Межличностное общение детей 2-х лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 29 29 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 07.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогические особенности общения в раннем детстве 5
2. Роль общения в личностном развитии дошкольника 10
3. Особенности общение ребенка со взрослыми 15
4. Особенности общение ребенка со сверстниками 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Психологи доказали, что присутствие взрослого при восприятии ребенком речи влияет на ее возникновение. С самого раннего возраста привлекают ребенка к книге. Ежедневные рассказыи чтение малышу народных и авторских сказок, потешек, небольших стихов, пробуждают у ребенка радостные эмоции, сопереживание персонажам, вызывают у ребенка интерес к иллюстрациям. Детям раннего возраста лучше всего подходят для чтения недлинные сказки с повторяющимися фразами. Им доступны и интересны такие сказки, как "Курочка-ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Волк и семеро козлят".Особенности общение ребенка сосверстникамиВ младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою – отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое "Я" прежде всего посредством демонстрации своей собственности: "Смотри, что у меня есть!", "Это мое!". Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны – дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Важно обращать внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой двухлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: "Ты прыгаешь, и я прыгаю", "У тебя зеленые тапочки - и у меня такие же". Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами. [29]В 1-1,5-летних малышей содержание контактов со сверстниками остается таким, как и у младенцев. Ровесники их привлекают прежде всего объективными качествами (внешность, поведение). Совместные действия у них возникают очень редко и быстро прекращаются. Малыши еще не могут согласовывать свои желания и не учитывают интересы друг друга.Перелом в отношениях с ровесниками наступает в 1,5 года: развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой сверстников, чуткое отношение к ним. До 2-х лет возникает первая (эмоционально-практическая форма общения со сверстниками). Потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место после потребностей в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Смысл ее заключается в ожидании от сверстника соучастия в шалостях, забавах, стремлении к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и является раскрепощенным и непосредственным. Детей привлекает сам процесс совместных действий, выполнение которых является целью деятельности малыша, а результат не имеет никакого значения. Мотивы такого общения заключаются в самопроявления детей. Несмотря на то что малыш стремится подражать ровеснику и испытывают интерес к нему, его образ еще очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.Общение малышей с товарищами является эпизодическим, они долго играются сами. Для установления контактов используют действия, которыми овладели в общении со взрослыми (жесты, позы, мимику). Эмоции детей очень глубокие и интенсивные. Участие в предметно-действенных операциях способствует установлению контактов.Следовательно, одновременно с изменениями отношений с взрослыми на 3-м году жизни у ребенка возникает интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Постепенно развиваясь и обогащаясь, общение со сверстниками превращается в настоящую социальное взаимодействие, вследствие чего происходит создание маленьких детских обществ с собственными законами и правилами жизни.Дети ценят общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты. Возникает дружба. Чаще всего дружат между собой представители одного пола, но можно наблюдать и случаи симпатии и дружеского расположения между мальчиками и девочками.Наряду с положительными проявлениями встречаются и негативные – недоброжелательность, иногда – грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечают такое явление, как ложь. Причины возникновения лжи различны, но чаще всего малыш подражает неправильному поведению взрослых или это связано с неправильным воспитанием.У ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости, порой служит причиной ссор между детьми. Однако в более старшем возрасте это чувство может сослужить ему хорошую службу. [24, с. 36].В дошкольном детстве проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений. Межличностные отношения проявляются в общении, деятельности и социальной перцепции. В группе детского сада существуют относительно длительные привязанности между детьми, прослеживается относительно устойчивое положение ребенка в группе сверстников, проявляется определенная ситуативности в отношениях дошкольников. Они чаще общаются со сверстниками своего пола. Партнеров для игр дошкольники выбирают, учитывая интересы совместной деятельности, а также положительные качества сверстников [28].Положение детей в ролевых играх не одинаковое, ведь одни выступают в роли ведущих, а другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность во многом зависит от их способности придумывать и организовывать совместную игру (Т.А. Репина, А.А. Рояка, В.С. Мухина). Повышение успеваемости в конструктивной деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и статус ребенка (Т.А. Репина). Следовательно, успешность деятельности положительно влияет на статус ребенка в группе. В то же время при оценке успешности в любой деятельности важен не столько ее результат, сколько признание этой деятельности окружающими взрослыми, что улучшает отношение к ребенку сверстников. Как следствие этого ребенок становится более активным, повышается ее самооценка и уровень притязаний. [21]ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ межличностного общения детей 2-х лет дал возможность сделать следующие вывод:Закономерностями в развитии детей на этапе раннего возраста являются : быстрый темп физического и психического становления, а так же их взаимосвязь; приобретение первоначального социального опыта, навыков поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и социальной среды, многое другое. Восприимчивость к воспитанию и обучению облегчается пластичностью высшей нервной и психической деятельности, подражательностью и внушаемостью, потребностью во впечатлениях, двигательной активностью, характером общения.Общение с ребенком раннего возраста представляет специфическую область педагогической деятельности. Отношения ребенка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общении. В этом процессе ребенок и учится адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания.Позитивная и организованная целенаправленная деятельность ребенка непосредственно способствует более быстрому и позитивному развитию эмоциональной сферы ребенка. Поэтому деятельность ребенка должна быть направлена на удовлетворение его потребностей, и в первую очередь в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.4. В дошкольном возрасте расширяются возможности ребенка для познания окружающего мира и общения с взрослыми. Это происходит в таких формах: познавательное общение (ребенок, хорошо владея языком, разговаривает с взрослым о вещах, не находящихся в поле ее зрения, проявляет любознательность), личностное общение (ребенок видит во взрослом источник знаний, ему важно заслужить его уважение, признание, он нуждается в поддержке и одобрении взрослым правильности своего поведения). 5. Потребность в общении со сверстниками занимает не ведущее место после потребностей в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Смысл ее заключается в ожидании от сверстника соучастия в шалостях, забавах, стремлении к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и является раскрепощенным и непосредственным. Детей привлекает сам процесс совместных действий, выполнение которых является целью деятельности малыша, а результат не имеет никакого значения. Мотивы такого общения заключаются в самопроявления детей. Несмотря на то что малыш стремится подражать ровеснику и испытывают интерес к нему, его образ еще очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАвдеева Н. Н. Вы и младенець : у истоков общения / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. – М. : Педагогика, 1991. – 160 с.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М., Мозаика – Синтез, 1999. Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А.Г. Арушановой. М., Мозаика-Синтез, 2003. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие. М., Академия, 2000. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) – М., «Просвещение», 2008.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1991. – № 4. – С. 5-18Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., Просвещение, 1992. 9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб., Акцидент, 1995. 10. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаусова и др. Научн. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. М., Карапуз, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997. Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студента – 2-е изд. – М., 2006. – 416 с.Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, Академия Холдинг, 2001. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж, 1997. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986. Лашкова Л.Л. Психологический и лингвистический аспекты формирования коммуникативных качеств и умений в процессе общения детей дошкольного возраста./Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе. Ч. 2, Актуальные проблемы развития личности ребенка на разных возрастных этапах. Шадринск, 2002. Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 1998. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2003. Малетина Н.С. Содействие развитию диалогического общения дошкольников / Сборник научных трудов кафедры педагогики и методик дошкольного образования. Вып. 1. / Отв. Ред. Н.С. Малетина, Е.В. Гончарова. Екатеринбург, Уникум, 2002. Малетина Н.С., Бизикова О.А. Развитие диалогической речи детей в игровых упражнениях / Сборник статей кафедры педагогики и методик дошкольного образования. / Отв. Ред. Н.С. Малетина, Е.В. Гончарова, В.И. Казакова, И.С. Телегина. Нижневартовск, Екатеринбург, 2003. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Научн.-исслед.ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 79 с.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М., 1990. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика /. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост.Г.А.УрунтаеваМ., Академия. 1997.Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 89 с.Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.И. Лисиной. – М.: Академия, 1998.Репина Т.И. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика,1998. - 137с.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство –Пресс,2000.Урунтаева Г. А.  Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр "Академия", 1997. – 336 с.

