Ценообразование на рынках мобильной связи
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 29.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Экономическая значимость и общая характеристика структуры отрасли связи РФ 9
1.1.Современное состояние рынка услуг сотовой связи России 9
1.2 Характеристика стандартов сотовой связи и общемировые тенденции развития стандартов 15
Глава 2. Основы ценообразования на мировом рынке услуг связи 19
2.1.Специфика ценообразования в сфере услуг связи 19
2.2.Стратегии ценообразования и этапы их формирования 20
Глава 3. Характеристика и анализ методов ценообразования 26
3.1.Методика формирования тарифов на новые услуги связи 26
3.2.Установление цен 29
Заключение 35
Список литературы 37
При этом, в согласовании с денежным планом оператора, определяется уровень прибыльности, который нужен для покрытия издержек по оказанию услуг 4g.
Определение возможных абонентов сетей 4g и уточнение рекламной стратегии. Определение потенциальных пользователей услуг 4g соединено с исследованием потребностей нынешних пользователей услуг сетей связи и сети Интернет в новых услугах связи, а также планируемых на них расходов.
Выявление возможных соперников на рынке услуг 4g. На основании имеющейся информации об операторах-конкурентах, их деятельности в прошедшем, планов развития и т.д. определяется главная цель оператора 4g в сфере ценообразования, анализируются достоинства и недочеты предоставляемых услуг соперничающих операторов.
2. Вторым шагом разработки ценовой стратегии и политики является стратегический анализ, в ходе которого на основании собранной информации проводят несколько видов анализа.
Инвестиционный анализ. Данный анализ употребляет информацию о нужных размерах инвестиций на формирование сети, возможных вариантах цен на услуги 4g и соответственных заработках для выбора того сектора рынка, в котором оператор может притянуть абонентов наиболее полным удовлетворением их требований и обладает устойчивыми конкурентными достоинствами.
Инвестиционный анализ позволит найти оператору 4g более предпочтительный и доходный вариант стратегического развития и соответствующей тарифной политики.
Анализ элементов рынка услуг связи. В процессе данного анализа определяется, как более выгодно сегментировать тарифы на услуги 4g, чтобы учитывать различия между секторами рынка по будущим пользователям к уровню цен на разные виды услуг 4g и по уровню издержек оператора 4g на удовлетворение требований к услугам связи.
Анализ конкуренции на рынке услуг связи. Целью данного анализа к намечаемым мероприятиям по предоставлению услуг 4g, уровню их тарификации и тех конкретных мер, которые они в состоянии предпринять в ответ. На данной основании пытаются найти воздействие ответных мер соперников на уровень прибыльности, а также эффективность той ценовой стратегии, которую оператор подразумевает выполнять на рынке.
Оценка воздействия государственного регулирования на рынке связи. Государственное регулирование в сфере тарифов на услуги связи не исполняется. Однако если оператор занимает преобладающее положение на рынке (больше 65% рынка), то со стороны антимонопольного органа обязан реализоваться государственный контроль его деятельности и, в первую очередь, в области тарифной политики. Это относится и к операторам связи.
3.На 3-ем шаге по итогам проведенного комплексного анализа разрабатывается стратегия ценообразования оператора. На протяжении ближайшего десятилетия сразу с сетями 4g будут эксплуатироваться сети связи 3g, обеспечивая возврат вложенных в них инвестиций. Следовательно, ценовая стратегия при внедрении услуг 4g обязана обеспечивать последовательность в используемых подходах к тарификации услуг 3g. Это позволит не напугать абонентов нововведениями и зафиксировать то позитивное в ценообразовании на услуги связи и сеть Интернет, что было наработано в последнее время.[4]
Помимо этого, нужно учесть недочеты стратегий и тарифных планов работающих операторов.
Формирование тарифов на услуги 4g базируется на объективной оценке издержек на формирование сетей 4g, применении накопленного опыта по тарификации услуг 3g, учете практики и способов тарификации услуг передачи данных, исследовании и применении зарубежного опыта по предоставлению услуг 4g и особенностям их тарификации при учете специфики русского рынка.
