Владимир - креститель. Его роль в становлении государственности на Руси

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Отечества
  • 80 80 страниц
  • 82 + 82 источника
  • Добавлена 11.07.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Путь к власти 10
1.1. Святослав Игоревич и его сыновья 10
1.2 Междоусобная война 977-978гг. Вокняжение Владимира I Святославича 19
Глава 2. Государственная деятельность Владимир I а до 988г. 24
2.1 Реформы первого десятилетия княжения 24
2.2 Внешняя политика князя 31
Глава 3.Крещение Руси и его значение 40
3.1.Проникновение христианства на Русь 40
3.2.Вторая религиозная реформа Владимира I 48
3.3.Административные и правовые преобразования 62
Заключение 70
Список литературы и источников 74



Фрагмент для ознакомления

Зато на севере в Новгороде, Суздале, Белоозерье они подстрекали население к открытым выступлениям против христианских священников. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христианством (т.н. двоеверие).Введение христианства в КиевскойРуси вкачествегосударственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызватьсерьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде,Муроме,Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества –волхвами.Вслед за Киевомпостепеннохристианствоприходитвдругиегорода КиевскойРуси:Чернигов,Новгород,Ростов,Владимир I -Волынский,Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князеВладимир I еподавляющее большинство русского населения приняло христианскуюверуиКиевскаяРус стала христианской страной.Крещение Руси создалонеобходимыеусловиядляобразованияРусской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главесМитрополитом, а из Болгарии –священники, привезшие с собой богослужебныекнигина славянском языке; строилисьхрамы,открывалисьучилища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под988год), что князь Владимир I «приказал рубить церкви и ставить ихпотемместам,гдераньше стояли кумиры. И поставил церковь воимясвятогоВасилиянахолме,где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И подругим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводитьлюдейна Крещение по всем городам и селам».С помощью греческих мастеров в Киеве был построенвеличественный каменныйхрамв честьРождества ПресвятойБогородицы(Десятинный)и перенесены в него святые мощиравноапостольнойкнягиниОльги.Храмэтот символизировал собойистинный триумфхристианства в КиевскойРусии вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».Равноапостольный князьВладимир I не только заботилсяопросвещениисвоего народа. По свидетельству летописион также проявлял заботу о больных и бедных. Так, он созывал со всех концов города на свой княжеский двор народ и кормил его. А тем, кто не мог прийти, даже рассылал еду по домам и улицам. Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимир Iа был егосын великий князь Киевский ЯрославМудрый (1019-1054), в правлениекоторого христианская вера на Руси, по свидетельствулетописи(под1037год), продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться,и монастыри появляться... иумножалисьпресвитерыи людихристианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...». ПриЯрославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русскогоцерковногозодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) иновгородскаяСофия(1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051год),вомногом определивший дальнейшее развитие религиознойикультурнойжизниКиевской Руси.Для подготовкидуховенстваЯрославМудрыйв1030годуоткрылв Новгороде школу,в которойобучалось 300 детей. Естьоснования предполагать,чтотакиешколысуществовали ипридругихархиерейских кафедрах,ипреждевсего всамомКиеве.Предметомособогопопечения Ярослава Мудрого были переводыновойлитературы иумножениякнигпутем создания списков с имеющихся рукописей. Сам ЯрославМудрый,какутверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая их частоиночьюиднем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого наславянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаютсяверующиелюдинаслаждаются учением божественным... Ярослав же, какмыужесказали, любил книгии, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.В своих проповедях и публицистических выступлениях церковные идеологи активно пропагандировали ее. Примером может служить уже упомянутое «Слово о законе и благодати», принадлежащее первому русскому митрополиту Иллариону. В нем личность Владимира I и его деяния безудержно превознесены. Митрополит поставилВладимираIа в один ряд с императором Константином. Надо отметить, что на самом деле киевскому князю вскоре звание равноапостольногобыло присвоено официально.Сегодня мы знаем, что русская церковь возвела в ранг святых не только князя Владимира I, но также и княгиню Ольгу.Даже сама церковная проповедь этого периода была направлена на то, чтобы преподнести княжескую власть в глазах верующих в ореоле святости и божественности.Пока Древнерусское государство оставалось целым, церковная пропаганда адресовала верноподданнические чувства верующих к единой центральной киевской инстанции. Поэтому в этот период божественным происхождением наделялся только киевский великий князь. Но уже в период феодальной раздробленности русская церковь оказалась в очень сложнойситуации. В последние годы жизни Владимир I, прозванный Крестителем, изменил свой образ жизни. Летописи мало рассказывают о личности этого князя и о его личной жизни. В них нашли отражения лишь события, связанные с престолонаследием. Есть веские основания думать о том, что князь собирался изменить принцип престолонаследия. Старый Владимир хотел передать киевский престол своему любимому сыну Борису, рожденному в браке с византийской принцессой, и тем самым обойти имевших законное право наследования – двухостававшихся в живых старших сыновей – СвятополкаТуровского и ЯрославаНовгородского. Узнав о намерении своего отца, они – почти одновремено восстали против отца в 1014 году. Cтаршегосына – Святополка он заточилпод стражу. После этого, он стал готовиться к войне со своим другим сыном – Ярославом. Но тут случилось непредвиденное. Немолодой князь Владимир Iвнезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015. Известно, что князь похоронен в Десятинной церкви в Киеве. Мраморные саркофаги Владимира I и его жены были размещены в центре храма и находились там до разрушения церкви монголами в 1240 г. В XVII веке в Киеве случайно были обнаружены старые саркофаги, которые были признаны митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны. К сожалению, останки, извлечённые из этого захоронения, к настоящему времени также утрачены. Современные исследователи высказывают сомневаются по этому. Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира I Крестителя нет. Возможно, Владимир I первоначально поминался вместе со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом. Б.А. Успенский считает фразу в берестяной грамоте XI века с перечнем святых: «Бориса и Глеба, оцаВасилья»– упоминанием отца братьев, Владимира-Василия. По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу. Более того, житийные рассказы об обращении Владимира I в христианство, о его чудесным исцелении от слепоты по молитвам христиан встречаются даже в западноевропейских памятниках этого времени. Первые достоверные сведения о почитании Владимира I как святого равноапостольного князя относятся к XIII веку. Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира I– 15 июля. Вероятно, канонизация состоялась во второй половине XIII века.Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира I стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.Поскольку князь Владимир I жил до схизмы 1054 г., он равно почитается и в Католической Церкви, так и в Православных Церквах, преимущественно – в славянских странах (Россия, Украина и др.) и происходящих из них диаспорах. В русской традиции он титулуется равноапостольным, память его празднуется в годовщину смерти – 15 июля. В тот же день празднуют ее и католики. Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира I. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведемастерыот Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира IСвятославича. Здесь же позже святой Владимир I похоронил свою жену Анну.В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них – останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимир I у и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938-39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.Владимир I Красное Солнышко – именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимир I а. Как считают исследователи, этот былинный образ – скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.В былинах Владимир I Красное Солнышко – это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж –Дажьбог, бог солнца у славян-язычников.Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимир I е Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV – начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, ВолодимирСыславич, Володумор.Таким образом, образ великого князя киевского Владимир Iа I прочно остался в народном сознании и получил самые положительные оценки. Принятие христианства Русью, состоявшееся в его правление благодаря мудрой и целеустремленной политике князя, повысило международный престиж страны и способствовало дальнейшему культурному развитию Древнерусского государства. Княжеская власть в лице православной религии получила мощную идеологическую поддержку и внутри страны. Хотя процесс принятия новой веры шел не всегда гладко.3.3.Административные и правовые преобразованияВ лице князя Владимира Iмы видим редкий тип государственного деятеля, которому удалось не только вникнуть в суть многогранных проблем, но также провести ряд реформ и сформировать жизнестойкую государственную систему. Как все великие созидатели-реформаторы, князь Владимир I прошел тяжелый, насыщенный борьбой и преодолениями жизненный путь, воплотив несколько реформ: территориально-административную, религиозную, военную, юридическую. За 28 лет жизни в христианстве Владимир I Святославич не только блестяще осуществил реформы, но и утвердил гражданское, уголовное и церковное законодательство. Следуя византийскому принципу, он «разделил» решение возникающих вопросов между князем –с одной стороны и Церковью –с другой. К примеру, вопросы уголовного наказания всегда были прерогативой князя, а вопросы семейного законодательства (например, развод) решала Церковь. Самыми важными были религиозная, административная и образовательная (просветительская) реформы.Административная реформа заключалась в ликвидации «племенных» княжений и этнических названий. Основные семь или восемь «племенных» образований (поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, ильменскиесловены, вятичи и, возможно, радимичи) делились ещё на более мелкие. Во главе каждого из племен стояли «племенная» знать и княжеская династия, практически сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Шла беспрестанная борьба между кланами и за престолонаследие. Вступление на Киевский престол очередного правителя обычно начиналось с подавления недовольных в том или ином княжестве. Сам князь Владимир I захватил Киевский престол и убил своего брата.Взаимоотношения между верховной властью Киева и местной «племенной» знатью усложнялись отсутствием юридической основы. Договоренности были, но они носили устный характер и нарушались при каждом удобном случае. Без ликвидации системы «племенных княжений» невозможно было объединить княжества в единое государственное образование, что и сделал Владимир I . Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимир I ская (на Волыни) и Тмутараканская волости (или земли), а их обитатели стали именоваться теперь русами. Страна же с этого времени называется Русской землей, или Русью. Некоторые исследователи считают, что Владимир I пытался изменить порядок престолонаследия.Религиозную реформу князя Владимир Iа сводят, в основном, к крещению Руси, и это, конечно же, важнейший акт не только объединения государства, но и определения духовного пути своего народа, выбор внешнегосударственных приоритетов, установление более дружественных отношений с Византийской империей. Для нормирования церковной жизни в своем государстве Владимир I издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства. Таким образом,Владимир I Креститель пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Во главе церкви стоял киевский митрополит. В крупных городах находились епископы, которые решали все церковные дела своих епархий. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами. Церковь имела собственные войско, суд и законодательство. Первым митрополитом, о котором существует упоминание в письменных источниках, был грек Теотемпт.Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Владимиру I Крестителю приписывается личное участие в разработке «Церковного устава», определяющего компетенцию церковных судов. Долгое время устав считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимир I а, но с позднейшими добавлениями и искажениями. «Се я, князь великий Василий, нарицаемыйВладимир I , сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, восприялесмь крещение святое от греческих царей Константина и Василия…» – начинается текст этого документа. «И потом, воззрев в греческий «Номоканон» и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь», то есть, изучив греческий «Номоканон» (сборник церковных законов), Владимир I Святославич понял, что существует область, куда его княжеская власть не должна распространяться.