особенности формирования самооценки у глухих подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 40 40 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 21.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ГЛУХИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ГЛУХИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 АНАЛИЗ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Фрагмент для ознакомления

На второй встрече было проведено обсуждение результатов опросника и тестов совместно с подростками по их просьбе, в атмосфере доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.Все участники исследования с нетерпением ждали результатов исследования и, познакомившись с ним многие были удивлены их правдивости и достоверности. В исследовании приняли участие 30 подростков (14 лет), обучающихся в специальной (коррекционной) школы II вида. Методы исследованияДля математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.Диагностика состояния агрессии (опросникБаса-Дарки)[4]Диагностика состояния агрессии производилась с помощью методики Баса-Дарки, которая позволяет структурировано изучить особенности агрессивного поведения человека.Нормой агрессивности является величина индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6,5-7±3При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.Методика исследования самооценки (ДЕМБО – РУБИНШТЕЙН) [18]Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) взрослыми людьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обработка и интерпретация результатов.Обработка проводится по шести шкалам (первая – тренировочная – «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах.по каждой из шести шкал определить:а) уровень притязанийб) высоту самооценкив) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкойрассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина. [18]Цель методики: изучение ситуативной и личностной тревожностиШкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подщкала оценки СТ (ситуативной тревожности) с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ (личностной тревожности) с формулировкой о самочувствии обычном.Результаты оцениваются обычно в градациях:до 30 баллов – низкая,31-45 баллов – средняя,46 баллов и более – высокая тревожность.Работа психолога с подростками с нарушением слухаПрограмма тренинга уверенности в себеТренинг проводится в форме трехдневной сессии.Один день тренинга - 6 часов.Общее количество часов - 18.Количество участников – 12/16/20 человек.Перерыв на обед -1 час и два15-минутных перерыва.Цель тренинга: формирование ассертивного поведения у подростков с нарушением слуха.Задачи ведущего на разных этапах дискуссии:ЭтапВ отношении проблемыВ отношении группы в целомВ отношении каждого участника А Ясно и четко сформулировать проблемуСоздать деловую обстановкураспределить функции между участникамиДобиться понимания каждым участником предмета и целейзаинтересовать каждого в решенииВУдерживать ход обсуждения в заданном русле, не допускать отклонения от проблемывыделить основные точки зренияподводить промежуточные итогине допускать повторения сказанногоВыяснить мнение участниковпресекать споры, в которых переходят на личностииспользовать идеи участников для решения проблемАктивизировать пассивных участниковВыделять основные мысли и высказывания участниковС Подвести заключительный итог, сравнить его с поставленной целью.Поблагодарить участников за работуОтметить вклад каждого в решение проблемыУверенность как проблема.Неуверенность в себе. Уверенность. Самоуверенность.УВЕРЕННОСТЬ:Источник – положительная объективная самооценкаНорма – понимание внешних условий, ситуаций, их соотнесение с внутренними потребностями, способностями, нормами – умение быстро и правильно самоопределяться – принимать решенияМеханизм – способность прогнозироватьСОМНЕНИЯ:Источник – неуверенность в себе, в собственных способностях разрешить проблему, непонимание внешних условий и ситуаций, неспособность прогнозировать событияНорма – находиться в состоянии неуверенности столько времени, сколько его надо, чтобы самоопределитьсяМеханизм – выбор варианта решенияТемы ролевых игр:Умейте нравиться себе. Создание положительной самооценкиИсточники уверенного поведенияИндикаторы уверенного поведенияИсточники неуверенного поведенияИндикаторы неуверенного поведенияПриемы, помогающие справиться с волнением в стрессовой ситуацииШесть правил, соблюдение которых позволяет нравиться людям2.2 Организация проведения тренинга уверенности в себеНомерТемаУпражненияПродолжительность (ч)ПЕРВЫЙ ДЕНЬЗнакомствоИгра "ВОПРОС-ОТВЕТ"Игра "БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ"Игра "СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ"Игра "ГЛАЗА В ГЛАЗА"1Воспитание настойчивостиИгра «ЗАИГРАННАЯ ПЛАСТИНКА»2Воспитание свободного отношения к критикеИгра «ИГРА В ТУМАН»3ВТОРОЙ ДЕНЬПозволяет преодолевать смущение в разговоре с незнакомым человекомИгра «СВОБОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ»3Позволяет спокойнее воспринимать обвинения в ваш адресИгра «НЕГАТИВНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ»3ТРЕТИЙ ДЕНЬПозволяет вам спокойно выяснить, что вашему близкому человеку в вас не нравитсяИгра «НЕГАТИВНЫЕ РАССПРОСЫ»2Учит самому признаваться как в положительных, так и отрицательных сторонах своего характераИгра «САМОРАСКРЫТИЕ»2Закрепление полученных навыков и знанийАнализ проведенного цикла занятий1Завершение работы1Содержание упражненийИгра "ВОПРОС-ОТВЕТ"Каждый участник попадает в центр полукруга образованного членами группы и становится спиной к остальным. Ему задают какие угодно вопросы, на которые он должен ответить, назвав имя опрашивающего.Игра "БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ"Участники ходят по комнате, закрыв глаза. По хлопку ведущего берут за руку стоящего рядом и называют его по имени. По второму хлопку движение возобновляется. На два хлопка все занимают свои места. После этого проводится ряд упражнений для усиления "чувств группы".Игра "СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ"Все участники с закрытыми глазами ходят в разные стороны по комнате в течение 3-4 минут. Затем участники произвольно разбиваются на пары. Один человек закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижения и т.д.Игра "ГЛАЗА В ГЛАЗА"Пары рассаживаются по стульям, и партнеры по прогулке в течение 3-4 минут молча общаются, смотря друг другу в глаза. После этого участники образуют новые пары, садятся друг против друга и обмениваются впечатлениями по поводу знакомства и проделанных процедур. Сначала рассказывает один, затем другой.ЗАИГРАННАЯ ПЛАСТИНКАСпокойное повторение того, чего вы хотите, снова и снова. Учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний. Помогает не раздражаться заранее.Достигаемый эффект: позволяет вам чувствовать себя комфортно, игнорируя попытки манипулирования вами, взывания к логике. Вы настойчиво продвигаетесь к желаемой цели.