Принципы и модели тарификации. Пакет услуг операторов 3g станет подключать как традиционные сервисы передачи речи, так и сервисы козни Интернет и остальных сетей передачи данных. Соответственно, тарифы оператора сети 4g будут включают в себя тарифы провайдеров остальных услуг (сервис - и контент -провайдеров), чьи услуги доступны и по сетям фиксированного доступа.
Ситуация с тарификацией услуг сети Интернет диктует ряд принципов тарификации услуг 4g, где работа мобильного Интернета одна из наиболее нужных.
В сетях связи варианты оплаты новых услуг гораздо разнообразнее, чем варианты оплаты доступа в Интернет и голосовых услуг.
Услуги связи можно тарифицировать в зависимости от:
-направления передачи данных ( разработка GPRS позволяет отдельно контролировать потоки данных от сети к пользователю и от пользователя к сети);
-размера передаваемых данных;
- ценности и типа контента;
-своевременности передачи данных;
-числа транзакций;
-типа терминала;
-качества услуг;
-размера почтового ящика;
-местоположения пользователя.
Каждый вариант тарификации имеет свои достоинства и недочеты, которые нужно учесть при разработке тарифов.Фиксированная цена является более обычным способом, но появляется проблема неравномерности применения абонентами имеющейся пропускной способности сети оператора. Данный способ оплаты может дискриминировать интересы тех, кто не сумел получить желаемый канал с важными параметрами трафика. [6]
3.2.Установление цен
Негативный опыт, соединенный с провалом ряда больших программ по формированию глобальных сетей связи, таких как ERMES, TFTS, IRIDIUM и ряд остальных, принуждает стратегических инвесторов быть наиболее аккуратными при выборе инновационных проектов. Первые результаты инвестиционной деятельности европейских компаний, которые вложили начальные инвестиции в покупку лицензий на предоставление услуг связи 4-го поколения, к огорчению, также имеют отрицательный характер. Получение лицензий 4g на основании аукционов, в итоге ажиотажного спроса и соответственно высочайшей стоимости лицензий ( в неких вариантах до 7,7 миллиардов евро) усугубило финансовое состояние ряда европейских операторов еще до начала предоставления услуг. Данные обстоятельства требуют от операторов тшательного анализа всех фаз формирования сетей 4g, в т.ч. более капиталоемкую фазу строительства сетей.
Повышение требований к экономической обоснованности инвестиционных проектов формирования сетей 4g содержится в проведении многовариантных расчетов, по итогам которых обязан быть выбран тот вариант формирования сети, который обеспечивает величайшую экономическую необходимость инвестирования.
Вариантность расчетов связана с оценкой разных сценариев перехода от сетей третьего поколения к сетям четвертого. Рассматриваются как новаторский, так и эволюционный сценарии данного перехода.
Для оценки требуемых инвестиций проанализируем три главных варианта развития сетей ( по усредненным сведениям деятельности европейских операторов):
- модернизация сети GSM на основании технологии GPRS;
- формирование сети GPRS со следующей эволюцией к UMTS;
- формирование новой сети UMTS. [14]
Экономическая эффективность инвестиций оператора оценивалась на основании расчета системы характеристик, приведенных в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели экономической эффективности инвестиций
Показатели экономичес-кой эффективности ин-вестиций Формулы расчета Срок окупаемости ин-вестиций в капитал опе-ратора связи (Ток) т – ГС
ICF x (PVIF)
где IFC - перавоначальные вложения для / = 0;
CF - входной денежный поток в период t, PVIFk - коэффициент дисконтирования (Небанковский процент в период() Чистая приведенная стои-мость (NPV) NPV = S-IFC =i: CF*(PVIF )-IFC,
где N- срок жизни проекта Индекс рентабельности (Р1) f *CF,
P * S(1 + f) *IFC Внутренняя норма доход-ности (IRR) i -IFC
S(1+IRR) Коэффициент эффективнос-ти инвестиций (ARR) ARR - IFC
где ARR - прибыль за период после вычета налогов
При расчетах были приняты следующие позволения, которые основаны на национальном и европейском опыте:
- срок действия лицензии на предоставление услуг связи - 10 лет;
- оператор выстроил уже сеть и предоставляет услуги связи GSM;
- оператор работает на рынке в условиях развитой конкуренции, где действуют 4 оператора, и обслуживает 25% рынка связи региона с населением 12млн.человек;
- доля абонентов, которые пользуются услугами передачи данных, за 10 лет возрастет с 33 до 66%;
- прибыльная часть валютных потоков оператора базируется на платежах абонентов за трафик, остальные финансы не учитываются;
- банковская процентная ставка - 8%, премия за риск - 10%;
- тарифы на услуги голосовой связи определены с учетом работающих тарифов операторов;
- тарифы на услуги передачи данных постоянны на протяжении срока действия лицензии.