В уставе Владимир I последовательно и логично расписывает функции церковного суда. Церковный суд разбирал дела, связанные с разводами, сожительством без церковного благословения, супружескую неверность, увод невесты, насилие над женщиной, споры между мужем и женой об имуществе или разводе и т.д. После насилия и бесправия, царивших в стране, законы привели народ к правильному государственному порядку. Это было необходимо и потому, что общество в классовом отношении стало гораздо более сложно структурированным, в отличие от языческого устройства. Появилось духовенство, купечество, ремесленники, бояре. До реформ Владимир I а, в языческие времена, на Руси было только одно сословное различие: люди делились на свободных и рабов, называемых «челядь» (холопы).По летописи, Владимир I поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Владимир I начал также чеканку собственной монеты – золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимир Iа изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир I был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимръ, золото), монетные мастера были болгарами. По изображению на монетах известен и княжеский знак Владимир I а – знаменитый трезубец, принятый в ХХ в. в качестве герба Украины. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями – Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, – а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. Образовательная (просветительская) реформа проводилась через церковные институты. Во вновь открывающихся монастырях и храмах формировались библиотеки, и книжное учение быстро распространялось. Киевские монахи переводили книги с греческого и болгарского, подражая переводным образцам. Это были летописи, жития святых, поучения. Церковное зодчество, иконопись, мозаика и фрески, ювелирные изделия, в противовес грубому и неэстетичному язычеству (пермский звериный стиль –исключение), способствовали формированию культурных канонов. Под непосредственным руководством князя Владимир Iа на Руси развивалось миссионерское дело. Из Балканских стран приглашались священники с понятным церковнославянским языком – они и становились первыми миссионерами, обучая местное духовенство. Не стоит заблуждаться относительно полного религиозного подчинения князя Владимир Iа грекам. Князь вел независимую политику, даже в делах духовных. Показательно, что его сыновья Борис и Глеб (ставшие первыми русскими святыми) носили церковные имена Роман и Давид – в знак дружбы с болгарской династией.Времена Владимира I ознаменованы началом книжной образованности на Руси – что связано с Крещением; детей насильно брали из семей и отправляли в школы. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Илларион. При Владимире I начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся уже ко времени Ярослава. Летопись отмечает: Владимир I , придя к выводу, что вокруг Киева слишком мало городов, приступил к их сооружению. Строительство городов имело в первую очередь оборонительную функцию. Описание деятельности киевского князя раскрывает и другое назначение укреплений: городское население составляли представители различных племен, которые переводились Владимиром из их родных мест. Городское строительство было одновременно и элементом разрушения племенных структур. Обитатели городов переставали называть себя «полянами», «древичами» и т.п., а становились владимирцами, ростовчанами и т.п.Градостроительная активность Владимир Iа имела еще одну особенность: сооружаемые на притоках Днепра города были обращены на Запад и юго-запад, они обозначали рубежи владений киевского князя и указывали направление его интересов. Реформы князя Владимир Iа имели огромное духовно-историческое значение. За четверть века он сумел из древнерусской народности заложить начало формирования нации. Только четырех правителей так отчетливо и навсегда запомнил народ: Владимир Iа I, грозного царя Ивана, Петра I и Иосифа Сталина. И первый, и последний правители созданного Владимир I ом государства канонизированы Православной Церковью во святые: это сам князь Владимир I и Царь-Мученик Николай II.Митрополит Иларион называет Владимира I «учителем», «учеником Христа» и восхищается силой его духа. Это особенно ценно, если понимать, какой подвижнической жизнью жил сам Иларион. Именно князь Владимир I заложил начало национального самосознания, что позволило выдержать годы усобиц и монголо-татарской колонизации, не дало Руси распасться на отдельные государства, как это случилось, например, с Римской империей. Как писал Карташев, все, что делал князь, не было его личной милостыней народу, а являлось его четкой правительственной программой.Власть великого князя достигла наивысшего укрепления приВладимир I е и Ярославе Мудром. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.Со времени Владимир I а или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Боярестали составлять старшую дружину. Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина, находившаяся при князе, жила за счёт кормления с княжеских сёл и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение, получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наёмной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди – к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел – город с землёй. Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.Значительной частью земли со временем стала обладать церковь. С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, постепенно росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближённый к Владимир I у и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы,игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).Таким образом, великий князь киевский Владимир I завершил объединение восточнославянских племен и заложил административную структуру Древнерусского государства. Благодаря деятельности князя была заложена система разделения церковного и светского суда, создана своя денежная система и определен порядок престолонаследия. Реформы Владимира I ознаменовали собой завершение территориального оформления страны, и заложили юридическую базу для официального оформления статуса государственной власти киевских князей при его преемниках. ЗаключениеВнебрачный сын киевского князя Святослава Владимир I волею судьбы оказался на древнерусском престоле.