Политико-правовые основы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 58 + 58 источников
- Добавлена 29.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 10
1.1 Политические партии и общественные организации как структурный элемент гражданского общества: типология, функции, цели 10
1.2 Эволюция политического взаимодействия государства с партиями и общественными организациями в Российской Федерации (в 1990 – 2015 гг.) 39
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 48
2.1 Особенности политико-правового регулирования взаимодействия современного российского государства с политическими партиями 48
2.2 Основы политико-правового регулирования деятельности общественных организаций в современной России 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
Оно должно максимально исключить возможность применения административного усмотрения к политическим партиям со стороны органов государственной власти. Однако и после принятия закона о политических партиях о стабильном законодательном регулировании в этой сфере говорить не приходится. Наибольшие изменения данный Закон претерпевал в части требований, предъявляемых к политическим партиям по общей численности входящих в нее членов партии и числу региональных объединений. Первоначально было установлено, что в политической партии должно состоять не менее 10 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов политической партии. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ были внесены изменения в закон о политических партиях, в соответствии с которыми вводились новые требования: в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. Реализация данных норм, направленных на создание преимуществ для крупных партий, как известно, привела к существенному сокращению числа партий, и в стране действовало только семь политических партий; при этом ряду из них было отказано в регистрации, что фактически вывело соответствующих партийных активистов из правового поля. В связи с этим появился феномен внесистемной оппозиции. Сложившаяся ситуация требовала новых законодательных решений.По инициативе Президента РФ был принят Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 75-ФЗ, вводивший поэтапное сокращение требований, предъявляемых к политическим партиям. В частности, было установлено, что в партии должно состоять:с 1 января 2010 г. до 1 января 2012 г. — не менее 45 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов политической партии;с 1 января 2012 г. — не менее 40 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 400 членов политической партии.Однако данная либерализация законодательства оказалась недостаточной, поскольку не повлекла существенных сдвигов в партийном строительстве. В связи с этим был принят Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», согласно которому в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии. Опуская политическую подоплеку названных изменений законодательства, отметим, что такого рода динамика свидетельствует об отсутствии устойчивой конституционной стратегии развития института политических партий как неотъемлемого элемента механизма народовластия. Поэтому необходимо дальнейшее развитие содержания конституционных принципов организации и деятельности политических партий. Важно установить законодательные параметры принципа конкуренции политических партий. Именно этот принцип, по мнению С. В. Васильевой, имеет особую актуальность для российской общественно-политической системы: «В отличие от конституционной идеи политического плюрализма принцип политической конкуренции заключает в себе не просто общие посылы, а конкретные правила поведения субъектов, механизмы достижения баланса между общественно-политическими силами. Поэтому принцип политической конкуренции более технологичен». Вместе с тем более правильным видится не противопоставление указанных принципов, а расширение нормативного содержания принципа политического многообразия за счет установления требований по обеспечению равноправной конкуренции политических партий. Конституционно-правовое развитие в этом направлении может осуществляться в различных формах, однако наиболее реалистичным решением представляется внесение необходимых дополнений в закон о политических партиях. В связи с этим принципиально важно дальнейшее развитие правовых позиций Конституционного Суда РФ, конкретизирующих рассматриваемые конституционные принципы.Что касается формулы закона о политических партиях о взаимном невмешательстве органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий и политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, то она, безусловно, оказала определенное положительное воздействие на развитие законодательства и правосознания. Но практика ее реализации была весьма непоследовательной, что связано с процессами централизации государственной власти, отступлениями от принципов правового государства в деятельности органов государственной власти.Основная проблема заключается в том, что централизация власти, получившая свое развитие в последнее десятилетие, в значительной мере основывается на партийной системе с очевидным доминированием правящей политической партии, однако этому не созданы какие-либо эффективные законодательные ограничения. Напротив, законодательство допускает определенные инструменты влияния представителей государства на воспроизводство ее доминирующего положения (яркий тому пример: получившее широкое распространение вхождение глав субъектов РФ — членов «Единой России» в списки кандидатов на выборах в Государственную Думу и законодательные органы субъектов РФ с последующим отказом от депутатских мандатов).