Воспитание толерантности (терпимость уважение доброжелательные отношения)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 02.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности 6
1.1 Понятие толерантности в современном обществе 6
1.2 Особенности воспитания толерантности в условиях современной полиэтнической школы 9
Глава 2. Процесс воспитания толерантности как источник постоянного взаимодействия учащихся 15
2.1 Методы и приемы воспитания толерантности на уроках музыки 15
2.2 Цели и задачи воспитания толерантности на уроках музыки 19
Заключение 29
Библиография 33
В ходе корректировочного этапа происходит доработка дальнейших занятий с использованием воспитательной составляющей в организации коммуникации учащихся. Определяется степень и объем воспитательной части на уроке музыки по отношении к основному предмету.
В ходе аналитико-обобщающего этапа преподавателю необходимо ответить для себя на вопросы, которые решались в ходе реализации предыдущих этапов, осуществилось ли условие по:
- формированию ведущих интегративных качеств личности учащихся;
- организации непрерывной педагогической диагностики, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
- организации практической деятельности педагогов и воспитанников;
- организации содержание просвещения в области гуманитарной культуры учащихся;
- осуществлению оптимального сочетания индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- педагогизации воспитательной среды в микрорайоне в неразрывной связи с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона;
- развитию общей и педагогической культуры учителей и воспитателей.
В этих программах последовательно и планомерно осуществляется знакомство детей не только с произведениями русского народного и композиторского творчества, но и с национальной музыкальной культурой и творчеством композиторов стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Дети на протяжении всего курса обучения музыке не только слушают и исполняют произведения народной и композиторской музыки, но и стараются почувствовать и понять характерные особенности музыкального языка того или иного народа, получают знания по истории музыки, узнают о некоторых обычаях и традициях разных народов.
Параллельно у них появляется возможность ознакомиться с некоторыми материальными образцами своей и других национальных культур (музыкальные инструменты, национальные костюмы, изделия народных ремесел и т.д.) В этом плане возможно сотрудничество с другими преподавателями, а также привлечение родителей для создания таких образцов или их макетов, рисунков.
Все это вызывает живой интерес не только к прослушанному произведению, но и внимание и уважение к тому ребенку, чьей национальности принадлежит данное произведение. Нередко дети просят повторить понравившуюся музыку еще и еще.
Особенно их привлекают произведения, исполняемые на языке оригинала. Видя такой интерес и внимание к искусству своего народа, дети - представители определенной национальности часто выказывают желание самим исполнить знакомое им произведение.
Такой интерес к творчеству их народа, по нашему мнению, способствует росту самоуважения этих детей и способствует, в свою очередь, более чуткому и внимательному восприятию музыки других народов и русской в том числе. Интересно, в частности, наблюдать с каким желанием и энтузиазмом учащиеся разных национальностей исполняют песни о России, разучивают Гимн России, русские народные песни.
Заключение
Динамические изменения жизни современного общества позволяют обнаружить важное направление его развития: расширение диапазона предметно-пространственных связей личности, основывающихся на таких базовых принципах, как научиться жить, научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе.
В этой связи тенденции глобализации как многофакторного явления современной действительности характеризуются изменением видов и связей всех общественных отношений: политики, экономики, религии, социальной сферы, образования.
При этом многообразие взаимоотношений, а не однородность означает динамичность всей глобальной системы, что является одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим.
Глобализация в области образования означает интеграцию образовательных стратегий, создание и укрепление единого образовательного пространства, в котором знания выступают в качестве объединяющего фактора, способствующего взаимодействию, консолидации и координации других процессов.
Формирование гуманных толерантных отношений в современном социуме - одна из основных целей и духовно-нравственных основ социально-педагогической деятельности в полиэтнической школе.
Данная деятельность должна содержать ряд методов и приемов, которые позволят как эффективно вести преподавание, в частности музыки, так и воспитывать толерантное отношение учащихся в полиэтническом классе.