Таблица 3. Результаты расчета чистой приведенной стоимости
Показатель Значение показателя, млн евро, при развитии сети по сценариям GSM-4 GPRS GSM -4 GPRS -4 UMTS GSM -4 UMTS Чистая приведенная стои-мость NPV 50,5 -98,5 -241
Для 3-х выбранных сценариев итоги расчета чистой приведенной стоимости как главного показателя экономической эффективности инвестиций ( с учетом принятых допущений) приведены в таблице 2.
На основании этих таблицы можно говорить об экономической нецелесообразности развития оператора по пути прямого перехода от сетей GSM к сетям UMTS, т.к. NPV представленного проекта отрицательна и равна (-241) млн.евро. Неэффективность стратегического решения о строительстве сетей UMTS отчасти подтверждается европейским опытом. Поэтому дальше оценка эффективности инвестиций в формирование инфраструктуры четвертого поколения проводится для 2-ух сценариев развития сети:
Сценарий 1 (GSM GPRS) - оператор предоставляет услуги связи по передаче данных и речи в сети GPRS, не переходя к формированию сети UMTS до конца срока эксплуатации сети GPRS.
Сценарий 2 ( GPRS UMTS) - оператор предоставляет услуги связи по передаче данных и речи в стандарте GSM с внедрением GPRS на протяжении первых 2-ух лет развития сети, а потом модернизирует сеть как UMTS.
Сведения о стоимости оборудования сетей GPRS и UMTS получены на основании прогнозов удорожания оборудования UMTS по сравнению с оборудованием GPRS не меньше чем на 30%.
При переходе от сети GSM к сети GPRS издержки на модернизацию обусловлены необходимостью применения дополнительного оборудования в существующую инфраструктуру сети, список и цены которого приведены в таблице 4.
При переходе от сети GSM к сети UMTS огромные издержки на формирование сети обусловлены большей сложностью построения сети UMTS и поэтому необходимостью включения в инфраструктуру сети большего числа элементов, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Стоимость дополнительного оборудования
Таблица 5. Стоимость дополнительных элементов
Помимо этого, для предоставления услуг передачи данных в сети UMTS на каждые 100 тыс. абонентов требуется один узел поддержки услуг передачи данных. Остальные составляющие сети UMTS могут употребляться вместе с имеющейся сетью GSM GPRS.
Оба сценария развития сетей предусматривают обновление сетевого программного оборудования, что также связано с доп. затратами.
Эксплуатационные затраты в сетях GPRS И GPRS - UMTS примерно одинаковы. При этом размер инвестиций на формирование сети по сценарию GPRS UMTS значительно больше, т.к. стоимость оборудования UMTS больше подобного показателя для сетей GPRS.В согласовании с избранной системой характеристик были рассчитаны характеристики экономической эффективности инвестиций для обоих сценариев развития сети (таблица 6.).
Таблица 6. Показатели экономической эффективности инвестиций
Полученные значения характеристик свидетельствуют о необходимости ввода в коммерческую эксплуатацию сети GPRS, т.к. приведенный денежный поток характеризуется положительной величиной. Из данной же таблицы следует, что проект развития сети UMTS является наименее привлекательным для инвестирования, так как чистая приведенная стоимость проекта отрицательна.[3]
Выводы: таким образом проведенное исследование ценообразования позволяет констатировать, что нет экономической необходимости в прямом переходе от сетей GSM к сетям UMTS, т.к. расчетный NPV представленного проекта отрицательна. Так же были разработаны два сценариев развития сети:
Сценарий 1 (GSM GPRS) - оператор предоставляет услуги связи по передаче данных и речи в сети GPRS, не переходя к формированию сети UMTS до конца срока эксплуатации сети GPRS.