По своим конституционно-правовым последствиям ситуация с явным доминированием в политической системе одной политической партии близка к состоянию одно партийности, которая искажает действие конституционных принципов организации государственной власти. Как отмечал М. Дюверже, «степень разделения властей гораздо больше зависит от партийной системы, чем от положений, записанных в конституциях. Так, одно партийность приводит к весьма значительной концентрации властей, даже если официальные тексты устанавливают более или менее обозначенное их разделение: единственная партия прочно скрепляет их в различных властных органах».Доминирование одной политической партии в демократическом обществе, где допускается создание множества политических партий, является результатом определенного искажения как политических, так и конституционно-правовых отношений, когда группой лиц, получивших мандат на осуществление власти на определенный срок, целенаправленно формируются новые правила, создаются новые структуры, мобилизуются различного рода ресурсы, обеспечивающие создание для определенной партии преимуществ в получении мандата на новый срок. Таким образом, процесс волеизъявления народа оказывается объектом манипуляций, осуществляемых как в форме изменения законодательства, так и в формировании практики его применения.Введенный в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» так называемый муниципальный фильтр, применяемый для выдвижения кандидата на выборах главы субъекта РФ, по сути, создает дополнительный ценз в осуществлении пассивного избирательного права, который даже крупным оппозиционным партиям, представленным в Государственной Думе и представительных органах субъектов РФ, муниципальных образований, чрезвычайно сложно преодолеть, не располагая административным ресурсом на региональном и местном уровнях.Политический орган государственного управления: формируется по политическим процедурами, которые определены Конституцией;руководящий состав подбирается по политическим признакам лояльности к ведущим политическим силам;смена руководящего состава происходит по результатам парламентских или президентских выборов;в системе политико-управленческих отношений выступает носителем государственного суверенитета и национальных интересов;не имеет вышестоящего органа управления, подотчетен и подконтролен представительному органу (парламенту);самостоятельно определяет составляющие своей организационной структуры;принимает политические решения, направленные на реализацию общегосударственных интересов;несет преимущественно политическую ответственность за результаты своей деятельности.Административный орган управления: формируется согласно определенным в законодательстве административными процедурами;руководящий состав формируется по признакам профессионализма и компетентности; изменение кадрового состава происходит на условиях контракта или из соображений карьерного роста;в системе управленческих отношений выступает субъектом реализации государственной политики;подконтрольный и подотчетный вышестоящему административному органу управления;организационную структуру утверждает вышестоящий административный орган согласно действующему законодательству и определенными нормами;принимает административные решения, направленные на решение конкретных проблем в определенной отрасли экономики или социальной сфере;несет административную ответственность за свою деятельность, формы этой ответственности определены в законодательстве и действующими нормами.Как можно видеть из приведенных выше различий, публичная политика и управление тесно связаны между собой в реализации государственной власти.Есть основания для определения политического характера деятельности государственного управления.Вместе с тем политика выступает существенной составляющей деятельности государственной администрации и реализации функций управления.Учитывая масштабность и сложность адаптации норм публичного управления в условиях переходного посттоталитарного общества, британский исследователь Д.Кумбс определяет несколько сложностей в деле адаптации норм публичного управления.Первая - это так называемый эффект "троянского коня" как вероятный результат импорта современных западных политико-управленческих подходов.Соотношение между государственным администрированием и политическим процессом всегда зависит не только от законодательного механизма обеспечения нейтральности и защиты прав чиновника, а также и от политического контекста, в котором такие отношения формируются и происходят.Таким образом, утверждает Д.Кумбс, те, кто импортирует установки нейтральности государственного управления как способа предотвращения смешивания политических функций с влиянием партий и личностей, в результате могут столкнуться с тем, что "в плохих руках и при неадекватном институциональном контроле научный подход публичной политики может запросто стать ресурсом усиления политического руководства страны, а не его ограничения".Такая ситуация будет уменьшать роль парламента и негативно влиять на работу исполнительной власти.Отсюда можно сформулировать второе условие внедрения политико-управленческих новаций, которое заключается в необходимости определения содержания институционального контекста.В этом контексте приоритетной задачей является организация контроля за исполнением обязанностей государственными чиновниками и обеспечения профессионализации государственной службы.В противном случае, как отмечает Д.Кумбс, "использование соответствующей риторики обеспечивает поддержку эгоистических интересов и мастерски вводит в заблуждение, независимо от того, с помощью какой риторике это осуществляется - марксизма-ленинизма или прикладного политического анализа".Третий аспект "троянского" феномена заключается в давлении внешних сил, которые ищут экономические и политические выгоды от посткоммунистических стран.Так, опыт стран - новых членов ЕС показывает, что внедрение новых процедур и структур для обновления действующих политико-управленческих практик осуществляется под внешним давлением со стороны ЕС, и тем самым создает серьезные вызовы традиционным моделям государственного управления в этих странах.Таким образом, Д.