1. Авдеева Н. Н. Вы и младенець : у истоков общения / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. – М. : Педагогика, 1991. – 160 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М., Мозаика – Синтез, 1999.
3. Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А.Г. Арушановой. М., Мозаика-Синтез, 2003.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие. М., Академия, 2000.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) – М., «Просвещение», 2008.
6. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1991. – № 4. – С. 5-18
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., Просвещение, 1992.
8. 9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб., Акцидент, 1995.
9. 10. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаусова и др. Научн. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. М., Карапуз, 1997.
10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студента – 2-е изд. – М., 2006. – 416 с.
12. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, Академия Холдинг, 2001.
13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж, 1997.
15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.
16. Лашкова Л.Л. Психологический и лингвистический аспекты формирования коммуникативных качеств и умений в процессе общения детей дошкольного возраста./Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе. Ч. 2, Актуальные проблемы развития личности ребенка на разных возрастных этапах. Шадринск, 2002.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 1998.
18. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2003.
19. Малетина Н.С. Содействие развитию диалогического общения дошкольников / Сборник научных трудов кафедры педагогики и методик дошкольного образования. Вып. 1. / Отв. Ред. Н.С. Малетина, Е.В. Гончарова. Екатеринбург, Уникум, 2002.
20. Малетина Н.С., Бизикова О.А. Развитие диалогической речи детей в игровых упражнениях / Сборник статей кафедры педагогики и методик дошкольного образования. / Отв. Ред. Н.С. Малетина, Е.В. Гончарова, В.И. Казакова, И.С. Телегина. Нижневартовск, Екатеринбург, 2003.
21. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Научн.-исслед.ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 79 с.
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
23. Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М., 1990.
24. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика /. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
25. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост.Г.А.УрунтаеваМ., Академия. 1997.
26. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 89 с.
27. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.И. Лисиной. – М.: Академия, 1998.
28. Репина Т.И. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика,1998. - 137с.
29. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство – Пресс, 2000.
30. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр "Академия", 1997. – 336 с.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические особенности характеризуют межличностное общение детей 2-х лет?

