Значение и роль стандартизации для документационного обеспечения управления
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 03.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Раздел 1. Стандартизации для документационного обеспечения управления 5
1.1. Теоретическое обоснование темы исследования, проведенное по специальным литературным источникам и другим информационным ресурсам. 5
1.2. Аналитический обзор опыта ведущих отечественных и зарубежных компаний 7
1.3. Определение перспектив развития проблемы 11
Раздел 2. Аналитическая часть 14
2.1. Краткая характеристика и анализ объекта исследования. 14
2.2. Выявленные проблемы в области менеджмента 16
Раздел 3. Подведение итогов 19
3.1. Рекомендации и предложения автора по решению поставленной задачи. 19
3.2. Подведение итогов исследования 23
Заключение 25
Список литературы 27
Поэтому, прежде чем заниматься технико-технологическими проблемами электронных документов, следует решить терминологические проблемы, проблемы правового характера по отношению к машиночитаемым документом. Следующий шаг – стандартизация и унификация новых информационных технологий. И все это требует серьезной научной проработки, специальной постановки научной темы в общегосударственном масштабе, как это сделано в странах ЕС, других развитых государствах. С проблемой электронного документа тесно связана проблема электронного документооборота, автоматизации ДОУ. В настоящее время различными фирмами разработано и внедрено большое число автоматизированных систем управления документацией (АСУД), характеризующихся специфическими подходами и компьютерно-коммуникационными средствами реализации. К сожалению, в этих разработках отсутствует унифицированная терминология. Продукция фирм разработчиков носит такие названия как: система автоматизации документооборота, компьютерная система автоматизации делопроизводства и документооборота, система управления делопроизводством, распределенная система управления документами, электронный архив и т.п. Разнообразие в названиях разработанных и разрабатываемых систем говорит лишь о том, что сегодня эта область информационного рынка еще не оформилась в качестве самостоятельно сегмента, и в ряде случаев продукты АСУД появляются как сопутствующие разработки или побочный продукт при решении других более сложных задач. Тем не менее, число АСУД растет достаточно быстро. Примерно 30-40 компаний регулярно участвуют в конференциях DOCFLOW и предлагают свои разработки потребителям. Это, конечно самые крупные разработчики, задающие уровень технико-технологических решений. Известно также, что многие АСУД разрабатываются индивидуально для внутреннего использования и на рынок не выставляются. Принципы разработки и критерии выбора АСУДПопытаемся рассмотреть основные тенденции в разработках АСУД. Прежде всего отметим, что для создания полноценного продукта важен именно системный подход, который позволяет после внедрения АСУД говорить о комплексном решении задачи документационного обеспечения управления в организации. Вторая характеристика системы – специализированная это система или система общего назначения? То есть, разработана ли система специально для ДОУ или же наряду с другими назначениями она может быть приспособлена для выполнения (или попутно выполняет) задачи ДОУ? В третьих, важное значение для потребителя имеет стоимость системы и масштаб организации, в которой ее можно применить, объем документооборота. При выборе потребителями необходимой системы прежде всего следует учесть, для какого типа управленческой структуры подбирается АСУД. На наш взгляд, можно выделить такие категории потребителей:сложные иерархические структуры; территориальные органы управления; коммерческие и некоммерческие организации среднего и низшего уровня. Вышеприведенная систематизация носит условный характер, однако она в основном поглощает основные типы потребителей АСУД. Для каждой из названых групп потребителей существует целый ряд предложений. Например, для министерств и ведомств предназначаются разработки компаний «Электронные офисные системы», «Весть», «Анкей», «Ланит» и др., для второй категории потребителей наиболее известны разработки кампании «Гранит-Центр», НТЦ Института развития Москвы. Больше всего разработок предназначено потребителям третьей категории организаций. Здесь можно обратить внимание на продукты фирм «Интертраст», «АйТи», «Оптима», «Центринвестсофт» и др. Требования к системе управления документацииМожно сформулировать определенные требования к современной системе управления документации в организации. Прежде всего, АСУД должна выполнять все задачи документационного обеспечения управления в полном объеме: подготовку документов, их регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их хранение и справочную работу по массиву документов. Система должна быть построена на единых методологических