Сценарий 2 ( GPRS UMTS) - оператор предоставляет услуги связи по передаче данных и речи в стандарте GSM с внедрением GPRS на протяжении первых 2-ух лет развития сети, а потом модернизирует сеть как UMTS.
После окончательной оценки характеристик было установлена необходимость ввода в коммерческую эксплуатацию сети GPRS, т.к. приведенный денежный поток характеризуется положительной величиной.
Заключение
Таким образом в ходе исследваония были решены следующие задачи:
В первом разделе первой главы было проанализировано современное состояние рынка услуг сотовой связи России,
Во втором разделе первой главы были проанализированы современные стандарты сотовой связи и выявлены общемировые тенденций развития стандартов.
По результатам проведенного в первой главе анализа были сделаны следующие обоснованные выводы: российский рынок мобильной связи характеризуется высоким уровнем конкуренции между основными игроками рынка. В результате активно применяются маркетинговые инструменты продвижения на рынке, в том числе и методы ценовой конкуренции. Проведенные анализ позволяет выделить несколько тенденций:
рынк сотовой связи близок к пределу насыщения по числу абонентов, в особенности в более населенных регионах РФ;
роль увеличения числа абонентов в бизнесе операторов равномерно снижается;
основной внимание на рынке сдвигается в сторону удержания имеющейся абонентской базы, в том числе и с помощью ценовых методов;
приоритетной целью ценообразования на рынке стало уменьшению количества «мигрирующих абонентов», которые переключаются от одного оператора рынка связи к другому в поисках более дешевых тарифов.
В первом разделе второй главы была исследована специфика ценообразования в сфере услуг связи,
Во втором разделе второй главы были изучены и классифицированы стратегии ценообразования и этапы их формирования
По результатам проведенного во второй главе исследования были сделаны следующие обоснованные выводы: стратегия ценообразования является важным элементном современной деятельности, во многом определяющей положения компании на рынке мобильной связи. Основным принципам, на которых строится ценовая стратегия любого современного предприятия РФ, относятся:
увязка ценовой политики с общими целями предприятия;
постоянный учет конъюнктуры рынка и особенностей сегментов, в которых работает данное предприятие;
формирование торговых надбавок с учетом уровня обслуживания покупателей;
дифференцированный подход к установлению размеров торговых надбавок и др.
Любое предприятие в современных условиях имеет возможность осуществлять дифференцированную ценовую стратегию, основанную на определенных принципах и использовании различных методов формирования торговых надбавок и рыночных цен.
В третье глава была применена методика формирования тарифов на новые услуги связи.
По результатам проведенных в третьей главе расчетов были сделаны следующие обоснованные выводы: проведенное исследование ценообразования позволяет констатировать, что нет экономической необходимости в прямом переходе от сетей GSM к сетям UMTS, т.к. расчетный NPV представленного проекта отрицательна. Так же были разработаны два сценариев развития сети:
Сценарий 1 (GSM GPRS) - оператор предоставляет услуги связи по передаче данных и речи в сети GPRS, не переходя к формированию сети UMTS до конца срока эксплуатации сети GPRS.
Сценарий 2 ( GPRS UMTS) - оператор предоставляет услуги связи по передаче данных и речи в стандарте GSM с внедрением GPRS на протяжении первых 2-ух лет развития сети, а потом модернизирует сеть как UMTS.
После окончательной оценки характеристик было установлена необходимость ввода в коммерческую эксплуатацию сети GPRS, т.к. приведенный денежный поток характеризуется положительной величиной.
Список литературы
1.Антикризисное управление/Ред. Э.С.Минаев и В.П. Панагушин.-М.:МАИ(ТУ),2013.