Движение от диалога к полилогу культур означает освоение нового типа взаимодействия — поликультурного на основе познания музыки как средства коммуникации, как основы осмысления культурных и языковых кодов.
Для создания этого диалога необходимо создание особых условий при которых дети на занятии по русскому языку смогут не только осваивать изучение языка, но и будут включены в воспитательный процесс, который поможет им в освоении не только учебного предмета, но и создания, и укрепления коммуникационных процессов в классе, которые должны быть направлены, прежде всего, на формирование диалога между представителями разных культур.
Очень важным является аспект, при котором данные воспитательные условия должны будут повлиять не только на создание коммуникации в условиях класса или школы, а всего личного пространства учащихся, в том числе в рамках и городской среды. Такая ситуация сегодня становиться особенно важной, так как организация диалога культур в пространстве современного мегаполиса в России как никогда актуальна.
Именно образование как один из институтов стратегического развития современного общества должно обеспечить включенность школьника (субъекта образовательного процесса) в современные мировые процессы на основе обогащения личности универсальными знаниями, освоения нового типа взаимодействия — поликультурного.
Среди основных составляющих мировой культуры особую роль играют языки современных средств коммуникации, освоение которых позволит человеку ориентироваться в мире, познавать окружающую действительность, проявлять толерантность к другим народам и культурам.
В заявленном аспекте представляется необходимым рассматривать социокультурную ситуацию в качестве главного ориентира при организации образования.
Российская социокультурная ситуация характеризуется поликультурностью, открытостью к усвоению иных культур, что проявляется в наличии достаточного количества социальных, политических, а также национальных и этнических общностей; взаимодействия в пределах одного социума индивидов, групп, институтов, культур.
Национально-культурная специфика речевого поведения на уроке музыки придает дискуссионный характер проблеме соотношения как врожденного, так и приобретенного в речевой деятельности учащихся.
Межкультурное взаимодействие в ходе языкового общения проявляется в том, что все языки различают говорящего, слушающего и не участвующего в общении.
Представители любой культуры нуждаются в различении субъекта действия и его объекта, предмета и признака, тех или иных временных и пространственных отношений.
Поэтому, в связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками:
• готовностью к сотрудничеству;
• способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию;
• готовностью оказывать помощь;
• доброжелательностью;
• тактом.
Повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне микрорайона, города (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.).
Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности.
Воздействие культуры на язык проявляется в своеобразии самого процесса общения в разных культурах, что сказывается на особенностях лексики, грамматики, специфике нормативно-стилистического уклада языка.
Школьники познают модели поведения людей, регулируемые сложившимися представлениями о том, что человеку полагается делать в типичных ситуациях.
Каждой социальной роли соответствует определенный тип речевого поведения, свой набор языковых средств.
Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность нравственного поведения учащегося.
Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием.
Библиография
1. Белоусова И.Э. Этнопсихология: учебное посбие / И.Э. Белоусова; под общ.ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 96 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 130 с.
3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему М.: МПСИ; МОДЭК, 2011. - 285 с.
4. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках музыки: Пособие по развитию речи учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – СПб: Просвещение, 2002. – 144 с.
5. Воложанина Т. В. «Святая наука расслышать друг друга» / Т. В. Воложанина // Мир библиографии. – 2012. – №6. – С. 13-22.
6. Воробьева О.Я. В лияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся / О.Я. Воробьева// Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
7. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
8. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. - 2006. - №1.
9. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 220 с.
10. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/ Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
11. Гудков Д.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Гнозис, 2003. – 288 с.
12. Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 106 с.
13. Дружинина, А. Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве / А. Е.Дружинина // Воспитание школьников.—2011.—№ 6.—С. 15-18.
14. Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. - 280 с.
15. Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
16. Зорин В. Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы М.: ИСПИ, 2002. – 180 с.
17. Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" / Иванова Т.А., Е. В. Борисоглебская // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
18. Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л., Менчик Е.В. Учебно-методический комплект « Учимся в русской школе» – М.: Этносфера, 2007. – 320 с.
19. Колышева Е.Ю. Диалог культур как методический принцип организации процесса литературного образования в полиэтнических класса // Русский язык и литература в полиэтнических классах: учебно-методическое пособие / Под редакцией В.А. Кохановой. – М.: МГПУ, - Ярославль: Ремдер. 2012. С. 60-70.
20. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. – М.: ЧеРо, 2003. – 349 с.
21. Козырева О. А. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности учителя // Школьные технологии. 2005. № 6. С. 98.
22. Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.
23. Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания : продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №10.
24. Никулина О.В. Методика выявления уровня толерантности у учащихся и педагогов / О. В. Никулина // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №11.
25. Попова В.И. Коммуникативная направленность внеучебной деятельности школьников: Методические рекомендации для студентов филологического факультета. — Оренбург, 2000. - 120 с.
26. Якимов П.А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в контексте гуманитарного образования. — Оренбург, 2009. – 180 с.
Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему М.: МПСИ; МОДЭК, 2011., с. 27
Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010., с. 51
Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000, с. 155
Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему М.: МПСИ; МОДЭК, 2011., с. 35
Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – СПб: Просвещение, 2002., с. 67
Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – СПб: Просвещение, 2002., с. 72
Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. - 2006. - №1.
Белоусова И.Э. Этнопсихология: учебное посбие / И.Э. Белоусова; под общ.ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2009.
Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему М.: МПСИ; МОДЭК, 2011, с. 47
Якимов П.А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в контексте гуманитарного образования. — Оренбург, 2009, с. 51
Якимов П.А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в контексте гуманитарного образования. — Оренбург, 2009, с. 68
. Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010, с. 55
Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010, с. 67
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Изд-во МГУ, 2008., с. 56
Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010, с. 71
Козырева О. А. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности учителя // Школьные технологии. 2005. № 6., с. 98
Воложанина Т. В. «Святая наука расслышать друг друга» / Т. В. Воложанина // Мир библиографии. – 2012. – №6. – С. 13-22.
Воложанина Т. В. «Святая наука расслышать друг друга» / Т. В. Воложанина // Мир библиографии. – 2012. – №6. – С. 13-22.
Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е.Лингвокультурология. - СПб.: Осипов, 2006., с. 34
Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е.Лингвокультурология. - СПб.: Осипов, 2006., с. 36
Якимов П.А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в контексте гуманитарного образования. — Оренбург, 2009., с. 67
Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л., Менчик Е.В. Учебно-методический комплект « Учимся в русской школе» – М.: Этносфера, 2007, с. 43
Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л., Менчик Е.В. Учебно-методический комплект « Учимся в русской школе» – М.: Этносфера, 2007, с. 43
2
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 130 с.
3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему М.: МПСИ; МОДЭК, 2011. - 285 с.
4. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках музыки: Пособие по развитию речи учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – СПб: Просвещение, 2002. – 144 с.
5. Воложанина Т. В. «Святая наука расслышать друг друга» / Т. В. Воложанина // Мир библиографии. – 2012. – №6. – С. 13-22.
6. Воробьева О.Я. В лияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся / О.Я. Воробьева// Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
7. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
8. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. - 2006. - №1.
9. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 220 с.
10. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/ Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
11. Гудков Д.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Гнозис, 2003. – 288 с.
12. Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 106 с.
13. Дружинина, А. Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве / А. Е.Дружинина // Воспитание школьников.—2011.—№ 6.—С. 15-18.
14. Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. - 280 с.
15. Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
16. Зорин В. Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы М.: ИСПИ, 2002. – 180 с.
17. Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" / Иванова Т.А., Е. В. Борисоглебская // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
18. Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л., Менчик Е.В. Учебно-методический комплект « Учимся в русской школе» – М.: Этносфера, 2007. – 320 с.