Кумбс отмечает сложность "импорта" концепции публичной политики в трансформирующихся странах, доказывает невозможность использования по этой концепции без учета социально-политического контекста транзитивных стран и необходимости адаптации к культурным и политическим реалиям конкретного общества.Однако эти ограничения не уменьшают ценности и потенциала концепции публичной политики.Итак, институциональный и функциональный дисбаланс политических и административных составляющих действующей системы управления отрицательно сказывается на его эффективности.Негативный опыт предыдущих лет и многочисленные конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти ставят на повестку дня формирование такого механизма принятия решений, при котором политически публичная составляющая была бы сбалансирована с административной "оболочкой" органов управления.Говоря о формировании реально правового государства, подчеркнем, что соответствующая система управления должна рассматриваться как адекватное взаимодействие между государственным аппаратом и гражданским обществом, внутри властных институтов (на всех уровнях и формах), а также внутри структурных элементов системы государственного управления.2.2 Основы политико-правового регулирования деятельности общественных организаций в современной РоссииВзаимодействие общественных организаций с государственными структурами - одно из основных условий эффективности системы защиты прав человека в России. Содействие гражданских формирований в реализации общепризнанных прав и свобод человека высоко оценивается во многих странах. Зачастую такие объединения восполняют недостатки работы государственных органов в правозащитной сфере. Сотрудничество государства и общества отвечает интересам обеих сторон. Большинство неюсударственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы (забота о малоимущих, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию, образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры и т.д.).Общественные объединения являются не только источником информации о правах человека, но и способствуют осознанию и уважению права как такового. Как образно подмечено, они должны расшевелить «сонное» правосознание людей и положительно на него воздействовать, формируя позитивное общественное мнение о праве.Таким образом, одной из главных задач на пути утверждения достоинства личности, возведения его на высшую ступень иерархии ценностей является совместная деятельность общественных объединений по формированию позитивного общественного мнения о праве.Одним из важнейших каналов воздействия на правовую культуру граждан является правовая информация. От степени информированности людей об общественных объединениях, важности их деятельности в зашите прав и достоинства человека зависит уровень понимания норм права, регулирующих деятельность самодеятельных организаций и, что наиболее важно, уровень социальной ценности права на объединение.Вовлечение общества в процесс защиты прав и достоинства личности, стабилизации законности и правопорядка не может ограничиваться только стадией реализации уже принятого законодательства. Важно привлечение общественных структур к процессу создания законов, к инициированию и подготовке законопроектов, затрагивающих интересы широких слоев граждан. Одной из основных проблем реализации прав человека в современной России является проблема соблюдения и обеспечения права на судебную защиту. В этом отношении общественным объединениям необходимо вести информационно-просветительскую работу, развивать у населения потребность, привычку обращения в суд за защитой попранного достоинства и нарушенных прав. Следовательно, актуальная задача общественных объединений - просвещение народа в отношении средств правовой защиты, содействие повышению прозрачности процесса осуществления правосудия.В зоне особого внимания общественности должны находиться и средства массовой информации, зачастую культивирующие жесткость и насилие. В связи с этим роль социального аудита СМИ переоценить нельзя. С другой стороны, существует проблема неосведомленности о деятслыюсги общественных объединений и даже о самом существовании подобных структур. Поэтому от СМИ необходима систематическая подача информации о работе правозащитников-общественников: постоянные рубрики в газетах, тематические теле- и радиопередачи. Только тогда, когда люди будут знать о проводимых самодеятельными объединениями правозащитных акциях, о результатах их деятельности, о требуемой помощи, возможно повышение гражданского самосознания и эффективное развитие гражданского общества.Сегодня видится актуальным формирование позитивно и конструктивно направленного информационного пространства между властью и обществом, осуществление информационного обмена между ними. Особую роль иэгом могли бы сыграть разработка и внедрение современных информационных технологий в практику работы общественных объединений, поддержка целевых сайтов, издание и распространение информационных бюллетеней и других средств информирования граждан о деятельности общественных организаций. Пока еще не сложилась систематическая практика быстрого реагирования на информацию о возможных случаях унижающего достоинство обращения с гражданами.Особую озабоченность вызывает недостаточность воспитательной работы в юридической области с молодежной аудиторией. Не секрет, что уровень правовой культуры этой категории граждан остается низким. Таким образом, актуальной задачей в современной России является совершенствование правовою просвещения и правового образования. Сегодня назрела необходимость разработки и принятия федеральной концепции правового просвещения и правового образования в области прав человека, где важная роль в просветительской деятельности отводилась бы общественным структурам.Взаимодействие органов государственной власти и общественных объединений в деле утверждения достоинства личности предполагает целенаправленную деятельность по созданию режима всеобщего уважения человека, его прав и гражданской чести. Подобное сотрудничество может закрепляться в договорах, в специальных документах о координации планов и программ по профилактике правонарушений и борьбе с ними, но правовому воспитанию и т.