принципах, программно-технических и технологических решениях и в рамках действующих организационно-правовых условий в виде отечественного законодательства, государственных стандартов, инструкций и требований. АСУД должна обеспечить интегрирование накопленного информационного ресурса и реализовывать принцип однократного ввода информации и ее многократного использования как подокументно, так и фактически. Система также должна помогать администраторам выбирать маршруты движения документации внутри организации, обеспечивая необходимую степень защиты информации от несанкционированного доступа. АСУД в современных условиях должна быть способна к расширению по определенным компонентам (количество технических устройств и технологий, объем информации, количество пользователей) и уметь адаптироваться в разумных пределах к меняющимся требованиям пользователей. 3.2. Подведение итогов исследования Россия интенсивно проходит путь интеграции в мировое сообщество, и в этой связи все острее встает проблема установления единых требований (стандартов), в том числе в сферах информационных технологий и документационного обеспечения управления.Создание международного стандарта ISO 15489-1:2001 «Informationanddocumentation. Recordsmanagement» («Информация и документация – Управление документами»), разработанного подкомитетом № 11 «Управление архивами (документами)», действующим в структуре технического комитета № 46 «Информация и документация» Международной организации по стандартизации (ИСО – ISO, InternationalOrganizationforStandardization), явилось одним из ключевых решений в условиях глобализации мировых экономических отношений. Международный стандарт ISO 15489-1:2001 состоит из двух частей: «Part 1:General» (Общие принципы) и «Part 2: Guidelines» (Практическое руководство). Во второй части стандарта освещаются процедуры управления документами организации в соответствии с принципами, стандартизированными в первой части ISO 15489-1:2001. Этот документ фактически является техническим отчетом, который, согласно правилам ИСО, относится к информационным документам и не имеет статуса стандарта; цель его разработки – предложить одну из возможных методологий внедрения систем управления документами, созданную в организации на базе принципов первой части ISO 15489-1:2001. Данная методология основана на австралийском опыте работы (впрочем, и сам стандарт изначально был создан на основе австралийских стандартов и лишь в процессе обсуждения в комитете ИСО приобрел универсальный характер, объединив в себе передовой опыт других стран). Вместе с тем следует отметить, что при обсуждении второй части ISO 15489-1:2001 выдвигались предложения заложить в технический отчет несколько вариантов методологий внедрения систем управления документами и тем самым снять противоречия, связанные с национальными особенностями ведения документации и управления документами. Но ввиду сложности и разновариантности этих методологий было принято решение привести в техническом отчете лишь одну версию и отнести работу по выработке необходимой методологии к сфере деятельности национальных органов по стандартизации, управлению документами и архивами. Поэтому в большинстве развитых стран мира при разработке национального стандарта пристальное внимание уделяется первой части ISO 15489-1:2001, вторая используется как вспомогательный (уточняющий ряд положений первой части) документ.Заключение Изучив и обобщив опыт работы с документами за рубежом, мы пришли к следующим выводам:международные требования в области документооборота, несмотря на то, что законодательство в различных странах-государствах неодинаково, находят свое отражение в национальных стандартах зарубежных стран и стандартах России;нормативное регулирование электронного документооборота, первоначально получившего широкое распространение в США, на сегодня приобретает первостепенное значение при организации и функционировании современных систем документооборота на предприятии в развитых странах;в целях обеспечения потребностей развития электронного документооборота важна выработка единообразных норм, унификация и гармонизация законодательства об электронном документообороте;в России имеет место отставание документоведческих разработок нормативного и методического характера от темпов развития информационных технологий, хотя за последнее десятилетие законодательство в области работы с документами существенно обновилось, но оно не в полной мере отвечает международным стандартам и рекомендациям ООН, в отличие от законодательства развитых стран. Усиление взаимного влияния национальных экономик и правовых систем требует норм российского законодательства в сфере работы с документами с тем, чтобы они соответствовали международным стандартам.