19. Колышева Е.Ю. Диалог культур как методический принцип организации процесса литературного образования в полиэтнических класса // Русский язык и литература в полиэтнических классах: учебно-методическое пособие / Под редакцией В.А. Кохановой. – М.: МГПУ, - Ярославль: Ремдер. 2012. С. 60-70.
20. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. – М.: ЧеРо, 2003. – 349 с.
21. Козырева О. А. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности учителя // Школьные технологии. 2005. № 6. С. 98.
22. Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.
23. Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания : продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №10.
24. Никулина О.В. Методика выявления уровня толерантности у учащихся и педагогов / О. В. Никулина // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №11.
25. Попова В.И. Коммуникативная направленность внеучебной деятельности школьников: Методические рекомендации для студентов филологического факультета. — Оренбург, 2000. - 120 с.
26. Якимов П.А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в контексте гуманитарного образования. — Оренбург, 2009. – 180 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужно воспитание толерантности?
Воспитание толерантности необходимо для создания гармоничного и уважительного общества, где люди с разными убеждениями, культурным и этническим наследием могут сосуществовать и взаимодействовать мирно. Толерантность способствует преодолению предубеждений, конфликтов и насилия, а также способствует развитию взаимопонимания, сотрудничества и доброжелательных отношений.
Какие методы и приемы используются при воспитании толерантности на уроках музыки?
На уроках музыки используются различные методы и приемы для воспитания толерантности. Это включает прослушивание и обсуждение музыкальных произведений разных жанров и культур, проведение коллективных творческих заданий, организацию совместных музыкальных проектов и мероприятий. В результате таких уроков учащиеся расширяют свой кругозор, учатся уважать и ценить музыкальное творчество разных народов и культур, а также учитывать мнение и чувства других людей.
Какие цели и задачи ставятся перед воспитанием толерантности на уроках музыки?
Воспитание толерантности на уроках музыки имеет несколько целей и задач. Одна из главных целей - развитие у учащихся способности понимать и принимать разнообразие культурных выражений через музыку. Кроме того, воспитание толерантности на уроках музыки направлено на формирование у учащихся уважительного и доброжелательного отношения к разным музыкальным жанрам, композиторам и исполнителям, а также на развитие навыков сотрудничества и умения слушать и слышать других.
Какие особенности воспитания толерантности в условиях современной полиэтнической школы?
Воспитание толерантности в условиях современной полиэтнической школы имеет свои особенности. Важно учитывать культурные и этнические различия учащихся и создавать условия для их взаимопонимания и уважительного отношения друг к другу. В таких школах акцент делается на обучении межкультурным коммуникациям, мультикультурной педагогике, а также на проведении мероприятий и проектов, которые позволяют учащимся познакомиться с разными культурами и традициями.
Что такое толерантность?
Толерантность - это способность уважать и принимать различия между людьми, их мнениями, верованиями и культурами.
Какие особенности воспитания толерантности в современной полиэтнической школе?
В современной полиэтнической школе воспитание толерантности имеет свои особенности, такие как необходимость учитывать культурные различия и создавать условия для взаимного понимания между учащимися разных национальностей.
Какие методы и приемы используются для воспитания толерантности на уроках музыки?
На уроках музыки используются такие методы и приемы, как обсуждение музыкальных произведений разных культур, знакомство с музыкальным наследием разных народов, коллективные исполнения песен и музыкальных композиций.
Какие цели и задачи ставятся перед воспитанием толерантности на уроках музыки?
Основными целями и задачами воспитания толерантности на уроках музыки являются развитие у учащихся понимания и уважения к различным музыкальным культурам, формирование умения оценивать и анализировать музыкальные произведения, а также развитие творческого мышления и эмоциональной сферы.
Как воспитывается толерантность в современном обществе?
Воспитание толерантности в современном обществе осуществляется через пропаганду уважения к различиям, позитивное восприятие многообразия и межкультурного диалога, а также через образовательные программы, направленные на развитие толерантности.