Будучи наместником в Новгороде он сумел одержать победу вмеждусобной борьбе с братьями за отцовское наследство и в 980г. великим князем и полноценным правителем Руси. В годы княжения Владимир Iа Iзавершилось формирование государственности Киевской Руси. Князь Владимир I проявил себя как выдающий государственный деятель и остался в истории как выдающийся политик, администратор иреформатор. Владимир I Святославович продолжал политику подчинения Киеву восточнославянских земель, не вошедших в состав Руси. При нем завершился процесс формирования государственной территории Руси.Проводя активную внешнюю политику, Владимир I отвоевал у поляков территорию Червенских городов (Волынь, Июнь, Белзи Перемышль). При нем под власть киевского князя попали племена, в бассейне Западного Буга находившиеся в зоне печенежского влияния.Уделяя большое внимание обороне южных границ, князь создал оборонительную линию, которая на некоторое время создала условия для нормального развития страны, тем самым обеспечив столь необходимую передышку. За свои ратные подвиги князь Владимир I получил высшую оценку – народную любовь. Владимир I стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир I – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.Осознавая зависимость стабильного развития всей страны от сохранения спокойной внутриполитической ситуации, князь создал надежную систему управления страной, которая должна была ограничить междусобные войны. Опорой великого киевского князя стали дружинники, посаженные им в качестве наместников во многих городах Руси.Государственная реформа Владимир Iа как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны, и это показывает, сколь своевременна была реформа.Владимир I Креститель проявил себя также выдающимся дипломатом. Он сумел четко прочувствовать международную ситуацию, и первым делом попытался наладить тесные отношения с Византией. Путем заключения междинастического брака князь сумел не только повысить международный престиж страны, но и наладить близкий духовно-культурный контакт.Владимир I Святославович вошел в историю как креститель Руси. Начав путь создания единой языческой религиозной системы князь сумел осознать ошибочность данного шага и принял мудрое и тактически верное решение – христианизация страны. Владимир I сам показал первый пример, крестившись по византийскому обряду, определив этим на века направление и формы развития Руси. Крещение Руси нельзя воспринимать как кратковременное действие или массовый обряд. Это был процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен – крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.Владимир I стал ярым заступником и приверженцем христианства. Он всю вторую половину свое княжения боролся с язычеством, прибегая к самым разным методам. Попытки насильственной христианизации встретили упорное сопротивление новой вере, особенно на севере. Но твердая воля князя довела дело до конца. Путем крещения Владимир I у I удалось наладить как внутренние дела государства, так и внешнюю политику.Христианство наложилось на существовавшую, сравнительно малоразвитую государственную и социальную структуру Киевской Руси, дав ему религию, модель политической системы, государственного устройства. Постепенно, преодолевая языческие верования, христианство будет формировать духовный облик, психологию славянских племен, обитавших между Днепром и Ладогой. Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоениемноговековогонаследиягреко-римскойцивилизации, развитие самобытных форм литературы,искусства,религиознойжизни).Заимствование становилось основой для сотрудничества,изосваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иностранцев. Изменяется и сельское хозяйство – на Руси появляется огородничество.Древняя Русь постепенно становится государством новой, высокой культуры. Не следует, однако, думать, что в языческие времена она не обладала по-своему совершенной культурой. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст древнерусскому искусству своеобразные и неповторимые черты. Говоря о новом, я имею в виду главным образом ту массу знаний (от сочинений Аристотеля до способов кладки каменной арки), которая уже тогда стала достоянием мировой культуры.Хотя русские люди начали чтить память Владимир Iа в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимир I а как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимир Iа Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимир Iа Крестителя, 15 июля 1240 г.Сложно перечислить все заслуги князя. Несмотря на свой суровый характер, князь получил весьма положительную оценку народа, о чем свидетельствует господствующее в былинах его нарицание Красным Солнышком.Список литературы и источниковПовесть временных лет /Подгот. текста О.В. Творогова. Электронная публикация (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869) Дата обращения 12.05.2015 г.Диакон Лев. История /Перевод М.М. Копыленко. – М.: Наука, 1988. – 237 с.Устав князя Владимира I Святославича «О десятинах и церковных людях» //Российское законодательство X-XX веков. – Т. 1. – М., 1984. – С.139-140.ПСРЛ. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – Т.40 (Густынская летопись). – 202 с.Житие Константина-Кирилла /Подгот. текста и перевод Л.В. Мошковой и А.А. Турилова. Электронная публикация (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2163) Дата обращения 2.05. 2015.«Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона» / Подг. текста и коммент. проф. Л.Г. Панина // Филологъ. – 2000. – № 1. – 2001. – № 2.******Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 2004. – 384 с.Введение христианства на Руси /Отв. ред. А.Д. Сухов. – М.: Мысль, 1987. – 302 с.Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Науков Думка, 1989. – 294 с.Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. – М., 1960. – С. 92-93.Володихин Д. М. Князь Владимир I (Красное Солнышко). – М.: Комсомольская правда, 2015. – 96 с.Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 2006.Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельникова. – М.: Логос, 1999. – 608 с.Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. – М., 1860. История России с древнейших времен до конца 1861 года /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Высшая школа, 2001. Как была крещена Русь. – М.: Политиздат,1990. – 320 с.Каргалов В.В. Полководцы древней руси. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 573 с.Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. 