п. Задача государства, как наиболее сильного участника партнерства, — обеспечить действующие правовые условия и реальные финансовые стимулы для такою взаимодействия. На уровне Правительства РФ необходимо разработать долгосрочную стратегию поддержки общественных объединений, ^галадить тесные контакты государственных структур с общественными, внедрить в практику эффективную систему гражданскою контроля, оказания государственной поддержки социально значимым программам гражданских организаций, постоянно практиковать различные формы подключения общественного сектора к законотворческому процессу.С целью улучшения организационного обеспечения деятельности общественных объединений следует на постоянной основе оказывать им методическую помощь, способствующую повышению профессионализма в деятельности гражданских формирований, также постоянно повышать правосознание работников государственных органов, осуществляющих взаимодействие с общественным сектором.Перспективы развития региональной политической оппозиции были существенно сужены в результате изменения политики федерального центра в регионах. Однако партийная реформа определяет политические партии как главный субъект региональных политических процессов в России. Региональные парламенты обеспечивают трансформацию интересов избирателей, политических партий и социальных групп, преобразование их в законодательные нормы и программы развития региона. Депутаты при этом выступают в роли как лиц, принимающих решения, так и своеобразных лоббистов. Оказываясь в ситуации двойной зависимости, они вынуждены или находить баланс интересов, или принимать решения в пользу одной из групп влияния, что неизбежно отражается па политическом процессе в целом. В целом, роль парламентской оппозиции во взаимодействии власти и общества в регионе незначительна. Тем не менее, накопленный опыт взаимодействия власти и общества позволяет говорить об актуализации построения эффективной модели деятельности парламентской оппозиции: решающая роль в этом процессе должна принадлежать региональным отделениям оппозиционных партий; парламентской оппозиции необходимо брать на себя социальную ответственность, предлагать альтернативные проекты и решения насущных проблем области, усилить значимость оппозиции. нужна реальная политическая конкуренция, открытые и честные выборы.Таким образом, признание парламентской оппозиции необходимым атрибутом демократического общества, ее незаменимой роли при коммуникации общества с властью, позволит развивать конструктивный диалог с оппозицией в регионе.Проблема взаимодействия и взаимопонимания власти, общества и бизнеса в процессе социального реформирования - одна из самых насущных в политической и общественной жизни России. Это подтверждено проведением Гражданского форума (2001 г.), принятием Федерального закона «Об Общественной палате» (2005 г.) и рядом других масштабных акций, основной целью которых являлось публичное обсуждение вопросов сотрудничества общественных, государственных и политических сил на стратегических направлениях преобразования страны.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование оптимальной модели политико-управленческих отношений на современном этапе развития государства становится одной из главных задач для дальнейшего совершенствования системы государственного управления.Важной как научной, так и прикладной проблемой становится определение критериев оптимизации политико-управленческих отношений.В этом аспекте оптимальная модель политико-управленческих отношений имеет свои особенности для каждого государства.Поэтому прямое использование мирового опыта не может дать положительного (ожидаемого) результата, если не учитывать основные принципы формирования благоприятной модели политико - административных отношений.В таком контексте модель политико-административных отношений формируется под влиянием определенных факторов, определяющих принципы функционирования государственного управления.Формальное содержание политико-административных отношений определяет структуру, сферу влияния и тип отношений, возникающих в процессе государственного управления и в соотношении "общество - государство", а неформальное воспроизводит представление членов общества о, то какими должны быть структура, сфера влияния и тип отношений «общество - государство».Итак, вторым фактором формирования оптимальной модели политико-административных отношений является баланс между формальным и неформальным содержанием политико-административных отношений.Следующий, третий фактор оптимизации политико-управленческих отношений определяется в применении принципа эффективности деятельности системы государственного управления как в целом, так и в отдельных его частях.Это означает, что на всех уровнях организации системы государственного управления должна быть обеспечена эффективность функционирования всех ее составляющих.Таким образом, аргументы, приводимые в поддержку тезиса о том, что гражданское общество в современной России является еще неразвитым, системно не оформленным и т. п., являются вполне справедливыми и убедительными с научной точки зрения.При демократическом общественном устройстве субъектность политической составляющей через избирательные механизмы абсолютно зависима от общества, социальных интересов граждан.Это обуславливает высокую динамичность политического слоя и создает возможность выполнять функцию агрегации превалирующих общественных потребностей.Такое положение дел в демократическом социуме более четко выделяет политическую верхушку от сравнительно устойчивой административной системы, чем в тоталитарном, где политическое руководство не избирается и в значительной степени независимым от общества.В данном случае принцип формирования состава политического руководства является, по сути, таким же, как и административного аппарата.