При сравнении российского и зарубежного направлений развития систем документооборота можно констатировать следующее:Документооборот в России в большей части все еще остается бумажным; для России в отличие от зарубежных стран характерен чётко выраженный вертикальный характер движения документов с жесткой регламентацией маршрутов движения документов, а также наличие специальных служб для выполнения основных делопроизводственных операций.Российским организациям необходимо учитывать как традиционно российские принципы работы с документами, так и прогрессивные западные для рациональной работы с документами и для повышения конкурентоспособности. Поэтому руководитель должен предъявлять особые требования к профессиональным знаниям работников, стимулируя их к активному поиску оптимальных решений, в том числе и путем обращения к международной практике.К основным направлениям совершенствования документационного обеспечения управления в России можно отнести:разработку единых нормативно-методических основ, принципов и правил документирования информации и работы с документированной информацией;стандартизацию и унификацию документов, в том числе стандартизацию и унификацию новых информационных технологий;обеспечение информационной безопасности и защиты информации от несанкционированного доступа;реализацию «Концепции формирования единого информационного пространства и соответствующих государственных информационных ресурсов»;повышение уровня подготовленности работников аппарата управления в области основных, принципиальных положений ДОУ и архивного дела.Совершенствование документационного обеспечения управления становится обязательным в современных условиях интеграции России в мировое информационное пространство.Список литературыГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 1998.ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2007.ИСО 15489-2001 «Информация и документация – Управление документацией». Федеральный закон от 10.02.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Справочная правовая система КОНСУЛЬТАНТ Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочная правовая система КОНСУЛЬТАНТ Digital Signature Directive 1999/93/EU (28.06.99) // Official Journal of the European Communities. – 1999. – № 28.Арндт, А.Ю. Электронная торговля: имплементация директив ЕС в национальное законодательство Германии, Франции и Великобритании / А.Ю. Арндт, О.А. Романов // [Электронный ресурс]. – http://www.russianlaw.net.Беззубенко, Н.С. Информационное обеспечение управления: учебное пособие / Н.С. Беззубенко. – Тула, 2008. Варламова, Л.Н. Новый стандарт в области делопроизводства / Л.Н. Варламова // Секретарь-референт. – 2007. – №6. Костомаров, М.Н. Управление документами в США / М.Н. Костомаров // Секретарское дело. – 1996. – № 3. Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник / Г.Д. Крылова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.Крюкова, Н.П. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие / Н.П. Крюкова. – М.: ИНФРА-М, 2008. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) / Т.В. Кузнецова // Управление персоналом. – 2003. – № 6.
1. ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 1998.
2. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2007.
3. ИСО 15489-2001 «Информация и документация – Управление документацией».
4. Федеральный закон от 10.02.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Справочная правовая система КОНСУЛЬТАНТ
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочная правовая система КОНСУЛЬТАНТ
6. Digital Signature Directive 1999/93/EU (28.06.99) // Official Journal of the European Communities. – 1999. – № 28.
7. Арндт, А.Ю. Электронная торговля: имплементация директив ЕС в национальное законодательство Германии, Франции и Великобритании / А.Ю. Арндт, О.А. Романов // [Электронный ресурс]. – http://www.russianlaw.net.
8. Беззубенко, Н.С. Информационное обеспечение управления: учебное пособие / Н.С. Беззубенко. – Тула, 2008.
9. Варламова, Л.Н. Новый стандарт в области делопроизводства / Л.Н. Варламова // Секретарь-референт. – 2007. – №6.
10. Костомаров, М.Н. Управление документами в США / М.Н. Костомаров // Секретарское дело. – 1996. – № 3.
11. Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
12. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник / Г.Д. Крылова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
13. Крюкова, Н.П. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие / Н.П. Крюкова. – М.: ИНФРА-М, 2008.
14. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) / Т.В. Кузнецова // Управление персоналом. – 2003. – № 6.
Вопрос-ответ:
Зачем нужна стандартизация для документационного обеспечения управления?
Стандартизация для документационного обеспечения управления необходима, чтобы обеспечить единообразие и структурированность документов, упростить процессы управления, повысить эффективность работы и обеспечить надежность хранения и передачи информации.