1. – М.: Наука, 1989. – 640 с.Карпов А. Ю. Владимир I Святой. – М. «Молодая гвардия», 2006. – 464 с. Карпов А.Ю. Владимир I Святой. – М.: Молодая гвардия-ЖЗЛ; Русское слово, 1997. – 446 с.Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. – Т.1. – М.: Терра, 1997. – 688 с.Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. – М.: АСТ, Харвест, 2002. – 593 с.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2004. – 1024 с.Крещение Руси в трудах русских и советских историков /Сост. А.Г. Кузмин, В.И. Вышнегородцев, В.В. Фомин и др. – М.: Мысль, 1986. – 333 с.Кузмин А. Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия,1988. – 240с.Кузьмин А.Г. Крещение Руси. – М.:Эксмо, Алгоритм, 2004. – 416 с.Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 240 с.Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. – М.: Изд-во АН СССР,1956. – 556 с.Мавродин В. В. Древняя Русь. – СПб.: Русский миръ, 2009. – 389 с.Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1971. – 192 с.Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. – М.: СП «Слово», 2001. – 462 с.Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. – М.: Языки русской культуры, 2001.Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религии. – М.: Мысль, 2002. – 191с.Пашуто В.Г. Внешняя политика Древней Руси. – М.: Наука,1964. – 474 с.Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.Полевой Н. А. История Русского народа. В трёх томах. Том I. – М.: Вече, 1997. – 640 с.Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII в. –СПб., 2003. – 246 с.Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 2005.– 184 с.Рапов О М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв. Принятие христианства. – М.: Высшая школа,1988. – 416 с.Религии мира: христианство, ислам, буддизм. – М.: Меридиан, 2004. –765 с.Русская Православная Церковь 988-1988. – М.: Издание Московской Патриархии, 2000.Рыбаков Б.А.Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 381 с.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII-XIII вв. – М.: Наука, 1982. – 599 с.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608 с.Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX-X вв. – М.: Мысль, 1980. – 358 с.Скрынников Р.Г. Русь. 10-17 века. – СПб.: «Питер», 2009.Соловьев В.С. О христианском единстве. – М., 2004.Соловьёв С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 1. История России с древнейших времён. Т. 1 – 2. – М.: Мысль, 1988. – 797 с.Танчер В.К. Христианство и общественное развитие. – М.: Знание, 1971. – 48 с.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – 4-е изд., испр. и доп. / С.А. Токарев – М.: Политиздат, 2006. –576 с.Успенский Б. А.Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 128 с. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. – 336 с.Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. – М.; СПб., 1995. – С. 231, 251.Христианство и Русь /Под ред. Рыбакова Б.А. – М.: изд-во МГУ,1988. – 264 с.Христианство: Античность Византия; Древняя Русь. – JI.: Лениздат,1988. – 335 с.Янин В.Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. – М.: Наука, 1988. – 240 с. Янин В.Л.Средневековый Новгород. – М.: Наука, 2004. – 416 с.*****Бибиков М.В. Когда была крещена Русь? Взгляд из Византии. // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 2003. – С. 102-110.Гребенюк В.П. Принятие христианства и эволюция героико-патриотического сознания в русской литературе XI-XII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 8. –М.: Наследие, 1995. – С. 3-15.Греков Б.Д. «Повесть временных лет» о походе Владимир Iа на Корсунь // Греков Б.Д. Избранные труды. Т. 2. – М.: Наука, 1959. – С. 413-428.Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории. //Христианское чтение. – 1903. Июнь-июль. – С.909-922.Климов Е.В. К вопросу о продолжительности и периодизации христианизации Древней Руси // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – Вып. 32. – С. 117-122.Коновалова И.Г. Крещение Руси // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 2003. – С. 232-234.Мюллер Л. Рассказ о крещении Владимир Iа Святославича в «Повести временных лет» // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г.В. Степанов. – М.: Наука, 1985. – С. 47-57.Назаренко А.В. Владимир I Святой в западноевропейских источниках // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 2003. – С. 313-333.Пархоменко В.А. Характер и значение эпохи Владимира I, принявшего христианство // Уч. зап. ЛГУ. Сер.ист. наук. – Выпуск 8. – Л., 1941. – С. 203-214.Полонская Н. К вопросу о Христианстве на Руси до Владимира I// ЖМНП. – 1917. – Сентябрь. – С.33-81.Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986 – 989 годах) // Как была крещена Русь. – М.: Издательство политической литературы, 1988. – С. 240 – 286.Поппэ А. Политический фон крещения Руси (Русско-византийские отношения в 986-989 годах) // Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 202-223.Преображенский А.С. Владимир I (Василий) Святославич // Православная Энциклопедия. Т. VIII. – Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 690 – 718.Прошин Г.Г. Второе крещение // Как была крещена Русь? – М., 1988. – с. 10-199.Пятышева Н.В. «Земляной путь» рассказа о походе Владимира I на Корсунь // Советская археология. 1964. – № 3. – С. 104-114.Рычка В.М. Христианские черты князя Владимира I – Крестителя // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2007. – № 3 (29). – С. 91-92.Сухов А.Д. Социальные предпосылки и последствия крещения Руси // Введение христианства на Руси /Отв. ред. А.Д. Сухов. – М.: Мысль, 1987. – С. 8-302.Тихомиров М.Н. Начало христианства на Руси //Древняя Русь. – М.: Наука,1975. – 432 с.Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси //Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д, Фроянов И Я. Бахрушин С.В. К вопросу о Крещении Киевской Руси // Религия и церковь в истории России. – М.: Мысль,1975. – 255 с.Хапаев В. Поход Владимира I на Корсунь // Родина. – 2009. – № 10. – С. 102 – 104.Хапаев В. Поход Владимира I на Корсунь // Родина. – 2009. – № 11. – С. 44 – 45.Хомяков Д. А. Православие (как начало просветительтно-бытовое, личное и общественное) // Хомяков Д. А. Православие. Самодержавие. Народность. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – С. 29 – 148.Шахматов А. А. Общерусские летописные своды 14-15 вв. // Журнал Министерства народного просвещения. – 1900. – № 1. – С. 183, 185Янин В. Л. День десятого века // Знание-сила. – 1983. – С. 17.Янин В.Л. Как и когда крестили новгородцев?//Наука и религия. – 1983. – №11. – С.27-31.