Межличностное общение детей 2-х лет отличается следующими особенностями: ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и различать себя от других; он учится общаться с окружающими людьми и находить компромиссы в конфликтных ситуациях; формируются навыки эмоциональной регуляции и восприятия чужих эмоций.

Какую роль играет общение в личностном развитии дошкольника?

Общение играет огромную роль в личностном развитии дошкольника. Оно помогает осознать себя в коллективе и формирует основы социального взаимодействия. Через общение ребенок получает опыт взаимодействия с разными людьми, развивает умение слушать, выражать свои мысли и эмоции, а также развивает свои когнитивные способности и речевые навыки.

Какие особенности присутствуют в общении ребенка со взрослыми?

Особенности общения ребенка со взрослыми включают следующие аспекты: взрослый играет роль модели для ребенка, поэтому его поведение и речь оказывают влияние на формирование навыков общения; ребенок находится в подчиненной позиции и учится уважать авторитет взрослого; общение с взрослыми способствует развитию эмпатии и пониманию социальных норм.

Какие особенности присутствуют в общении ребенка со сверстниками?

В общении ребенка со сверстниками присутствуют такие особенности: ребенок учится находить общий язык с другими детьми, находить компромиссы и решать возникающие конфликты; он развивает навыки социальной игры и взаимодействия; общение со сверстниками способствует формированию самооценки и самоидентификации.

Как влияет присутствие взрослого при восприятии ребенком речи на ее возникновение?

Психологи доказали, что присутствие взрослого при восприятии ребенком речи влияет на ее возникновение. Когда взрослый активно общается с ребенком и повторяет его слова и фразы, это стимулирует развитие речи у ребенка. Присутствие взрослого также помогает ребенку осознать, что его слова имеют значение и могут быть поняты окружающими.

Какие особенности межличностного общения у детей 2-х лет?

У детей 2-х лет межличностное общение проявляется в основном через эмоциональные реакции и невербальные сигналы, такие как мимика и жесты. Они еще не владеют полноценной речью, поэтому используют прежде всего физический контакт и звуки для общения.

Какое место занимает общение в личностном развитии дошкольника?

Общение играет ключевую роль в личностном развитии дошкольника. Через общение с родителями, педагогами и сверстниками ребенок учится выражать свои эмоции, развивает социальные навыки, улучшает коммуникативные способности и осваивает возможности взаимодействия и сотрудничества.

Какие особенности общения ребенка со взрослыми?

Общение ребенка со взрослыми характеризуется тесной эмоциональной связью. Взрослые играют важную роль в формировании речи ребенка и его социальных навыков. Они помогают ребенку развивать воображение, познавательные процессы и способности к саморегуляции.

Какие особенности общения ребенка со сверстниками?

Общение ребенка со сверстниками включает в себя игровые ситуации, совместную деятельность и обмен эмоциями. Взаимодействие среди сверстников помогает развивать социальные навыки, учиться отстаивать свои интересы, работать в коллективе и находить компромиссы.

Как влияет присутствие взрослого при восприятии речи ребенка?

Психологи доказали, что присутствие взрослого при восприятии речи ребенком положительно влияет на ее развитие. Взрослый помогает ребенку понять и интерпретировать произносимые слова, улучшает его речевое восприятие и активно включается в коммуникацию с ним, создавая благоприятную обстановку для общения и обучения.

Какие особенности межличностного общения у детей 2-х лет?

Дети в этом возрасте активно начинают учиться общаться с окружающими. Они часто используют жесты, мимику и попытки словесного контакта. Однако их речь еще не сформировалась полностью, поэтому они могут испытывать трудности в выражении своих мыслей. Особенностью общения у детей 2-х лет также является их стремление к эмоциональной близости с взрослыми и сверстниками.

Какова роль общения в личностном развитии дошкольников?

Общение играет огромную роль в личностном развитии дошкольников. Через общение дети получают опыт, учатся понимать и выражать свои эмоции, развивают коммуникативные навыки. Они учатся сотрудничать, решать конфликты, адаптироваться к новой среде. Общение также способствует формированию самооценки и самопонимания у детей, помогает им осознать свои интересы и предпочтения.