ИГРА В ТУМАНУчит спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать свои ошибки, на которые указывает оппонент, как вполне возможные. Пусть то, что вам говорят, верно, — вы все равно остаетесь судьей самому себе.Достигаемый эффект: позволяет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться, и тем самым показывает вашему критику бесплодность его попыток.СВОБОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯУчит находить в словах собеседника ту информацию, что его интересует или кажется важной.Достигаемый эффект: позволяет преодолевать смущение в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом.НЕГАТИВНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕУчит признавать свои ошибки и вину (не извиняясь за них). Вы просто соглашаетесь с враждебной или конструктивной критикой своих недостатков.Достигаемый эффект: позволяет спокойнее воспринимать обвинения в ваш адрес (не стараясь обороняться или отрицать свою ошибку) и, в то же самое время, уменьшить враждебность вашего критика.НЕГАТИВНЫЕ РАССПРОСЫСтимулируют высказывать критику в ваш адрес: тем самым вы вынуждаете вашего оппонента быть более ассертивным и не использовать против вас свои манипуляции.Достигаемый эффект: позволяет вам спокойно выяснить, что вашему близкому человеку в вас не нравится, с тем чтобы улучшить дальнейшие взаимоотношения.САМОРАСКРЫТИЕУчит самому признаваться как в положительных, так и отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни. Помогает поддерживать разговор и ослаблять манипуляции.ЗаключениеЦели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза нашего исследования о том, что для глухих подростков характерны такие личностные характеристики и эмоциональные состояния, как выраженная агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, подтвердилась.Выделение самооценки в качестве отдельного объекта психологического исследования чаще всего происходит путем разграничения в рамках самосознания двух аспектов: непосредственно знаний и самом себе и процессе их получения и процесса самооценки (в совокупности с относительно устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта).Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют единую Я-концепцию, которая звучит как совокупность всех представлений индивида о самом себе, связанная с оценкой представлений. Часть Я-концепции, связанная с отношением к себе, может называться самооценка, самоуважение, самопринятие и эмоционально-ценностное отношение к себе. Описательную часть Я-концепции обычно именуют «Образ «Я» или просто представление о себе.Причинами трудностей в формировании самооценки у глухих подростковподростков являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами снижения самооценки могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания, такие как глухота. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.Список литературыБайярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение, 2001. – 327 с.Белова Н.И. Специальная сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – СПб.: Речь, 2004. – 270 с.Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пос.- М:"Академия",2002.-224 с.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: 2004. – 440 с.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000. 528 с.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В./ – М.: Просвещение, 2005. 316 с.Выготский Л.С. О развитии речи глухих // Дефектология. - 2004. - №4. - С.88-90.Выготский Л.С. Педология подростка. – М.: Просвещение, 1984. – 516 с.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.Мамайчук И.И Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: 2002 – 208 с.Методы психологической диагностики. М.: РАН, Институт психологии, 1994. 280 с.Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте – М.: Педагогика, 2001. – 248 с.Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – С. 178 – 186.Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., 1977.Немов Р.С. Психология развития. – М.: Просвещение, 2001. – 416 с.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Изд. «Роспедагенство», 2003. – 419 с.Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.Посохова С.Т., Сорокин В.М., Тхоржевская Л.В. Комплекская психологическая диагностика. – СПб.: 2005. – 38 с.Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: - 2004. – 176 с.Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 247 с.Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 2001. – 448 с.Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб, 2006 – 487 с..Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. — М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. — 171 с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.Сурдопедагогика: учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. - М. :Владос, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика)Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: 2001. – 216 с. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М. Педагогика, 2004. – 316 с.Фестикин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: 2005. – 490 с.Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М. Просвещение, 2001. – 328 с.ПриложениеПриложение 1.АнкетаПросим Вас принять активное участие в опросе (анонимность гарантируем)Инструкция к заполнению анкетыПрочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением ответ, который соответствует вашему мнению. Кроме того, на некоторые вопросы Вы можете предложить ответы, непредусмотренные анкетой.Ваш возрастПол1. Считаете ли Вы алкоголизм и наркоманию национальной проблемой?2. Как Вы считаете, на сколько люди рискуют навредить себе, если они регулярно…?Риска нетСлабый рискЗначительный рискНе знаюА) курят сигаретыБ) употребляют алкогольВ) курят марихуануГ) употребляют героинД) употребляют экстазиЕ) другие наркотики3) Предлагали Вам в школе сверстники или учащиеся старших классов наркотические вещества?ДаНет4) Посещаете ли Вы дискотеки? Какие?5) Употребляет ли кто-нибудь из Ваших друзей ?А) алкогольБ) экстазиВ) героинГ) Курит сигаретыД) курит марихуану6) Как Вы считаете курение и употребление алкоголя влияет на успеваемость школьников?ДаНет7) Вы когда-нибудь нарушали правила поведения в школе?ДаНет8) Можете ли Вы дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?ДаНет9) Были ли Вы когда-нибудь грубы с родителями?ДаНетВ каком возрасте (если такое случалось) Вы впервые ?никогда11 лет12 лет13 лет14 лет15 лет16 летА) выпили пивоБ) виноВ) крепкие напиткиГ) выкурили первую сигаретуД) попробовали марихуану (травку)Е) ингаляторыЖ) экстазиЗ) героинИ) другие наркотики11) Как Вы считаете алкоголь и сигареты:А) Вредят здоровьюБ) помогают расслабиться в общенииВ) можно употреблять, но знать меруГ) не приемлем для меняД) свой вариант ответа12) Любишь ли ты иногда похвастатьсяДаНет13) Приходилось ли тебе говорить неправду?ДаНетСпасибо за участие