1. Повесть временных лет /Подгот. текста О.В. Творогова. Электронная публикация (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869) Дата обращения 12.05.2015 г.
2. Диакон Лев. История /Перевод М.М. Копыленко. – М.: Наука, 1988. – 237 с.
3. Устав князя Владимира I Святославича «О десятинах и церковных людях» //Российское законодательство X-XX веков. – Т. 1. – М., 1984. – С.139-140.
4. ПСРЛ. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – Т.40 (Густынская летопись). – 202 с.
5. Житие Константина-Кирилла /Подгот. текста и перевод Л.В. Мошковой и А.А. Турилова. Электронная публикация (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2163) Дата обращения 2.05. 2015.
6. «Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона» / Подг. текста и коммент. проф. Л.Г. Панина // Филологъ. – 2000. – № 1. – 2001. – № 2.


******


1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 2004. – 384 с.
2. Введение христианства на Руси /Отв. ред. А.Д. Сухов. – М.: Мысль, 1987. – 302 с.
3. Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Науков Думка, 1989. – 294 с.
4. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. – М., 1960. – С. 92-93.
5. Володихин Д. М. Князь Владимир I (Красное Солнышко). – М.: Комсомольская правда, 2015. – 96 с.
6. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 2006.
7. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельникова. – М.: Логос, 1999. – 608 с.
8. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. – М., 1860.
9. История России с древнейших времен до конца 1861 года /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Высшая школа, 2001.
10. Как была крещена Русь. – М.: Политиздат,1990. – 320 с.
11. Каргалов В.В. Полководцы древней руси. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 573 с.
12. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. 1. – М.: Наука, 1989. – 640 с.
13. Карпов А. Ю. Владимир I Святой. – М. «Молодая гвардия», 2006. – 464 с.
14. Карпов А.Ю. Владимир I Святой. – М.: Молодая гвардия-ЖЗЛ; Русское слово, 1997. – 446 с.
15. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. – Т.1. – М.: Терра, 1997. – 688 с.
16. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. – М.: АСТ, Харвест, 2002. – 593 с.
17. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2004. – 1024 с.
18. Крещение Руси в трудах русских и советских историков /Сост. А.Г. Кузмин, В.И. Вышнегородцев, В.В. Фомин и др. – М.: Мысль, 1986. – 333 с.
19. Кузмин А. Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия,1988. – 240с.
20. Кузьмин А.Г. Крещение Руси. – М.:Эксмо, Алгоритм, 2004. – 416 с.
21. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 240 с.
22. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. – М.: Изд-во АН СССР,1956. – 556 с.
23. Мавродин В. В. Древняя Русь. – СПб.: Русский миръ, 2009. – 389 с.
24. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1971. – 192 с.
25. Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. – М.: СП «Слово», 2001. – 462 с.
26. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. – М.: Языки русской культуры, 2001.
27. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религии. – М.: Мысль, 2002. – 191с.
28. Пашуто В.Г. Внешняя политика Древней Руси. – М.: Наука,1964. – 474 с.
29. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
30. Полевой Н. А. История Русского народа. В трёх томах. Том I. – М.: Вече, 1997. – 640 с.
31. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII в. –СПб., 2003. – 246 с.
32. Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 2005.– 184 с.
33. Рапов О М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв. Принятие христианства. – М.: Высшая школа,1988. – 416 с.
34. Религии мира: христианство, ислам, буддизм. – М.: Меридиан, 2004. –765 с.
35. Русская Православная Церковь 988-1988. – М.: Издание Московской Патриархии, 2000.
36. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 381 с.
37. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII-XIII вв. – М.: Наука, 1982. – 599 с.
38. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608 с.
39. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX-X вв. – М.: Мысль, 1980. – 358 с.
40. Скрынников Р.Г. Русь. 10-17 века. – СПб.: «Питер», 2009.
41. Соловьев В.С. О христианском единстве. – М., 2004.
