Александр Серов - первый портретист своего времени

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Искусство
  • 13 13 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 26.04.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Аннотация 3
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 10
Список литературы 12

Фрагмент для ознакомления

По заказу П. М. Третьякова в 1894 году Серов написал портрет писателя Николая Лескова. Лесков в ту пору был уже смертельно болен и жил в предчувствии смерти. Случилось так, что через год, приехав на передвижную выставку, Лесков увидел этот свой портрет вставленный в черную раму и еще острее почувствовал, что конец совсем уже близок. Через несколько дней Лескова не стало.
Провидение Серова, помимо своей воли, быть может, предугадавшего в этом портрете неумолимо приближающуюся кончину большого писателя, было предопределено и всей его предыдущей работой и его великим талантом постижения внутренних глубин, тайного тайных человека со всем его отрадным и безотрадным.
В изящной позе, слегка склонив голову, сидит на диване в будуаре своего дворца княгиня Зинаида Юсупова – представительница знатной и богатой семьи в России; рядом – любимый шпиц и небрежно брошенные собольи меха. Фигура ее органично вписывается в изысканный интерьер восемнадцатого века.
Валентин Серов строит картину на созвучии мягких круглящихся линий: гибкое движение фигуры княгини, мягкий изгиб дивана и рам висящих на стене картин. Этот линейный ритм передает атмосферу уюта, подчеркивает женственность облика Юсуповой. Этому же способствует и утонченность колорита, где сквозь серое просвечивают розово-жемчужные тона. Платье княгини написано широко, свободно, а ее лицо более бережно, легким и незаметным движением кисти.
Серову Зинаида Николаевна была симпатична. В одном из писем он пишет: «Славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то такое, хорошее... кажется она вообще понимающая».
В портрете княгини Юсуповой, возрождая обстановочный парадный портрет, художник обращается к наследию XVIII века – Золотого века русского портрета.

Заключение

Серов обладал не только поразительно точным глазом, но и редкой способностью перевоплощаться в самых разных людей, а стало быть, и в тех, кого он портретировал.
Этим свойством Серова надо объяснять то, что он сам называл «волшебной ошибкой» в портрете — элементы шаржа во многих его заказных, да и не только заказных портретах, и просто шаржи, коих Серов был великим мастером и в которых он умел передавать разительное сходство в уродливом и смешном.
Поэтому и многие из портретов зоркого и «учтивого» Серова современники называли «гениальными карикатурами».
Серов опередил время и опередил искусство. Его портретные открытия в XX веке помогают постигать и разгадывать не только секреты живописи, но и секреты нового искусства — искусства кино, прохладу камня под босыми ногами.
Список литературы

Алленова Е. М. Валентин Серов. – М.:Слово/Slovo, 1996. – 95 с.:ил. –(Картинная галерея);
Белокуров Л. Валентин Серов// Искусство: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2003. – №3. – С.5-6,11-12: цв.ил.;
Белякова А. «Девочка с персиками» Тоши Серова// Студенческий меридиан. – 2000. – №11. - С.59-62:ил.
Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вспут. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995.
Бялик В. Портреты князей Юсуповых//Юный художник. – 2000. – №4. –С.10-12;
Валентин Серов. Альбом / Состав. Д. В. Сарабьянов / Серия: Золотая галерея русской живописи. - М.: Арт-Родник. 2000. – 90 с. :ил.;
Головин А.Я Встречи и впечатления. М., 1940.
Грабарь И.Э. Серов В.А. Жизнь и творчество. М., изд-во Кнебель, 1914.
Долгополов И. Валентин Серов // Певцы Родины. – М.:Молодая гвардия, 1981. – С.115-127;
Ельшевская Г. Валентин Серов //Искусство:Прил. к газете «Первое сентября». – 2003. – №5. – С. 6,12:ил;
Кантор А. Валентин Серов// Искусство: Прил. к газ. «Первое сентября». –2003. – №6. – С.6,11. – 12:ил.;
Киселева Е. Г. Валентин Александрович Серов: К 135-летию со дня рождения//Литература в школе. – 2000. – №7. – С.3-8;
Копшицер М.И. Валентин Серов. М., 1972.
Леняшин В. А.Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов: Основные проблемы.– Л.: Художник РСФСР, 1986. – 260 с.: ил.;
Певзнер Л. Валентин Серов работает над образом//Искусство:Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – №11. – С.16-17.
Рачеева Е.П. Серов. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
Серов В.А. Переписка. М., 1937.
Смирнова-Ракитина В. Валентин Серов. М., 1999.