Это предопределяет монолитный характер политико-административной системы.Вообще можно сказать, что административная система здесь политизируется, а политическая - администрируется.Хотя, с другой стороны, вследствие высокой централизованности тоталитарной политико-административной системы происходит гораздо большая концентрация политических функций на верхушке государственного механизма, чем это характерно для демократического государства.Для современного этапа развития государственности это имеет также чрезвычайно важное значение, особенно в контексте анализа политико-административного взаимодействия и взаимовлияния на различных уровнях субъектности.Линия разграничения политического и административного уровней в структуре государственного аппарата определяется действующим правовым полем, традициями и текущей расстановкой сил, фактическим разделением власти в обществе и государстве.При этом разграничение сферы политического руководства и сферы государственного управления де-юре и де-факто могут не совпадать.Существуют также государственные должности и учреждения, которые фактически объединяют в себе в разной пропорции и политические, и административные функции, образуя своего рода переходную полосу между государственным управлением и политическим руководством.Поэтому оптимальность разграничения политического и административного в работе государственного аппарата выходит за пределы исключительно юридической постановки вопроса.По сути, речь идет о двух качественно отличных разновидности реализации управленческих функций государства, которые более или менее отчетливо выделяются в структурировании любой политико-административной системы.Формирование легитимного политического курса определяется наличием такой последовательности: частные интересы - частные цели деятельности - публичный интерес - публичная цель деятельности - влияние, а основой политической деятельности является определение публичного интереса и формирования публичной цели.Эта последовательность включает не только почву, что лежит в основе политики, но и механизмы формирования и реализации этой политики, что связано с административной деятельностью.Можно выделить основные задачи политико-административного реформирования, а именно:-налаживание адекватного взаимодействия между политико-административными структурами и обществом;-автономизацию управленческих структур на основе распределения управленческих полномочий;-децентрализацию управленческих полномочий средивсе большего количества субъектов принятия управленческих решений;-постепенную трансформацию иерархической системы управления в полиархических;-снижение затрат на систему государственной службы и государственного управления;-преобразования интегративной управленческой системы в интеркурсивную и т.п.;-повышение профессионализма и качества услуг со стороны государственной службы;-создание такой системы управления, которая была направлена на предоставление качественных услуг населению и обществу;-создание открытой системы взаимодействия внутри - привлечение граждан к принятию решений на разных уровнях - от местных общин к воздействию на принятие политических решений;-повышение ответственности перед гражданами - в том числе ответственность за управленческие решения и их последствия, разработать механизм контроля со стороны общества на всех уровнях управленческой иерархии;-в целом - ориентация на граждан и на результат, а не на чиновников и процессы.Можно сказать, что особенность современной России состоит в том, что потребность в самостоятельно организованной среде повседневной жизни, регулируемой недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с зависимостью ее организации от социальных институтов, пользующихся властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708–1 «Об общественных объединениях»Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // http://www.consultant.ru/popular/obob/Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177661Федеральный закон от 12.01.96 г. №10-ФЗ «О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172580;dst=0;ts=AB224DD714EF9A21EF11205CF5C5F336;rnd=0.022818522494606697Федеральный закон от 17.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174903/Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» // http://www.rg.ru/2012/04/04/partii-dok.htmlФедеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2012/05/04/gubernatori-dok.htmlФедеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174896/Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014) "Об Общественной палате Российской Федерации" (04 апреля 2005 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161975/Ачкасов В. А. Институты западной демократии в сравнительной перспективе: учеб.пособие / В. А. Ачкасов, Б. В. Грызлов. - СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2006. - 264 с.Большой толковый социологический словарь (CoNins)T. 2(П-Я) : пер. с англ. М.: Вече : АСТ,1999. – с.480Бориков В. Э. Между плюсом и минусом // Независимая газета. - 2011. - 21 ноября. - URL: http://www.ng.ru/ideas/2011-11-21/9_dinamika.htmlБудберг А. Администрация привычных лиц // Московский комсомолец. - 2004. - 27 марта. - С.3.Вардуль Н.. Смирнов К. Скромный, умный и верный // Коммерсантъ-Власть. 2004. - № 12. - С.46- 47; Васильева С. В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. М., 2011. С. 43.Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем. ; сост., общ.ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произведения. М. : Прогресс, 1990. – С. 628-630Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nir.ru/socio/articles/weber_politika.htmВыступление Президента России Владимира Путин на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. // Независимая газета. - 2004. - 14 сентября. - С.3.Вятр Е.Й. Социология политических отношений / пер. В. Скляр, А. Николаев. М. : Прогресс, 1979. – С. 259-260Голосов Г. Электоральный авторитаризм в России. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.Дегтярев А. Основы политической теории / А. Дегтярев. - М.: Высш. шк. - 1998. - 239 с.Дюверже М. Политические партии [пер. с франц. Л.А.Зимина] - М.: Академический Проект, 2000. - 538 с. - (Серия «Концепции»).Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; вступление.ст. д-ра юрид. наук, проф. И. Ю. Козлихина. - СПб. : Изд-во "Юридический центр" Пресс ", 2004. - 752 с.Зорькин В. Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Междунар. конф. «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности» (Санкт-Петербург, 27–28 сентября 2012 г.).Кынев А. Политические партии в российских регионах: взгляд сквозь призму реформы избирательной системы. — Полис, № 6. 2006.Лоуэлл А. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы / А. Лоуэлл. - М., 1908. - 982 с.Малкин Е. Политические технологи / Е. Малкин, Е. Сучков. - М. : Русская панорама, 2006. - 680 с.Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии / Г. Михельс // Диалог - 1990 - № 3 - С.30Никулин Н.М. Курс современной политической истории России (1985-2004 гг.): В 2-х чч. - Ч.2. -М., 2006. -С.67Основы демократии: учеб.пособие. для студ. высш. учеб. закл. / М. Бессонова, А. Бирюков, С. Бондарук и др. ; под общ.ред. А. Колодий. - М.: Изд-во "Ай Би", 2002. - 684 с.Острогорский М. Демократия и политические партии / М. Острогорский. - М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия). - 1997. - 640 с.Петухов В. Большое партийное будущее // Политический журнал. - 2006. - № 22. - С.22-23.Пивоваров Ю. С. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука :теоретико-методолог. и историко-культур. исследования. М. : ИНИОН РАН. 1996. – С. 6-46Политические партии и движения на выборах — 99. М., 2000. С. 8.Политологический энциклопедический словарь / сост. В. П. Горбатенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Генезис, 2004. - 735 с.Рябов С. Г. Политологическая теория государства / С. Г. Рябов. - М.: Тандем, 1996. - 240 с.Сайт Министерства Юстиции Российской Федерации. – URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partiiСартр Дж. Сравнительная конституционная инженерия / Дж. Сартр. - М.: Артек, 2001. - 211 с.Сведовая Н. Верхняя палата «Форбса» // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2Смирнов К. Премьер для служебного пользования // Коммерсантъ-Власть. - 2004. - № 12. - С.35- 38.Сморгунов Л. Современная сравнительная политология : учебник / Л. Сморгунов. - М. : Росс.полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 472 с.Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии / Л. В. Сморгунов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1999. - С. 214-231.Федюкин И. Государственный аппарат // Коммерсантъ-Власть. - 2007. - № 50. - С.36Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию : [пер. с англ.]. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006 – С. 27Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Философская и социологическая мысль. - 1996. - № 1-2.Хантингтон С. Ф. Три волны демократизации / С. Ф. Хантингтон // Демократия: Антология / сост. А. Проценко. - М.: Факел, 2005.-С. 574-583.Хейвуд Э. Политология: учеб.для студ. вузов / Э. Хейвуд; пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Бельского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 544 с.Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.Чурсина В. Чтобы стать полезным, надо быть ископаемым // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2.Шаповал В. М. Современный конституционализм: монография. / В. Шаповал. - М.: Юрид. фирма "Салком"; Одиссей, 2005. - 560 с.Шарло Ж. Политические партии и система политических партий во Франции / Ж. Шарло. - М., 1993. - 68 с.Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М. : Аспект Пресс, 1996. – С. 308-310Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве / Ю. Юдин. - М.: Форум - Инфра-М, 1998. - 228 с.Almond G. A., Verba S. Thecivicculturerevisited. Princeton ;NewYork, 1963Almond G. A.,Verba S. Thedvilalture: politicalattitudesanddemocracyinfivenations. Boston, 1965. – р 16-20Fukuyama F. TheEndOfHistoryAndTheLastMan / F. Fukuyama. - NewYork, 1999. - P. 296.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708–1 «Об общественных объединениях»
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // http://www.consultant.ru/popular/obob/
4. Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177661
5. Федеральный закон от 12.01.96 г. №10-ФЗ «О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172580;dst=0;ts=AB224DD714EF9A21EF11205CF5C5F336;rnd=0.022818522494606697
6. Федеральный закон от 17.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174903/
7. Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» // http://www.rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html
8. Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2012/05/04/gubernatori-dok.html
9. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174896/
10. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014) "Об Общественной палате Российской Федерации" (04 апреля 2005 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161975/
11. Ачкасов В. А. Институты западной демократии в сравнительной перспективе: учеб. пособие / В. А. Ачкасов, Б. В. Грызлов. - СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2006. - 264 с.
12. Большой толковый социологический словарь (CoNins)T. 2(П-Я) : пер. с англ. М.: Вече : АСТ,1999. – с.480
13. Бориков В. Э. Между плюсом и минусом // Независимая газета. - 2011. - 21 ноября. - URL: http://www.ng.ru/ideas/2011-11-21/9_dinamika.html
14. Будберг А. Администрация привычных лиц // Московский комсомолец. - 2004. - 27 марта. - С.3.
15. Вардуль Н.. Смирнов К. Скромный, умный и верный // Коммерсантъ-Власть. 2004. - № 12. - С.46- 47;
16. Васильева С. В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. М., 2011. С. 43.
17. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем. ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
18. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произведения. М. : Прогресс, 1990. – С. 628-630
19. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nir.ru/socio/articles/weber_politika.htm
20. Выступление Президента России Владимира Путин на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. // Независимая газета. - 2004. - 14 сентября. - С.3.
21. Вятр Е.Й. Социология политических отношений / пер. В. Скляр, А. Николаев. М. : Прогресс, 1979. – С. 259-260
22. Голосов Г. Электоральный авторитаризм в России. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.
23. Дегтярев А. Основы политической теории / А. Дегтярев. - М.: Высш. шк. - 1998. - 239 с.
24. Дюверже М. Политические партии [пер. с франц. Л.А.Зимина] - М.: Академический Проект, 2000. - 538 с. - (Серия «Концепции»).
25. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; вступление. ст. д-ра юрид. наук, проф. И. Ю. Козлихина. - СПб. : Изд-во "Юридический центр" Пресс ", 2004. - 752 с.
26. Зорькин В. Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Междунар. конф. «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности» (Санкт-Петербург, 27–28 сентября 2012 г.).
27. Кынев А. Политические партии в российских регионах: взгляд сквозь призму реформы избирательной системы. — Полис, № 6. 2006.
28. Лоуэлл А. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы / А. Лоуэлл. - М., 1908. - 982 с.
29. Малкин Е. Политические технологи / Е. Малкин, Е. Сучков. - М. : Русская панорама, 2006. - 680 с.
30. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии / Г. Михельс // Диалог - 1990 - № 3 - С.30
31. Никулин Н.М. Курс современной политической истории России (1985-2004 гг.): В 2-х чч. - Ч.2. -М., 2006. -С.67
32. Основы демократии: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. / М. Бессонова, А. Би рюков, С. Бондарук и др. ; под общ. ред. А. Колодий. - М.: Изд-во "Ай Би", 2002. - 684 с.
33. Острогорский М. Демократия и политические партии / М. Острогорский. - М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия). - 1997. - 640 с.
34. Петухов В. Большое партийное будущее // Политический журнал. - 2006. - № 22. - С.22-23.
35. Пивоваров Ю. С. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука : теоретико-методолог. и историко-культур. исследования. М. : ИНИОН РАН. 1996. – С. 6-46
36. Политические партии и движения на выборах — 99. М., 2000. С. 8.
37. Политологический энциклопедический словарь / сост. В. П. Горбатенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Генезис, 2004. - 735 с.
38. Рябов С. Г. Политологическая теория государства / С. Г. Рябов. - М.: Тандем, 1996. - 240 с.
39. Сайт Министерства Юстиции Российской Федерации. – URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partii
40. Сартр Дж. Сравнительная конституционная инженерия / Дж. Сартр. - М.: Артек, 2001. - 211 с.
41. Сведовая Н. Верхняя палата «Форбса» // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2
42. Смирнов К. Премьер для служебного пользования // Коммерсантъ-Власть. - 2004. - № 12. - С.35- 38.
43. Сморгунов Л. Современная сравнительная политология : учебник / Л. Сморгунов. - М. : Росс. полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 472 с.
44. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии / Л. В. Сморгунов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1999. - С. 214-231.
45. Федюкин И. Государственный аппарат // Коммерсантъ-Власть. - 2007. - № 50. - С.36
46. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию : [пер. с англ.]. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006 – С. 27
47. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Философская и социологическая мысль. - 1996. - № 1-2.
48. Хантингтон С. Ф. Три волны демократизации / С. Ф. Хантингтон // Демократия: Антология / сост. А. Проценко. - М.: Факел, 2005.-С. 574-583.
49. Хейвуд Э. Политология: учеб. для студ. вузов / Э. Хейвуд; пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Бельского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 544 с.
50. Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.
51. Чурсина В. Чтобы стать полезным, надо быть ископаемым // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2.
52. Шаповал В. М. Современный конституционализм: монография. / В. Шаповал. - М.: Юрид. фирма "Салком"; Одиссей, 2005. - 560 с.
53. Шарло Ж. Политические партии и система политических партий во Франции / Ж. Шарло. - М., 1993. - 68 с.
54. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М. : Аспект Пресс, 1996. – С. 308-310
55. Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве / Ю. Юдин. - М.: Форум - Инфра-М, 1998. - 228 с.
56. Almond G. A., Verba S. Thecivicculturerevisited. Princeton ;NewYork, 1963
57. Almond G. A.,Verba S. Thedvilalture: politicalattitudesanddemocracyinfivenations. Boston, 1965. – р 16-20
58. Fukuyama F. The End Of History And The Last Man / F. Fukuyama. - New York, 1999. - P. 296.
Вопрос-ответ:
Какие основные политико-правовые основы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России?