42. Соловьёв С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 1. История России с древнейших времён. Т. 1 – 2. – М.: Мысль, 1988. – 797 с.
43. Танчер В.К. Христианство и общественное развитие. – М.: Знание, 1971. – 48 с.
44. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – 4-е изд., испр. и доп. / С.А. Токарев – М.: Политиздат, 2006. –576 с.
45. Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 128 с.
46. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. – 336 с.
47. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. – М.; СПб., 1995. – С. 231, 251.
48. Христианство и Русь /Под ред. Рыбакова Б.А. – М.: изд-во МГУ,1988. – 264 с.
49. Христианство: Античность Византия; Древняя Русь. – JI.: Лениздат,1988. – 335 с.
50. Янин В.Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. – М.: Наука, 1988. – 240 с.
51. Янин В.Л. Средневековый Новгород. – М.: Наука, 2004. – 416 с.

1. Бибиков М.В. Когда была крещена Русь? Взгляд из Византии. // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 2003. – С. 102-110.
2. Гребенюк В.П. Принятие христианства и эволюция героико-патриотического сознания в русской литературе XI-XII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 8. –М.: Наследие, 1995. – С. 3-15.
3. Греков Б.Д. «Повесть временных лет» о походе Владимир I а на Корсунь // Греков Б.Д. Избранные труды. Т. 2. – М.: Наука, 1959. – С. 413-428.
4. Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории. //Христианское чтение. – 1903. Июнь-июль. – С.909-922.
5. Климов Е.В. К вопросу о продолжительности и периодизации христианизации Древней Руси // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – Вып. 32. – С. 117-122.
6. Коновалова И.Г. Крещение Руси // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 2003. – С. 232-234.
7. Мюллер Л. Рассказ о крещении Владимир I а Святославича в «Повести временных лет» // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г.В. Степанов. – М.: Наука, 1985. – С. 47-57.
8. Назаренко А.В. Владимир I Святой в западноевропейских источниках // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 2003. – С. 313-333.
9. Пархоменко В.А. Характер и значение эпохи Владимира I, принявшего христианство // Уч. зап. ЛГУ. Сер. ист. наук. – Выпуск 8. – Л., 1941. – С. 203-214.
10. Полонская Н. К вопросу о Христианстве на Руси до Владимира I // ЖМНП. – 1917. – Сентябрь. – С.33-81.
11. Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986 – 989 годах) // Как была крещена Русь. – М.: Издательство политической литературы, 1988. – С. 240 – 286.
12. Поппэ А. Политический фон крещения Руси (Русско-византийские отношения в 986-989 годах) // Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 202-223.
13. Преображенский А.С. Владимир I (Василий) Святославич // Православная Энциклопедия. Т. VIII. – Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 690 – 718.
14. Прошин Г.Г. Второе крещение // Как была крещена Русь? – М., 1988. – с. 10-199.
15. Пятышева Н.В. «Земляной путь» рассказа о походе Владимира I на Корсунь // Советская археология. 1964. – № 3. – С. 104-114.
16. Рычка В.М. Христианские черты князя Владимира I – Крестителя // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2007. – № 3 (29). – С. 91-92.
17. Сухов А.Д. Социальные предпосылки и последствия крещения Руси // Введение христианства на Руси /Отв. ред. А.Д. Сухов. – М.: Мысль, 1987. – С. 8-302.
18. Тихомиров М.Н. Начало христианства на Руси //Древняя Русь. – М.: Наука,1975. – 432 с.
19. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси //Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д, Фроянов И Я. Бахрушин С.В. К вопросу о Крещении Киевской Руси // Религия и церковь в истории России. – М.: Мысль,1975. – 255 с.
20. Хапаев В. Поход Владимира I на Корсунь // Родина. – 2009. – № 10. – С. 102 – 104.
21. Хапаев В. Поход Владимира I на Корсунь // Родина. – 2009. – № 11. – С. 44 – 45.
22. Хомяков Д. А. Православие (как начало просветительтно-бытовое, личное и общественное) // Хомяков Д. А. Православие. Самодержавие. Народность. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – С. 29 – 148.
23. Шахматов А. А. Общерусские летописные своды 14-15 вв. // Журнал Министерства народного просвещения. – 1900. – № 1. – С. 183, 185
24. Янин В. Л. День десятого века // Знание-сила. – 1983. – С. 17.
25. Янин В.Л. Как и когда крестили новгородцев?//Наука и религия. – 1983. – №11. – С.27-31.

