развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 07.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Пояснительная записка 7
Этапы реализации проекта 11
Программное содержание проекта 12
Заключение 24
Список литературы 26
Им нужно представить, что между ними толстое стекло, которое не пропускает звуков. Воспитатель дает задания: одной группе по одну сторону «стекла» нужно будет показать «Мне холодно», «Я хочу гулять» и др, а другой группе отгадывать то, что они увидели. Потом группы меняются местами.«Закорючка»: первый ребенок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку (штрих, палочку), и передает следующему, тот должен дополнить закорючку так, чтобы получился предмет, животноеили растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д.«Ветер дует на…». Ведущий изображает ветер, начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит цирк» и так далее...Игры, направленные на снятие конфликтности«Нарисуй узор»: Понадобится пары вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Ребенку дается вырезанная из бумаги варежка, которая имеет свою форму и узор. Дети ходят и ищут свою пару. После этого сложившаяся пара должна закончить узор, изображенный на варежках. Каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.Данная игра помогает увидеть, положительные и отрицательные отношения между детьми. Также эта игра тренирует умение осуществлять совместные действия.«Красная шапочка»: детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично изменить ее совместными усилиями: Например,Красная Шапочкавстретила доброго волка, и что из этого могло получиться в итоге. Так в процессе совместного придумывания формируется умение детей подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, оценивать своих героев и их поступки с позиции морали.«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель «Закройте глаза, протяните руки к друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».«Коврик примирения». Цель игры: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Воспитатель предлагает представить, что два ребенка сегодня поссорились и их нужно примирить. В этом поможет волшебный коврик примерения. Она приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.Сюжетызаданий для моделирования проблемных ситуаций1. Мальчик и девочка поссорились – помири их.2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его так, чтобы он захотел тебе ее дать.3. Представь, что ты нашёл на улице замершего котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения, и помириться с ним. 5. Ты новенький – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ребята играют в игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принять? 7. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – что ты сделаешь?8. Твой товарищь по игре упал и ему больно, пожалей его. 9. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. Был разработан календарно-тематический план программы занятий (см. таблицу ниже):Календарно-тематический планРазделы и темы программыЦель и задачи разделаФорма занятий,приемыСодержание/темы занятийВремя проведенияРаздел 1.Коррекционно – развивающие занятия.Цель:создать благоприятный эмоциональный климат в группе, способствующий формированию и закреплению положительных коммуникативных умений и навыков детей.Задачи:развитие коммуникативной сферы; формирование навыков сотрудничества, развитие эмоциональной сферыЗанятия с игровыми элементами: дидактические и подвижные игры, выполнение заданий, упражнений, разыгрываниесюжетных ситуаций, театрализация, чтение литературы, просмотр иллюстраций, мульфильмов1.«Страна эмоций» 2.«Как нужно вести себя в гостях», 3. «Мои друзья», 4.«Правила общения с друзьями», 5.«Моя дружная семья», 6.«Правила нашей группы»1 раз в неделюРаздел 2.Коммуникативные игры и упражненияРазвивать умение сотрудничать, слушать друг друга, конструировать диалоги, подчиняться правилам,понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоцийИгры-пятиминутки«Глаза в глаза», «Покажи эмоцию» «Развесили бабушку» «Мячик»«Изобрази пословицу»«Зеркало», «Угадай»«Вышли мышки как-то раз»«Азбука почемучек»,«Липучки». Ежедневно в виде «пятиминуток»Развитие общения, навыков совместной деятельности нацелены на преодоление замкнутости и скованности детей, на формирование внимательного, доброжелательного отношения к друг к другуучить доверять и помогать друг другуИгры и задания на взаимодействие «Паровозик», «Слепец и повадырь», «Курица и цыплята»«Сороконожка», «Цветочная полянка», «Закорючка», «Пресс-конференция»«Пойми меня»«Ветер дует на» «Два зеркала», «Тайный советник».1 раз в неделю Развивать культуру общения и правил поведенияИгры для формирования культуры общения:Самостоятельная деятельность, Сюжетно-ролевые игры:Театрализация: «Морские водоросли», «Вежливые слова», «Пресс-конференция».«Поезд», «Аэропорт» «Распродажа в магазине», «День рождение матрешки» «Красная Шапочка и Серый Волк», «В гостях у Маши».1 раз в неделюРазвивать умение общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние, и уметь выражать свои чувстваИгры,упражнения направленные на понимание своего партнера,развитие динамики общенияИгры - общение без слов: «Жизнь в лесу, «Выбери партнера»«Морские водоросли»«Не скажу, а покажу», «Музей восковых фигур», Раздел.3.Создание проблемных ситуацийформировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, снятия напряжения у детей.