Список литературы
1. Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение, 2001. – 327 с.
2. Белова Н.И. Специальная сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.
3. Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – СПб.: Речь, 2004. – 270 с.
4. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пос.- М:"Академия",2002.-224 с.
5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: 2004. – 440 с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000. 528 с.
7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В./ – М.: Просвещение, 2005. 316 с.
8. Выготский Л.С. О развитии речи глухих // Дефектология. - 2004. - №4. - С.88-90.
9. Выготский Л.С. Педология подростка. – М.: Просвещение, 1984. – 516 с.
10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.
11. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
13. Мамайчук И.И Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006
14. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: 2002 – 208 с.
15. Методы психологической диагностики. М.: РАН, Институт психологии, 1994. 280 с.
16. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте – М.: Педагогика, 2001. – 248 с.
17. Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – С. 178 – 186.
18. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
19. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., 1977.
20. Немов Р.С. Психология развития. – М.: Просвещение, 2001. – 416 с.
21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Изд. «Роспедагенство», 2003. – 419 с.
22. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
23. Посохова С.Т., Сорокин В.М., Тхоржевская Л.В. Комплекская психологическая диагностика. – СПб.: 2005. – 38 с.
24. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
25. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: - 2004. – 176 с.
26. Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 247 с.
27. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
28. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 2001. – 448 с.
29. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб, 2006 – 487 с..
30. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
31. Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. — М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. — 171 с.
32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
33. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
34. Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. - М. : Владос, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика)
35. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: 2001. – 216 с.
36. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М. Педагогика, 2004. – 316 с.
37. Фестикин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: 2005. – 490 с.
38. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М. Просвещение, 2001. – 328 с.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки и уровня притязаний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.1. Понятие термина "задержка психического развития"

