально адаптированной к современным условиям, (т. е. социализированной), способной эффективно строить свою жизнь в демократическом обществе. В основе развития личности лежит становление индивидуальной системы отношений к миру. Человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов. В зависимости от оценок формируется определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельности личности. Складывается, таким образом, ценностное отношение — реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос формирования у дошкольников ценностного отношения к семье.Анализ литературы позволил выявить, прежде всего, духовно-нравственные основы ценностного отношения к семье. Ценностное отношение человека к миру — это одновременно процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса — познавательно-эмоционально-волевая позиция субъекта по отношению к определённым объектам действительности как к личностным ценностям. Было установлено, что процесс формирования ценностного отношения к знаниям, наиболее полно реализуется в концепции гуманистического воспитания и в технологии личностно-ориентированного обучения.Концепция гуманистического воспитания помогла установить, что процесс формирования ценностного отношения к историческим знаниям возможен только при учёте личностных особенностей учеников и отказе в ориентировании на среднего ученика. Главная цель технологии личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей дошкольников. Основой личностно-ориентированного обучения является самостоятельность мышления и способ творческой работы, которую реализует сам дошкольник и родители. Постоянная активизация этих способов в ходе учения — основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления, что и показали результаты исследования. Анкетирование воспитателей показало, что они осознают важность формирования на занятиях у дошкольников ценностного духовно-нравственного отношения к семье, но, в тоже время, они сталкиваются с определёнными затруднениями.Основываясь на анализе научной литературе по данной проблеме и результатах педагогического исследования, мы предложили следующие методы, способствующие формированию ценностного отношения к семье. Это — культурно-досуговые методы.Таким образом, на основании проведенного нами исследования, можно утверждать, что формирование духовно-нравственного отношения к семье является необходимым компонентом в использовании методов культурно-досуговой деятельности в контексте личной значимости для каждого дошкольника.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Àмонашвили Ш. À. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.2. Àриарский М. À. Прикладная культурология. СПб., 1999.3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., 1991. – 300 с.4. Бочаров В.Г. и др. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства. М.: ВНШ, 1984.5. Внешкольные учреждения / Под ред. Л.К. Балясной. М.: Просвещение, 1973.6. Воспитание учащихся по месту жительства / Под ред. В. Г. Бочарова, М. И. Плоткина. М.: Просвещение, 1987.7. Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1980.8. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.9. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Педагогика, 1998. – 180 с.10. Волощенко Г. Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.11. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. № 5/6. — С.45-49.12. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2. с. 114 — 123.13. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. — № 11/12. — С.28-29.14. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.15. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.16. Детская практическая психология / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.17. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками: Учебное пособие. М., 2001.18. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 231 с.19. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.20. Исаенко В. П. Детские объединения в клубах. М.: Советская Россия, 1987.21. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.22. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2001.23. Ковалёв С. В. Психология современной семьи.— М.: Сфера, 2006. 345с.24. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Импульс, 2004. – 610 с.25. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59.26. Мудрик À. В. Социальная педагогика. М., 1999.27. Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.28. Овчарова Р. Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Гардарика, 2006. – 460 с.29. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2002.30. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Т. 2. — М.: Владос, 2001.31. Разумный В. À. Эстетическая деятельность клуба. М.: Советская Россия, 1988.32. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2004. – 301 с.33. Сазонов Ю. Е. Город мастеров. М.: Педагогика, 1984.

1. Àмонашвили Ш. À. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.
2. Àриарский М. À. Прикладная культурология. СПб., 1999.
3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., 1991. – 300 с.
4. Бочаров В.Г. и др. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства. М.: ВНШ, 1984.
5. Внешкольные учреждения / Под ред. Л.К. Балясной. М.: Просвещение, 1973.
6. Воспитание учащихся по месту жительства / Под ред. В. Г. Бочарова, М. И. Плоткина. М.: Просвещение, 1987.
7. Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1980.
8. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
9. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Педагогика, 1998. – 180 с.
10. Волощенко Г. Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.
11. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. № 5/6. — С.45-49.
12. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2. с. 114 — 123.
13. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. — № 11/12. — С.28-29.
14. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
15. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
16. Детская практическая психология / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
17. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками: Учебное пособие. М., 2001.
18. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 231 с.
19. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.
20. Исаенко В. П. Детские объединения в клубах. М.: Советская Россия, 1987.
21. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
22. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2001.
23. Ковалёв С. В. Психология современной семьи.— М.: Сфера, 2006. 345с.
24. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Импульс, 2004. – 610 с.
25. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59.
26. Мудрик À. В. Социальная педагогика. М., 1999.
27. Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
28. Овчарова Р. Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Гардарика, 2006. – 460 с.
29. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2002.
30. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Т. 2. — М.: Владос, 2001.
31. Разумный В. À. Эстетическая деятельность клуба. М.: Советская Россия, 1988.
32. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2004. – 301 с.
33. Сазонов Ю. Е. Город мастеров. М.: Педагогика, 1984.

Культурно-досуговая деятельность для детей

Введение

досуг традиционно является одной из наиболее важных сфер жизни детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети и молодежь представляют собой определенные социальные группы, наиболее восприимчивой к социокультурным инновациям, которые имеют различные, чтобы сосредоточиться на формировании личности молодого человека.

Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, а иногда и организованный, но в «асоциальных» цель - часто источник негативной реакции недовольства в перечисленных выше и других потребностей, основанием для незаконной деятельности для детей компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. Организован в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования ее активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения потребностей детей.

Организация досуговой деятельности для детей должны быть культурно и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня, как никогда, актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, возможности содержания и интересно провести свободное время. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит укрепление чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на различные социальные тенденции, что позволяет с максимальной эффективностью влиять на их нравственный облик и мировоззрение. [2]

Цель контрольной работы - изучить организацию досуговой деятельности детей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

. Изучить историю формирования досуговой деятельности детей.

. Чтобы определить цели организации культурно-досуговой деятельности детей.

. Изучить причины, досуга для детей.

. Описать функции досуговой деятельности детей.

. Рассмотреть виды культурно-досуговой деятельности детей.