развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 07.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Пояснительная записка 7
Этапы реализации проекта 11
Программное содержание проекта 12
Заключение 24
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Им нужно представить, что между ними толстое стекло, которое не пропускает звуков. Воспитатель дает задания: одной группе по одну сторону «стекла» нужно будет показать «Мне холодно», «Я хочу гулять» и др, а другой группе отгадывать то, что они увидели. Потом группы меняются местами.«Закорючка»: первый ребенок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку (штрих, палочку), и передает следующему, тот должен дополнить закорючку так, чтобы получился предмет, животноеили растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д.«Ветер дует на…». Ведущий изображает ветер, начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит цирк» и так далее...Игры, направленные на снятие конфликтности«Нарисуй узор»: Понадобится пары вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Ребенку дается вырезанная из бумаги варежка, которая имеет свою форму и узор. Дети ходят и ищут свою пару. После этого сложившаяся пара должна закончить узор, изображенный на варежках. Каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.Данная игра помогает увидеть, положительные и отрицательные отношения между детьми. Также эта игра тренирует умение осуществлять совместные действия.«Красная шапочка»: детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично изменить ее совместными усилиями: Например,Красная Шапочкавстретила доброго волка, и что из этого могло получиться в итоге. Так в процессе совместного придумывания формируется умение детей подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, оценивать своих героев и их поступки с позиции морали.«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель «Закройте глаза, протяните руки к друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».«Коврик примирения». Цель игры: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Воспитатель предлагает представить, что два ребенка сегодня поссорились и их нужно примирить. В этом поможет волшебный коврик примерения. Она приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.Сюжетызаданий для моделирования проблемных ситуаций1. Мальчик и девочка поссорились – помири их.2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его так, чтобы он захотел тебе ее дать.3. Представь, что ты нашёл на улице замершего котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения, и помириться с ним. 5. Ты новенький – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ребята играют в игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принять? 7. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – что ты сделаешь?8. Твой товарищь по игре упал и ему больно, пожалей его. 9. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. Был разработан календарно-тематический план программы занятий (см. таблицу ниже):Календарно-тематический планРазделы и темы программыЦель и задачи разделаФорма занятий,приемыСодержание/темы занятийВремя проведенияРаздел 1.Коррекционно – развивающие занятия.Цель:создать благоприятный эмоциональный климат в группе, способствующий формированию и закреплению положительных коммуникативных умений и навыков детей.Задачи:развитие коммуникативной сферы; формирование навыков сотрудничества, развитие эмоциональной сферыЗанятия с игровыми элементами: дидактические и подвижные игры, выполнение заданий, упражнений, разыгрываниесюжетных ситуаций, театрализация, чтение литературы, просмотр иллюстраций, мульфильмов1.«Страна эмоций» 2.«Как нужно вести себя в гостях», 3. «Мои друзья», 4.«Правила общения с друзьями», 5.«Моя дружная семья», 6.«Правила нашей группы»1 раз в неделюРаздел 2.Коммуникативные игры и упражненияРазвивать умение сотрудничать, слушать друг друга, конструировать диалоги, подчиняться правилам,понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоцийИгры-пятиминутки«Глаза в глаза», «Покажи эмоцию» «Развесили бабушку» «Мячик»«Изобрази пословицу»«Зеркало», «Угадай»«Вышли мышки как-то раз»«Азбука почемучек»,«Липучки». Ежедневно в виде «пятиминуток»Развитие общения, навыков совместной деятельности нацелены на преодоление замкнутости и скованности детей, на формирование внимательного, доброжелательного отношения к друг к другуучить доверять и помогать друг другуИгры и задания на взаимодействие «Паровозик», «Слепец и повадырь», «Курица и цыплята»«Сороконожка», «Цветочная полянка», «Закорючка», «Пресс-конференция»«Пойми меня»«Ветер дует на» «Два зеркала», «Тайный советник».1 раз в неделю Развивать культуру общения и правил поведенияИгры для формирования культуры общения:Самостоятельная деятельность, Сюжетно-ролевые игры:Театрализация: «Морские водоросли», «Вежливые слова», «Пресс-конференция».«Поезд», «Аэропорт» «Распродажа в магазине», «День рождение матрешки» «Красная Шапочка и Серый Волк», «В гостях у Маши».1 раз в неделюРазвивать умение общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние, и уметь выражать свои чувстваИгры,упражнения направленные на понимание своего партнера,развитие  динамики общенияИгры - общение без слов: «Жизнь в лесу, «Выбери партнера»«Морские водоросли»«Не скажу, а покажу», «Музей восковых фигур», Раздел.3.Создание проблемных ситуацийформировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, снятия напряжения у детей.