Основными политико-правовыми основами взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России являются Конституция Российской Федерации, законы о политических партиях, законы о некоммерческих организациях и другие нормативные акты. Конституция России признает право граждан создавать политические партии и общественные организации, а также устанавливает гарантии их деятельности. Законы о политических партиях и некоммерческих организациях определяют процедуру регистрации, регулируют финансирование, устанавливают механизмы контроля со стороны государства.
Какие функции выполняют политические партии и общественные организации в современной России?
Политические партии и общественные организации выполняют различные функции в современной России. Одна из основных функций политических партий - участие в выборах и формирование представительных органов власти, забота о разработке и реализации политических программ. Общественные организации, в свою очередь, занимаются защитой прав и интересов своих членов, социальными и культурными инициативами, благотворительностью и другими видами общественной деятельности.
В чем заключается эволюция политического взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями?
Эволюция политического взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями происходит в направлении укрепления роли государства в регулировании и контроле их деятельности. Все больше внимания уделяется законодательному ограничению деятельности политических партий и организаций, а также контролю над их финансовыми ресурсами. С другой стороны, государство также предоставляет различные механизмы поддержки и сотрудничества с политическими партиями и общественными организациями, например, через гранты и субсидии, создание совместных проектов.
Какие структурные элементы гражданского общества выполняют политические партии и общественные организации?
Политические партии и общественные организации выполняют роль структурных элементов гражданского общества, представляя интересы различных социальных групп и обеспечивая участие граждан в политическом процессе. Они могут стремиться к достижению определенных целей и функционировать как организации, способствующие развитию гражданского общества, поддержанию политической стабильности и укреплению демократических принципов.
Какие политико-правовые основы существуют для взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России?
Взаимодействие государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России осуществляется на основе политико-правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, а также других нормативных актах. Основу данного взаимодействия составляют принципы свободного участия политических партий и общественных организаций в политической жизни, равенства и недискриминации, правового регулирования и контроля за их деятельностью, а также механизмы содействия их развитию и саморегулированию.
Какова типология функций политических партий и общественных организаций в гражданском обществе?
Типология функций политических партий и общественных организаций в гражданском обществе может быть различной. Одной из функций данных организаций является выражение и представление интересов определенных социальных групп, классов, профессиональных сообществ или регионов. Кроме того, они могут выполнять роль формирования и мобилизации общественного мнения, участия в политическом принятии решений, обеспечения прозрачности и открытости политического процесса.
Какие основные политико-правовые основы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России?
В современной России взаимодействие государства с политическими партиями и общественными организациями основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и нормативных актах, которые определяют правовой статус политических партий и общественных организаций, их функции, процедуры регистрации и деятельности. Государственные органы контролируют и поддерживают данное взаимодействие, обеспечивая соблюдение прав и свобод граждан.
Какие функции выполняют политические партии и общественные организации в современной России и как это отражено в политико-правовых основах?
Политические партии и общественные организации выполняют разнообразные функции, такие как представление интересов граждан, участие в выборах, разработка и представление программ политического и социального развития, общественная пропаганда и мониторинг деятельности государственных органов. Эти функции отражены в политико-правовых основах через законодательное признание и регулирование деятельности партий и организаций, а также обеспечение их равных возможностей и защиты прав.
Как происходит эволюция политического взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями?
Эволюция политического взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в России происходит в соответствии с изменениями политической и социальной системы. Это включает в себя изменение ролей и функций политических партий и организаций, а также изменение подходов и методов государственного регулирования и контроля их деятельности. Эволюция отражается в законодательстве и нормативных актах, которые регулируют взаимодействие и защиту прав и свобод политических партий и общественных организаций.
Какие политико-правовые основы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями существуют в современной России?
В современной России политико-правовые основы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями определены Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами. Например, политические партии нормируются Федеральным законом "О политических партиях", а общественные организации - Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Эти законы устанавливают требования и процедуры для создания и регистрации партий и организаций, их взаимодействия с государством, а также определяют их права и обязанности. Кроме того, государство и политические партии/общественные организации могут заключать между собой соглашения о сотрудничестве и взаимодействии на различных уровнях.
Какие функции и цели выполняют политические партии и общественные организации в современной России?
Политические партии и общественные организации выполняют различные функции и преследуют различные цели в современной России. Основные функции политических партий включают формирование политической воли граждан, представление интересов различных социальных групп, участие в выборах и формировании органов власти, разработку и предложение политических программ и проектов законов, а также контроль за исполнением законов и решений органов государственной власти.
Какие основные политико-правовые основы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями существуют в современной России?
Основные политико-правовые основы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России закреплены в Конституции Российской Федерации, в законах о политических партиях, об общественных объединениях, о некоммерческих организациях и в других нормативных актах. Они определяют правовой статус политических партий и общественных организаций, их основные права и обязанности, порядок их создания, регистрации, деятельности и ликвидации.