Вопрос-ответ:

Какую роль сыграл Владимир Креститель в становлении государственности на Руси?

Владимир Креститель сыграл ключевую роль в становлении государственности на Руси. Он провел реформы и установил централизованное управление, создал создал систему военного и гражданского управления, а также укрепил внешние связи княжества. Благодаря его усилиям Русь превратилась из раздробленного княжества в сильное централизованное государство.

Какие реформы провел Владимир Креститель в первое десятилетие княжения?

В первое десятилетие своего княжения Владимир Креститель провел ряд важных реформ. Он внедрил новую систему государственного управления, создал административное деление страны на княжества, ввел обязательное воинское служение, установил варяжский отряд как постоянные войска. Эти реформы существенно укрепили государственность Руси.

Какое значение имело крещение Руси?

Крещение Руси имело огромное значение как религиозное, так и политическое событие. Переход Руси к христианству способствовал укреплению единства княжества и укреплению государственной власти. Крещение Руси также открыло новые пути для внешней политики и торговли, укрепило связи Руси с Европой и внесло важный вклад в развитие культуры и образования.

Какое значение имело проникновение христианства на Русь?

Проникновение христианства на Русь имело огромное значение. Христианство стало новым единственным религиозным культом, объединившим народ Руси и способствовавшим формированию национального самосознания. Христианство также стало мощным фактором культурного влияния, привнесло в Русь новые знания, идеи и ценности, оказавшие сильное влияние на дальнейшее развитие страны.

Какую роль играл Владимир Креститель в становлении государственности на Руси?

Владимир Креститель сыграл важную роль в становлении государственности на Руси. Он провел реформы, укрепил власть князей и создал централизованное государство.

Кто был отцом Владимира Крестителя?

Отец Владимира Крестителя был князь Святослав Игоревич.

Какие реформы провел Владимир Креститель в первое десятилетие своего княжения?

В первое десятилетие своего княжения Владимир Креститель провел реформы в административной системе, военном деле и налогообложении. Он создал и усовершенствовал органы государственной власти, ввел постоянную армию и систему сбора налогов.

Какое значение имело крещение Руси для Владимира Крестителя?

Крещение Руси имело огромное значение для Владимира Крестителя. Он утвердил христианство как государственную религию, что повысило авторитет Руси в глазах других стран. Также крещение помогло укрепить власть князя.

Какое влияние оказала вторая религиозная реформа Владимира Крестителя?

Вторая религиозная реформа Владимира Крестителя привела к унификации религиозной жизни на Руси. Она помогла усилить центральную власть и создать новые правовые нормы. Также реформа способствовала культурному развитию Руси.

Какую роль сыграл Владимир Креститель в становлении государственности на Руси?

Владимир Креститель сыграл важную роль в становлении государственности на Руси. Он провел ряд реформ, укрепил центральную власть, создал сильную армию и установил дипломатические отношения с другими странами. Его правление было переломным моментом в истории Руси и положило основу для будущего развития государства.

Какая была государственная деятельность Владимира Крестителя до 988 года?

До 988 года Владимир Креститель провел ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти. Он создал систему дружин, которые были основой его армии, и установил дипломатические отношения с другими странами, в том числе с Византией. Владимир I также провел внутренние реформы, улучшив систему правосудия и организовав новые административные единицы.