Игры и этюды, направленные на снятие конфликтностиАнализ поведения сказочных героевЭтюды с проблемными ситуациями«Красная шапочка»,«Нарисуй узор»«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» мультфильм «Про кота Леопольда»; «Чебурашка и крокодил Гена», «Про ворону Наташу»«Коврик примерения»,«Не поделили игрушку», «Обидел друга», «Утешь друга», «Помоги друзьям», «Приглашение в игру».«Поделись»1 раз в неделюЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного.Общение – одно из важнейших условий развития личности дошкольника, условие его успешной социализации. Коммуникативные умения – главнейший показатель готовности дошкольника к обучению в школе, готовность к взаимодействию с другими людьми: взрослыми, сверстниками.О значимости коммуникативного развития дошкольников свидетельствует Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, которое ориентировано на формирование коммуникативных навыков и действий у дошкольников. Важнейшим средством развития и формирования у детей коммуникативных умений и навыков является игровая деятельность, где успешно реализуютсяусловия для проведения систематической работы по коммуникативному развитию старших дошкольников. В играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать; через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения.Игра вызывает у дошкольника устойчивые положительные эмоции, и носит творческий характер, что также немаловажно для коммуникативного развития детей. Именно поэтому основной формой занятий с детьми стала игра.Коммуникативное развитие старших дошкольников осуществлялось в совместной деятельности педагога и детей с учетом их индивидуально-возрастных особенностейи коммуникативных особенностей, присущих старшему дошкольному возрасту.Кроме того, для решения коммуникативного развития детей были созданы благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков и умений: выбор оптимальных средств (например, диалог, беседа, театрализация, создание сюжетных и проблемных ситуаций, дидактические игры, занимательные упражнения) и методов (методы накопления содержания детской речи и методы активизации словаря, развитие его смысловой стороны), способствующих коммуникативному развитию детей.Для проекта была разработана система игр, игровыхупражнений, способствующих развитию у детей коммуникативной компетентности, формированию у них коммуникативных навыков и умений.Считаю, что реализация проекта позволит оптимизировать развитие коммуникативных способностей, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста:умения слушать и вступать в диалог, способность участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие и многое другое.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 - 80 с. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.Дошколятам вернут детство// Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2013Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб.пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 1.Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.- 2008.- №12.- С. 77-80.Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]/Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf Дата обращения:10.12.2014Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2003.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
4. Дошколятам вернут детство// Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2013
5. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
6. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
9. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб.пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 1.
11. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
12. Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.- 2008.- №12.- С. 77-80.
13. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]/Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf Дата обращения:10.12.2014
15. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54
16. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2003.
Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЯЗАНСКИЙ ПЕРЕПИСКА ИНСТИТУТ (филиал)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ"
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускной квалификационной (дипломной) работы
Игровые МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ коммуникативных НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Студент:
Группа: 1916а факультета организации и управления
Специальность: 053100 Социально-культурная деятельность
Специализация: Педагогика социально-культурной сферы
Рязань 2004.
Содержание
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения
1.1 Социально-психологическая характеристика игры
1.2 Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
1.3 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
Глава 2 Характеристика игровых методов развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в e/с № 142
2.1 Характеристика и анализ деятельности д/с№.142 по развитию коммуникативных навыков у детей
2.2 Диагностика коммуникативных навыков детей посещающих ДОУ № 142, , Рязань
Вывод
Библиография
Введение
Актуальность
В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществах игрового общения перед обучение. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.
В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей, их положение в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Таким образом, вопрос, который влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. В конце концов, те дети, которые имеют уверенность в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.