Игры и этюды, направленные на снятие конфликтностиАнализ поведения сказочных героевЭтюды с проблемными ситуациями«Красная шапочка»,«Нарисуй узор»«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» мультфильм «Про кота Леопольда»; «Чебурашка и крокодил Гена», «Про ворону Наташу»«Коврик примерения»,«Не поделили игрушку», «Обидел друга», «Утешь друга», «Помоги друзьям», «Приглашение в игру».«Поделись»1 раз в неделюЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного.Общение – одно из важнейших условий развития личности дошкольника, условие его успешной социализации. Коммуникативные умения – главнейший показатель готовности дошкольника к обучению в школе, готовность к взаимодействию с другими людьми: взрослыми, сверстниками.О значимости коммуникативного развития дошкольников свидетельствует Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, которое ориентировано на формирование коммуникативных навыков и действий у дошкольников. Важнейшим средством развития и формирования у детей коммуникативных умений и навыков является игровая деятельность, где успешно реализуютсяусловия для проведения систематической работы по коммуникативному развитию старших дошкольников. В играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать; через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения.Игра вызывает у дошкольника устойчивые положительные эмоции, и носит творческий характер, что также немаловажно для коммуникативного развития детей. Именно поэтому основной формой занятий с детьми стала игра.Коммуникативное развитие старших дошкольников осуществлялось в совместной деятельности педагога и детей с учетом их индивидуально-возрастных особенностейи коммуникативных особенностей, присущих старшему дошкольному возрасту.Кроме того, для решения коммуникативного развития детей были созданы благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков и умений: выбор оптимальных средств (например, диалог, беседа, театрализация, создание сюжетных и проблемных ситуаций, дидактические игры, занимательные упражнения) и методов (методы накопления содержания детской речи и методы активизации словаря, развитие его смысловой стороны), способствующих коммуникативному развитию детей.Для проекта была разработана система игр, игровыхупражнений, способствующих развитию у детей коммуникативной компетентности, формированию у них коммуникативных навыков и умений.Считаю, что реализация проекта позволит оптимизировать развитие коммуникативных способностей, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста:умения слушать и вступать в диалог, способность участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие и многое другое.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 - 80 с. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.Дошколятам вернут детство// Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2013Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб.пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 1.Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.- 2008.- №12.- С. 77-80.Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]/Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf Дата обращения:10.12.2014Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2003.

1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 - 80 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
4. Дошколятам вернут детство// Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2013
5. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
6. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
9. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб.пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 1.
11. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
12. Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.- 2008.- №12.- С. 77-80.
13. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]/Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf Дата обращения:10.12.2014
15. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54
16. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2003.

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЯЗАНСКИЙ ПЕРЕПИСКА ИНСТИТУТ (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ"



КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Выпускной квалификационной (дипломной) работы

Игровые МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ коммуникативных НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студент:

Группа: 1916а факультета организации и управления

Специальность: 053100 Социально-культурная деятельность

Специализация: Педагогика социально-культурной сферы




Рязань 2004.

Содержание

Введение

Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения

1.1 Социально-психологическая характеристика игры

1.2 Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста

1.3 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Глава 2 Характеристика игровых методов развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в e/с № 142

2.1 Характеристика и анализ деятельности д/с№.142 по развитию коммуникативных навыков у детей

2.2 Диагностика коммуникативных навыков детей посещающих ДОУ № 142, , Рязань

Вывод

Библиография

Введение

Актуальность

В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществах игрового общения перед обучение. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей, их положение в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Таким образом, вопрос, который влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. В конце концов, те дети, которые имеют уверенность в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.