Головин А.Я Встречи и впечатления. М., 1940. С. 18.
Копшицер М.И. Валентин Серов. М., 1972. С. 189.
Смирнова-Ракитина В. Валентин Серов. М., 1999. С. 131.
Грабарь И.Э. Серов В.А. Жизнь и творчество. М., изд-во Кнебель, 1914. С. 18.
Цит. по: Копшицер М.И. Валентин Серов. М., 1972.












11

1. Алленова Е. М. Валентин Серов. – М.:Слово/Slovo, 1996. – 95 с.:ил. –(Картинная галерея);
2. Белокуров Л. Валентин Серов// Искусство: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2003. – №3. – С.5-6,11-12: цв.ил.;
3. Белякова А. «Девочка с персиками» Тоши Серова// Студенческий меридиан. – 2000. – №11. - С.59-62:ил.
4. Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вспут. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995.
5. Бялик В. Портреты князей Юсуповых//Юный художник. – 2000. – №4. –С.10-12;
6. Валентин Серов. Альбом / Состав. Д. В. Сарабьянов / Серия: Золотая галерея русской живописи. - М.: Арт-Родник. 2000. – 90 с. :ил.;
7. Головин А.Я Встречи и впечатления. М., 1940.
8. Грабарь И.Э. Серов В.А. Жизнь и творчество. М., изд-во Кнебель, 1914.
9. Долгополов И. Валентин Серов // Певцы Родины. – М.:Молодая гвардия, 1981. – С.115-127;
10. Ельшевская Г. Валентин Серов //Искусство:Прил. к газете «Первое сентября». – 2003. – №5. – С. 6,12:ил;
11. Кантор А. Валентин Серов// Искусство: Прил. к газ. «Первое сентября». –2003. – №6. – С.6,11. – 12:ил.;
12. Киселева Е. Г. Валентин Александрович Серов: К 135-летию со дня рождения//Литература в школе. – 2000. – №7. – С.3-8;
13. Копшицер М.И. Валентин Серов. М., 1972.
14. Леняшин В. А.Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов: Основные проблемы.– Л.: Художник РСФСР, 1986. – 260 с.: ил.;
15. Певзнер Л. Валентин Серов работает над образом//Искусство:Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – №11. – С.16-17.
16. Рачеева Е.П. Серов. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
17. Серов В.А. Переписка. М., 1937.
18. Смирнова-Ракитина В. Валентин Серов. М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какой портрет Александр Серов написал по заказу П. М. Третьякова?

Александр Серов написал по заказу П. М. Третьякова портрет писателя Николая Лескова.

Кто был предметом портрета, написанного Александром Серовым?

Александр Серов написал портрет писателя Николая Лескова.

Каким был состояние здоровья Николая Лескова, когда Александр Серов написал его портрет?

В ту пору Николай Лесков был уже смертельно болен и жил в предчувствии смерти.

Каким впечатлением был овладел Николай Лесков, увидев свой портрет, написанный Александром Серовым?

Увидев свой портрет, вставленный в черную раму, Николай Лесков еще острее почувствовал, что конец уже близок.

Когда Николая Лескова уже не стало?

Через несколько дней после увиденного портрета Николая Лескова уже не стало.

Кто был первым портретистом своего времени?

Первым портретистом своего времени был Александр Серов.

Какую работу по заказу Третьякова выполнил Серов в 1894 году?

Серов в 1894 году написал портрет писателя Николая Лескова.

Каким был состояние здоровья Лескова в ту пору?

Лесков в то время уже был смертельно болен и жил в предчувствии смерти.