Какие преимущества дает стандартизация документационного обеспечения управления?
Стандартизация документационного обеспечения управления позволяет снизить риски ошибок, сократить время на поиск и обработку информации, повысить качество документов, обеспечить единую терминологию и форматирование, облегчить обмен документами с другими организациями.
Какие функции выполняет стандартизация для документационного обеспечения управления?
Стандартизация для документационного обеспечения управления выполняет следующие функции: определение требований к оформлению документов, разработка стандартных форм и шаблонов, установление правил хранения и передачи документов, контроль соответствия документов установленным стандартам.
Каков опыт ведущих отечественных и зарубежных компаний в области стандартизации документационного обеспечения управления?
Большинство ведущих компаний, как отечественных, так и зарубежных, применяют стандарты документации, разработанные внутри компании или национальные/международные стандарты. Например, в России ведущие компании часто используют стандарты ГОСТ, а в международном масштабе распространены стандарты ISO.
Какие перспективы развития проблемы стандартизации для документационного обеспечения управления?
С переходом к цифровой эпохе и развитием новых технологий, проблема стандартизации для документационного обеспечения управления приобретает все большую актуальность. В будущем ожидается более широкое использование электронных документов, автоматизация процессов, улучшение систем хранения и передачи информации.
Зачем нужна стандартизация для документационного обеспечения управления?
Стандартизация для документационного обеспечения управления имеет ряд важных целей. Она помогает упорядочить и систематизировать документы, облегчая их поиск и использование. Стандартизация также способствует улучшению качества документации, обеспечивая ее единообразие и удобочитаемость. Кроме того, стандартизация позволяет сократить время и затраты на создание, ведение и архивирование документов в организации.
Как проводится стандартизация для документационного обеспечения управления?
Стандартизация для документационного обеспечения управления проводится путем разработки и утверждения специальных нормативных документов, которые регламентируют порядок создания, оформления, хранения и использования документов. Такие документы обычно содержат требования к структуре документов, правилам их оформления, порядку подписания и утверждения, срокам хранения и уничтожения и т.д. Кроме того, проведение стандартизации может включать аудит документации, выявление и устранение недостатков, внедрение новых технологий и методов работы с документами.
Какой опыт в области стандартизации для документационного обеспечения управления у отечественных и зарубежных компаний?
В области стандартизации для документационного обеспечения управления отечественные и зарубежные компании обладают значительным опытом. Некоторые компании разработали собственные стандарты, которые учитывают специфику их деятельности. Другие компании применяют общепринятые международные стандарты. Опыт компаний показывает, что стандартизация в области документационного обеспечения управления способствует повышению эффективности работы, улучшению качества документации и снижению затрат на управление документами.
Для чего нужна стандартизация в документационном обеспечении управления?
Стандартизация в документационном обеспечении управления необходима для согласования и унификации процессов, методов и форм документации в организации. Она позволяет обеспечить удобство и эффективность работы с документами, обеспечить их сохранность и конфиденциальность, а также сократить риски ошибок и противоречий при обработке информации.
Какие преимущества может принести стандартизация в документационном обеспечении управления?
Стандартизация в документационном обеспечении управления может принести ряд преимуществ, таких как: повышение качества документации, улучшение процессов работы с документами, облегчение обмена информацией, снижение издержек и рисков, увеличение эффективности управления и принятия решений. Кроме того, стандартизация способствует лучшей организации документов, их систематизации и структурированию, что упрощает их поиск и использование.
Каким образом стандартизация в документационном обеспечении управления может быть реализована в организации?
Стандартизация в документационном обеспечении управления может быть реализована путем разработки и внедрения нормативных документов, таких как положения, инструкции, стандарты, регламенты и прочие руководства. Зачастую такие документы разрабатываются специалистами по документационному обеспечению управления или специализированными организациями. Кроме того, необходимо создать систему контроля, оценки и совершенствования стандартизации в документационном обеспечении управления, чтобы обеспечить их актуальность и соответствие требованиям.