1.2 Клинические характеристики задержки психического развития

1.3 Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности

1.4 Взаимосвязь самооценки с уровнем притязаний. Определение уровня притязаний, критерий подходит

1.5 Самооценки и уровня притязаний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Вывод

библиография

Введение

В частности, в психологии в последнее время все большую актуальность приобретают вопрос, связанный с изучением важным фактором формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом, выступает самооценку, , который, в свою очередь влияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми. Так как самооценка во многом определяет успешность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями развития, исследования в отношении этой категории лиц, приобретает особое значение.

тем не Менее, психологи считают четкое различие между исследование когнитивной сферы детей с аномалиями развития и исследований их личности, с явным преимуществом первых, что было обусловлено в определенной стадии запросов системы образования этих детей. По мере того, как сознание недостаточности изучения только когнитивных процессов в отрыве от изучения личности ребенка, начали появляться исследования, посвященные изучению самооценки у детей и подростков с различными формами дизонтогенеза.

В частности, в психологии и сегодня остается открытым следующий вопрос: может ли первичное нарушение оказывать влияние на формирование личности, и, в частности, на чувство собственного достоинства, и если может, то каковы механизмы этого влияния. В своем сообщении, я представлю результаты существующих исследований самооценки детей с различными формами дизонтогенеза, проанализирую подходы к изучению самооценки у этой категории людей.

Главное в изучении этого аспекта для меня является положение Л. с Выготского о сложной структуре дефекта, согласно которой, наличие, любое нарушение провоцирует ряд вторичных отклонений в развитии. Другими словами, вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Таким образом, хотя и меньше, воздействие на самосознание, которое относится к достаточно устойчивым феноменам психической, влияния первичного дефекта, нарушения психического развития негативно влияет на формирование самосознания и такого его компонента, как самооценка. Известно, что основной формой психического развития является усвоение ребенком общечеловеческого опыта через совместную с взрослым практическую и речи (А. Н. Леонтьев, M. I. Работы, A. P. Лурия.