2.Давыдов Г.Б. О зависимости между уровнем развития телефонной связи и экономическим потенциалом страны // Электросвязь, № 11,2014.
3.Дадеркин Д.О.Экономическая модель потребительского поведения на рынке услуг сотовой связи//Мобильные системы.№12,2014.
4.Зубарев Ю.Б.О тенденциях развития телевидения, радиовещания и мобильных систем связи в России на ближнюю перспективу//3-й Бизнес-Форум «Мобильные системы»,23-27 марта, 2014.
5.Ильенкова Н.Д.Спрос: анализ и управление/Под ред. И.К. Беляевского.М.:Финансы и статистика,2012.
6.Комаров А.В.Телекоммуникационный рынок России.-М.:ИФК Ромекс-Инвест,2014-http://www.finmarket.ru/ANALITIC
7.Крупное А.Е.Телекоммуникации и национальная безопасность. //Вестник Связи,№1,2014.
8.Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование.М.:БЕК,2012,с.14.
9.Мархасин А.Б.Системная оптимизация технико-экономического планирования сотовых сетей, или Бизнес-план «Народного сотового телефона»//2-й Бизнес-Форум «Мобильные системы»,4-7 марта,2014
10.Мархасин А.Б.Методы прогнозирования рынков подвижной связи и стратегического планирования инвестиций.М.:МЦНТИ,2014.
11.Мархасин А.Б.Аналитические методы в прогнозировании рынков мобильной связи и антикризисном управлении.-М.:МЦНТИ, 2013, с.3-11.
12.О системах фиксированного и беспроводного доступа. //Подвижная радиосвязь.№46,2014.
13.Перспективы развития телекоммуникационной отрасли в России,-http://www.intrast.ru/finance/reviews/telecom.htm
14.Экономический анализ: стационарные радиотелефонные сети. Охват населения услугами связи и экономический рост./Qualcomm 2014, с.51
6
Выбор ценовой политики
Факторы внешние
Факторы внутренние
Тип рынка
Цели и маркетинг магазина
Оценка ценности потребителями
Конкуренция
Экономическая ситуация
Инфляция
Канал товародвижения
Воздействие государства
Стратегия по комплексу маркетинга
Издержки
Метод ценообразования
1.Антикризисное управление/Ред. Э.С.Минаев и В.П. Панагушин.-М.:МАИ(ТУ),2013.
2.Давыдов Г.Б. О зависимости между уровнем развития телефонной связи и экономическим потенциалом страны // Электросвязь, № 11,2014.
3.Дадеркин Д.О.Экономическая модель потребительского поведения на рынке услуг сотовой связи//Мобильные системы.№12,2014.
4.Зубарев Ю.Б.О тенденциях развития телевидения, радиовещания и мобильных систем связи в России на ближнюю перспективу//3-й Бизнес-Форум «Мобильные системы»,23-27 марта, 2014.
5.Ильенкова Н.Д.Спрос: анализ и управление/Под ред. И.К. Беляевского.М.:Финансы и статистика,2012.
6.Комаров А.В.Телекоммуникационный рынок России.-М.:ИФК Ромекс-Инвест,2014-http://www.finmarket.ru/ANALITIC
7.Крупное А.Е.Телекоммуникации и национальная безопасность. //Вестник Связи,№1,2014.
8.Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование.М.:БЕК,2012,с.14.
9.Мархасин А.Б.Системная оптимизация технико-экономического планирования сотовых сетей, или Бизнес-план «Народного сотового телефона»//2-й Бизнес-Форум «Мобильные системы»,4-7 марта,2014
10.Мархасин А.Б.Методы прогнозирования рынков подвижной связи и стратегического планирования инвестиций.М.:МЦНТИ,2014.
11.Мархасин А.Б.Аналитические методы в прогнозировании рынков мобильной связи и антикризисном управлении.-М.:МЦНТИ, 2013, с.3-11.
12.О системах фиксированного и беспроводного доступа. //Подвижная радиосвязь.№46,2014.
13.Перспективы развития телекоммуникационной отрасли в России,-http://www.intrast.ru/finance/reviews/telecom.htm
14.Экономический анализ: стационарные радиотелефонные сети. Охват населения услугами связи и экономический рост./Qualcomm 2014, с.51
Вопрос-ответ:
Какова экономическая значимость отрасли связи в России?
Отрасль связи в России имеет огромную экономическую значимость. Она является одной из самых крупных и быстрорастущих отраслей экономики. В 2020 году объем рынка сотовой связи составил более 1,5 триллиона рублей. Отрасль создает множество рабочих мест и вносит значительный вклад в развитие национальной экономики.
Какие стандарты сотовой связи применяются в России?
В России применяются несколько стандартов сотовой связи, включая GSM, CDMA2000, UMTS (WCDMA) и LTE. GSM был первым стандартом, который появился в стране и до сих пор широко используется. CDMA2000 также популярен, особенно в некоторых регионах. UMTS и LTE являются более современными стандартами и обеспечивают более высокую скорость передачи данных.
Каковы основные стратегии ценообразования на рынке услуг связи?
На рынке услуг связи применяются различные стратегии ценообразования. Некоторые компании предлагают низкие цены, чтобы привлечь больше клиентов, другие предлагают премиальные услуги и устанавливают высокие цены. Еще одна стратегия - дифференцированное ценообразование, когда одна компания предлагает разные пакеты услуг по разным ценам. Компании также могут использовать стратегию пробивания - предлагать низкие цены на новые услуги для привлечения внимания и конкуренции на рынке.
Какие методы ценообразования используются на рынке услуг связи?
На рынке услуг связи используются различные методы ценообразования, включая стоимостной подход, конкурентоспособное ценообразование, аукционный метод и дискриминацию по цене. Стоимостной подход основывается на определении стоимости предоставления услуги и добавлении к ней необходимой прибыли. Конкурентоспособное ценообразование основывается на анализе цен конкурентов и установлении своих цен на уровне или ниже уровня конкурентов. Аукционный метод применяется в случае продажи спектра частот или лицензий на услуги связи. Дискриминация по цене предусматривает установление разных цен для разных сегментов потребителей в зависимости от их способности и готовности платить.
Какова экономическая значимость отрасли связи в России?
Отрасль связи в России имеет огромную экономическую значимость. Она включает в себя множество телекоммуникационных компаний, которые предоставляют услуги связи, в том числе мобильную связь. Эта отрасль создает рабочие места, способствует развитию информационных технологий и цифровой экономики, а также является источником государственных доходов через налоги и лицензионные платежи.
Какое состояние рынка услуг сотовой связи в России?
Рынок услуг сотовой связи в России находится в стадии активного развития. В настоящее время он предлагает широкий спектр услуг, начиная от голосовой связи и SMS до передачи данных и доступа в Интернет. Количество мобильных абонентов в стране постоянно растет, что свидетельствует о высоком спросе на эти услуги. Конкуренция между операторами связи также достаточно высока, что способствует постоянному улучшению качества и снижению стоимости услуг.
Какие существуют стандарты сотовой связи и каковы их общемировые тенденции развития?
Существует несколько стандартов сотовой связи, таких как GSM, CDMA и LTE. Эти стандарты определяют технические характеристики и протоколы взаимодействия между сотовыми устройствами и сетями. Общемировые тенденции развития стандартов связи включают увеличение скорости передачи данных, повышение емкости сетей, развитие новых технологий связи (например, 5G) и улучшение качества обслуживания для конечных пользователей.
Какие стратегии ценообразования существуют на мировом рынке услуг связи?
На мировом рынке услуг связи существуют различные стратегии ценообразования. Некоторые операторы предлагают низкие цены, чтобы привлечь больше клиентов, в то время как другие устанавливают более высокие цены для обеспечения высокого качества обслуживания и инноваций. Также существует стратегия дифференциации цен, при которой операторы предлагают разные пакеты услуг по разным ценам для разных сегментов рынка. Этапы формирования стратегий ценообразования включают изучение конкурентной среды, определение целевых рыночных сегментов, установление ценовой политики и постоянный мониторинг результатов.